Вход заказан: почему ВМФ РФ не может нарастить мощь возле Сирии
Власть серьезно озадачилась вопросом укрепления Черноморского флота. Сразу шесть новых подводных лодок в последние годы поступили на вооружение ЧФ. Более двухсот лет Черноморский флот является одним из ключевых компонентов обороны южных рубежей российского государства, а сегодня его роль многократно возросла, учитывая боевые действия в Сирии и напряженность в отношениях с Украиной.
Но поставки дополнительных подводных лодок еще не означают, что Россия сможет их эффективно использовать в Восточном Средиземноморье. Ведь существуют определенные международные ограничения, которые могут стать серьезным препятствием для прохода наших субмарин в Средиземное море.
В 1936 году было заключено соглашение Монтрё, регламентирующее проход военными судами мировых держав проливов Босфор и Дарданеллы. В данной конвенции, в частности, подчеркивалось, что подводные лодки, сооруженные или купленные вне Черного моря, можно проводить через проливы только в случае заблаговременного извещения Турции о закладке или покупке подводных лодок. Равным образом, подлодки держав могут проходить через проливы на ремонт в порты других морей лишь в случае извещения турецких властей.
Соответственно, российские подводные лодки, которые сейчас находятся в Средиземном море, могут отправиться в Черное море, но проследовать назад, как только того потребует изменение оперативной обстановки в Восточном Средиземноморье, у них не получится. Впрочем, не стоит рассматривать соглашение Монтрё как заведомо невыгодное России – оно как раз и защищает наши интересы, поскольку препятствует появлению в Черном море военно-морских баз НАТО с подводными лодками. Но как быть с ремонтом субмарин, которые находятся в Восточном Средиземноморье? В советское время этот вопрос решался довольно просто. Подводные лодки Черноморского флота отправлялись для текущего ремонта на военно-морские базы Балтийского флота.
В настоящее время подводные силы ВМФ России в Средиземном и Черном морях оказались разделенными. В Черном море находится четыре подводные лодки, в Средиземном море – две. Но, по мнению экспертов, двух лодок для выполнения боевых задач в Восточном Средиземноморье явно недостаточно. Для того, чтобы две лодки постоянно находились на дежурстве, необходимо, чтобы еще как минимум две лодки находились в готовности выйти через несколько суток.
Идеальный вариант – присутствие в Восточном Средиземноморье бригады из шести подводных лодок, чего можно добиться лишь одним путем – строительством новых подводных лодок и переоборудованием российской военно-морской базы в сирийском Тартусе. Если России все же удастся сформировать бригаду подводных лодок для размещения в Тартусе, то придется приспособить базу для обслуживания и быстрого ремонта такого количества субмарин. С другой стороны, вряд ли стоит жалеть на такую цель деньги, время и ресурсы, поскольку присутствие подлодок в Средиземном море обеспечивает защиту российских интересов и приближает то время, когда военно-морские базы нашей страны могут появиться и в других странах, например – в Египте или Сомали.
Но поставки дополнительных подводных лодок еще не означают, что Россия сможет их эффективно использовать в Восточном Средиземноморье. Ведь существуют определенные международные ограничения, которые могут стать серьезным препятствием для прохода наших субмарин в Средиземное море.
В 1936 году было заключено соглашение Монтрё, регламентирующее проход военными судами мировых держав проливов Босфор и Дарданеллы. В данной конвенции, в частности, подчеркивалось, что подводные лодки, сооруженные или купленные вне Черного моря, можно проводить через проливы только в случае заблаговременного извещения Турции о закладке или покупке подводных лодок. Равным образом, подлодки держав могут проходить через проливы на ремонт в порты других морей лишь в случае извещения турецких властей.
Соответственно, российские подводные лодки, которые сейчас находятся в Средиземном море, могут отправиться в Черное море, но проследовать назад, как только того потребует изменение оперативной обстановки в Восточном Средиземноморье, у них не получится. Впрочем, не стоит рассматривать соглашение Монтрё как заведомо невыгодное России – оно как раз и защищает наши интересы, поскольку препятствует появлению в Черном море военно-морских баз НАТО с подводными лодками. Но как быть с ремонтом субмарин, которые находятся в Восточном Средиземноморье? В советское время этот вопрос решался довольно просто. Подводные лодки Черноморского флота отправлялись для текущего ремонта на военно-морские базы Балтийского флота.
В настоящее время подводные силы ВМФ России в Средиземном и Черном морях оказались разделенными. В Черном море находится четыре подводные лодки, в Средиземном море – две. Но, по мнению экспертов, двух лодок для выполнения боевых задач в Восточном Средиземноморье явно недостаточно. Для того, чтобы две лодки постоянно находились на дежурстве, необходимо, чтобы еще как минимум две лодки находились в готовности выйти через несколько суток.
Идеальный вариант – присутствие в Восточном Средиземноморье бригады из шести подводных лодок, чего можно добиться лишь одним путем – строительством новых подводных лодок и переоборудованием российской военно-морской базы в сирийском Тартусе. Если России все же удастся сформировать бригаду подводных лодок для размещения в Тартусе, то придется приспособить базу для обслуживания и быстрого ремонта такого количества субмарин. С другой стороны, вряд ли стоит жалеть на такую цель деньги, время и ресурсы, поскольку присутствие подлодок в Средиземном море обеспечивает защиту российских интересов и приближает то время, когда военно-морские базы нашей страны могут появиться и в других странах, например – в Египте или Сомали.
Информация