На пути российского газа встал немецкий водород

67

В войне за энергетический рынок Европы наметился неожиданный поворот. Проиграют в нем и «Газпром» с его строящимися трубопроводами, и США с их дорогим СПГ. А выигравшим в итоге станет немецкий «зеленый водород», причем эта энергетическая революция будет оплачена во многом за наш с вами счет.

Как же такое стало возможным, и что будет дальше с российским нефтегазовым экспортом?



Прежде всего, для полного понимания необходимо учитывать, что в Германии активно идет «зеленая революция». Испуганный «Фукусимой», Берлин сделал ставку на более безопасные источники энергии: природный газ и ВОИ, постепенно отказываясь от АЭС и угля. Топ-менеджеры «Газпрома» радостно потирали руки, рассчитывая на дополнительный сбыт своего сырья в ФРГ, протягивая в ЕС дополнительные трубопроводы в обход Украины. Европейский рынок газа заинтересовал и США, которые начали всеми правдами и неправдами пропихивать свой СПГ.

В результате газопровод «Северный поток-2» оказался брошенным из-за введенных Вашингтоном санкций, будучи построенным на 94%. Отдельно отметим, что его сухопутное продолжение Eugal готово к эксплуатации, что имеет важное значение для дальнейшего рассказа. Сейчас «Газпром» намерен во что бы то ни было достроить морскую часть трубопровода, за что уже гарантированно получит новые американские санкции. Как выясняется теперь, немцам, явно подуставшим быть между Россией и США, как между молотом и наковальней, «Северный поток-2» не столь уж и нужен. Берлин вывел из-под действия норм Третьего энергопакета ЕС «Северный поток-1» на ближайшие 20 лет, который и будет обеспечивать его потребности в газе. Информация о том, чем он намерен заменить второй «Поток», может поначалу вызвать ступор.

По данным популярного издания DW, вместо русского и американского газа Германия может в перспективе перейти на свой «зеленый водород». Проект развития широкомасштабной водородной энергетики получил название «H2-Startnetz 2030». «Повернутые» на экологичности, немцы намерены получать «зеленый водород» из простой воды методом электролиза. Данная технология называется Power to Gas или P2G и уже десять лет апробируется в ФРГ. На западе и северо-западе страны функционирует свыше трех десятков установок, что уже сделало Германию мировым лидером в получении «зеленого водорода». FNB Gas предлагает перевести на это топливо металлургию, нефтепереработку, широко внедрять водородные автомобили и поезда.

Звучит лихо, и следует признать, что у Берлина есть все для того, чтобы реализовать свои планы. Очевидным образом это приведет к снижению потребления импортного углеводородного сырья. Что еще более «умиляет», по информации DW, для «водородизации» Германии может быть использована транспортная инфраструктура «Газпрома». Инга Пош, представляющая FNB Gas, пояснила:

На базе имеющейся сети газопроводов в Германии возникла бы совершенно новая энергетическая сеть, которая дала бы возможность таким индустриальным отраслям, как сталелитейная и химическая промышленность, добиться климатической нейтральности.

Речь идет об использовании для нужд водородной энергетики сухопутных продолжений «Северного потока» и «Северного потока-2»: газопроводов OPAL и Eugal, соответственно. По оценкам немецких экспертов, достаточно будет проложить дополнительно около 100 километров трубы, что обойдется всего в 600 миллионов долларов. Уже к 2025 году один из газопроводов может быть переведен на водород. Также под нужды амбициозного проекта может быть передано одно из самых крупных подземных хранилищ газа Германии в Йенгуме, которое сейчас контролирует «Газпром». Соляные каверны наиболее подходят для хранения водорода.

Самое интересное, что отечественный монополист особо и не возражает. Представитель его дочерней компании Gascade, оператора Opal и Eugal, весьма благостно высказался по поводу перехода Германии на новый вид топлива:

Мы считаем необходимым использовать его для достижения немецких климатических целей. Поэтому мы полностью поддерживаем предоставление водороду имеющейся газовой инфраструктуры.

Ну что тут скажешь. Молодцы немцы, позволили «Газпрому» за счет российских налогоплательщиков построить себе трубопроводы, которые будут постепенно переведены на водород, а само руководство госкорпорации даже и не против. Тоже в своем роде «молодцы». Ну, а мы пока будем достраивать ставший не актуальным при таком раскладе «Северный поток-2», ведь это «дело чести», чтобы гарантированно получить за него новые санкции.
67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    29 мая 2020 13:07
    Вопрос. Если сухопутные продолжения Северных потоков будут переведены на водород, то кто будет их этим водородом заполнять?
    1. +1
      29 мая 2020 14:42
      «Повернутые» на экологичности, немцы намерены получать «зеленый водород» из простой воды методом электролиза. Данная технология называется Power to Gas или P2G и уже десять лет апробируется в ФРГ. На западе и северо-западе страны функционирует свыше трех десятков установок, что уже сделало Германию мировым лидером в получении «зеленого водорода».
      1. +4
        29 мая 2020 15:44
        Спасибо за цитату. Это я прочитал. Вопрос остался. Кто будет заполнять эти трубы водородом?

