Qatar runs the risk of setting up its patrons by declaring Russia a “gas war”


If mankind has proved its complete incapacity for anything, then, first of all, it is to draw conclusions from the cataclysms and global shocks experienced by it. If it were different, the world would not be covered with depressing constancy by universal financialeconomic crises. And world wars in history would not have a numbering ...


The energy exporting countries have not yet managed to really calculate the enormous losses incurred as a result of the recently raging "oil war", as the prospect of a new, no less large-scale and brutal confrontation has already loomed on the horizon. But this time, the subject of controversy and attempts to redistribute may be the sales markets of not “black gold”, but “blue fuel” - a resource representing for the domestic economy no less (if not more) significance than oil.

Let’s try to figure out what exactly can happen and what prospects Russia has in this conflict.

On both sides of the ocean


The main sides of a potential collision are about the same as in the case of oil: Russia, the United States and the Middle East. Unless in the latter case, instead of Saudi Arabia, we have to deal with Qatar. It is from these “hot guys” that the main threat emanates today. However, we will not run ahead of ourselves, but let’s talk about the developments with which each of the “players” that have their own colossal interests in the gas market has approached the beginning of the current crisis. Let's start with our country. The affairs of RAO Gazprom, as you know, leave much to be desired. The first quarter of this year, the "national treasure" ended with a loss of 306.2 billion rubles (about 4.14 billion dollars) according to RAS. For comparison, the same period in 2019 brought Gazprom 199.4 billion rubles ($ 2.7 billion) in net profit. The reason is simple - according to available information, during this time, the supply of “blue fuel” to Europe (including Turkey) fell by 19,2% in annual terms and amounted to only 39.62 billion cubic meters. The country's main energy project, the Nord Stream-2 gas pipeline, turned out to be in limbo, however, with the construction of the Turkish Stream, everything is also far from being as smooth as we would like. Having received through the efforts of the West a bonded contract for fuel transit, Kiev continues to become impudent and threatens Gazprom with new lawsuits, and acting in close “conjunction” with the “unplaced” Poles are not appeasing. The situation is difficult. However, it is incorrect to say, as some “experts” do (by strange chance, the vast majority of them are citizens of Ukraine) that Gazprom is “on the verge of bankruptcy”. 20% - not 100% or even 50%. At a reasonable policy - the matter is fixable.

The United States, without hiding it at all, set itself the goal of completely “reformatting” the energy market, at least Europe, for itself. Naturally - due to the ousting of Russia from it. What about the implementation of the plan? Too bad, to be honest ... American LNG in the Old World recently does not want to see, and categorically. According to the available information, British Petroleum, Enel, Shell, Total, Uniper - almost all the leading companies in the sector, intend to refuse the volumes of its supplies already contracted for June. The Spanish Endesa and Repsol SA, who did not accept as much, as 200 million cubic meters of liquefied gas from the United States, "went into failure" before everyone else. At the moment, officially announced the cancellation of 22 ordered batches, which were supposed to arrive in Europe from the Cheniere terminal and the Freeport factory. There is nothing to be surprised at - gas in the USA by itself is cheap (below $ 70 per thousand cubic meters). But the liquefaction price of this thousand “lapses” for a hundred dollars, plus the cost of shipping across the ocean ... In the end, it turns out to be a classic “overseas heifer” at half price, but with a ruble price of transportation. With a final cost in Europe of more than $ 200 per thousand cubic meters, American gas is completely uncompetitive in the local markets, where it can now be freely purchased at $ 80 per thousand cubic meters, if not even cheaper. And this whole "bunch" of problems is not limited to - do not forget that at least 15% of the "blue fuel" produced in the USA is a by-product obtained from the production of the same shale oil. At the same time, the number of operating drilling rigs in the country is rapidly declining for the ninth consecutive week and by now has fallen to a historic low since the 40s of the last century. Last week alone, 35 oil and gas producers “shut up the fountain”. Only 258 towers remained in service. In May last year, there were 802 ... Analysts predict that this decline will continue further.

The Saudi way - to the collapse of the market?


