Почему мы до сих пор летаем в космос на старых советских «Союзах»

58

30 мая Илон Маск навсегда вписал свое имя в историю. Его корпорация SpaceX стала первой коммерческой компанией, осуществившей пилотируемый полет. Ультрасовременный корабль Crew Dragon, выведенный на орбиту многоразовой ракетой Falcon 9, успешно доставил американских астронавтов Дага Херли и Боба Бенкен на борт МКС.

При этом стоит отметить, что успехи гениального инженера и его компании не ограничиваются созданием новой транспортной системы для НАСА (хотя никто другой с 2011 года этого сделать не смог).



Основанная в 2002 году компания SpaceX сегодня уже отметилась созданием тяжелой частично многоразовой ракеты Falcon 9, сверхтяжелой Falcon Heavy, грузового корабля Dragon 1 и пилотируемого Crew Dragon. Современные скафандры, в которые облачились прибывшие на МКС астронавты, также являются разработкой корпорации. А еще SpaceX строит ракету Super Heavy и корабль Starship для освоения дальнего космоса. И все это за 18 лет!

Справедливости ради нужно сказать, что далеко не все у Илона Маска получается гладко. Первая версия многоразовой ракеты под названием Falcon 1 взорвалась в 2006 году. Были проблемы с «клапанами» Crew Dragon, уже разорвало четыре макета Starship. Однако каждый раз SpaceX возвращается и продолжат упорно трудиться, придерживаясь изначальной стратегии. В итоге полетели Falcon 9 и Crew Dragon. Уверен, что полетят и Starship & Super Heavy. А что у нас?

Проекты, проекты и еще раз проекты…


А у нас ситуация следующая: современная Россия летает на хоть и модернизированных, но «Союзах», разработанных еще в 60-х годах. Нет, я ни в коем случае не утверждаю, что корабль плохой. 132 успешных пилотируемых полета, несомненно, достойны уважения. Но этот корабль является наследием Советского Союза, как, собственно, и подавляющее большинство космических технологий современной России. И нельзя сказать, что наша страна не хочет или не пытается построить что-то свое. Пытается. Но, получается пока не очень…

В конце 90-х РКК «Энергия» приступила к разработке аппарата под названием «Клипер». Новый пилотируемый корабль внешне чем-то был похож на американский Shuttle или советский «Буран».

Перспективный космоплан в технологическом плане, как говорили тогда, опередил свое время лет эдак на десять. Аппарат должен был выводиться на орбиту ракетой, а возвращаться в самолетном режиме. При этом «Клипер» должен был стать многоразовым, «затачивался» под надежную ракету «Союз» и мог брать на борт до 3-х космонавтов.


Многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль «Клипер»

На то, что проект был действительно стоящим, указывает и желание Европейского космического агентства поучаствовать в создании новой транспортной системы, вкладывая в нее по 100 млн фунтов в год. Но увидев «инертность» тогдашнего руководства «Роскосмоса», европейские партнеры решили деньгами не сорить.

Печальная развязка наступила в 2006 году. Проект «Клипер» был закрыт по причине «технико-экономической нереализуемости».

«Горевали» мы недолго. Уже через три года в умах отечественных инженеров родился проект пилотируемой транспортной системы «Русь». Сразу стоит отметить, что задумка была грамотной. Разрабатывалась ракета-носитель и уже под нее корабль, как, собственно, и должно быть.
Что в итоге? Проект создания носителя закрыли в 2011 году.


Перспективная пилотируемая транспортная система ПТК НП (Русь)

Не менее плачевная участь постигла и космический корабль. Изначально он разрабатывался для полетов к МКС. Но в «Роскосмосе» решили, что низкоорбитальный аппарат нам не нужен (летают ведь пока «Союзы»), пора «замахнуться» на Луну, а там и до Марса недалеко.

Так возникла идея создания «Федерации», которой позже решили дать мужское имя и окрестили «Орлом». Впрочем, и здесь все идет не очень гладко. Сначала «Роскосмос» не мог определиться с ракетой. Затем, с горем пополам, аппарат решили «прикрутить» к тяжелой «Ангаре», которая разрабатывается еще с 1994 года. Позднее оказалось, что корабль удался слишком тяжелым.


