100 млрд за штуку: Российский флот не потянул эсминец «Лидер»
Судя по всему, Россия в обозримом будущем так и останется «сухопутной державой». Планы по строительству полноценных авианосцев ничего, кроме улыбки, у понимающих людей не вызывали. Теперь под нож пошли перспективный атомный эсминец «Лидер» проекта 23560 и модернизированный фрегат проекта 22350М.
Что это, разумная экономия в непростое время или молчаливый отказ от претензий на дальнюю морскую зону (ДМЗ)?
После развала СССР количество кораблей в ВМС, способных действовать в ДМЗ, резко сократилось. К сожалению, о его восстановлении теперь придется надолго позабыть. Из утекшей в открытый доступ информации стало известно, что работы над проектами 23560 и 22350М были приостановлены еще несколько лет назад, в 2016-м, хотя красивые макеты боевых кораблей продолжали кочевать с выставки на выставку.
Что же недополучит наша страна?
Проект эсминца с ядерной энергетической установкой «Лидер» впечатлял своими характеристиками. По сути дела, это был даже не эсминец, а настоящий ракетный крейсер, способный действовать в океанской зоне. Один корабль должен был заменить сразу три класса: ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант», эсминцы проекта 956 шифр «Сарыч» и БПК проекта 1155 «Фрегат».
По ударным возможностям «Лидеры» уступали бы только «Орланам», к которым относится атомный ракетный крейсер «Петр Великий», флагман Северного флота. Эсминец с ядерной установкой должен был стать носителем крылатых ракет «Калибр-НК», «Оникс» и гиперзвуковых «Цирконов». Благодаря своей силовой установке, корабль смог бы действовать в дальней морской зоне, проецируя силу в тылу или на коммуникациях потенциального противника, под которым у нас традиционно понимаются США с их флотом.
«Лидеры» были хороши, но против них сыграла их сложность и дороговизна при создании. По некоторым оценкам, стоимость одного эсминца составила бы порядка 100 миллиардов рублей, а в реальности, наверное, больше. Однако этот проект был похоронен даже не сейчас, когда нефтяные котировки заставляют лить слезы, а еще в 2016 году. Видимо, в Минобороны РФ посчитали, что вероятность морской неядерной войны с Пентагоном где-то в Атлантике или в Тихом океане столь невелика, что не стоит тратить такие средства на «представительский» корабль.
Больше вопросов вызывает «слив» проекта 22350М. Это модернизированная версия уже построенного «Адмирала Горшкова» с увеличенным водоизмещением и боекомплектом. На каждом таком фрегате должны были быть установлены 48 единиц крылатых ракет «Оникс», «Циркон» и «Калибр». В отличие от футуристичного «Лидера», это вполне себе «рабочая лошадка», которая действительно нужна ВМС РФ. Судя по всему, загвоздка по-прежнему заключается в двигателях, проблема с которыми возникла из-за разрыва промышленной кооперации с Украиной.
В общем, дальние океанские просторы нашему ВМФ еще долго не светят.
Информация