Почему Россия должна дать вторую жизнь атомным «Орланам»


Российский военно-морской флот переживает не лучшие времена. Его надводная компонента откровенно слаба, а программа строительства крупных кораблей дальней морской зоны фактически остановлена. Все это происходит на фоне нарастающего глобального экономического кризиса, которые имеют свойство заканчиваться большой войной.


Тучи сгущаются, и нашим ВМС нужны свои козыри «здесь и сейчас», чтобы хоть как-то изменить баланс сил на море.

Недавно стало известно, что программа строительства эсминцев проекта «Лидер» с ядерной энергетической установкой и модернизированной, увеличенной по водоизмещению версии фрегата «Адмирал Горшков», остановлена. Дорого и сложно, один «Лидер» мог обойтись казне в сумму порядка 100 миллиардов рублей, а по фрегатам серьезная проблема с двигателями. Напомним, что эсминцы предполагались в качестве одного из немногочисленных носителей гиперзвуковых ракет «Циркон», на которые у нас сделана большая ставка. Все, ставка бита.

Однако это еще не конец. Есть непростой, но вполне рабочий вариант с модернизацией атомных ракетных крейсеров проекта «Орлан». Что может означать появление подобного корабля во главе флотского соединения?

Во-первых, атомный крейсер способен взять на себя заслуженную роль флагмана и штаба соединения, благодаря современной информационно-управляющей системе.

Во-вторых, его мощный арсенал позволит наносить массированные ракетные удары как по морским, так и по наземным целям.

В-третьих, наличие на борту крейсера зенитных ракет сверхбольшой дальности даст защиту от авиакрыла АУГ потенциального противника, его самолетов-помехопостановщиков и ДРЛО.

То есть, один «Орлан» во главе соединения российских кораблей радикально увеличивает его ударный потенциал и оборонительную устойчивость. Ну, и очень солидно выглядит как демонстратор нашего флота. Самое важное, что эти корабли не надо строить, они уже есть в наличии.

В наследство от СССР России досталось четыре таких уникальных корабля, не имеющих аналогов в мире. Единственный из них в строю находится «Петр Великий», флагман Северного флота. Второй, «Адмирал Нахимов», сейчас на глубокой модернизации. Третий, «Адмирал Ушаков» («Киров»), приговорен к утилизации. Последний, «Адмирал Лазарев», выведен из строя и с демонтированной силовой установкой ожидает решения своей судьбы на Дальнем Востоке. Информация о его дальнейшей судьбе крайне противоречива.

Тихоокеанский флот у нас самый слабый, а действовать ему, в случае чего, придется там, где доминируют ВМС США, Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. При всем уважении к крейсеру «Варяг», тот же «Адмирал Лазарев» во главе ТОФ выглядел бы предпочтительнее. Проблема в том, что его дальнейшая судьба под большим вопросом. Его то хотят возродить, то поскорее утилизировать.

Аргументы в пользу отправки крейсера на металлолом звучат в нынешних реалиях не очень убедительно: дорого стоит, лучше на эти средства построить несколько фрегатов. Ну, как у нас обстоят дела с постройкой новых фрегатов и ракетных эсминцев, мы упомянули выше. Их нет и не предвидится в обозримом будущем. Модернизация одного «Орлана» оценивается в 100 миллиардов рублей, один «лидер» обошелся бы бюджету в ту же сумму. Но «Лидеров» нет и не будет, а «Лазарев» и «Ушаков» есть, не дотянулась до них пока рука «оптимизаторов».

В наших реалиях было бы целесообразно дать вторую жизнь проекту «Орлан» хотя бы до той поры, пока наша судостроительная отрасль не начнет штамповать крупные надводные корабли со скоростью китайских товарищей. 100 миллиардов рублей за уникальный боевой корабль, способный действовать в дальней морской зоне, – это много или мало? Наверное, не такая уж великая цена за повышение боевых возможностей ВМС РФ, тем более, что деньги-то пойдут в отечественную оборонку, а не в какие-нибудь «трежерис».

Другой вопрос, где ремонтировать эти корабли. Производственные мощности заняты, а тащить на буксире «Лазарева», лишенного силовой установки, с Дальнего Востока в Северодвинск – это непростая история. Тем не менее, варианты появились. Как известно, в Приморье открыта верфь «Звезда», где будут строиться гигантские танкеры ледового класса и ледоколы для нужд нефтегазовой отрасли. Очередь на них расписана на годы вперед, однако спрос на энергоресурсы в обозримом будущем может снизиться из-за глобального экономического кризиса.