Многоразовый пилотируемый космический корабль «Федерация»

Первый запуск бывшей «Федерации» запланирован на 2025 год. При этом в апреле этого года Дмитрий Рогозин заявил, что устаревающие «Союзы» тоже пора менять, допустив создание легкой версии «Орла».

Теперь что касается ракет-носителей.

РН «Союз-5», которая должна полететь только в 2024 году, уже подумывают из средней «переквалифицировать» в тяжелую (зачем тогда «Ангара»?). При этом ему на замену уже проектируют средний «Союз-6».

Со сверхтяжелым «Енисеем» пока и вовсе все туманно. С горем пополам согласовали проект, потом нашли в нем десятки ошибок, а первый полет запланировали аж на далекие 30-е годы.

Еще мы собираемся построить многоразовую ракету, которую, по словам тогда еще вице-премьера Рогозина, «сажать некуда».

Что нам мешает?


Имея такую поистине великую конструкторскую школу, ресурсную базу и высококлассных специалистов, мы не можем конкурировать с относительно молодой коммерческой компанией из США. Почему так происходит?

Как по мне, все дело в отсутствии четкой стратегии развития. Постоянно меняющиеся руководители космического агентства с массой проектов в голове и абсолютным отсутствием стратегического понимания превращают «Роскосмос» в зайчика, прыгающего с грядки на грядку.

Может, победа Илона Маска – это тот «щелчок по носу», который должен отрезвить наших «перспективных» менеджеров?

Ведь можно, наконец, достроить средний «Союз-5», довести до ума тяжелую и легкую «Ангару», построить хотя бы низкоорбитального «Орла»...

Полеты на Луну и Марс, футуристические базы и окололунная станция, многоразовые ракеты, воскрешение «Бурана» и еще куча перспективных проектов последних лет – это все интересно и, несомненно, нужно. Но потом, в перспективе. А пока необходимо трезво расставить приоритеты и сосредоточиться на аппаратах, которые необходимы уже сейчас.

Ведь советские технологии – конечно, лучшие в мире, но так будет не вечно. Вместе со SpaceX нам уже готовы бросить вызов амбициозные Boeing и Blue Origin.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    2 июня 2020 15:55
    А почему люди до сих пор используют колесо, а, автор?
    Наши ракеты проверены временем. А "достижения" американцев все больше виртуальные.
    1. -1
      2 июня 2020 16:07
      Лошадь - тоже проверена временем, но лично вы предпочитаете, наверное, ездить все же на машинах?
      1. +4
        2 июня 2020 18:20
        Ага. Лошадь обходится дороже, чем средний автомобиль.
        Так что на автомобилях мы от нищеты ездим. :-))
        1. -1
          2 июня 2020 18:49
          Вот именно, что одноразовая "лошадь" "Союз" в конечном итоге обходится дороже многоразового "автомобиля" "Дрэгон" или его российского аналога "Федерация"..
          1. +5
            2 июня 2020 19:03
            Цитата: Cyril
            что одноразовая "лошадь" "Союз" в конечном итоге обходится дороже многоразового "автомобиля" "Дрэгон"

            А кто вам это сказал? Как в дорогущей Америке можно создать что-то дешёвое?
            Маск - мастер "зомби-компаний". Беря кредиты, он определяет объёмы прибыли только в пределах погашения текущих платежей. А долги, взятые на 20 лет, остаются.
            Если в какой-то момент Маск не сможет взять кредит - Тесла и Спейс-Икс сдуются за месяц.
            Причём сам Маск ничем не рискует - долги у компаний, а не его личные.
            1. -1
              2 июня 2020 19:12
              А кто вам это сказал? Как в дорогущей Америке можно создать что-то дешёвое?

              Знаете, обеспечивать дешевизну российской техники низкой оплатой труда тех, кто ее создает - ну, такое себе решение...

              Маск - мастер "зомби-компаний". Беря кредиты, он определяет объёмы прибыли только в пределах погашения текущих платежей. А долги, взятые на 20 лет, остаются.

              Эти сказки про то, что "компании Маска живы только за счет кредитов и дотаций" будут вечными, я понимаю. Вот только в реальности это не так.

