Нелётный год: в Airbus все плохо, в Boeing – еще хуже
Одной из важнейших предпосылок серьезного увеличения потребления нефтепродуктов, а следовательно, и стабильного роста цен на само «черное золото», которого так ожидают все в нашей стране, является возобновление авиационных перевозок. Вместе с тем, именно эта транспортная отрасль из-за мировой пандемии COVID-19 переживает наиболее тяжелые времена. Равно, впрочем, как и все связанные с ней сегменты экономики и, в первую очередь, самолетостроение.
Что ж, посмотрим, как идут сегодня дела у мировых «грандов» авиапрома и у тех, кто является главным потребителем создаваемых ими крылатых машин – компаний-авиаперевозчиков.
И Boeing плохо, и Airbus нехорошо
В напряженной борьбе за лидерство в отрасли самолетостроения, которая десятилетиями велась между двумя ее основными «столпами» – американским и европейским, к моменту начала пандемии коронавируса победа вполне отчетливо начала склоняться на сторону Старого света. Концерн Boeing Co. угодил в самую настоящую «черную полосу», начало которой положили две авиакатастрофы, случившиеся с произведенными им пассажирскими лайнерами. Их причиной, как впоследствии выяснилось, стали ошибки в программном обеспечении этих воздушных судов, тщательно скрываемые компанией от потребителей. Угодив в эпицентр всемирного скандала и став предметом более чем пристрастных расследований регуляторов, этот производитель понес колоссальные убытки задолго до того, как планету облетело название COVID-19. Следовательно, и стартовые условия при начале нынешнего кризиса у него были намного хуже. И это «крутое пике» продолжается – уже с начала нынешнего года капитализация концерна сократилась почти на 60%. Ничего удивительного – из-за пандемии компания была вынуждена полностью прекратить производство на собственных предприятиях в США еще 25 марта. 6 апреля эту вынужденную «паузу» пришлось продлить. Впрочем, 20 апреля в Boeing Co. заявили о возобновлении работы своих американских заводов с «выходом в штатный режим производственной деятельности» к 24 апреля. В первую очередь планируется запустить предприятия, расположенные в районе залива Пьюджет-Саунд, находящегося на территории штата Вашингтон, где эпидемическая ситуация является достаточно непростой. Таким образом, на свои рабочие места смогут вернуться около 27 тысяч сотрудников корпорации, прежде всего, те из них, кто занят в производстве самолетов моделей 747, 767, 777, 787.
Более того, в Boeing Co. озвучили планы даже о «начале подготовительных работ, направленных на возвращение к эксплуатации» злосчастных 737 MAX. Впрочем, это – скорее попытка проявить бодрость духа в критической ситуации, чем реальная оценка перспектив. Никто иной, как сами представители корпорации в начале апреля заявляли о том, что в программном обеспечении системы управления полетом 737 MAX были обнаружены очередные проблемы – уже бог весть какие по счету. В свете этого, гораздо более реалистичным выглядит самое последнее информационное сообщение относительно концерна – о планируемом там сокращении 10% рабочих, занятых как раз в производстве принесшей Boeing Co. столько неприятностей модели, что составит около 7 тысяч человек. Всего же на предприятиях корпорации сегодня трудятся около 160 тысяч человек по всему миру.
Надо отметить, что точно на такие же крайние меры вынужден идти сегодня и основной конкурент американцев – концерн Airbus. Первым шагом в этом направлении стало объявление об увольнении 3 тысяч сотрудников собственных авиазаводов, расположенных во французских Нанте, Сен-Назере и Тулузе. Цифра, вроде бы, меньше, но в реальности работы лишится каждый пятый из французского персонала этой европейской компании (всего на нее работают примерно 130 тысяч человек). Вообще говоря, Airbus уже заявлял о намерениях сократить производство пассажирских лайнеров не менее, чем на треть. Так что разговоры о том, что под увольнение угодят те, «чьи рабочие места не могут обеспечить полной защиты от возможности заражения коронавирусом», это, опять-таки, не более, чем хорошая мина при плохой игре. С другой стороны, концерн постарается не проводить сокращения «по жесткой схеме», утверждая, что отправленные в вынужденный «отпуск» сотрудники смогут получать до 90% своей зарплаты за счет компенсаций, финансирование которых, как рассчитывают в Airbus, в значительной мере обеспечит правительство Франции. Вопрос заключается лишь в том, насколько эти надежды окажутся оправданными…
Нелетный год
Действия авиапроизводителей, вынужденных расставаться со значительной частью своего персонала и уменьшать объемы производства, вполне можно понять. Год, прямо скажем, выдался нелетным… Международная ассоциация авиационного транспорта (IATA) недавно заявила, что сегодня трафик полетов в Старом Свете составляет примерно 10% от их объема в аналогичный период прошлого года. Более того, ситуация продолжает ухудшаться. По оценкам международных авиационных структур, падение оборота перевозчиков составило около 315 миллиардов долларов. Только по Европе этот показатель составляет около 90 миллиардов, при этом за последний месяц убыток вырос на 13% в сравнении с предшествовавшим. О каких закупках новых воздушных судов вообще может идти речь при такой ситуации? Тут сохранить бы имеющиеся, что тоже могут позволить себе далеко не все. К примеру, компания Austrian Airlines уже объявила о принятии «обновленной стратегии развития», в рамках которой, прежде всего, планируется уменьшить флот с 82 до 60 самолетов к 2022 году. Впрочем, и это может оказаться не окончательным (то есть – не самым худшим) вариантом. Первоначально в компании планировали «приземлить» всего 12 машин, сейчас же речь идет о 22. Понятно, что в первую очередь с линий снимут наиболее старые самолеты, чей срок эксплуатации приближается к 30 годам, однако и о покупке новых в ближайшее время вряд ли даже зайдет речь. Опять-таки, и это – тоже еще далеко не самый печальный поворот событий. Norwegian Air и вовсе вынуждена была заявить недавно о банкротстве четырех собственных филиалов в Швеции и Дании, в которых были задействованы 4.7 тысячи пилотов и членов экипажей. Генеральный директор компании Джейкоб Шрам уповает лишь на государственную поддержку от правительств этих стран, при этом, правда, не выражая уверенности в том, что авиаперевозчик ее получит.