        Для справки. Что такое P2G и H2-Startnetz 2030, упомянутые в данной статье?

        P.S. ГазПром, если и не лидер, то один из основных игроков в водородной энергетике.
      2. Министерство экономики и энергетики ФРГ подготовило проект/концепцию Национальной водородной стратегии (Nationale Wasserstoffstrategie). Документ пока не опубликован, однако попал в руки немецкой прессы (Handelsblatt, Spiegel и др.), которая поделилась с публикой содержанием.
        Центральным элементом Национальной стратегии, которая пока уместилась всего на 21 странице, является каталог из трёх десятков мероприятий, которые охватывают электроэнергетику, промышленность, инфраструктуру, транспорт, теплоснабжение и НИОКР.
        В качестве «первого шага» правительство ФРГ хочет увеличить «внутреннее производство и использование водорода». Для этого необходимо создать производство водорода «в размере трех, если возможно, пяти гигаватт (ГВт) электролизной мощности».
        Стратегия уделяет особое внимание международному сотрудничеству. Эксперты считают, что Германия не может удовлетворить спрос на зеленый водород за счет внутреннего производства. В среднесрочной и долгосрочной перспективах Германии придется «импортировать водород в больших количествах».
        Также планируется использовать часть существующих газопроводов для транспортировки водорода и, кроме того, создать чисто водородные сети.

        https://energy.hse.ru/hydrenergy
  2. +2
    29 мая 2020 14:42
    Якобы выпадающие генерирующие мощности будут направлены на электролиз воды и получение водорода. Проблема аккумулирования энергии уже с бородой, вопрос эффективности и промышленных объёмов. Думаю, тупиковая идея. Разве для того, чтобы до последнего не отказываться от ДВС с переходом на водородное топливо, тогда становится понятно, откуда "ноги растут".
  3. +3
    29 мая 2020 14:53
    Если б все было так легко, немцы давно уже все заменили водородом. Зеленую водородную смесь делать надо, а это деньги. А газ уже готовый. Производство водородной смеси дорогое пока удовольствие ....Да и американцы со своими технологиями давно бы освоили водород и продавали тем же немцам!)
    1. +2
      29 мая 2020 15:31
      Чтобы получить водород, надо получить энергию из того же газа.
    2. ...давно бы освоили водород и продавали тем же немцам!)

      - а его и продают уже. И машины заправлять можно, но мало пока. 84 штуки.
  4. +2
    29 мая 2020 15:22
    Если бы все было так просто, то было бы все не так сложно ))
  5. +2
    29 мая 2020 15:47
    Такая практика может вызвать увеличение в атмосфере Земли кислорода, а это приведет к экологической катастрофе гарантированно... человек и многие другие животные просто не выживут в такой атмосфере... Так что очередной проект из серии -

    Благими помыслами выстлана дорога в АД!
    1. Такая практика может вызвать увеличение в атмосфере Земли кислорода

      - при горении водорода - при соединении водорода с кислородом образуется вода (H2O).
      1. 0
        29 мая 2020 21:38
        Зато при получении водорода выделяется много кислорода...
        1. нет..

          1. Процесс электролиза, которому подвергаются водные растворы солей:
          2NaCl + 2H2O → 2NaOH + Cl2 + H2↑
          2. Пропускание паров воды при 1000 °C над раскаленным коксом:
          H2O + C ⇔ CO↑ + H2↑
          3. Способ получения из природного газа.
          а) конверсия с паром воды:
          CH4 + H2O ⇔ CO + 3H2 (при 1000 °C)
          б) окисление кислородом в присутствии катализатора:
          2CH4 + O2 ⇔ 2CO + 4H2
          1. +2
            29 мая 2020 22:44
            Еще лучше... оксид углерода (угарный газ)... Это вообще жуткий яд...
            1. Моноксид углерода сжигают и он превращается в диоксид (углекислый газ).
              1. +2
                29 мая 2020 22:57
                Что тоже ничего хорошего...
            2. Углекислый газ просто необходим для здоровья и жизни. Его основное действие – нормализация кислородно-транспортной функции организма. В нормальном газообмене в организме важна роль двух газов - кислорода и углекислого газа.