              В США есть наглядный пример космической компании, которая жила только за счет государственных заказов - Orbital ATK. Она выполняла заказы для военных и НАСА, на коммерческий рынок они не выходили. В итоге она обанкротилась, хотя ее изначальные позиции (это была уважаемая и большая компания) были намного сильнее, чем у SpaceX.
            2. -1
              2 июня 2020 19:15
              SpaceX же не только не банкротится, но и, судя по всему, нехило процветает, раз позволяет себе проводить разработку "Старшипов" с их беспрерывными тестами. На эту программу НАСА денег им вообще не выдавала, так что они обеспечиваются именно за счет доходов самой компании.
              1. +4
                2 июня 2020 21:55
                Цитата: Cyril
                SpaceX же не только не банкротится, но и, судя по всему, нехило процветает

                Лемон Бразерс тоже нехило процветали. Но сдулись, как только им не дали спасительных 5 млрд.
                1. -4
                  2 июня 2020 22:51
                  Аналогия некорректная. "Лемон Бразерс" - исключительно финансовая организация. Ее продукт - финансовые и банковские услуги.

                  SpaceX и Tesla - компании производственные. Их продукт - конкретные изделия, а также услуги, связанные с этим конкретными изделиями.

                  Иными словами, это слишком разные компании, чтобы между ними проводить аналогию.
                  1. +2
                    3 июня 2020 14:24
                    Цитата: Cyril
                    SpaceX и Tesla - компании производственные. Их продукт - конкретные изделия, а также услуги, связанные с этим конкретными изделиями.

                    Что не ограждает их от мировых финансов. Тесла - хронически убыточная. В отличие от наших Ё-мобиля и Марусси - она может брать кредиты под ничтожные проценты. Кредиты будут давать, пока операционная деятельность Теслы будет компенсировать обслуживание кредитов.
                    То же самое со Спес'ами. Но сейчас в США начался недетский бардак. Кредит могут не дать. И построить ракету, чтобы оплатить проценты по кредитам, не удастся. И сразу заявка на защиту от кредиторов.
                    1. -1
                      4 июня 2020 20:18
                      Тесла - хронически убыточная.

                      Она с конца 2018 стабильную прибыль показывает, вообще-то.

                      То же самое со Спейсами.

                      Доказательства кредитов для SpaceX в студию, плиз.
                      1. +1
                        4 июня 2020 20:56
                        Заглядывайте в финансовую отчётность. Активы - это полученные кредиты. Пассив - собственные средства.
                        Тесла была прибыльной 1 раз - в 1-м квартале 2019. По итогам года - 200 млн убытка.
                      2. -1
                        4 июня 2020 21:38
                        https://vc.ru/finance/124131-tesla-poluchila-pribyl-tretiy-kvartal-podryad-16-mln-za-pervye-tri-mesyaca-2020-goda
              2. SpaceX же не только не банкротится.

                Улыбает слово «банкротится», употреблённое в настоящем времени.))
                1. -1
                  3 июня 2020 09:11
                  Я написал "не банкротится".
          2. +3
            2 июня 2020 22:13
            Это первый запуск за 10 лет!!!
            Еще не известно, как он будет летать и не случайность ли это, что он вообще взлетел.
            1. -2
              2 июня 2020 22:54
              Взлетал этот аппарат на ракете Falcon-9, которая уже 10 лет более чем успешно эксплуатируется.

              Сам же аппарат до этого запуска уже летал к МКС в тестовом беспилотном полете и успешно вернулся. Это пока еще мало, чтобы говорить о 100-процентной надежности корабля, да, но с определенной долей уверенности это говорить можно.
          3. Цитата: Cyril
            Вот именно, что одноразовая "лошадь" "Союз" в конечном итоге обходится дороже многоразового "автомобиля" "Дрэгон" или его российского аналога "Федерация"..

            Это покажет время. Слишком много факторов участвуют, чтобы подтвердилась рентабельность проекта.
            Для начала нужно хотя бы амортизировать средства, вложенные в этот проект. Потом, по мере спроса на этот продукт, будет виден результат.
            Вот «союзы» себя амортизировали, и сегодня приносят только прибыль. Какой смысл от этой прибыли отказываться?
            1. -1
              3 июня 2020 11:09
              Это покажет время. Слишком много факторов участвуют, чтобы подтвердилась рентабельность проекта

              Согласен.

