Зачем Киев готовит пересмотр границ на Черном море
Не имея никакой возможности оказать противодействие России на Азовском и Черном морях силой, Украина может попытаться сделать это через международный суд. С этой целью в Киеве предлагают привлечь Тбилиси, чтобы совместно «отодвинуть» подальше российскую морскую границу.
Насколько же адекватна эта затея?
Некто Богдан Устименко, экс-чиновник в украинской Госгидрографии, предложил заново пересмотреть морские границы с Россией через процедуру «консилиации»:
У нас будет больше шансов показать мировой общественности, что происходит непосредственно на Чёрном море, и насколько Россия грубо нарушает наши права, и в то же время это позволит более эффективно добиться успехов в международных инстанциях, потому что процедура консилиации фактически происходит под эгидой ООН.
В союзники Незалежной гидрограф призывает привлечь Грузию, морская граница с которой у нашей страны также окончательно не урегулирована. В качестве успешного примера Устименко привел Восточный Тимор, который сумел понудить Австралию несколько лет назад произвести делимитацию государственной границы. На первый взгляд, звучит грозно, учитывая, что судебная практика в международных инстанциях в последние годы зачастую складывается не в пользу России. Однако необходимо вновь разделить мух и котлеты.
С одной стороны, все эти территориальные споры были порождены распадом Советского Союза в 1991 году. Проблемы Абхазии, Южной Осетии, Донбасса и Крыма – это прямые отголоски тех печальных событий. В последние несколько десятилетий Москва пыталась урегулировать вопрос морской границы с соседями, но это было непростым делом, поскольку на Черном море, имеющем статус закрытого, прибрежные государства имеют свои национальные интересы. Это не только Россия, Украина и Грузия, но и Турция, Болгария и Румыния. Для окончательного определения международно-правового статуса Черного моря требуется общий компромисс.
С другой стороны, именно с этим имеются большие проблемы. После 2008 года у Москвы резко испортились отношения с Тбилиси, а после 2014 года – с Киевом. В случае с Незалежной все осложнил статус Крыма. По нашему законодательству, он российский, по международному праву – украинский. Следовательно, в принципе невозможно будет договориться, от чего отмерять морскую границу.
Далее следует упомянуть про так называемую «консилиацию», на которую так уповает господин Устименко. Понятно, что гидрограф не юрист, и он не в курсе, что эта самая консилиация – процедура неформальная, конфиденциальная и добровольная. То есть, «подвергнуть ей» Россию никто без ее собственного согласия не может. К слову, с Восточным Тимором и Австралией также не было консилиации, а было вполне обычное арбитражное разбирательство. В общем, наворотил украинский чиновник.
Если говорить о необходимости определить статус Черного моря, то это никаких сомнений не вызывает. Постоянно возникает, например, проблема браконьерства и задержания моряков. Но приходится констатировать, что данный сложный геополитический вопрос споткнется о принципиальный вопрос принадлежности Крыма.
Информация