NI: Проект Ту-144 провалился из-за ошибок авиационного шпионажа в СССР

15

Советский Союз пытался сконструировать свой собственный сверхзвуковой «Конкорд» – Ту-144. Однако проект по его созданию фактически провалился из-за возможных ошибок в копировании чертежей британо-французского лайнера, которые не до конца понимали аэроконструкторы СССР. Об этом пишет американское издание The National Interest.

Часть проблем реализации проекта была связана с высоким уровнем авиакосмической индустрии, необходимой для создания жизнеспособной конструкции сверхзвукового реактивного авиалайнера. Согласно одной из оценок, конструкция Ту-144 на 10–15 лет опережала способности советской аэрокосмической промышленности в то время. Возможно, определенную роль здесь сыграл авиационный шпионаж, поскольку в глаза бросается схожесть в дизайне «Конкорда» и Ту-144. Однако из-за ряда ошибок в интерпретации данных, советский сверхзвуковой самолет так и не достиг коммерческого успеха.



Детище Туполева совершило лишь 102 рейса, только 55 из которых перевозили пассажиров. В сравнении с «Конкордом», Ту-144 потерпел фиаско, отняв при этом драгоценные время и деньги от других проектов. У британо-французского лайнера тоже имелись проблемы, но они были продиктованы рыночными причинами, а не конструктивными недостатками.

Так, Ту-144 был тяжелее «Конкорда» на 20 т и длиннее примерно на 360 см. В состав шин советского самолета входил синтетический каучук, который был структурно слабым материалом и выходил из строя чаще, чем его натуральный аналог. Двигатели Ту-144 были также недоработаны, а шумоизоляция салона оставляла желать лучшего.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 123
    +4
    3 июня 2020 15:29
    Согласно одной из оценок, конструкция Ту-144 на 10-15 лет опережала способности советской аэрокосмической промышленность в то время
    Возможно, определенную роль здесь сыграл авиационный шпионаж, поскольку в глаза бросается схожесть в дизайне «Конкорда» и Ту-144. Однако из-за ряда ошибок в интерпретации данных советский сверхзвуковой самолет так и не достиг коммерческого успеха.

    Уровень аналитики просто зашкаливает. belay
    Согласно одной из оценок, то есть по мнению кого-то там, русские конструкторы еще не доросли. Самолеты похожи, однозначно, шпионаж. Залог коммерческого успеха - правильная интерпретация данных. Из перечисленных недостатков особенно впечатлила большая длинна самолета. В оригинале статьи про двигатели написано, что тяга у них больше на 2,7 тонн, но они "менее изысканные".
    Писал однозначно помощник продавца фиников.
    Статью в топку. negative Профессионалам из The National Interest горячий привет. smile
    1. +2
      4 июня 2020 00:03
      американское издание Тхе Натионал Интерест.

      Советского Союза нет уж как лет тридцать, но некоторые проекты до сих пор вызывают у заокеанских партнёров острую изжогу. Кому и зачем понадобилось вылить очередной ушат грязи на давно закрытый проект? Думаю, если бы он и дальше летал и совершенствовался, то все детские болезни были бы искоренены и характеристики улучшены.
      Кажется, если бы такую машину сумели в свое время сделать американцы, то она летала бы до сих пор и партнёров сумели бы убедить подходящие полосы для него построить и всучили бы всем по паре штук, для снижения штучной цены.
  2. +2
    3 июня 2020 17:45
    Ту-144 летал над страной, а так как он сверхзвуковой, грохот стоял, аж стекла в домах лопались. А Конкорд летал над океаном, там его никто не слышал. Да и по экономике Ту-144 был очень дорогой для людей.
    1. +1
      3 июня 2020 20:01
      Пару раз он садился в Усть-Каменогорске. Стекла целые с тех пор. Бла-бла-бла... "експерд"...
      1. +2
        3 июня 2020 20:12
        Он на посадку заходит на скорости 300 км в час, а не на сверх звуке. Бла-бла-бла... "експерд" ...
        1. +2
          3 июня 2020 20:16
          Так я это видел из своего окна, дорогуша! А по стране статистика вылетевших стекол от него есть? Вопрос ведь не в стеклах, увы. Он несколько глубже. Вопрос в несовершенстве двигателей - он садился уже с почти сухими баками, и полет его отслеживали на самом верху поминутно. А то аргументы - стекла...
    2. +1
      4 июня 2020 00:11
      ...грохот стоял, аж стекла в домах лопались...