              Вот «союзы» себя амортизировали, и сегодня приносят только прибыль.

              Спорно. "Союз" одноразовый и одновременно очень сложный технически продукт. Он окупался, пока американцы платили за него немалые деньги. Будет ли он окупаться после того, как они перестанут это делать?
              1. ."Союз" одноразовый и одновременно очень сложный технически продукт.

                Именно поэтому он априори рентабелен. Это штучный продукт, и создаётся он не впрок, а по факту востребованности. Спрос рождает предложения. При составлении контракта подсчитываются затраты на производство (прочее) и определяются прибыли. Так что там неоправданных затрат уже быть не может в принципе.
                Основные затраты в таких «космического масштаба» проектах является сама разработка, и создание необходимой для этого инфраструктуры. Когда говорят об амортизации - имеется в виду именно это.
                1. -2
                  6 июня 2020 06:09
                  "Союз" одноразовый и одновременно очень сложный технически продукт.

                  Именно поэтому он априори рентабелен.

                  В корне неверный посыл! Маск использует РН и корабль, которые на 80% многоразовые. Именно за счет этого технологического преимущества он получил техническую и экономическую выгоду.
                  1. В корне неверный посыл!

                    Слышал звон, да не знаешь где он.
  2. +3
    2 июня 2020 16:07
    Потому что Иудушка Горбачев и секта Алкаша Бориски Ельцина угробили проект многоразового космического корабля Буран и палец о палец не ударили, чтобы исправить ситуацию... На дворцы для Абрамовича и ему подобных иностранных граждан у Путина деньги есть, на прочее всегда не хватает!!!
  3. 123
    +3
    2 июня 2020 16:22
    Ведь советские технологии – конечно, лучшие в мире, но так будет не вечно. Вместе со SpaceX нам уже готовы бросить вызов амбициозные Boeing и Blue Origin.

    Почему это вызов нам? Они их будут использовать сами. Вопрос надо ставить несколько иначе. Для чего они их столько строят? Куда планируют на них летать? Может, это попытка втянуть Россию в космическую гонку технологий, распылить ресурсы, оттянуть их с военного направления. Насколько я понимаю, именно оно сейчас в приоритете. Выживание гораздо важней имиджа передовой космической державы. Пускай походят с гордо поднятой головой, нам не жалко. Вот построят три корабля и пускай между собой соревнуются.
    1. -7
      2 июня 2020 16:48
      .. Пускай походят с гордо поднятой головой

      С удовольствием посмотрим вверх, там НАШЕ КРАСИВОЕ летает!!!
      А вы смотрите под ноги - нарыли окопов в окружении, рухнуть можно!!!
      1. 123
        +4
        2 июня 2020 16:51
        ... Пускай походят с гордо поднятой головой.

        С удовольствием посмотрим вверх, там НАШЕ КРАСИВОЕ летает!!!
        А вы смотрите под ноги - нарыли окопов в окружении, рухнуть можно!!!

        Наслаждайтесь. good drinks
        Окопы пусть будут, а то всякие подозрительные личности к границам подбираются. Вот только насчет окружения, это фантазии. hi
      2. там НАШЕ КРАСИВОЕ летает!!!

        Когда оно вашим-то стало? Вы уроженец этого государства? Или вам просто разрешили там жить, и вам сегодня для этого нужно постоянно «шестерить», доказывая вашу преданность новому хозяину?
  4. -3
    2 июня 2020 16:54
    Из статьи:

    Современные скафандры, в которые облачились прибывшие на МКС астронавты, также являются разработкой корпорации.