Имей государство волю на возрождение «Орланов», «Звезда» могла бы получить заказ на модернизацию крейсеров.

Но вот появится ли эта воля?
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Буланов Офлайн Буланов
    Буланов (Владимир) 12 мая 2020 16:36
    +1
    Прежде чем строить новые корабли, нужно знать цели, на которые эти корабли будут направлены. Бомбить чужие территории можно и с подлодок, и с самолетов. Захватывать Африку, Австралию и Америку РФ вроде пока не собирается. А для десанта ближних целей можно построить для начала по 1 вертолетоносцу на каждый флот.
    1. Александр Моргунов (Александр Моргунов) 12 мая 2020 17:29
      +4
      Как говаривал мой дед - старший мичман, подводник и водолаз - "Прежде, чем пускать дизеля, сядь на вёсла и опробуй банку. Может, на вёслах быстрее дойдёшь до берега!"
      1. Bitter Офлайн Bitter
        Bitter (Глеб) 14 мая 2020 10:06
        +1
        Прежде, чем пускать дизеля, сядь на вёсла и опробуй банку.

        Вот ещё с девяностых, дизеля в стране отключили и дальше на вёслах, на вёслах. laughing Так же проще, шум никому не мешает и хозяевам денежку, для новых яхт, сэкономили.
        Даёшь больше вёсел из натурального дерева! good
    2. Sapsan136 Онлайн Sapsan136
      Sapsan136 (Sapsan136) 12 мая 2020 21:47
      +4
      Без эскорта, из новых, как минимум, фрегатов, на вертолетоносцы можно только смертников и самоубийц грузить, толку от них не будет. Без эскорта любой УДК крупная легкая мишень! Строить сейчас УДК, это пускать телегу впереди кобылы!
      1. Владимир Тузаков (Владимир Тузаков) 13 мая 2020 11:17
        +3
        Соглашусь, первым нужна внятная стратегия на ближайшую и дальнюю перспективу. Пока видим метания по строительству по кораблям даже второго класса... Главным стратегия и оружие, корабль, только средство и носитель...
  2. 123 Офлайн 123
    123 (123) 12 мая 2020 16:37
    +1
    Имей государство волю на возрождение «Орланов», «Звезда» могла бы получить заказ на модернизацию крейсеров.

    "Звезда" загружена заказами на годы вперед. Новатек выклянчивает разрешение закупить десяток газовозов в Корее, обосновывая острой нехваткой и неспособностью "Звезды" построить все сразу. Что касается самого крейсера, пока идет модернизация "Адмирала Нахимова", закончат ориентировочно в 2022-2023 году, на очереди "Петр Великий", даже если с ним дела пойдут быстрее, это все-равно минимум 2-3 года. После этого можно уже говорить об "Адмирале Лазареве", к тому времени освободятся работники, имеющие опыт после двух кораблей, возможно, пригодится оснастка. Если тупо поставить "Адмирал Лазарев" на ремонт на верфи "Звезда" прямо сейчас, ремонт затянется на многие годы. То есть до 2025 года вопрос можно не поднимать.
    Проблема высосана из пальца, либо это попытка помешать строительству газовозов и танкеров и лоббирование переноса части заказов на заграничные верфи, либо просто желание в очередной раз поныть на тему, какая у нас бестолковая власть.
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 12 мая 2020 16:46
      0
      Цитата: 123
      Проблема высосана из пальца, либо это попытка помешать строительству газовозов и танкеров и лоббирование переноса части заказов на заграничные верфи, либо просто желание в очередной раз поныть на тему, какая у нас бестолковая власть.

      Да, вот взяли и помешали строительству газовозов... самому-то не смешно?
      Перенести туда, за бугор, вроде сам Михельсон не прочь, если что. wink
      А насчет остального, власть сама прекрасно справляется. smile
      1. 123 Офлайн 123
        123 (123) 12 мая 2020 17:16
        +3
        Да, вот взяли и помешали строительству газовозов... самому-то не смешно?