              Вики
              1. +3
                29 мая 2020 22:57
                Это если не будет его переизбытка... а при промышленном производстве он неизбежен...
                1. Не будет. В природе как в подводной лодке - ничего ниоткуда не появляется, и ничего не исчезает в никуда)
                2. Закон сохранения массы - закон физики, согласно которому масса физической системы сохраняется при всех природных и искусственных процессах.
                  1. +1
                    29 мая 2020 23:13
                    В свое время такие, как вы, предлагали сжигать больше угля.... чтобы таким образом улучшить на Земле климат... и че?!
                    1. ...чтобы таким образом улучшить на Земле климат... и че?!

                      Ничего) Я тоже не верю в то, что человек способен что-то изменить в плане климата. Тут тоже работают законы физики.
                    2. Представьте себе ситуацию: вы стоите в огромном лесу напротив муравейника. Там бегают муравьи. И чем быстрее они бегают, тем больше нагревается лес. Смешно, не правда ли?
                      Математически, если поставить нас (людей) по 4 на каждый квадратный метр, то всё население земли поместится на небольшом острове типа Гран Канарии. Найдите на карте этот остров, и вы поймёте, какие мы ничтожные, чтобы на что-то влиять)
                      1. +2
                        30 мая 2020 15:39
                        Зря вы так... Многие пустыни, Чернобыль и много чего еще появилось по вине человека, точнее - его неразумных рулевых... у которых желание править опережает способности это делать...
                    3. ...в свое время такие, как вы, предлагали сжигать больше угля.... чтобы таким образом улучшить на Земле климат... и че?!

                      Я вообще ничего не предлагаю. Я считаю, без разницы, что мы жгём, как мы жгем, сколько мы жгём - мы не можем ни на что повлиять. Закон сохранения энергии тоже никто не отменял. Природа сама всё регулирует.
                      1. +1
                        31 мая 2020 21:50
                        Ошибаетесь, и примеров тому много. Вон китайцы пустыню озеленили. А Сахара, как я слышал, появилась от глупости правивших в той местности царьков.
                      2. Ошибаетесь и примеров тому много. Вон китайцы пустыню озеленили. А Сахара, как я слышал, появилась от глупости правивших в той местности царьков.

                        Да ну, вы это серьёзно, про Сахару?) Ну так «царьков» тех уже давно нет, а Сахара с каждым годом становится всё больше.
                        Хотя можете верить во что хотите. Раз уж люди верят в Бога, то и черта нет смысла отрицать.
                      3. +1
                        1 июня 2020 07:18
                        Серьезно, я как-то документальный фильм на эту тему смотрел, вот название запамятовал... А насчет того, что давно было, так тут природа похожа на человека. Контузия, даже если давно была, всю жизнь потом икается... как и многое другое... Люди могут верить в бога, в царя, в коммунизм, в путинизм, но это не отменяет законов природы...
                      4. это не отменяет законов природы.

                        Вот ими и руководствуйтесь. Начните с законов Ньютона.
                      5. +1
                        1 июня 2020 08:18
                        Вы пытаетесь отрицать очевидные примеры того, как человек повлиял на природу...
                      6. Вы пытаетесь отрицать очевидные примеры того, как человек повлиял на природу...

                        Да, я не верю в то, что человек может на что-то глобально влиять.
                        А вы пытаетесь возразить законам «сохранения массы», и «сохранения энергии»?
                      7. +1
                        1 июня 2020 08:28
                        Фома Неверующий?! Факты говорят о том, что вы неправы.
                      8. Факты говорят о том, что вы неправы.

                        - я законы физики не в церковно-приходской школе учил.
                      9. +1
                        1 июня 2020 12:37
                        Не важно, где вы их учили, важно, что вы отрицаете очевидное...
                      10. Вам сюда:

                        https://topcor.ru/14911-proishodjaschee-na-solnce-govorit-o-verojatnoj-rezkoj-smene-klimata-na-zemle.html

                        Там расскажете всем, как бараны съели зелень в Сахаре, и сразу всем стало жарко.
                      11. +1
                        1 июня 2020 13:55
                        Да зачем мне туда?! Вы же писали уже и о Чернобыле, и о пустыне, которую озеленили в Китае, и о Сахаре, которая растет из-за дури местных властей ... Если вам все это не понятно и вы отказываетесь признавать наличие того, что можно потрогать руками, то это вам не сюда... а в поликлинику... уж извините за прямоту, но вы уже утомили просто своей глупостью... издеваетесь, что ли...
                      12. ...но вы уже утомили просто своей глупостью...