Qatar, which is a recognized world leader in LNG supplies, it would seem, in this situation, should feel as confident as possible, no matter what. However, everything is far from as simple as it seems at first glance. Yes, in 2019, this kingdom exported more than 23.5 million tons of liquefied “blue fuel” to Europe, far ahead of its two main rivals - Russia (15.07 million tons) and the United States (12.72 million tons). Yes, the cost of producing Qatari gas is fabulously low ... However, it can be sold today only in a liquefied form and delivered by gas tankers. And this automatically increases its final cost by all those “markups” that were discussed above regarding American LNG. Moreover, the freight prices of such vessels are steadily increasing. Not in such proportions, of course, as is the case with the oil "bulk", but still ... As a result, the Qatari gas is almost inevitably at risk of losing to any "blue fuel" supplied through pipelines. And this will mean extremely sad consequences for the kingdom. The decision to withdraw from OPEC made by this country at the beginning of last year was just dictated by the desire to fully concentrate the efforts of its own energy industry precisely in the gas "direction". The volume of exports from the current 77 million tons per year by 2024 was to increase to 110 million, and another three years later - to 126 million tons. In fact, Qatar in the energy “roulette” did not put everything on the “black”, but on the “blue”, and now it cannot afford to lose. Further development of the Northern gas field, located in the area of ​​the city of Ras Laffan, the construction, equipment and launch of more and more gas liquefaction capacities is a huge investment! And what if LNG, even at the very lowest price acceptable to Qatari producers, is not needed by anyone?

There is a huge danger that, faced with the danger of “being out of work”, Qatar could “go all out”, throwing out exactly the same fortress that Saudi Arabia broke in April. He is there - he will start desperately dumping, trying to survive from the markets of everyone else. What such crazy actions lead to, the whole world already had the “happiness” to see on the example of the recent “oil war”, which ended with the departure of prices for “black gold” to negative values. Could something like this happen with gas? Alas, yes. As far as it is known, the underground gas storages (UGS) of the European Union can be filled to capacity by September of this year. A warm winter, plus the coronavirus pandemic, which reduced the demand for blue “fuel” in Europe by 17% - these are the reasons for this situation. In absolute terms, in the Old World for April 2020 gas was burned by 5 billion cubic meters less than a year ago. Currently, the UGS of the main European consumers is already 65% ​​filled on average (in Germany, for example, all 81%). It should be borne in mind that the bulk of the “blue fuel” is supplied there under long-term contracts that are binding. It is the Americans in Europe who are ready to pay $ 36 for liquefaction and abandon the already contracted LNG in order to avoid the cost of its transportation - such things do not work with Gazprom. In his contracts, fines are written so that you do not get sick ... The only market in which Qatar can try to “give a fight”, albeit with the smallest chance of success, is the Asian region. With the onset of the coronavirus pandemic, the Qatari tankers going there began to turn in the direction of North-Western Europe, but now deliveries have been forced to slow down - even through the terminal in Zeebrugge, all import capacities of which were reserved by the state company Qatar Petroleum until 2044.

However, the reverse reorientation to Asian markets will also take some time. Yes, and whether the “sheepskin is worth the price”? According to experts of the International Gas Association, the excess supply of "blue fuel" over demand for it may well remain even until the middle of this decade. And then dumping - do not dumping ... Everything is one. If in Qatar they still decide to “fight,” then they will lose anyway. The Oil War extremely convincingly showed that the collapse in energy prices hurt all market participants and there will simply be no winners in this battle. Although ... Qatar cannot compete with Russian pipeline gas supplies by definition, therefore, it will try to “clear the clearing” exclusively on the LNG market. Yes, our country there also has its own interests, and considerable. However, if someone’s export ambitions in the field of “blue fuel” are at risk in this case, they will be completely buried, then it is the Americans who are the permanent patrons of the Middle Eastern monarchies. The local energy industry is already “breathing in the dark” (in any case, according to the figures given at the beginning of the article), and further depreciation of gas will kill it completely. The third phase of the Freeport LNG plant, which is the seventh largest in the world and the second in the United States, was solemnly launched this month in Texas. It risks becoming a monument to American vanity and unfulfilled hopes. Expensive, I must say, will turn out a monument - in the construction of the enterprise, according to the head of the company Michael Smith, at least 13 and a half billion dollars have been swollen. By the way, he also dreams of the fourth stage ... If the sheikhs of the East nevertheless bring gas prices down after oil prices, all these investments can turn into net losses.