        А чего тут смешного? Место в доке будет занято несколько лет, посчитайте, сколько за это время можно построить других судов. Примерная цена по ссылке:

        https://www.vedomosti.ru/business/news/2019/02/12/793880-stoimost-gazovozov

        Перенести туда, за бугор, вроде сам Михельсон не прочь, если что

        Он-то, естественно, не против. yes Закон таков, что суда должны быть построены на отечественной верфи, следовательно, это будет дороже и расписано все на годы вперед. А тут появляется возможность обойти закон и, как следствие, сэкономить. Вполне возможно, что на деньги гражданина Михельсона тема в СМИ и муссируется.

        А насчет остального, власть сама прекрасно справляется

        Это Ваше субъективное мнение, насколько оно соответствует реальности, большой вопрос. winked
  3. AICO Офлайн AICO
    AICO (Вячеслав) 12 мая 2020 17:46
    0
    Да потому, что у России нет друзей, кроме её армии и флота - вообще людей в погонах!!!
    1. Bitter Офлайн Bitter
      Bitter (Глеб) 14 мая 2020 10:16
      +1
      у России нет друзей, кроме её армии и флота - вообще людей в погонах!!!

      В том-то, наверное, и у СССР проблема была, все думали, что армия и флот их защитит, а они просто его по-дружески "продружили". Даёшь каждому токарю и слесарю по погону, будет больше друзей. drinks
  4. Сергей Латышев (Серж) 12 мая 2020 19:37
    -4
    ...Россия должна дать...

    Вот правда, кому должна, всем простил бы...

    На самом-то деле 4 фактора:
    Нет двигателей.
    Нет денег, но надо держаться.
    Обещаны уже 2 УДК, на них еле-еле наскребли...
    Обещаны уже новые ЧМ по чему-то, сейчас не помню.... А каждый Чемпионат - это как корабль-другой по стоимости....
  5. Sapsan136 Онлайн Sapsan136
    Sapsan136 (Sapsan136) 12 мая 2020 21:38
    +7
    Редко соглашаюсь с Маржецким, но тут он прав, с одной лишь поправкой. Самый старый (Киров) все же придется отправить в утиль. Во-первых, он самый старый и изношенный, во-вторых, на более свежем (Лазареве), еще во времена СССР, полетел редуктор, а новый взять негде, производство давно утрачено. Так что не остается ничего иного, как пустить самый старый из Орланов на запчасти, остальные 3 наиболее новых, дешевле и нужнее восстановить, чем утилизировать, так как флот РФ чрезвычайно нуждается в боеспособных кораблях 1,2 рангов, а их сегодня у РФ в боеспособном состоянии кот наплакал. Крейсер мог бы обеспечить ПВО целого соединения, или существенно усилить ПВО любой военной базы, или порта, а своими дальнобойными, тяжелыми ПКР, способен создать угрозу любому отряду боевых кораблей противника. Крейсер способен бороться и с АПЛ противника, так как несет на борту противолодочные ракето-торпеды. АПЛ типа Акула тоже не стоит списывать в утиль, не те ныне времена. Их нужно отремонтировать и переделать в носители крылатых ракет Калибр и Оникс-М, в том числе, с ядерной боевой частью.
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 13 мая 2020 15:43
      0
      Цитата: Sapsan136
      Редко соглашаюсь с Маржецким, но тут он прав, с одной лишь поправкой.

      Спасибо за поддержку.
      Но уточню, что несогласие с прочими моими тезисами не означает мою неправоту в них. smile
      1. Orange Big Офлайн Orange Big
        Orange Big (Макс) 14 мая 2020 22:04
        +2
        Цитата: Маржецкий
        Цитата: Sapsan136
        Редко соглашаюсь с Маржецким, но тут он прав, с одной лишь поправкой.

        Спасибо за поддержку.
        Но уточню, что несогласие с прочими моими тезисами не означает мою неправоту в них. smile

        Не достоверную информацию подаёте по поводу отмены строительства кораблей дальней морской зоны (22350) и кораблей дальней океанской зоны (22350М).Так же Северное ПКБ не останавливало работы по разработке фрегатов (по сути эсминцев) проекта 22350М.

        По словам источника, в первой серии флот получит четыре фрегата типа "Адмирал Горшков" с 16 универсальными установками вертикального пуска для ракет. Из них головной "Адмирал Горшков" в составе Северного флота, первый серийный "Адмирал Касатонов" готовится войти в состав ВМФ, еще два находятся в достройке.