                        Взаимно.
  6. +5
    29 мая 2020 15:52
    Автору на заметку:

    немцы намерены получать «зеленый водород» из простой воды методом электролиза. Данная технология называется Power to Gas или P2G и уже десять лет апробируется в ФРГ

    Насколько я понял из интернета, Power to Gas не является технологией получения водорода. Это метод добавления водорода в природный газ. Начали с 2%, сейчас могут добавлять 10%, в данный момент идет согласование, чтобы добавлять 20% водорода в природный газ.

    Проект развития широкомасштабной водородной энергетики получил название «H2-Startnetz 2030»

    Из того же интернета и из названия проекта. Это проект сети газопроводов, которые планируется перевести на смешанное газовородное топливо.

  7. +6
    29 мая 2020 17:08
    Удивительный бред!!! Я ещё понимаю, когда топят за электромобили типа Теслы (сам ездил в Ласа-Вегасе, прикольная машина, даже понравилась - но это 2-3-й авто в семье может быть, но никак не единственный!) или за ветряки или солнечные электростанции (опять же - если это для загородного дома, или небольшой деревушки или городка - то почему бы и нет?) - но упаси Бог делать из этих частных Решений глобальные выводы! А тут вообще «людям с университетским образованием дают советы космического масштаба и такой же космической глупости»!
    1. Я ещё понимаю, когда топят за электромобили типа Теслы

      Тесла несомненно шикарная машина, но а электрокаров очень много серьёзных недостатков. Оставим технические, их можно так или иначе решить.
      Но вот, что делать с утилизацией старых батарей пока не знает никто. Нет, ну конечно в сегодняшних масштабах это пока терпимо. А представьте - весь мир перейдёт на электрокары?
      И второе. Вы ездили на Тесле. Это хорошо. А вы когда-нибудь видели, как горит машина с литиевым аккумулятором? Нет? А я видел. Её потушить не могли ничем! НИЧЕМ! Пока она дотла не сгорела. И это на автобане. А теперь представьте себе эту горящую машину в городе, или не дай бог в тоннеле. Температура горения лития 600°С.
      1. +4
        29 мая 2020 21:24
        Я не куплю себе электромобиль до тех пор, пока не научатся аккумуляторы делать хотя бы раз в 5 более емкими и не увеличат скорость заряда до 80-90% за час, при этом количество цикло заряда-разряда при сохранении 80% емкости не достигнет хотя бы 1000. Без этого - электромобиль НИШЕВОЕ РЕШЕНИЕ для состоятельных гиков, у которых это 2-3-й авто, либо для грет тунбергов и прочих маргинальных полудурков... тут нет предмета для спора. Хотя у меня тоже 2 авто, одна - дизельный джип, вторая - типа бензиновая спортивная ... и на Теслу я их бы не поменял...

        А что касается утилизации - то аккумуляторы сейчас ходят до 10 лет при хороших условиях, и в принципе, централизованная их переработка и утилизация - не проблема, если не понимать, что это тоже затраты энергии и удар по экологии не так уж и меньше, чем бензин и дизель.

        И пожарная опасность аккумуляторов вполне сопоставима с бензиновым баком - тут вполне паритет..
        1. Цитата: sH,arK
          Хотя у меня тоже 2 авто, одна - дизельный джип, вторая - типа бензиновая спортивная ... и на Теслу я их бы не поменял...

          Тесла хорошая. Но дорогая очень. Мой сын поменял свой старый бензиновый мерседес на электричку (Ниссан). Говорит - доволен. У меня тоже 2 дизелька. Лучше пока ничего не придумали.

          ...аккумуляторы сейчас ходят до 10 лет при хороших условиях, и в принципе, централизованная их переработка и утилизация - не проблема

          10 лет - не думаю. Там химия. У неё временный ресурс. 3-5 лет и кирдык. А батарея кучу денег стоит. Про утилизацию я не придумал, читал. Проблема на сегодня большая. Да и производство затратное, и экологически грязное. Если задаться целью - эту проблему конечно решат.

          И пожарная опасность аккумуляторов вполне сопоставима с бензиновым баком - тут вполне паритет..

