Почему американцам не нужен украинский «Антонов»
Знаменитое авиапредприятие «Антонов» после разрыва промышленных связей с Россией находится в глубоком системном кризисе. Отвернувшись от Москвы, в Киеве теперь рассчитывают на помощь Вашингтона. Украинский посол в США заявил, что производитель авиационной техники ищет варианты сотрудничества с американской корпорацией Boeing в вопросе разработки современных большегрузных самолетов, которыми славится «Антонов».
Куда же могут привести Незалежную эти «мрии» (мечты)?
Я надеюсь, что мы выйдем и на конкретные договоренности, причем не просто перспективу, а на подписание документов и, возможно, даже на создание совместного предприятия между «Антоновым» и Boeing
– заявил украинской посол.
В Киеве надеются если не на совместное производство большегрузных самолетов, вроде Ан-124 «Руслан», то хотя бы на инвестиции со стороны американской компании. К сожалению для бывшего знаменитого советского авиапредприятия, с высокой долей вероятности все это останется пустыми мечтами.
С одной стороны, общий мировой спрос на таких крылатых гигантов относительно невелик, составляя, по разным оценкам, от 40 до 100 машин, которых с учетом модернизации может хватить на ближайшие полвека. С другой стороны, необходимо отметить, что пандемия коронавируса выявила потребность в тяжелых грузовых самолетах, при помощи которых медицинская помощь оперативно доставляется по всему миру. Довольно неожиданно лидерами в этой сфере оказались Украина и Россия, эксплуатирующие авиапарк продукции под брендом «Антонов», о чем мы подробно рассказывали ранее. Как выяснилось, большегрузные самолеты по-прежнему нужны не только в военно-транспортной авиации.
В Киеве считают, что им есть что предложить в данном вопросе Boeing, но это не совсем так. Ан-124 при всем к нему уважении – это давно устаревший самолет, использующий столь же устаревшее оборудование. В России некоторое время назад поднимался вопрос о возобновлении производства «Русланов» под новым брендом, но все уперлось в импортозамещение, прежде всего, в силовую установку. Глубокая модернизация Ан-124, что в России, что в самой Украине, влетит в копеечку. Непонятно, с чего в Киеве решили, что Boeing, испытывающий огромные финансовые трудности в последние год-два, будет готов выделить миллиарды долларов на украинский проект.
Кроме того, есть вопросы к самому «Антонову» и его возможности что-то реально производить. Украинские «оптимизаторы» во власти намерены перенести завод из столицы, где он занимает дорогостоящую землю, в Киевскую область. Перенос производства на другое место – это всегда очень непростая задача, а если ее проводят еще и нечистые на руку персонажи, то он автоматически превращается в долгострой и финансовую «черную дыру». Если называть вещи своими именами, ссылка «Антонова» в провинцию – это его растянутая по времени окончательная ликвидация.
Сегодня уникальное предприятие по большому счету представляет собой сервис по обслуживанию уже произведенных самолетов и пакет советских чертежей и патентов на них. Китай уже наложил руку на интеллектуальную собственность «Антонова», купив документацию на Ан-225 «Мрия». Все, что может предложить Киеву Boeing, это права на несколько устаревших самолетов, которые нуждаются в глубокой модернизации. Ни о каком производстве тяжелых транспортников в Незалежной речи просто не может идти.
Никому, кроме России, «Антонов» в рабочем состоянии не нужен. Это означает, что украинское предприятие формально будет существовать, пока летают произведенные им ранее самолеты. После чего оно окончательно прекратит свою деятельность и будет ликвидировано.
Информация