Does all of the above mean that Russia may not be afraid of anything? For example, to breathe freely, hoping that Washington’s endless nitpicking to the same Nord Stream-2, resulting in new threats and sanctions, will now stop due to their complete senselessness? Not at all! I dare to assume that everything will be exactly the opposite. The United States, completely unaccustomed to doing business honestly, will continue to break through its “gas window to Europe”, using all the same crappy “tools”. However, this is a topic for a completely different conversation.
Used photos: gazprom.com
Ctrl Enter

Noticed oshЫbku Highlight text and press. Ctrl + Enter

7 comments
Information

Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.
I have an account? Sign in

  1. kriten Offline
    kriten (Vladimir) 19 May 2020 09: 49
    +2
    • 2
    • 0
    Qatar is high time to put in place. The Kremlin, for the sake of scanty investments in something incomprehensible, allowed Qatar to even beat our ambassadors with impunity. Apparently, this was also included in the concept of Putin's patriotism. Tolerate any insults of the country for the sake of possible handouts.
    1. Syoma_67 Offline
      Syoma_67 (Semyon) 20 May 2020 22: 28
      -1
      • 0
      • 1
      Qatar is high time to put in place.

      - Well, well, who will bet?
  2. 123 Offline
    123 (123) 19 May 2020 10: 04
    +1
    • 1
    • 0
    The energy exporting countries have not yet managed to really calculate the enormous losses incurred as a result of the recently raging "oil war", as the prospect of a new, no less large-scale and brutal confrontation has already loomed on the horizon.

    And when did it end? What is the basis of this statement?
    This is not a new confrontation, but the continuation and expansion of the scale of the existing one. Oil and gas Siamese twins, two very closely related areas of activity, if not one.
    1. Monster_Fat Offline
      Monster_Fat (What's the difference) 19 May 2020 10: 53
      -6
      • 0
      • 6
      I am simply struck by the insignificance of real influence on the world politics of the Kremlin lads, with monstrous conceit and the inflating of their "rating" in the Russian media. The Kremlin does not have any levers of serious influence on world politics, the policies of individual countries in such a way as to bring benefits to Russia and its people. Well, good - they chopped off Crimea, climbed into Syria, dropped oil prices and followed by gas - this, in general, is not an “influence” on world politics that the country needs — but an unreasonable expenditure of finances, manpower and resources that does not bring the country any income and benefits-shots in the foot, typical - "bomb Voronezh."
  3. Sergey Latyshev Offline
    Sergey Latyshev (Serge) 19 May 2020 10: 50
    +1
    • 1
    • 0
    Yes, an owl can climb a globe.
    It turns out that Kiev was the one who received the "bonded contract for fuel transit", and Qatar risks substituting its patrons, the United States makes sense.
    And "declaring a" gas war "to Russia - with a note, probably, with calls to Putin and Sechin?

    But in fact, Qatar, as can be seen from the article, like everyone else, is already turning in a frying pan, trying to sell gas in any reasonable way and not to fuck people.
  4. T. Henks Offline
    T. Henks (Igor) 19 May 2020 16: 17
    0
    • 0
    • 0
    I can read letters and put them into words. And even comprehend these words in sentences. Someone refuses the contracted supply, but the money for it is just like paying a forfeit. This does not apply to Gazprom.
  5. Nikolay Malyugin (Nikolai Malyugin) 20 May 2020 06: 03
    0
    • 0
    • 0
    Yes god. He goes here to work ..

    When you are in unauthorized confinement, you need to share your not always clever thoughts with someone. Sellers may be partners. But they will always be competitors. There are no friends in such matters.

Катар рискует подставить своих покровителей, объявив «газовую войну» России


Если человечество и доказало свою полную неспособность к чему-либо, то, прежде всего – к тому, чтобы делать выводы из переживаемых им катаклизмов и глобальных потрясений. Будь по-другому, мир не накрывали бы с удручающим постоянством всеобщие финансово-экономические кризисы. Да и мировые войны в истории не имели бы нумерации…


В странах-экспортерах энергоресурсов не успели еще толком подсчитать колоссальные убытки, понесенные в результате бушевавшей недавно «нефтяной войны», как на горизонте уже замаячила перспектива нового, не менее масштабного и жестокого противостояния. Вот только на сей раз предметом спора и попыток передела могут стать рынки сбыта не «черного золота», а «голубого топлива» – ресурса, представляющего для отечественной экономики ничуть не меньшую (если не большую) значимость, чем нефть.

Попробуем разобраться, что конкретно может произойти и какие перспективы в этом конфликте имеет Россия.