          Нет, ну что вы)
      2. +5
        29 мая 2020 21:30
        Просто для информации.
        На Тесле не ездил, но уже лет 25 имею дело с литиевыми батареями. Небольшие, по размеру тип D. 4 шуки на один прибор. В общем, на борту их было несколько сот штук.
        Потушить их нельзя. Их не берет ни один огнетушитель. Водяной, пенный, углекислотный. Это все бесполезно. На борту судна имелось 2 (два) специальных огнетушителя для литиевых батарей. Слава Богу, ни разу не пришлось применять. А также всегда имелись специальные контейнеры. Если батарея нагрелась - сразу же в контейнер. Взрыв неизбежен. Причем, как говорили знающие люди, нехилый взрыв.
        Да, стоимость одного огнетушителя для литиевых батарей кажется тысяч 40 вечнозеленых. Примерно стоимость автомобиля. :-)
        1. Потушить их нельзя.

          Зачёт!) Так и есть, к сожалению.
    2. Вот, на мой взгляд, хорошая статья про водородную энергетику, может, заинтересует.

      https://energy.hse.ru/hydrenergy
  8. 123
    +5
    29 мая 2020 17:51
    Хорошо, что автор решил в журналисты податься, а не, например, стать врачом. Бумага все стерпит, люди - нет.
    Вред минимизирован.

    Прежде чем нести чушь, могли бы просто забить в поиск "Газпром готов поставлять водород", наверняка узнали бы много интересного.

    Водородные перспективы. Газпром готов предложить Европе газовую альтернативу

    https://neftegaz.ru/news/gazoraspredelenie/551262-rossiya-predlozhit-evrope-alternativu-gazu/

    Германия хочет получать водород из многих источников и в стратегии укажут потенциальных экспортеров. Одним из них уже определена Нигерия, которая будет производить топливо путем электролиза с использованием возобновляемой энергетики.

    Однако сейчас это самая затратная технология и только 4% водорода в мире производится таким способом. Большая часть, 68%, - из природного газа.

    https://eadaily.com/ru/news/2020/03/05/v-severnyy-potok-2-mogut-dobavit-vodoroda

    Работает ли «Газпром» в направлении реализации водородных проектов? Какие современные решения мы можем предложить Европе?
    Конечно. На газо- и нефтеперерабатывающих заводах «Газпрома» водород традиционно применяется в промышленных процессах - например, при производстве светлых нефтепродуктов. Кроме того, реализуется комплексный научно-технический проект по созданию технологий низкоуглеродного производства и использования для газовых турбин метано-водородного топлива в Самаре и Уфе. В Томске ведутся испытания технологии производства водорода из природного газа с нулевыми выбросами. Еще по целому ряду исследовательских проектов мы работаем вместе с нашими партнерами из Германии, Нидерландов и Франции. Для нас это крайне важное новое измерение сотрудничества. Полвека назад мы вместе сформировали газовый рынок Европы, открыв континенту доступ к надежным и выгодным поставкам топлива. Сегодня мы вместе формируем энергетику будущего.

    https://www.gazprom.ru/press/news/reports/2019/fuel-of-future/
  9. +5
    29 мая 2020 21:11
    А кто-нибудь видел расчёты, сколько понадобится извести лесов и полей для солнечных батарей, для площадей с ветряками, рядом с которыми не смогут жить люди и животные? В Европе есть для этого пощади?
    В Китае, несмотря на огромное население, есть значительные неиспользуемые площади. Но китайцы свои игры с ВИЭ завершили. У них плановая экономика. Под влиянием Запада, они затратили большие деньги, подсчитали, прослезились. И прекратили государственные субсидии на ВИЭ. Решили, что игра не стоит свеч. Им я верю больше.
    Газпрому (а также Wintershalle, Uniper и прочим Total и Shell) очень интересно, чтобы гейропейцы окончательно угробили угольную и атомную энергетику. При этом, газ ещё останется, по щелчку сменить вектор развития энергетики не получится. А когда выяснится, что водород получается золотой (сколько стоит земля в Европе? сколько потянут производство и обслуживание ВИЭ?), придётся отыгрывать назад и самым быстрым и дешёвым путём будет строительство газовых электростанций.
    Когда Маржецкий представляет Газпром сборищем недоумков, он, как то, забывает, что в Европе и без Газпрома полно заинтересованных компаний, которые в состоянии поставить раком и Меркель и бундестаг и Европарламент. И компании эти с Газпромом в одной упряжке. И руководители этих компаний (в том числе и Газпрома) видятся мне, как минимум, не глупее Маржецкого.
    1. +4
      29 мая 2020 21:27
      И это не говоря уже о том, что из водорода не сделать ни лаков/красок, ни резины для шин и прочего, ни пластмасс, ни удобрений, ни бутана/попана и т.д. Питание автомобилей водородом нереально, перевозить водород в сжиженном виде нереально ... А если объёмы закупок природного газа будут малыми, то цены вырастут.
  10. +1
    29 мая 2020 22:28
    Автор не учился в средней школе от слова совсем. Он не понимает, что любое преобразование энергий не бывает не то, что больше 100%, но и равным 100% быть не может. Отсюда электролиз с целью разделения воды на водород и кислород, затрачивает больше энергии, чем потом, изъятие энергии из окисления водорода. Откуда возьмётся энергия для электролиза? Почитайте объяснения знающего инженера, а не глупого писарчука.

