Чем опасна для России военно-морская база Украины на Азове


Украина намерена создать на берегу Азовского моря военно-морскую базу под названием «Восток», где ВМСУ разместят 12 бронекатеров. Сила, скажем прямо, невеликая, Черноморскому флоту РФ особой угрозы она не представляет.


Но стоит ли так легкомысленно относиться к милитаристским планам Киева?

Побывав в Бердянске, где и намечено строительство, президент Владимир Зеленский заявил:

Важно иметь свои корабли в этом месте. Ведь таким образом мы защитим наши порты, нашу торговлю. Это прямая помощь экономике.


О создании военно-морской базы на Азове Незалежная задумалась в 2016 году, через два года после воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Полный контроль над Керченским проливом перешел к Москве, а украинские порты Мариуполь и Бердянск оказались «заперты» в Азовском море. На самом деле, это фигура речи, поскольку мирному судоходству российские пограничники никак не препятствовали, достаточно было согласовать с ними проход.

Однако в 2018 году по политическим мотивам режим президента Порошенко решил пойти на обострение конфликта. Сперва в Бердянск из Одессы по суше были перевезены бронированные артиллерийские катера «Кременчуг» и «Лубны». Затем туда морем по согласованию с Москвой Киев переправил поисково-спасательное судно «Донбасс» и буксир «Кореец», которые еле дошли до цели из-за неудовлетворительного технического состояния.

В ноябре 2018-го случилась так называемая попытка «керченского прорыва»: бронекатера «Бердянск» и «Никополь» в сопровождении морского буксира «Яны Капу» решили войти в Азовское море без разрешения российских пограничников. Произошел опасный международный инцидент, в результате которого украинские моряки попали за решетку, задержанные суда – на «штрафстоянку», а после их возвращение Киеву прогремело на весь мир «дело о похищенных унитазах».

С тех пор утекло много воды, но от своих планов по строительству военно-морской базы в Бердянске Незалежная не отказалась, хотя президент сменился. За 20,2 миллиона долларов ВМСУ построят в порту на изъятых землях три новых причала, административные здания, казармы и хранилища, углубят дно, чтобы спокойно могли разместиться 12 катеров. На базе будут проходить службу до 500 человек.

Две трети бронекатеров будут украинского производства: БК-02 «Аккерман», БК-01 «Бердянск», БК-03 «Вышгород», БК-07 «Костополь», БК-06 «Никополь», которые также перевезут по суше вдобавок к «Кременчугу» и «Лубны». Остальными будут, по всей видимости, американские патрульные катера «Mark VI». В отличие от более габаритных экс-«Айлендов», их можно будет доставить автопоездами. Вот, собственно говоря, и весь азовский флот ВМСУ.

Стоит ли опасаться этой флотилии, запертой в «луже»? Вопрос не вполне однозначный.

С одной стороны, сами по себе украинские бронекатера не представляют особой угрозы, поскольку предназначены для охоты на браконьеров. Вооружение американских суденышек посерьезнее, но не принципиально. С другой стороны, неприятен сам по себе факт появления иностранной военной инфраструктуры в непосредственной близости от Крыма и Ростовской области. Следующим логичным шагом будет размещение в Бердянске американского оборудования, станций слежения. А это уже совсем иная картина.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 16 апреля 2020 14:47
    0
    Следующим логичным шагом будет размещение в Бердянске американского оборудования, станций слежения.

    Это и есть главная опасность этой базы. Я всегда интересовался и не мог понять. Почему Россия никогда не отвечает на на провокации своими провокациями? А только строит из себя пострадавших! И сейчас - проглотим и утрёмся?
  2. boriz Онлайн boriz
    boriz (boriz) 16 апреля 2020 14:48
    +2
    Сергей, Кореец - это канонерская лодка, погибшая в 1904 г. вместе с Варягом. А украинский буксир называется Корець (по русски - Корец).
    Кореец - житель Кореи. Корец - маленький ковш. Воды зачерпнуть, если совсем маленький - водочки ...
  3. boriz Онлайн boriz
    boriz (boriz) 16 апреля 2020 14:54
    +2
    А вообще-то, главная опасность в том, что построив там базу, они будут зазывать туда с визитом вежливости и для совместных учений корабли НАТО. Мы их будем не пускать. Они - раздувать хайп. Короче, это просто ещё один инструмент провокации и нагнетания напряжённости.
    1. bobba94 Онлайн bobba94
      bobba94 (владимир) 16 апреля 2020 19:53
      +1
      Азовское море является самым мелководным морем в мире. Это будут еще те совместные учения кораблей НАТО. Это первое. Второе: Азовское море является внутренним морем двух стран....Украины и России и, согласно действующему соглашению между Россией и Украиной, военные корабли других стран имеют право заходить в Азовское море только при обоюдном согласии России и Украины.
      1. boriz Онлайн boriz
        boriz (boriz) 16 апреля 2020 22:47
        +2
        Ну я же написал, что мы их будем не пускать. Разве договор помешает похайпиться?
        А договор объявят утратившим силу, в связи с аннексией Крыма.
  4. Сергей Латышев (Серж) 16 апреля 2020 15:02
    0
    12 бронекатеров - офигительно милитаристские планы.
    То ли дело наши мирные 10 полноценных отрядов ВМФ.