Огромная проблема заключается также и в том, как именно будут осуществляться авиаперевозки, когда карантинные ограничения или хотя бы значительная их часть снимут. С этим пока – полная неопределенность, а выдвигаемые сегодня идеи о продолжении «социального дистанцирования» также и во время воздушных рейсов встречают среди перевозчиков достаточно неоднозначную реакцию. Так, бодрившаяся до последнего времени венгерская компания-лоукостер Wizz Air (та самая, что обещала «протянуть не менее полутора лет даже в нынешних условиях»), уже заявила о готовности для обеспечения большего расстояния между пассажирами заполнять свои воздушные суда лишь на две трети. К примеру, лайнер вместимостью 180 мест будет отправляться в полет, приняв на борт лишь 120 человек. В свою очередь, глава другого известного лоукостера – Ryanair Group Майкл О’Лири выразил полнейшее несогласие с идеей о блокировании средних кресел в пассажирских самолетах (а именно таким образом «дистанцирование» и предлагают реализовывать) и высказался о том, что компания возобновит полеты только в том случае, «если власти возьмут на себя оплату пустых кресел в наших салонах», поскольку «заработать деньги при загрузке в 66% – дело совершенно невозможное». В конце концов, О’Лири разошелся до того, что прямо назвал инициативу руководителя Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА) Александра де Жуниака по поводу блокирования кресел «идиотской». По его мнению, авиакомпании должны выработать меры по предупреждению инфицирования пассажиров, не связанные со снижением провозных емкостей самолетов – иначе их деятельность будет попросту убыточной. При этом, напомним, Ryanair планировала возобновление 40% своих рейсов уже в июле, с увеличением этого объема вдвое к сентябрю. Как будет на самом деле – неизвестно. С другой стороны, сам де Жуниак признает, что работа «бюджетных авиакомпаний» или лоукостеров как раз и основана на повышении производительности самолетов не только путем большего количества рейсов, но и максимальной наполненности пассажирских салонов. Он согласен с тем, что «нейтрализация большого количества мест» убьет подобную бизнес-модель гражданской авиации, как таковую.
Пока в профильных международных организациях идут жаркие споры и дебаты, каждый перевозчик, как говорится, выкручивается, как может. К примеру, в Air Canada решили пойти своим путем – там уже приступили к переоборудованию трех своих крупнейших пассажирских лайнеров Boeing 777-300ER… в грузовые! Точно так же поступили и в Uzbekistan Airways, где в грузовые «переводят» два находящиеся в вынужденном бездействии Boeing 767-300ER. Все лучше, чем обеспечивать их простой на земле. Кстати говоря, дело это весьма трудоемкое и дорогостоящее. Не знаю, как насчет упомянутых самолетов, но вот, к примеру, процедуры, направленные на сохранение в работоспособном состоянии довольно распространенных машин Airbus A330, оцениваются в примерно 400 человеко-часов. Только колеса лайнеров нужно проворачивать ежедневно – иначе они так просядут под весом многотонной машины, что лайнер впоследствии не сможет ни взлететь, ни приземлиться. А ведь есть еще обслуживание двигателей, электроники и прочего…
Единственным способом спасения авиакомпаний в нынешних условиях скорее всего может стать только мощнейшая государственная поддержка. Так, Lufthansa уже прямо заявила о том, что при любом другом варианте просто не выживет. Сейчас компания ведет интенсивные переговоры с правительствами Австрии, Швейцарии, Бельгии, и, прежде всего – родной Германии, умоляя их о помощи, которая должна заключаться уже не только в кредитовании, но и прямом инвестировании со стороны упомянутых государств. Первыми, похоже, к неизбежности такого подхода пришли в Соединенных Штатах. Тамошнее Министерство финансов сообщило о выплате почти 3 миллиардов долларов двум наиболее крупным авиаперевозчикам страны и 54 более мелким. В список «счастливчиков» попали Allegiant Air, American Airlines, Delta Air Lines, Southwest Airlines, Spirit Airlines, United Airlines и прочие. Всего же США планируют оказать своим авиакомпаниям финансовую помощь на сумму в 25 миллиардов долларов. Что ж – удастся спасти перевозчиков, выживут, скорее всего, и производители самолетов. В противном случае всех нас ожидает довольно унылое будущее, лишенное неба.
Информация