    Современные скафандры разработаны не SpaceX, а Голливудом, без шуток!!!
    Здесь, на русском, как это было:

    Скафандр SpaceX был создан голливудским дизайнером: как это было?

    https://hi-news.ru/eto-interesno/skafandr-spacex-byl-sozdan-gollivudskim-dizajnerom-kak-eto-bylo.html

    Космическая одежда была сшита дизайнером Хосе Фернандесом (Jose Fernandez), который уже более 20 лет создает костюмы для супергеройских фильмов про Бэтмена и Человека-паука.
  5. -3
    2 июня 2020 17:02
    Ответ-то простой.
    Только официальная зарплата Рогозина - 6 зарплат опытных космонавтов (прибыль - 600%).
    А вся зарплата Московского здания Роскосмоса - сопоставима со всей зарплатой остального Роскосмоса (как-то так по статистике, писали с годик назад)

    И нафига тогда еще что-то???
  6. +3
    2 июня 2020 18:17
    Ой, сколько всяких статей)), как с нефтью. Все орали, орали, что Россия всё проиграла и ей капец, а в результате всё наоборот) Так и тут. Куча всяких статеек, к ней куча всяких комментов, а потом разочарование, что Макс опять оболванился.
    1. +3
      2 июня 2020 21:16
      Да, тут с нефтью вылезал автор. Приговор нам зачитывал. Теперь вот Федеральной космической программе приговор зачитывают. Причём, прямо с баррикад в горящем Балтиморе или Филадельфии...
      1. +2
        2 июня 2020 21:19
  7. 0
    2 июня 2020 21:11
    Слово Маску:

    Россия имеет прекрасную ракетную технику и лучший из имеющихся двигатель. Многоразовая версия их новой ракеты «Ангара» была бы превосходной.
  8. Не летаем, потому что уже не по Сеньке шапка. Цитата с forbes.ru:

    Российская космическая программа выглядит бледной тенью технологической мощи Советского Союза. За все постсоветское время не создано ни одного по-настоящему прорывного продукта или технологии. Незаметность размера российской экономики, продолжающаяся утечка мозгов, деградация технического образования, изолированность космической индустрии международными санкциями и экспортными ограничениями все это является залогом гарантированного увядания былого могущества.

    Не люблю эту газетенку, но по сути, все написано верно. Современная РФ на такие вещи, как создание нового космического корабля, не способна в принципе, поскольку нынешняя власть, суть которой можно выразить простой народной поговоркой, "чтобы у нас все было и чтобы нам ничего за это не было", превратила нашу страну в умирающую сырьевую колонию, в которой полностью отсутствуют некоторые современные отрасли, необходимые для освоения космического пространства, например, такие, как станкостроение и микроэлектроника. Времена, когда мы делали что-то серьезное, давно прошли. Космос - это уже не наше и нам теперь остается только не беспокоиться об этом, как не беспокоятся об этом жители Свазиленда.
    1. Российская космическая программа выглядит бледной тенью технологической мощи Советского Союза.

      Не напомните нам, кто оплачивал внешние долги «мощного»?
      1. Оплачивала бензоколонка под названием РФ за счет продажи сырьевых ресурсов, когда цены на них были высокие. Сейчас цены на них на уровне себестоимости. Прогнившая бензоколонка - это образ сегодняшней РФ.
        1. Оплачивала бензоколонка под названием РФ за счет продажи сырьевых ресурсов, когда цены на них были высокие

          Как же замучили эти глупцы со своей мантрой о «бензоколонке»))
          1. Если вы такие умные, что же мы такие бедные? Безнадежно отсталая, деградирующая страна, с вымирающим населением. Вы просто не хотите принять этот факт. Куда легче отрабатывать свои копейки в сети и под водочку убеждать себя в величии Пу. Ну или "на наш век хватит, а после нас хоть потоп". Есть приспособленцы и с таким мировосприятием. Вы к какой категории принадлежите?
            1. Куда легче отрабатывать свои копейки в сети

              Ох, если бы мне ещё и копейки платили, я бы день и ночь писал))), да вот хотя бы всякую фигню, как вы.

              Вы просто не хотите принять этот факт

              Факт чего?? Что я вымираю?) Ну так я вас успокою. Слухи о моём вымирании сильно преувеличены.
              А вот у вас какая-то проблемка. Зависть? Или злость?
              Кстати.. по поводу вымирающего населения.. В 2014-м аж на 2 миллиона зараз прибавилось. Надеюсь, скоро ещё на пару-другую прибавится. А вы позаботьтесь лучше о вашем населении. А то скоро «от безвиза» все в заробитчан превратитесь. Кто за вашими стариками ухаживать будет?
              1. В 2014-м аж на 2 миллиона зараз прибавилось.

