Как многострадальный «Суперджет» может получить второй шанс
Пандемия коронавируса нанесла болезненный удар по сектору воздушных перевозок. Пассажиропоток резко сократился и неизвестно, когда полноценно восстановится. Судя по всему, большие дальнемагистральные лайнеры еще долго будут летать с «недогрузом». Уже сейчас понятно, что кризис без государственной поддержки переживут «не только лишь все» авиакомпании.
Обстоятельства сейчас складываются таким образом, что у нашего многострадального «Суперджета» появляются определенные шансы стать более востребованным.
О многочисленных проблемах этого самолета известно давно. Главная из них состоит в том, что разработчики слишком увлеклись импортными комплектующими, по сути, превратив лайнер в «конструктор». Постепенно задача импортозамещения решается, но остается самая серьезная – с силовыми установками. Специально под этот проект французская компания Safran разработала турбовентиляторный двигатель SaM146, который нигде, кроме «Суперджета», более не используется. Было создано совместное с «ОДК-Сатурн» производство в Рыбинке, где на долю европейцев приходится так называемая «горячая часть» двигателя.
Однако почему-то все проблемы при эксплуатации лайнеров этого типа возникают именно с французскими авиационными моторами. Постоянно фиксируется брак и прочие конструктивные недочеты. Из-за этого двигатели «Суперджетов» приходится отправлять на капитальный ремонт каждые 2-4 тысячи летных часов. При этом часто возникают сложности со своевременной доставкой комплектующих из Франции. В итоге средний налет у отечественных лайнеров составляет 3,6 часа, у бразильских Embraer – 6 часов, у Boeing и Airbas – 10 часов. В прежние времена нечто подобное назвали бы вредительством и причастных к нему поставили бы к стенке.
Сейчас другие времена и проблемы решаются иначе. В России разработан современный авиадвигатель ПД-14 для перспективного лайнера МС-21. Опытная серия моторов была передана корпорации «Иркут», где хорошо себя показала. Сообщается, что уже начато серийное производство силового агрегата. На его основе для «Суперджета» планируется создать менее мощную силовую установку ПД-10. Появление нового авиадвигателя ожидается к 2022 году. Это поможет на корню решить проблему с надежностью в эксплуатации российских авиалайнеров. Кроме того, ПД-10 можно устанавливать на российские самолеты-амфибии Бе-200, о чем мы подробно рассказывали ранее.
До тех пор «Суперджету» придется существовать при активной поддержке со стороны государства. Корпорация «Ростех» в настоящее время пристраивает среднемагистральные лайнеры в «добровольно-принудительном порядке» в авиакомпанию Red Wings. Президент Владимир Путин предложил ввести субсидии для снижения летного часа для владельцев «Суперджета»:
Предлагаю запустить новую программу поддержки лизинга и эксплуатации российских воздушных судов. Для этого на 2020−2021 годы предоставить лизинговым компаниям государственные гарантии.
Надо полагать, что авиаперевозчики точно не откажутся от мер господдержки в столь непростое время. «Суперджет» начинался очень непросто, но в среднесрочной перспективе имеет шанс занять свою нишу. Несмотря на финансовые потери по проекту, нет худа без добра: в России начали появляться собственные авиадвигатели и наладилось производство компонентов для самолетов.
Будем надеяться, что этот технологический задел будет рационально использован уже при дальнейших разработках.
Информация