      А Вы там стекольщиком работали, по заявкам от Аэрофлота? Можно так понимать, что информация из первых рук. wink
  3. +3
    3 июня 2020 19:54
    Ту-144 провалился потому, что его доверили конструировать ОКБ Туполева... Мало того, что сам Туполев был далеко не святой и весьма твердолобый, о чем свидетельствуют многочисленные катастрофы Ту-104, случившиеся по его личной вине, так он еще продавил передачу проекта Ту-144 группе, которой руководил его сын, не имевший в то время опыта для такого сложнейшего проекта... Если бы проект Ту-144 передали ОКБ Мясищева, или Сухого, уверен, этот самолет сейчас еще летал бы... У ОКБ Сухого был ракетоносец Т-4, на базе которого вполне можно было сделать пассажирский самолет... ОКБ Мясищева имело вполне летнопригодный бомбардировщик М-50, на базе которого тоже мог бы выйти вполне надежный пассажирский самолет.
    1. +2
      3 июня 2020 21:53
      Сверхзвуковые самолеты были шумными, но убиты они были не конструктивными недоработками, а потому, что за лужей такой самолет не осилили. И поэтому приняли стандарты для аэропортов, в которые Конкорд не вписывался, так европейский самолет потерял основной свой рынок, где он имел, благодаря времени перелета, свою железную нишу. Экономически сверхзвук стало гонять не выгодно. На рейсах в СССР Ту-144 тоже был убыточен и в связи с отсутствием спроса на международных авиалиниях проект был прикрыт. Конечно, сыграла свою роль и известная катастрофа.
    2. 0
      4 июня 2020 00:27
      Т-4 так и не довели, сделали несколько полетов. Ну и посмотрите, какой у него мидель, даже если фюзеляж освободить от топливных баков, в ряду получится 2, может 3 кресла, т.е. пассажиров будет меньше, чем в Ан-24. Ну и какая дальность будет без фюзеляжных баков, там, в отличие от Ту-144 более тонкое крыло, дельтавидное, без емких баков-кессонов?
      1. +3
        4 июня 2020 04:49
        Ту-104 сделали на базе бомбардировщика Ту-16 и ничего, пассажиров разместили...Если бы Туполев меньше тупил и больше слушал летчиков-испытателей, и катастроф бы с ним таких не было...
    3. -1
      4 июня 2020 20:49
      Цитата: медведь040
      Ту-144 провалился потому, что его доверили конструировать ОКБ Туполева.

      У КБ Туполева давно имелся опыт пиратского копирования зарубежной авиатехники, в рекордные сроки по заданию Сталина в своё время был выпущен Ту-4 - копия американского В-29.
  4. +5
    4 июня 2020 00:22
    Статья совершенно безграмотная, как и комментарии. Основная ошибка в конструкции Ту-144 в том, что он был сделан не по обычной полумонококовой конструкции, как Конкорд, с каркасом и клепано-клеевым соединением обшивки, а по технологии, позиционированной перед партийным руководством как суперпередовая - на каркас на болтах навешивались фрезерованные дюралевые панели. Технология была отработана на сверхзвуковой крылатой ракете КБ Туполева, можете погуглить. Но то, что подходит для одноразового военного изделия, для пассажирского лайнера, где имеют значение безопасность и экономика, не подходит в принципе. ЦК КПСС поставило Туполеву задачу переплюнуть Конкорд, чтобы лететь быстрее и выше, крейсерская скорость у него получилась выше примерно на 20%, т.е. вошли в диапазон скоростей, где имеет место аэродинамический нагрев. Ну и поскольку затраты энергии равны квадрату скорости, имей он такие же движки, как у Конкорда, расходовал бы топлива в полтора раза больше на километр. Из-за нагрева болты и панели играли, помимо нарушения геометрии самолета от скоростного напора имели место утечки топлива в полете из кессонных баков крыла, ну и со временем неизбежна разгерметизация, герметик стареет и усыхает. При такой ситуации катастрофа - это всего лишь вопрос времени. Сборка планера по такой технологии велась динамометрическими ключами, с контролем момента затяжки каждого болта, их несколько тысяч, потом каждый надо контролировать в процессе эксплуатации. В общем, конструктора в КБ получили ордена и государственные премии и сбросили серийному заводу в г.Воронеже чертежи - делайте, ребята, а мы спросим. На заводе, помимо того, что пришлось с нуля проектировать салон, туалеты и всю начинку, внесли еще около 2.5 тыс. изменений в чертежи. Главный конструктор завода Соколов ездил к Туполеву, был у них долгий разговор об оптимизации взаимодействия серийного завода с КБ, на завод последний вернулся начальником множительного центра. В общем, бестолковая программа получилась, перевели огромные деньги впустую. Я в юности имел счастье полазить по нему, впечатления не произвел, салон узкий, как у Ту-134, но длиннее и с крохотными иллюминаторами, крайне неуютно. Гремел он неслабо, но никакие окна не вылетали, могу засвидетельствовать, по этому параметру он был ненамного шумней МиГ-25, где-то на одном уровне с Ту-22М. А что касается старика Туполева - когда еще по Ту-104 летчики сказали ему, что у этого изделия остались все проблемы с управляемостью от Ту-16 и поэтому возить на нем пассажиров опасно, тот ответил, что самолет хороший, просто они не умеют на нем летать. Ну и тот факт, что, как и Яковлев, пробил передачу своего кресла сыну, бездарю, о многом говорит.
  5. +2
    4 июня 2020 20:27
    Бред. Полеты начались раньше, чем у конкурента. Максимальная тяга у Ту была выше, чем у Конкорда. Крейсерская скорость выше, а посадочная - не 300 км/час, а ниже. И пр., и пр. Эксплуатация прекращена по причине низкой рентабельности. Билет за 80 руб. в те годы мог себе позволить не каждый. Вообще, авторам надо учить матчасть.
  6. 0
    25 июня 2020 08:18
    американское издание The National Interest.

    Дальше можно не читать.