                Конечно, за счет присоединения Крыма и прибавилось.

                Слухи о моём вымирании сильно преувеличены.

                Вашу персону не имел в виду, такие, как вы, не вымирают, у таких, как вы, все хорошо, я в этом уверен. А страна в целом вымирает, последние два года отрицательная убыль населения, даже с учетом мигрантов, особенно вымирает русское население с невысокими доходами. И из-за кризиса, карантина, пенсионной реформы и экономической политики властей данный процесс, судя по всему, будет развиваться по нарастающей.
                Но вам-то все равно, вам главное небрежно написать, что "2 миллиона прибавилось". Ну, как говорится "мели Емеля, твоя неделя". Я в вас не ошибся, вы из 2 категории "после нас хоть потоп".
                1. у таких, как вы, все хорошо

                  Да, всё хорошо. И хочу, чтобы и у вас было всё хорошо. Поэтому меньше причитайте, больше делом занимайтесь. Нытьём вашим вы «населению с невысокими доходами» не поможете.
            2. +2
              7 июня 2020 21:08
              Цитата: Чужой на этом празднике жизни
              Если вы такие умные, что же мы такие бедные? Безнадежно отсталая, деградирующая страна, с вымирающим населением. Вы просто не хотите принять этот факт

              Принять этот факт исключительно по причине того, что вы тут весь в белом, решили нам всем глаза открыть и вот выложили – прозревайте? bully
              Хотя именно вот такие открыванцы, как вы, и не только вы лично, приложили и прикладывают до сих пор максимум усилий, чтобы все действительно стало необратимо - вас после этого как называть прикажете? Хотя чего надрываться то – вас, и не только тут, УЖЕ давненько назвали и даже разместили уже там, где вам вполне по вашим усилиям находиться – тут ваш коллега, некто Кирилл, когда ему давненько намекнул, где и кто про него уже писал, и что это неотрывно связано в цифрой девять – упорно мне пытался доказать, что я просто перепутал номер палаты у Чехова… negative
              Проявите свои таланты в данной области… hi

              Цитата: Чужой на этом празднике жизни
              …Куда легче отрабатывать свои копейки в сети…

              За такие БЕЗдоказательные опусы в хорошей компании давно канделябобером прикладывают – но вам анонимность инета только на пользу – легко заявите, что это вроде как не вы были, такова ваша сущность – всех вас… negative

              Цитата: Чужой на этом празднике жизни
              …под водочку убеждать себя в величии Пу. Ну, или "на наш век хватит, а после нас хоть потоп". Есть приспособленцы и с таким мировосприятием. Вы к какой категории принадлежите?

              Как же вы, всепропальщики, предсказуемы и НЕоригинальны – про бензоколонку вы уже писали, еще совсем немного штампов осталось, которые вы еще не использовали… hi
              1. Безнадежно отсталая, деградирующая страна, с вымирающим населением.

                Я не в белом и не в серо-буро-малиновом и не пытаюсь открыть вам глаза. Я просто добросовестно, без эмоций констатирую реальные факты, нравится вам это или нет и всякие словесные штампы типа, "открывальщик, всепропальщик", к сожалению, не меняют реальной действительности. Вся инфа про это - экономическая, криминальная, демографическая и другая - общеизвестна и лежит в сети, об этом в наше время знают все, кому не лень ознакомиться. Уверен, что вы человек думающий и не можете этого не знать, поэтому, что вы тут пишете, зная то, что происходит, вызывает омерзение, вы действительно отрабатываете копейки.
                1. +2
                  8 июня 2020 05:57
                  Цитата: Чужой на этом празднике жизни
                  …Я не в белом и не в серо-буро-малиновом и не пытаюсь открыть вам глаза. Я просто добросовестно, без эмоций констатирую реальные факты

                  «И мы вам как бы верим» laughing - это насчет вашего «добросовестно и без эмоций» - свистеть тоже нужно уметь, лично у вас это плохо получается, да и ПОДБОР фактов у вас хромает, но вот это точно ваши проблемы… bully

                  Цитата: Чужой на этом празднике жизни
                  …и всякие словесные штампы типа, "открывальщик, всепропальщик", к сожалению, не меняют реальной действительности…