    Имхо, скоро напишут, что катера тоже "кончились".
  5. Bitter Офлайн Bitter
    Bitter (Глеб) 16 апреля 2020 15:56
    +1
    Стоит ли опасаться этой флотилии, запертой в «луже»?

    Однозначно, стоит. Так как и задачи у этой стаи будут стоять в пределах этой лужи, а там им есть где разогнаться. Порт и военная инфраструктура позволят проведение не только учений, но и других акций не только в самом море, а в прибрежной зоне. Ну и самое главное, держать российский контингент в "тонусе", а это тоже не бесплатно.

    Следующим логичным шагом будет размещение в Бердянске американского оборудования ...

    Вот, наверное, и самый простой ответ на вопрос - Охрана дорогостоящего импортного оборудования военного назначения от чужих и от своих.
  6. cmonman Офлайн cmonman
    cmonman (Гарик Мокин) 16 апреля 2020 23:03
    -3
    Сила, скажем прямо, невеликая, Черноморскому флоту РФ особой угрозы она не представляет.

    Действительно.

    Но стоит ли так легкомысленно относиться к милитаристским планам Киева?

    Милитаризация? Россию напрягают 12 катеров? Я думаю, что Россия найдёт чем противостоять москитному флоту.

    Сергей, вы пишете:

    На самом деле... мирному судоходству российские пограничники никак не препятствовали, достаточно было согласовать с ними проход.

    Я понимаю, что проход через Босфор надо согласовывать только ради трафика. Турция не препятствует проходу военных, карго и пасс.судов. И это мирное судоходство.
    Что вы подразумеваете “под мирным судоходством” для Украины?
    Что, её военным катерам нельзя проходить под мостом? Они что, должны быть осмотрены на предмет оружия? Так на то они и военные катера, чтоб иметь вооружение у себя на борту.
    Я не понимаю - что волнует Россию в проходе катеров, барж, буксиров под мостом?
    Вы пишете:

    .... войти в Азовское море без разрешения российских пограничников.

    Я не знаю, по какому закону России Украина должна запрашивать разрешение прохода под мостом, но явно это вопрос не к пограничникам России (пример Босфора), а скорее, вопрос безопасного трафика под мостом, который должен регулироваться гражданской администрацией моста.
    И вы правы - Украина может построить на Азове амерские станции “всякого” слежения, и Россия не в состоянии запретить это.
    Украине, конечно, унизительно просить Россию о разрешении прохода под мостом, но, в конце концов, она найдёт возможность договориться с Россией.
    Но в будущем, лет так через 70-90, произойдёт обратная ситуация. Если на youtube посмотреть уровень воды океана в 2100 году, то Крым будет островом, мост будет затоплен, а Каспийское море соединится с Черным, и тогда России придётся просить разрешение у Украины пройти из Каспийского в Азовское.
    1. Анатолий Поротников (Анатолий Поротников) 17 апреля 2020 07:50
      0
      Ну, если в 2100-году Крым станет островом, то на месте б/Украины появится Украинское море. И никого спрашивать не придётся. Я уже не говорю о 2500-том году...)))
      Не ешь больше эти грибы.
    2. 123 Офлайн 123
      123 (123) 18 апреля 2020 14:04
      +2
      Я понимаю, что проход через Босфор надо согласовывать только ради трафика. Турция не препятствует проходу военных, карго и пасс.судов. И это мирное судоходство.

      Россия тоже не препятствовала судоходству. Военные украинские катера раньше пользовались этим маршрутом до тех пор, пока "незалэжные морские волки" не решили, что очередь - это не для них и вообще они теперь самостоятельные. Ни одна страна, чьи корабли проходят через Босфор, не считают себя в состоянии войны с Турцией.

      Что, её военным катерам нельзя проходить под мостом? Они что, должны быть осмотрены на предмет оружия? Так на то они и военные катера, чтоб иметь вооружение у себя на борту.

      Я не понимаю - что волнует Россию в проходе катеров, барж, буксиров под мостом?

      Понять это не сложно, "обезьяна с гранатой", резвящаяся вблизи стратегически важного объекта, не понравится никому. Помните? Они считают, что 5 лет воюют с Россией. Вам не кажется странным обращение к противнику с просьбой пропустить военные катера?