По обе стороны океана


Основные стороны потенциально возможного столкновения примерно те же, что и в случае с нефтью: Россия, Соединенные Штаты и страны Ближнего Востока. Разве что в последнем случае вместо Саудовской Аравии нам предстоит иметь дело с Катаром. Вот от этих-то «горячих парней» и исходит сегодня главная угроза. Впрочем, не будем забегать наперед, а поговорим о том, с какими наработками каждый из имеющих собственные колоссальные интересы на газовом рынке «игроков» подошел к началу нынешнего кризиса. Начнем с нашей страны. Дела у РАО «Газпром», как известно, оставляют желать много лучшего. Первый квартал нынешнего года «национальное достояние» завершило с убытком в 306.2 миллиарда рублей (около 4.14 миллиарда долларов) по стандартам РСБУ. Для сравнения такой же период 2019 года принес «Газпрому» 199.4 миллиарда рублей (2.7 миллиарда долларов) чистой прибыли. Причина проста – по имеющейся информации за это время объем поставок «голубого топлива» в Европу (с учетом Турции) упал на 19,2% в годовом выражении и составил всего 39.62 миллиарда кубометров. В «подвешенном состоянии» оказался главный энергетический проект страны – газопровод «Северный поток-2», впрочем, со строительством «Турецкого потока» все тоже далеко не так гладко, как хотелось бы. Получивший стараниями Запада кабальный контракт на транзит топлива, Киев продолжает наглеть и грозит «Газпрому» новыми исками, не унимаются и действующие в тесной «связке» с «нэзалэжной» поляки. Положение тяжелое. Однако утверждать, как это делают некоторые «эксперты» (по странной случайности абсолютное большинство из них являются гражданами Украины), что «Газпром» «находится на грани банкротства» – как минимум, некорректно. 20% – не 100% и даже не 50%. При разумной политике – дело поправимое.

Соединенные Штаты, совершенно не скрывая этого, поставили перед собой цель полного «переформатирования» под себя энергетического рынка, как минимум Европы. Естественно – за счет вытеснения с него России. Как обстоит дело с выполнением плана? Паршиво обстоит, если честно… Американский СПГ в Старом Свете в последнее время видеть не хотят, причем категорически. По имеющейся информации, от объемов его поставок, уже законтрактованных на июнь, намерены отказаться British Petroleum, Enel, Shell, Total, Uniper – практически все ведущие компании сектора. Раньше всех «пошли в отказ» испанские Endesa и Repsol SA не принявшие ни много ни мало, а 200 миллионов кубометров сжиженного газа из США. На настоящий момент официально заявлено об отмене 22 заказанных партий, которые должны были поступить в Европу с терминала Cheniere и завода Freeport. Удивляться нечему – сам по себе газ в США дешев (ниже 70 долларов за тысячу кубов). Но вот цена сжижения этой тысячи «перехлестывает» за сотню долларов, плюс стоимость доставки через океан… В конечном итоге получается классическая «заморская телушка» ценой в полушку, но с рублевой ценой перевоза. Имеющий конечную стоимость в Европе больше 200 долларов за тысячу кубометров, американский газ совершенно неконкурентоспособен на тамошних рынках, где сейчас его можно свободно приобрести по 80 долларов за тысячу кубометров, если не еще дешевле. И этим весь «букет» проблем не исчерпывается – не стоит забывать, что не менее 15% добываемого в США «голубого топлива» является попутным продуктом, получаемым при добыче все той же сланцевой нефти. В то же время количество действующих буровых установок в стране стремительно сокращается девятую неделю подряд и к настоящему моменту упало до исторического минимума с 40-х годов прошлого столетия. Только за прошлую неделю «заткнули фонтан» 35 добытчиков нефти и газа. В строю осталось всего 258 вышек. В мае прошлого года их было 802… Аналитики прогнозируют, что это падение продолжится и далее.

Саудовским путем – к развалу рынка?