                  Кто бы тут про штампы-то писал? На себя сначала оборотитесь – у вас эти штампы в таких количествах, про бензоколонку еще не надоело?…но когда таких, как вы, смущало, что из вашего глазика бревнышко торчит, нет, вы про соломинку в чужом глазу будете писать почти до упора, знакомо… negative

                  Цитата: Чужой на этом празднике жизни
                  …Вся инфа про это - экономическая, криминальная, демографическая и другая - общеизвестна и лежит в сети, об этом в наше время знают все, кому не лень ознакомиться…

                  Та, которую вы и ваши коллеги «заботливо» вытащили и подобрали? Из-за вас со товарищи инет стал всемирной помойкой – сами сфальсифицировали, сами выложили и сами теперь распространяют - вот ваш со товарищи краткий лозунг, детали можно опустить в данном случае

                  Цитата: Чужой на этом празднике жизни
                  …поэтому, что вы тут пишете, зная то, что происходит, вызывает омерзение, вы действительно отрабатываете копейки.

                  Меня ваши эмоции не волнуют.
                  И даже мысли ваша братия НЕ допускает, что кто-то может на самом деле считать или думать по-другому, впрочем, одно радует - ваш со товарищи уровень, вы в основном количеством пытаетесь взять – ню ню. hi
  9. Цитата: Cyril
    я написал "не банкротится"

    Я видел) Банкротство, это как смерть - свершившийся факт. Вот когда (или если) свершится, это можно будет обсудить.
    1. -1
      3 июня 2020 11:12
      Банкротство, это как смерть - свершившийся факт. Вот когда (или если) свершится, это можно будет обсудить.

      Так почему вы говорите это мне, а не тем, кто постоянно называет компании Маска банкротами?)
      1. Так почему вы говорите это мне, а не тем, кто постоянно называет компании Маска банкротами?)

        Я не называю Маска банкротом. У меня к нему немного другое отношение, но тему развивать не хочу, так как это чисто личное мнение. Но он гениален - это не оспаривается.
  10. +1
    3 июня 2020 11:07
    Почему мы до сих пор летаем в космос на старых советских «Союзах»

    Наверное, потому, что новых советских "Союзов" нет и уже не будет.
    Буран "улетел" в музей и вернуться не обещал.
    Новых российских денег едва хватает на яхты и самолётики для уважаемых людей и ихних эффективных манагеров. Ну и в партнёров надо регулярно вкладываться.
    Но стремиться надо, или хотя бы это стремление имитировать, макетами разными и лозунгами яркими.
  11. +2
    3 июня 2020 12:32
    Беда российской космонавтики в отсутствии специалистов, как молодых, так и старой школы. Специалистов, я имею ввиду, именно в прямом значении этого слова. В 90-е проходил успешный развал всего, и космонавтики в т.ч. На РКК "Энергия" платили даже не нищенскую зарплату. То ещё советское руководство предприятия было занято своим личным встраиванием в новую "экономику ". Как результат - уход с предприятия специалистов. Остались ни к чему не способные "технические импотенты". Они-то, за неимением других, и стали впоследствии руководить предприятием и отраслью. Про Роскосмос и говорить ничего не стоит. Хорошая зарплата, тёплый кабинет, что еще нужно, чтобы встретить старость? Ну, и конечно, назначение "успешных менеджеров " вместо спецов даёт себя знать!
  12. +1
    3 июня 2020 16:28
    Полностью согласен с мнением автора, за исключением того, что это успех "коммерческой компании"... !!! И не слушайте Кирила (Cyril), который очень глубоко заблуждается, когда говорит о том, что - "SpaceX ... нехило процветает, раз позволяет себе проводить разработку "Старшипов" с их беспрерывными тестами". Запомните!!! Ни одна коммерческая компания в мире не сможет, а главное не будет тратить свои деньги с такими колоссальными рисками (авариями), как космические разработки! Все разработки SpaceX финансируются государством (слава богу, пока еще есть возможность печатать фантики ...)! Это факт и Маск в этом признавался! Так проще, и контролировать со стороны, и оптимизировать затраты, которые в государственном секторе не учтешь. Такое количество аварий и последующих вложений ... могут потянуть только ОЧЕНЬ богатые страны!!! Китай, Россия "под вопросом", Америка! Даже Япония уже не потянет ...! Так что успех этот, конечно, и компании тоже, но в первую очередь - руководителей государства, курирующих космические программы США! Ну а то, что Маск демпингует, то это только до тех пор, пока ему дают на это "карт-бланш"! Сейчас технологии на частниках обкатают, выкупят и передадут в NASA! А не прокатит - спишут все неудачи на SpaceX. Создадут новую "частную" компанию и будут доводить до ума! Так что весь успех мальчики и девочки исключительно в существенном, целенаправленном финансировании и контроле!!! :)
  13. Как же, как же - все 90-е годы космос только разворовывали, так че теперь-то стонать?
  14. 0
    4 июня 2020 01:13
    Резко все стали экспертами по космосу.
    Что же случилось?
    Нормальные же были вирусологи и экономисты
    P.S. , сплошная вода и влажные фантазии автора. Хотя ведущие аналитики - Кирилл и Маржецкий обязательно заценят. Это их уровень.
  15. +1
    4 июня 2020 04:33
    Роскосмос ежегодно получает 2 млрд долларов в год! Но, отдачи от вложенных средств мы не видим. Последний успех - это полет Бурана в 1988 году. Это все! После этого, 32 года прозябания в освоении космоса.
    1. 0
      7 июня 2020 08:18
      А Маск получил 2.5 млрд долларов только за пару кресел в грузовой маршрутке.
  16. 0
    7 июня 2020 08:17
    Вся космонавтика США построена исключительно частными компаниями. Шаттлы, например, строила Rockwell Automation, Inc.