      Я не знаю, по какому закону России Украина должна запрашивать разрешение прохода под мостом, но явно это вопрос не к пограничникам России (пример Босфора), а скорее, вопрос безопасного трафика под мостом, который должен регулироваться гражданской администрацией моста.

      Для прохода Керченского пролива необходимо согласовать движение с капитаном Керченского порта. До 2014 года движение регулировалось Украиной. Что-то я не припомню примеров попытки прохода российских кораблей без согласования. Переход пролива под контроль России не означает, что там теперь можно плавать как угодно.
      По ссылке можно почитать об особенностях организации движения в проливе, по моему мнению, там нет пропаганды, только юридические аспекты и технические подробности.

      https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-lotsmanskoy-provodki-sudov-po-kerchenskomu-prolivu-port-kerch/viewer

      Что касается посещения Азовского моря военными кораблями третьих стран, то между Керченским проливом и Босфором есть разница. Черное и Средиземное моря - международные воды, Азовское море таковым не является.
      По договору между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года,

      Военные корабли и другие государственные суда третьих государств, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой Стороной.

      Даже если Украина выходит из договора, это не означает, что согласие России теперь не требуется.
      Если Вы за свободу судоходства, можете организовать движение по Миссисипи по аналогии с Дунаем, мы уж как-нибудь сами определимся, что мы должны, а чего не должны.

      И вы правы - Украина может построить на Азове амерские станции “всякого” слежения, и Россия не в состоянии запретить это.

      Запретить, конечно, не в состоянии, впрочем, как и США не в состоянии запретить размещение подобных объектов на Кубе, в Венесуэле или Никарагуа. Вам не кажется, что это имеет какую-то взаимосвязь?

      Украине, конечно, унизительно просить Россию о разрешении прохода под мостом, но, в конце концов, она найдёт возможность договориться с Россией.

      Переживут. Россия до 2014 года делала то же самое, как видите, ничего страшного не случилось. request

      Но в будущем, лет так через 70-90, произойдёт обратная ситуация. Если на youtube посмотреть уровень воды океана в 2100 году, то Крым будет островом, мост будет затоплен, а Каспийское море соединится с Черным, и тогда России придётся просить разрешение у Украины пройти из Каспийского в Азовское.

      Даже если Крым станет островом, России не придется просить разрешения на проход из Каспия в Азовское море. Кстати, Балтимору тоже достанется, бегите оттуда, пока не поздно. yes
  7. Валентин Офлайн Валентин
    Валентин (Валентин) 17 апреля 2020 07:53
    +1
    У Японии тоже когда-то была военно-морская база на Окинаве, теперь там военно-морская база США.
  8. Serge Tixiy Офлайн Serge Tixiy
    Serge Tixiy (Serge Tixiy) 17 апреля 2020 12:11
    +1
    Хорошо, что правительству и руководству ВС придется озаботиться оборудованием ТВД на Азовском море. А то, пока гром не грянет, Шойгу не перекрестится.
  9. Termit1309 Офлайн Termit1309
    Termit1309 (Александр) 17 апреля 2020 13:56
    +1
    Украина намерена создать...

    Украина много о чем мечтает. Но, как говорится - бодливой корове бог рогов не дает.
    Как любят говорить эксперты на этом сайте - вы сначала создайте. Пускай построят, там видно будет.
    1. Orange Big Офлайн Orange Big
      Orange Big (Макс) 18 апреля 2020 21:35
      +1
      Украина намерена создать...

      laughing good Ох уж эти шуточки Зеленского. Не удержаться от смеха.
  10. Orange Big Офлайн Orange Big
    Orange Big (Макс) 18 апреля 2020 21:33
    +2
    Чем опасна для России военно-морская база Украины на Азове

    Тем, что она близко и с неё может начаться психическая атака - по громкоговорителю начнут транслировать шутки Зеленского.
  11. Комментарий был удален.
  12. Наблюдатель2014 19 апреля 2020 02:38
    -7
    Чем опасна для России военно-морская база Украины на Азове

    Скулить теперь не нужно. А нужно меньше было в кошки-мышки играться в 2014-м. Сейчас бы вот такого бы и не читали, например. Визжали толпой про "Россия на войну не явилась". Я уже не говорю про Юго -Восток весь. Но доступ к Азовскому морю и сухопутный путь в Крым нужно было забирать. Стратеги млин великие. Теперь не нужно скулить и гадать. Ай-ай-яй. Что же будет. Что же будет.
    Ничего не будет. Будет хоть какая воля у главнокомандующего. И будет всё наше. Быстро и решительно. Без соплей, воплей и ТВ стенаний.