        Вторая серия фрегатов на базе проекта 22350 с 24 пусковыми установками вертикального пуска будет состоять также из четырех фрегатов, два из которых были заложены в прошлом году, еще два планируется заложить в ближайшее время.

        И, наконец, третью серию составят фрегаты модернизированного проекта 22350М с увеличенным до 8 тысяч тонн водоизмещением и 48 универсальными пусковыми установками для ракет. Сколько будет кораблей в третьей серии, пока не известно, но речь идет о строительстве от двух до четырех модернизированных фрегатов.

        Окончание строительства всей серии фрегатов на основе проекта 22350 планируется в начале 2030-х годов.

        Между тем стало известно, что Северное ПКБ не останавливало работы по разработке фрегатов проекта 22350М. Ранее распространенная информация об отмене планов по созданию корабля не соответствует действительности, заявил высокопоставленный флотский источник.

        Сейчас речь идет о принятии заказчиком решения о сроках разработки технического проекта. Согласование всех документов и последующее выделение средств занимает некоторое время. Ситуация решается в рабочем порядке.

        - заявил он.

        https://topwar.ru/170807-rossijskij-vmf-poluchit-tri-serii-fregatov-proekta-22350.html

        Причём на каждом из вышеперечисленных кораблей есть УКСК, из которого и запускается Циркон. Просто где-то может разместиться 16, где-то 24, и где-то в будущем 48 ПКР Циркон.
  6. Надо создать Полярный флот, чтобы Севморпуть оборонять от амеров.
    1. Bitter Офлайн Bitter
      Bitter (Глеб) 14 мая 2020 10:33
      0
      Так и будет, наверное, в скором времени.
      Северному флоту придёт Полярный лис и появится не имеющий аналогов в мире, новейший, компактный и более эффективный Полярный нанофлот. wink
  7. Orange Big Офлайн Orange Big
    Orange Big (Макс) 14 мая 2020 21:40
    +2
    ...программа строительства крупных кораблей дальней морской зоны фактически остановлена.

    Недавно стало известно, что программа строительства эсминцев проекта «Лидер» с ядерной энергетической установкой и модернизированной, увеличенной по водоизмещению версии фрегата «Адмирал Горшков», остановлена.

    Ложь. Корабли дальней морской зоны проекта 22350 строятся. Корабли дальней океанский зоны проекта 22350М начнут строить ориентировочно в 2022 году после того, как подготовят сам проект 22350М. По недавним заявлениям самих КБ, участвующих в создании 22350М работа над этим проектом не прекращается. А вот от проекта Лидер отказались.

    Напомним, что эсминцы предполагались в качестве одного из немногочисленных носителей гиперзвуковых ракет «Циркон», на которые у нас сделана большая ставка. Все, ставка бита.

    Примитивная попытка манипулировать.Циркон запускается из УКСК того же фрегата 22350,и вообще с борта любого корабля ,имеющего УКСК ,в том числе и МРК, корветов проектов 20380,20385.Также Циркон смогут запускать с подлодок проектов 885М и модернизированных Антеев
    949АМ.Ну и 1144 Адмирал Нахимов после модернизации.К тому же есть Кинжал и его носитель Миг-31К,Х-32 и его носитель Ту-22М3.
  8. Orange Big Офлайн Orange Big
    Orange Big (Макс) 14 мая 2020 21:47
    +1
    Вот на вооружении каких кораблей будет стоять Циркон.

    Замминистра сообщил, что «Циркон» поступит в войска ориентировочно на рубеже 2020 и 2021 года, и уточнил, где именно разместят новые крылатые ракеты:

    «Циркон» предназначен для вооружения атомных подводных лодок проектов 885, 885М, 949АМ, надводных кораблей проектов 22350, 23560, а также перевооружения крейсера проекта 1144.2 «Адмирал Нахимов».

    Первые испытания новейшего гиперзвукового оружия успешно прошли в декабре прошлого года. Стрельбы производились с борта надводного корабля «Адмирал Горшков». В 2020 году в испытаниях «Циркона» примут участие другие фрегаты проекта 22350, а также атомные субмарины.

    https://topwar.ru/171019-nazvany-sroki-prinjatija-cirkona-na-vooruzhenie.html