Катар, являющийся признанным мировым лидером поставок СПГ, казалось бы, в сложившейся ситуации должен чувствовать себя максимально уверенно, несмотря ни на что. Однако тут все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Да, в 2019 году это королевство экспортировало в Европу более 23.5 миллионов тонн сжиженного «голубого топлива», намного опередив двух главных соперников – Россию (15.07 миллиона тонн) и США (12.72 миллиона тонн). Да, себестоимость добычи катарского газа баснословно низка… Однако продаваться на сегодняшний день он может исключительно в сжиженном виде и с доставкой газовозными танкерами. А это автоматически увеличивает его конечную стоимость на все те «накрутки», о которых речь шла выше относительно американского СПГ. Более того, цены на фрахт таких судов неуклонно растут. Не в такой пропорции, конечно, как это происходит с нефтяными «наливниками», но все-таки… В итоге катарский газ практически неминуемо рискует проиграть любому «голубому топливу», поставляемому по трубопроводам. А это для королевства будет означать крайне печальные последствия. Решение о выходе из ОПЕК, принятое этой страной в начале прошлого года, как раз и было продиктовано желанием полностью сосредоточить усилия собственной энергетической отрасли именно на газовом «направлении». Объем экспорта с нынешних 77 миллионов тонн в год к 2024 году должен был возрасти до 110 миллионов, а еще три года спустя – до 126 миллионов тонн. Фактически, Катар в энергетической «рулетке» поставил все не на «черное», а на «голубое», и проиграть сейчас позволить себе не может. Дальнейшая разработка Северного газового месторождения, расположенного в районе города Рас-Лаффан, постройка, оснащение и запуск все новых и новых мощностей по сжижению газа – это колоссальные вложения! И что делать, если СПГ, пусть даже и по самой минимальной цене, приемлемой для катарских производителей, окажется никому не нужен?

Существует огромная опасность, что столкнувшись с опасностью «оказаться не у дел», Катар может «пуститься во все тяжкие», выкинув в точности тот же фортель, который отколола в апреле Саудовская Аравия. Тот есть – примется отчаянно демпинговать, пытаясь выжить с рынков всех остальных. К чему приводят такие безумные действия, весь мир уже имел «счастье» увидеть на примере недавней «нефтяной войны», закончившейся уходом цен на «черное золото» в отрицательные значения. Может ли произойти нечто подобное с газом? Увы, да. Насколько известно, подземные газовые хранилища (ПГХ) Европейского Союза могут быть заполнены «под завязку» уже к сентябрю нынешнего года. Теплая зима да плюс пандемия коронавируса, сократившая спрос на голубое «топливо» в Европе на 17% – вот причины такой ситуации. В абсолютных цифрах в Старом Свете за апрель 2020-го газа сожгли на 5 миллиардов кубометров меньше, чем за то же время год назад. Сейчас ПГХ основных европейских потребителей уже заполнены в среднем на 65% (в Германии, к примеру – на все 81%). При этом следует учитывать, что основной объем «голубого топлива» поставляется туда по долгосрочным контрактам, обязательным к исполнению. Это американцам в Европе готовы заплатить 36 долларов за сжижение и отказаться от уже законтрактованного СПГ, чтобы уйти от затрат на его транспортировку – с «Газпромом» такие штуки не проходят. В его договорах штрафы прописываются такие, что не забалуешь… Единственный рынок, на котором Катар может попытаться «дать бой» пусть и с самыми минимальными шансами на успех – Азиатский регион. С началом пандемии коронавируса катарские танкера, идущие туда, принялись разворачиваться в сторону Северо-Западной Европы, однако сейчас поставки вынуждено затормозились – даже через терминал в Зебрюгге, все импортные мощности которого забронированы государственной компанией Qatar Petroleum до 2044 года.

Впрочем, обратная переориентация на азиатские рынки тоже займет какое-то время. Да и будет ли «стоить овчинка вычинки»? По мнению специалистов Международной газовой ассоциации, превышение предложения «голубого топлива» над спросом на него вполне может сохраниться даже до средины нынешнего десятилетия. И тут уж демпингуй – не демпингуй… Все едино. Если в Катаре все-таки решат «воевать», то проиграют в любом случае. «Нефтяная война» крайне убедительно показала, что обрушение цен на энергоносители больно бьет по всем участникам рынка и победителей в этой схватке просто не будет. Хотя… С трубопроводными российскими поставками газа Катар конкурировать не может по определению, следовательно, пытаться «зачищать поляну» будет исключительно на ранке СПГ. Да, у нашей страны там тоже есть свои интересы, и немалые. Однако, если чьи-то экспортные амбиции в области «голубого топлива» и рискуют в данном случае быть похоронены окончательно, то как раз американцев – несменных покровителей ближневосточных монархий. Тамошняя энергетическая отрасль и так «дышит на ладан» (во всяком случае, согласно приведенным в начале статьи цифрам), а дальнейшее обесценивание газа убьет ее окончательно. Торжественно запущенная в нынешнем месяце в Техасе третья очередь завода Freeport LNG, являющегося по своей производственной мощности седьмым в мире и вторым в США, рискует превратиться в памятник американскому тщеславию и несбывшимся надеждам. Дорогостоящий, надо сказать, получится монумент – в строительство предприятия, по словам главы компании Майкла Смита, вбухано уже не менее 13 с половиной миллиардов долларов. Он, кстати, мечтает еще и о четвертой очереди… Если шейхи Востока все-таки обрушат газовые цены вслед за нефтяными, все эти вложения могут превратиться в чистые убытки.

