Зачем России и США нужен транспортный тоннель через Берингов пролив

25

Пандемия коронавируса и общий экономический спад угрожают всему миру рецессией, массовыми банкротствами и безработицей. В такой ситуации неплохим подспорьем могли быть стать масштабные инфраструктурные проекты под эгидой государства, дающие заказы, подряды и создающие новые рабочие места.

Вполне возможно, что пришло время вновь вернуться к идее соединения России и США тоннелем по дну Берингова пролива. Что же может дать нашей стране этот проект?



Эта идея не нова, впервые ее озвучили в далеком 1890 году. Железнодорожным магнатам приглянулось соединить Аляску и Восточную Сибирь. Рассматривались варианты как с железнодорожным тоннелем, так и с паромной переправой, но по разным причинам они были в свое время отклонены.

Уже в 2012 году тогдашний глава ОАО «РЖД» Якунин высказывался в пользу продолжения магистрали до Камчатки и последующего соединения с североамериканскими железными дорогами. Несколько лет назад в России онлайн-петиция о строительстве тоннеля через Берингов пролив собрала свыше 16 тысяч голосов. Так что же может получить наша страна от реализации данного проекта, и почему он постоянно откладывается в долгий ящик?

На первый взгляд, все представляется довольно просто. Сам Берингов пролив относительно неглубок, от 30 до 50 метров. Примерно посередине его находятся два острова: Ратманова и Крузенштерна, между ними пролегает морская граница между РФ и США, Азией и Северной Америкой, а заодно и линия перемены дат. Используя острова, можно проложить три участка подводного тоннеля длиной 40, 3,7 и 40 километров, соответственно, между Чукоткой и Аляской. Технически это не сложнее, чем соединить Великобританию и континент через Ла-Манш.

В случае реализации, этот проект сулит массу «плюшек». Присоединение к нему Китая и Юго-Восточной Азии даст им доступ железнодорожным путем к рынку США и Канады, а Россия заодно сможет зарабатывать на транзите. По предварительным подсчетам, по дну Берингова пролива пойдет до 3% объема мировой торговли. Параллельно по тоннелю можно будет проложить телекоммуникационные кабели, трубопроводы и т.п. Дополнительный стимул к развитию получат слабонаселенные регионы Дальнего Востока и Аляски. Будут надежно связаны два континента, появится возможность проехаться на автомобиле от Лиссабона до Майами.

Выгоды несомненны и велики. Но до сих пор реализация проекта упиралась в ряд серьезных проблем.

Во-первых, регион относится к Крайнему Северу с его суровыми условиями, из-за чего строительство будет весьма непростым и дорогостоящим. По некоторым подсчетам, проект может обойтись в сумму свыше 100 миллиардов долларов.

Во-вторых, нужны инвестиции в прилегающую транспортную инфраструктуру. Со стороны США необходимо будет проложить минимум 900 километров дороги по вечной мерзлоте до ближайшей автострады. С российской стороны все еще хуже: от автотрассы до возможного въезда в тоннель порядка 2 тысяч километров, до ближайшей железной дороги от него свыше 3 тысяч километров. Плюс к этому в России и США разная ширина железнодорожной колеи.

В-третьих, в условиях начинающегося экономического спада железной дороге придется конкурировать с морским транспортом за снижающийся грузопоток.

Тем не менее происходящее в мире все больше походит на начало новой «великой депрессии». Реализация подобного масштабного инфраструктурного проекта на условиях международной кооперации могла бы поддержать экономику и реальный сектор государств, в нем участвующих.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    17 апреля 2020 11:50
    Фантасты - утописты проснулись laughing
    1. 0
      17 апреля 2020 12:14
      Думаю, так же говорили про Ла-Манш.
      1. +1
        17 апреля 2020 18:12
        Тут даже и рядом сравнивать нельзя. Вы были когда-нибудь на Чукотке? Марсианский пейзаж. Одни горы и камни, деревьев нет, дорог тоже. Люди там быстро убывают, много поселков брошенных, какие еще остались полупустые, единственная радость жизни у местного населения - "огненная вода". Проще на Луне город построить, чем туда железную дорогу провести. Тут "БАМ" строили,вся страна участвовала - и военные, и комсомольские отряды, и то сколько времени и средств ушло. И то рассуждают сейчас, а нужен ли он был. А на Чукотку дорогу проложить - это как два "Бама" да по сильно пересеченной местности, где будут в основном одни туннели. Утопия полнейшая.
        1. -1
          18 апреля 2020 09:21
          Цитата: Афиноген
          И то рассуждают сейчас, а нужен ли он был. А на Чукотку дорогу проложить.