    https://bezgin.su

    https://newsland.com/community/5255/content/o-zelionoi-energetike-kak-o-novoi-raznovidnosti-religii-v-21-veke/6244607

    https://www.nkj.ru/archive/articles/22733/

    https://topwar.ru/131628-zelenaya-revolyuciya-v-evrope-lozh-ot-pervogo-i-do-poslednego-slova.html
    1. Откуда возьмётся энергия для электролиза?

      Энергия солнца, плюс катализатор для расщепления воды.
  11. +1
    29 мая 2020 22:41
    От сжигания метана, основного газа в природном, тоже получается чистые выделения - вода и углекислый газ. При этом КПД энергетики достаточно высок - 60-70%. Солнечные батареи достигли своего наивысшего КПД в 25%. Ветряные станции гробят не только окружающую среду своим шумом, но и изготовление этих 200 метровых монстров обходится уродованием той же окружающей среды. Автор перепутал основы. Водородная технология производства энергии не производит её, а накапливает энергию вместо аккумуляторов, являясь альтернативой литиевым аккумуляторам. Так что, здесь происходит многократное преобразование энергии, что, конечно, снижает общий КПД системы.
  12. -1
    30 мая 2020 20:16
    Цитата: Уважаемый диванный эксперт.
    Откуда возьмётся энергия для электролиза?

    Энергия солнца, плюс катализатор для расщепления воды.

    Фамилию катализатора не подскажешь? А заодно, степень экономичности генерации электричества солнечными батареями.
    Заодно, прикинь цену этой бодяги. Пригодится, когда будешь себе домой затаскивать эту систему.
    По моим прикидкам, по тому, что я себе наметил, и, при цене электричества, которую я покупаю, окупаемость всего этого будет в районе 100 лет, и, без учёта затрат на восстановление сдохших элементов.

    http://www.invertor.ru/pricelist.html

    Ты путаешь (в силу своей образованности) дотационную генерацию, когда из бюджета идёт 70% бабла за МОДНОЕ течение, и экономическую целесообразность в промышленности.
    Заодно, загляни сюда:

    1. Фамилию катализатора не подскажешь?

      Кобальт и Оксид Никеля, например. Остальное сам.

      Ты путаешь (в силу своей образованности) дотационную генерацию

      Я смотрю, ты не очень вежливый, умник?
      Зайди-ка ко мне на «личные сообщения», и отправь копию твоего диплома. Посмотрим, что ты за инженер-конструктор, или как ты себя там называешь?
  13. +1
    30 мая 2020 20:27
    Цитата: Bakht
    Просто для информации.
    На Тесле не ездил, но уже лет 25 имею дело с литиевыми батареями. Небольшие, по размеру тип D. 4 шуки на один прибор. В общем, на борту их было несколько сот штук.
    Потушить их нельзя. Их не берет ни один огнетушитель. Водяной, пенный, углекислотный. Это все бесполезно. На борту судна имелось 2 (два) специальных огнетушителя для литиевых батарей. Слава Богу, ни разу не пришлось применять. А также всегда имелись специальные контейнеры. Если батарея нагрелась - сразу же в контейнер. Взрыв неизбежен. Причем, как говорили знающие люди, нехилый взрыв.
    Да, стоимость одного огнетушителя для литиевых батарей, кажется, тысяч 40 вечнозеленых. Примерно стоимость автомобиля. :-)

    https://blog.e-karting.ru/ustrojstvo-akkumulyatornoj-batarei-tesla-model-s/
    Аккумулятор Теслы состоит из десятков тысяч пальчиковых элементов китайского производства.
  14. +1
    30 мая 2020 20:35
    Цитата: Уважаемый диванный эксперт.
    Потушить их нельзя.

    Зачёт!) Так и есть, к сожалению.

    Пытался оживить старый полусдохший аккумулятор. Пальчиковый. Насиловал его током без ограничения, в районе 5 Ампер. Он быстренько нагрелся и загорелся. Практически в руках. Горит, как файер, разбрасывая искры, разогрелся докрасна. Кругом деревянные мебели, полы, потолки.... Кое-как подцепил плоскогубцами и выкинул на улицу. Перетрусил - это сказано слабо. Теперь заряжаю только с ограничением тока, и в железной банке с песком, закопанным и прикрытым железякой.
  15. 0
    30 мая 2020 22:56
    Цитата: Уважаемый диванный эксперт.
    Такая практика может вызвать увеличение в атмосфере Земли кислорода

    - при горении водорода - при соединении водорода с кислородом образуется вода (H2O).