Означает ли все сказанное выше, что Россия может ничего не опасаться? К примеру, вздохнуть свободно, рассчитывая на то, что бесконечные придирки Вашингтона к тому же «Северному потоку-2», выливающиеся во все новые угрозы и санкции, теперь прекратятся ввиду полнейшей их бессмысленности? Да ни в коем разе! Смею предположить, что все будет в точности наоборот. Соединенные Штаты, совершенно не привыкшие вести дела честно, продолжат пробивать себе «газовое окно в Европу», используя все те же дрянные «инструменты». Впрочем, это уже тема для совсем другого разговора.
Использованы фотографии: gazprom.com
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

7 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. kriten Офлайн
    kriten (Владимир) 19 мая 2020 09:49
    +2
    • 2
    • 0
    Катар давно пора поставить на место. Кремль ради мизерных вложений в непонятно во что, позволял Катару даже безнаказанно наших послов избивать. Видимо, это тоже входило в понятие путинского патриотизма. Терпеть какие угодно оскорбления страны ради возможных подачек.
    1. Сёма_67 Офлайн
      Сёма_67 (Семён) 20 мая 2020 22:28
      -1
      • 0
      • 1
      Катар давно пора поставить на место.

      - ну-ну, кто ставить будет?
  2. 123 Офлайн
    123 (123) 19 мая 2020 10:04
    +1
    • 1
    • 0
    В странах-экспортерах энергоресурсов не успели еще толком подсчитать колоссальные убытки, понесенные в результате бушевавшей недавно «нефтяной войны», как на горизонте уже замаячила перспектива нового, не менее масштабного и жестокого противостояния.

    А когда она закончилась? Чем обосновано данное утверждение?
    Это не новое противостояние, а продолжение и расширение масштабов уже имеющегося. Нефть и газ сиамские близнецы, две очень тесно связанные сферы деятельности, если не одна.
    1. Monster_Fat Офлайн
      Monster_Fat (Да Какая Разница) 19 мая 2020 10:53
      -6
      • 0
      • 6
      Меня просто поражает ничтожность реального влияния на мировую политику кремлевской братвы, при чудовищном самомнении и надувании их "рейтинга" в российских СМИ. Нет у Кремля вообще никаких рычагов серьезного воздействия на мировую политику, политику отдельных стран таким образом, чтобы это приносило выгоду России и ее народу. Ну хорошо - оттяпали Крым, влезли в Сирию, уронили цены на нефть и следом на газ - это, в общем-то, не "влияние" на мировую политику, нужное стране - а непродуманный расход финансов, сил и средств, не приносящий стране никакого дохода и выгоды-выстрелы себе в ногу, типичное - "разбомбим Воронеж".
  3. Сергей Латышев (Серж) 19 мая 2020 10:50
    +1
    • 1
    • 0
    Да, сова на глобус может налезть.
    Оказывается, и "кабальный контракт на транзит топлива" получил именно Киев, и "Катар рискует подставить своих покровителей", - США по смыслу.
    И "объявив «газовую войну» России - с нотой, наверняка, со звонками Путину и Сечину?

    А на самом деле Катар, видно по статье, как и все, ужом вертится на сковородке, пытаясь сбыть газ любым разумным способом и не поиметь люлей.
  4. T. Henks Офлайн
    T. Henks (Игорь) 19 мая 2020 16:17
    0
    • 0
    • 0
    Читать буквы и складывать их в слова я умею. И даже осмысливать эти слова в предложениях. Отказывается кто-то от законтрактованных поставок, но деньги за это все-равно как неустойку платит. Это не относится к Газпрому.
  5. Николай Малюгин (Николай Малюгин) 20 мая 2020 06:03
    0
    • 0
    • 0
    Да господи. Он сюда как на работу ходит..

    Когда находишься в самовольном заточении, то надо с кем-то поделиться своими не всегда умными мыслями. Продавцы могут быть партнерами. Но они всегда будут конкурентами. В таких делах друзей нет.