          Так кладут же. "Северная хорда" называется. Без шуму и троллей. Дотянут до Норильска, а там видно будет.
          На Чукотке - огромные запасы олова, есть газ. Всю советскую власть до Чукотки дела не было, пришёл Абрамович, наделал скважин вокруг Анадыря - и жизнь со своим газом в этом городе стала в разы дешевле.
          А пьянство - уходит. Теперь "чукчам" есть на что тратить доходы - моторные лодки, снегоходы, телефоны. Один олешек-то 85 тыс. стоит.
          1. +2
            18 апреля 2020 10:34
            До Норильска понятно, там тундра ровная, все просто, кидай рельсы не ленись. А вот Чукотка - совсем другое дело, там местность - сплошные горы и ущелья, множество рек и озер. Там автодорог нет поэтому, ездят в основном на вездеходах. То, что Чукотка - богатейший край, никто не спорит. Там одного золота больше, чем на Магадане, не говоря о других полезных ископаемых.
  2. +2
    17 апреля 2020 12:38
    Про Дальний Восток тоже так говорили. Открыли границы Китаю, ждали инвестиций. И что-то не говорят и не показывают, как регион процветает! А все инвестиции Китая заключались в вывозе сырья! Потому что политика Путина и правительства заключается в продаже Родины. Всё, что продаётся - должно быть ПРОДАНО! Оружие, продовольствие, технологии новейшие, сдача в аренду иностранцам территории на десятки лет, и всё это преподносится как благо для регионов и людей. Только от такой политики, процветает почему-то только Москва!? Поэтому я против такого проекта. Пусть сперва хоть одна "обещалка" власти исполнится!!!
    1. +1
      17 апреля 2020 14:49
      Если реально обсуждать такой проект, то выгода для России в нем может быть, ИМХО, в качестве страны-транзитера из ЮВА в Сев. Америку. Плюс развитие инфраструктуры ДВ и загрузка предприятий заказами в кризис.
    2. -5
      17 апреля 2020 15:19
      Про Дальний Восток тоже так говорили. Открыли границы Китаю, ждали инвестиций. И что-то не говорят и не показывают, как регион процветает! А все инвестиции Китая заключались в вывозе сырья! Потому что политика Путина и правительства заключается в продаже Родины. Всё, что продаётся - должно быть ПРОДАНО! Оружие, продовольствие, технологии новейшие.