    А при горении метана - С2Н4 получается та же вода и СО2 - углекислый газ, утилизируемый зелёными растениями. Насколько я помню, он тяжелее воздуха, и подниматься в верхние слои атмосферы, создавая парниковый эффект, не может.
    1. +2
      12 июня 2020 00:59
      Цитата: aleksandrmakedo
      А при горении метана - С2Н4 получается та же вода и СО2 - углекислый газ, утилизируемый зелёными растениями. Насколько я помню, он тяжелее воздуха, и подниматься в верхние слои атмосферы, создавая парниковый эффект, не может.

      Уважаемый, Вы здесь намедни чью-то образованность упоминали? Так вот, сейчас хотелось бы обратить внимание на Вашу, потому как химию Вы явно прогуляли. К Вашему сведению, C2H4 - это этилен, а вот CH4 - это метан. И ещё, как раз углекислый газ, наряду с метаном, и является основным парниковым газом. Собственно, именно поэтому Европа и стремится перейти на безуглеродную энергетику, чтобы исключить выбросы СО2.
      Также, только вода и СО2 при сжигании метана образуются только в идеальных условиях, как правило, на страницах учебников. Реально же в выхлопных газах присутствуют ещё угарный газ СО и окислы азота NОх. Этот выхлоп значительно чище, чем при сжигании бензина, дизтоплива или мазута, но называть его экологически чистым никак нельзя.
  16. +1
    30 мая 2020 23:12
    Цитата: Уважаемый диванный эксперт.
    Откуда возьмётся энергия для электролиза?

    Энергия солнца, плюс катализатор для расщепления воды.

    Сейчас, не спеша поясню. Полупроводниковые соединения, хорошо "видят" спектр света, вполне узкий. Одна химия видит красный, другая- синий, и т. д. Замечал ведь, есть множество этой фигни, светящейся разными цветами. Есть даже инфра и ультра.... Не видимые. Так вот, в качестве приёмника происходит такая же картина. А отсюда следует, что слой полупроводника "вынимает" из солнечного не всю энергию. Чтобы сделать штуку получше, делают многослойные элементы, выкачивающими почти весь спектр. Но такие панели ( а их делают уже 32 (!!!) слойными, в каждом слое немного не прозрачны. И, чем больше слоёв, тем более не прозрачными становятся эти панели. То есть, существует порог, наращивания слоёв, поскольку энерговыработка опять начинает снижаться. И такой порог уже достигнут. Со всеми ухищрениями, с линзами, собирающими свет, зеркалами, пирамидками (микро размеров) ни фига больше не выкачивается. А это на сегодня- 25-28%. И дальнейший рост КПД достигается с кровью у одного места, увеличивая цену до космической.
  17. +1
    31 мая 2020 02:59
    Получение водорода методом электролиза процесс давно известный. Вот только использовать полученный водород для отопления или получения энергии не получится - баланс отрицательный. По поводу экологичности электромобилей вопрос ещё тот. Где-то электричество надо выработать. Конечно, чем больше тепловая машина, тем чище можно получить выхлоп и вынести за пределы жилой зоны. Но есть очень серьёзное ограничение. Предположим, сделали электромобиль с аккумулятором на 10 тыс. одной зарядки, долговечный, быстрозаряжающийся, недорогой (когда-нибудь так и будет), но только нынешняя электрогенерация этого не потянет. Возьмите мощность двигателя в среднем 50 квт и посчитайте. Удачи!
    1. Mercedes GLC F-Cell первый серийный автомобиль. Их пока не много (как и заправок), но ездят уже.
  18. -3
    31 мая 2020 23:48
    Цитата: Уважаемый диванный эксперт.
    Фамилию катализатора не подскажешь?

    Кобальт и Оксид Никеля, например. Остальное сам.

    Ты путаешь (в силу своей образованности) дотационную генерацию

    Я смотрю, ты не очень вежливый, умник?
    Зайди-ка ко мне на «личные сообщения», и отправь копию твоего диплома. Посмотрим, что ты за инженер-конструктор, или как ты себя там называешь?