    Ну и вся статья изобилует подобным бредом.
  17. +1
    14 июня 2020 14:29
    Цитата: King3214
    А почему люди до сих пор используют колесо, а, автор?
    Наши ракеты проверены временем. А "достижения" американцев все больше виртуальные.

    Что важнее- ножовка, или табурет, который используется всегда, каждый день, а не как ножовка, которая используется раз в несколько лет для ремонта табурета? Важнее, на мой взгляд- ПРИСУТСТВИЕ в космосе, на орбите, проводя столько посещений, и строя столько экспериментов, которые нужны для накопления знаний, и организации нового шага в будущее. И не важно, на каком корабле ЛЕТАТЬ. Главное- это делать с наименьшими затратами и с максимальной надёжностью. Давайте учиться на ошибках чужих. Шаттл канул в Лету. Для чего нам Буран? Для того, чтобы как американцы, убедиться в его не эффективности? Чтобы повторить их безумие в ремонтом?

    Думали- будет ТАК:



    Получается вот ЧТО:



    Что, у нас будет лучше?
    Загонять на орбиту железо в 60 тонн, и ломать голову со спуском его с орбиты? Имея две (!!!!!) полосы для приземления. ТОЛЬКО! А если авария на орбите и нужно СРОЧНО оттуда рвать когти? Нет. нужно ждать следующего витка. чтобы приземлиться не в океане, не у врага, а у себя дома. А это почти 2 часа. Спустить на парашюте железяку в десятки раз более лёгкую, и на огромную территорию страны- куда как проще и безопасней для экипажа. А авария на старте? Отстрелить Союз одно дело, и это уже несколько раз срабатывало, спасая людей. А как отстрелить Буран?
  18. +1
    14 июня 2020 14:46
    Цитата: Dust
    Роскосмос ежегодно получает 2 млрд долларов в год! Но, отдачи от вложенных средств мы не видим. Последний успех - это полет Бурана в 1988 году. Это все! После этого, 32 года прозябания в освоении космоса.

    На российских стартах держится МКС. И смена экипажей, и поправка высоты орбиты. Или ты, желаешь сделать каждый старт- рекордным? Тогда тебе в спорт. И пробуй там, каждый старт превращать в рекорд. Рви пуп себе, не задевай других.

  19. +1
    14 июня 2020 14:48
    Цитата: Робот BoBot - Свободная Мыслящая машина
    Как же, как же - все 90-е годы космос только разворовывали, так что теперь-то стонать?

    Досадуешь, что ты не смог? Или смог, но в другом месте?