      - Да, именно так ...- Вы один из очень немногих, кто реально оценивает ситуацию...и делает объективные выводы...
      - Что касается Китая, то вся его политика построена именно на выталкивании других из экономики, из сферы влияния, из территориального пространства... - Тактика кукушонка, который выталкивает из чужого гнезда законных обитателей... - За весь период "процветания Китая" - ещё ни одно сотрудничавшее с Китаем государство не разбогатело и не получило того желаемого, на которое надеялось, вступая в сделку с Китаем... - все остались у разбитого корыта... - Ну и ...-Россия в первую очередь...
  3. 0
    17 апреля 2020 12:39
    Аляскинская ЖД имеет прибыль 5 млн $/год - это сколько лет окупаемости от 100 млрд $ ??? Пардон - тысячелетий!!! Про Россию и говорить нечего - хорошо, хоть Якунина убрали.
    1. +4
      17 апреля 2020 13:03
      То, что Аляска сейчас ж/д тупик вас не смущает? И эту "тупиковую" прибыль вы экстраполируете на на тоннель, по которому пойдет 3% мировой торговли?
      Люто!
      1. -4
        17 апреля 2020 13:14
        Согласен с замечанием - про 3% мировой торговли упустил - значит, будем считать только столетия окупаемости. bully
        1. -1
          21 апреля 2020 18:43
          А у нас какой процент от мирового ВВП? Те же 3%.
    2. -1
      17 апреля 2020 13:44
      А вы считаете потенциальный транзит из ЮВА в США? Да что с вами всеми?..
  4. -1
    17 апреля 2020 12:45
    Автор явно в творческом поиске. Темы становятся глобальней и чудовищней, лавры янки, покорителей Луны не дают спокойствия. А тоннель конечно нужен, хотя бы пушнину, рога и копыта местных аборигенов, толкать за валюту.
    1. -1
      17 апреля 2020 13:42
      "Апломбов" вам очень идет. laughing
      1. 0
        17 апреля 2020 13:53
        Пилите, Шура, пилите...
  5. +1
    17 апреля 2020 13:01
    Россия может мост/тоннель на Сахалин построить, для поддержания экономики. Для начала.
    А потом уже с США, совместно, можно и Беренгов пролив обиходить.
    Хорошо, когда у страны есть возможность и средства для гигантских проектов. Во время кризиса - самое оно!
    1. +2
      17 апреля 2020 14:47
      Между прочим, большие проекты, дающие работу сотням смежных предприятий, в кризис - самое оно и без иронии. Вопрос лишь в адекватности организации процесса и разделении финансирования на все заинтересованные стороны.
  6. 0
    17 апреля 2020 19:26
    logoglas
    Специалисты давно предлагали правительству РФ свои варианты строительства этого транспортного перехода, но заинтересованности не встретили. То, что пишет автор, совершенно верно, но это только вершина айсберга в перечне трудностей. Предлагаю объявить всенародный конкурс проектов строительства. Тогда назначенная комиссия и выберет наиболее подходящий и главное ОСУЩЕСТВИМЫЙ вариант. Только не надо с этим тянуть - жизнь коротка и можно просто не дожить до реального решения этого предложения.
  7. -1
    17 апреля 2020 19:42
    Сергей, вы наслушались Путина о его суперпроектах? Заворожил?

    Параллельно по тоннелю можно будет проложить телекоммуникационные кабели, трубопроводы и т.п. Дополнительный стимул к развитию получат слабонаселенные регионы Дальнего Востока и Аляски.

    Какой, к чёрту, дополнительный стимул развития? Что там развивать? Что там есть такое, что нужна жел.дорога? Кому там нужны телекомм.кабели из США в Россию? Вы уже знаете, что будете блокировать интернет Маска, и тут ещё кабель с “ихней инфой” (ваша инфа нам пофиг).
    Вон шикарный мост построили во Владивостоке на остров Русский, и что? 2 машины в день? Окупаемость за сколько столетий?
  8. +2
    18 апреля 2020 10:49
    loboglas
    Есть конструкция, позволяющая реально организовать транспортный переход через Берингов пролив, но её необходимо предварительно обкатать на строительстве такого перехода с Материка на о.Сахалин.
  9. +3
    18 апреля 2020 19:09
    Так что же может получить наша страна от реализации данного проекта...?

    "Ползучую" экспансию, с последующим "мягким", или жестким отторжением части нашей территории. sad
  10. 0
    18 апреля 2020 19:10
    Цитата: tchernickovpit
    loboglas
    Есть конструкция, позволяющая реально организовать транспортный переход через Берингов пролив, но её необходимо предварительно обкатать на строительстве такого перехода с Материка на о.Сахалин.

    Причем исключительно путем строительства тоннеля. sad
  11. +2
    19 апреля 2020 08:14
    А нафига он нужен - тоннель-то? Товарооборот между США и Россией даже в лучшие годы оставлял желать лучшего. Создавать структуру, структуру очень дорогую, что по разработке, что по строительству, что по содержанию. В результате зависеть от США?!! Автор, извините, но Вы не больны?
    1. -1
      21 апреля 2020 18:42
      Вы вообще читаете написанное? Там написано про торговлю ЮВА с США через российский транзит, на котором можно зарабатывать.