    Тебе, может быть, копию трудовой книжки выслать? Тогда, когда ты перестанешь нести пургу с конкуренцией водорода, подумаю.
    Сравнивать продукт, получаемый в готовом виде с самоделкой, может только теоретически не состоятельный "специалист".
    Давай свой диплом сюда. Посмеёмся. Моя профессия инженер. А не дипломат. И доказывать правоту нужно без соплей и жёстко. Оскорбился? Значит, ты не нашёл доводов доказать свою правоту. Значит, твоя позиция ничего не стоит. Если ты прав, дерись. Литиевые аккумуляторы имеют КПД в 80%. С учётом двойного преобразования на заряд-разряд, имеем снижение ещё на 20%. Но это около 60%. Электролиз - генерация электричества будет иметь КПД не более 30%. Докажи, что не так.
    1. Тебе, может быть, копию трудовой книжки выслать?

      Вышли. Думаю, там будет что-то вроде: дворник, иди сторож кооператива «огурцы» написано.

      Тогда, когда ты перестанешь нести пургу с конкуренцией водорода..

      На вот тебе. Если инженер, то тебя заинтересует.

      https://www.auto-motor-und-sport.de/tech-zukunft/alternative-antriebe/wasserstoffauto-brennstoffzelle-co2-neutral-batterie-lithium/
  19. -1
    1 июня 2020 00:24
    Цитата: Уважаемый диванный эксперт.
    Я ещё понимаю, когда топят за электромобили типа Теслы

    Тесла несомненно шикарная машина, но у электрокаров очень много серьёзных недостатков. Оставим технические, их можно так или иначе решить.
    Но вот, что делать с утилизацией старых батарей, пока не знает никто. Нет, ну конечно, в сегодняшних масштабах это пока терпимо. А представьте - весь мир перейдёт на электрокары?
    И второе. Вы ездили на Тесле. Это хорошо. А вы когда-нибудь видели, как горит машина с литиевым аккумулятором? Нет? А я видел. Её потушить не могли ничем! НИЧЕМ! Пока она дотла не сгорела. И это на автобане. А теперь представьте себе эту горящую машину в городе, или не дай бог в тоннеле. Температура горения лития 600°С.

    https://habr.com/ru/post/409761/

    Вот сюда списывают вышедшие из строя автомобильные пальчиковые панасониковские аккумуляторы. В количестве пару десятков миллионов штук.
    Есть ещё один канал обмана - домашние накопительные электростанции С ВОЗВРАТОМ ЭНЕРГИИ В СЕТЬ (!!!!!). Перебирают сдохшие, выбирают ещё дышащие, и из них комплектуют вторяк.
    Попытка определить вероятность безотказной работы системы, состоящей из десяти миллионов элементов, даёт отрицательный результат. То есть, система элементарно находится в ремонте постоянно. Отсюда стало понятно, почему из 129 мегаватт установленной мощности, она способна отдать только 100.
    1. Вот сюда списывают вышедшие из строя автомобильные пальчиковые панасониковские аккумуляторы.

      Совсем неумный?
  20. Цитата: Sapsan136
    Не важно, где вы их учили, важно, что вы отрицаете очевидное..

    - каждый видит по-разному.
  21. +2
    5 июня 2020 17:27
    Марцинкевич не один раз уточнял, что обычные газопроводы нельзя использовать под водород. Из-за более высокой химической активности водорода. Он человек знающий, не давал поводов для сомнений в его оценках.
  22. +3
    12 июня 2020 15:48
    Цитата: Rasen
    Цитата: aleksandrmakedo
    А при горении метана - С2Н4 получается та же вода и СО2 - углекислый газ, утилизируемый зелёными растениями. Насколько я помню, он тяжелее воздуха, и подниматься в верхние слои атмосферы, создавая парниковый эффект, не может.

    Уважаемый, Вы здесь намедни чью-то образованность упоминали? Так вот, сейчас хотелось бы обратить внимание на Вашу, потому как химию Вы явно прогуляли. К Вашему сведению, C2H4 - это этилен, а вот CH4 - это метан. И ещё, как раз углекислый газ, наряду с метаном, и является основным парниковым газом. Собственно, именно поэтому Европа и стремится перейти на безуглеродную энергетику, чтобы исключить выбросы СО2.
    Также, только вода и СО2 при сжигании метана образуются только в идеальных условиях, как правило, на страницах учебников. Реально же в выхлопных газах присутствуют ещё угарный газ СО и окислы азота NОх. Этот выхлоп значительно чище, чем при сжигании бензина, дизтоплива или мазута, но называть его экологически чистым никак нельзя.

    Да, конечно, вы правы. Я не прогуливал химию. Я последний раз держал учебник в 1962 году. А химию знал на курсе лучше всех. Но, память - это что-то. .. Прошу прощения. И благодарю за замечание.