Почему за российским судном «Академик Черский» так пристально следят
«Одиссея» «Академика Черского» постепенно подходит к концу. Судно-трубоукладчик прошло Ла-Манш в сопровождении целого конвоя военных судов Балтийского флота. К 2 мая его ждут в Калининграде, где оно должно пройти дооснащение и приступить к достройке «Северного потока-2».
Однако вопросы вызывает конечная цель, указанная «Академиком»: порт Находки, откуда он и вышел. Что это, тонкий троллинг со стороны организаторов маршрута, или же это предчувствие «ужасного конца»?
Напомним, из-за введенных Дональдом Трампом санкций иностранные подрядчики немедленно бросили «Северный поток-2», оставив незавершенными примерно 6-7% его протяженности в морской части, которая приходится в основном на датские воды. Имеющиеся у «Газпрома» в наличии на Балтике специализированные баржи «Фортуна» и «Дефендер» не вправе приступить к достройке газопровода, поскольку не отвечают требованиям Копенгагена. Единственное формально пригодное для этого судно «Академик Черский» находилось на Дальнем Востоке и требовало предварительного переоборудования.
Трубоукладчик некоторое время назад вышел из Находки и немедленно привлек внимание СМИ и общественности своими маневрами. Судно непрерывно меняет пункт назначения, на определенном этапе его начали сопровождать боевые корабли. Считается, что так «Газпром» страхуется от новых американских санкций, диверсий, возможного ареста судна и т.д. Это вызвало патриотический подъем у некоторых наших читателей:
За любым кораблём с российским флагом – Россия. Присутствие военных в этом походе – просто подчёркивает нашу решимость. Никак не агрессию. Но подлётное время «Калибров» туда, куда надо, исчисляется минутами. Это уже на десерт.
Впрочем, перечисленное не является главными проблемами «Академика» и проекта «Северный поток-2» в целом. Поговорим о неприятном.
Некоторое время назад на «Репортере» вышла публикация, в которой мы рассматривали несколько сценариев развития дальнейших событий. Среди них была одна версия, которую мы обозначили как наименее вероятную: пройдя дооснащение в российских портах на Балтике, «Черский» действительно вернется в Находку, как и обозначил в своем последнем сообщении.
Дикость? Да. Но, чтобы не травмировать психику впоследствии, давайте учитывать и этот сценарий, пусть и наименее вероятный их всех. Какие же есть основания как минимум допускать подобное развитие событий?
Во-первых, необходимо учитывать фактор пандемии, которая обрушила объемы производства и потребления углеводородов в самых развитых странах. Коронавирус убил по разным оценкам от 10 до 15% мировой экономики, точные цифры еще предстоит подсчитать в дальнейшем, и они могут вырасти. Больше всего пострадали признанные «локомотивы»: Китай, ЕС и США. Первые два являются традиционными рынками сбыта российских углеводородов, последние – нашим прямым конкурентом. То есть, нефти и газа теперь нужно существенно меньше, а цена на них невысока из-за переизбытка предложения, что неминуемо ведет к ужесточению противостояния на рынке.
Во-вторых, поэтому учитывать риск введения санкций Соединенными Штатами уже не против «Северного потока-2» и его подрядчиков, а в отношении его потребителей. Вспомним санкции против Ирана: европейцы повозмущались, но в итоге пошли на попятную. Газовый рынок ЕС – это большие деньги, а Дональд Трамп неоднократно доказал, что готов жестко лоббировать интересы производителей из США. Особенно сейчас, когда у всех дела идут не очень хорошо.
В-третьих, Вашингтон имеет широкий арсенал инструментов санкционного давления на Россию и ее энергетические проекты. Например, датские союзники США могут запретить прорвавшемуся на Балтику «Академику Черскому» работать без страховки. Если судно застрахуют отечественные компании, и Копенгаген закроет на это глаза, то в дело вступит Варшава. Сегодня пришла новость, что Польша угрожает арестом активов «Северного потока-2», если «Газпром» не выплатит проигранные в Стокгольмском арбитраже 1,43 миллиарда долларов государственной компании PGNiG. Потом может подключиться Украина с ее очередными исковыми претензиями. К сожалению, никакими «Калибрами» тут дело не поправить.
Иначе говоря, нельзя исключать, что «Северный поток-2» действительно будет поставлен на паузу на ближайшие несколько лет. Вариант, что «Академик» вернется на Дальний Восток, не приоритетный, но отличный от нуля.
Информация