Как поправки в Конституцию могут привести к потере Курильских островов
Токио вновь напомнил Кремлю о своих «северных территориях». В «Синюю книгу по дипломатии» наши Курильские острова внесены как японские. Отметим, что год назад этого не было.
Что это, попытка премьера Абэ накрутить себе рейтинг на фоне проблем с пандемией, или же переговорщики нашли некую лазейку, как обойти ограничения?
О проблеме Южных Курил сказано уже очень много: их экономическая и военная ценность для нашей страны такова, что передавать их обратно под любым соусом Японии, союзной США, будет не просто ошибкой, но государственным преступлением. Тем не менее, осенью 2018 года Токио посчитал, что получил из Кремля сигнал о том, что Россия готова на компромисс ради мирного договора. Правда, на основе декларации от 1956 года, взятой за основу, Москве действительно пришлось бы поступиться островом Шикотан и группой островов Хабомаи.
Что там имел в виду на самом деле президент Путин, скрыто пологом тайны, но японцы, естественно, «возбудились». Премьер-министр Синдзо Абэ даже сделал ряд резонансных заявлений о дальнейшей судьбе русского населения островов, милостиво разрешив им там пока пожить. Негативная реакция россиян не заставила себя долго ждать. Согласно проведенному социологическому опросу, 96% жителей оспариваемых Японией островов высказались против передачи. Многие начали задаваться недоуменными вопросами к властям, что привело к заметному откату в переговорных позициях.
Казалось бы, все, теперь вопрос окончательно закрыт. Кремль демонстративно перенес празднование Дня Победы с 9 мая на дату капитуляции Японии. В Токио резко отреагировали, сочтя, что это служит «оправданием российской оккупации Северных территорий», и японского премьер-министра в качестве гостя на Параде не будет. Известный актер Владимир Машков выступил с инициативой внесения в Конституцию поправок, запрещающих отчуждение от нашей страны территорий, которая была поддержана. Победа, товарищи?
К сожалению, все несколько сложнее. Все описанное выше – это только видимая часть айсберга, но под водой всегда скрывается гораздо больше. Так, в марте японское издание Toyo Keizai опубликовало статью японского писателя и экс-дипломата Масару Сато, который представил варианты обхода этих законодательных новелл:
Подтвердить, что в Ялтинском соглашении от февраля 1945 года была зафиксирована передача японских островов СССР, а в соответствии с Сан-Францисским мирным договором, Курилы, от которых отказалась Япония, не включают Хабомаи и Шикотан.
По логике автора, в таком случае передача Россией островов Хабомаи и Шикотан Японии — это результат демаркации границ, а не отчуждение территорий. И все бы ничего, написанное можно представить фантазиями японского бывшего дипломата, но в нашем законодательстве действительно происходят коренные изменения. Например, в него вводится понятие «федеральная территория». Часть 1 статьи 67 Конституции может выглядеть следующим образом, если за нее все сходят и дружно проголосуют:
На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории.
А часть вторая той же статьи дополнена вот таким интересным пунктом:
Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.
То есть, если в дальнейшем Курильские острова станут этой самой федеральной территорией, то открывается масса интересных возможностей по «делимитации», «демаркации» и «редемаркации» нашей общей границы с Японией, которые не будут противоречить Основному закону страны. Вот и думайте сами, к чему бы это.
Хочется надеяться, что это очередное «недоразумение».
Информация