СССР или Третий рейх: кому на деле помогали США во Второй мировой войне

14

Танки американского производства М3с выдвигаются к переднему краю обороны советской 6-й гвардейской армии. Июль 1943 г.

После публикации неделю назад статьи о попытках американской разведки вести сепаратные переговоры с нацистами и о планах Великобритании по нападению на Советский Союз в 1945 году кое-кто из читателей, возмутившись «оскорблением неоценимой американской помощи», якобы оказанной нашей стране в годы Великой Отечественной войны, потребовал привести «точное сравнение» «ленд-лиза» и военных поставок, осуществлявшихся из США нацистской Германии. Да еще и непременно с «конкретными цифрами и примерами».

Очевидно, предполагалось, что автор, пойманный с поличным на «гнусных инсинуациях», убоится и устыдится, после чего, посыпав главу пеплом, немедля раскается и встанет во фрунт перед звездно-полосатым флагом. Не дождетесь... Желаете сравнения, фактов и цифр? Извольте – давайте обсудим данную тему самым, насколько это возможно, подробным образом.



«Хорошая война»


Именно так называли Вторую мировую в США и совершенно не без оснований. Приняв решение о том, что американским вкладом в глобальное побоище должно стать «оружие, а не армии», в Вашингтоне придерживались этой линии, насколько возможно. А ведь оружие и товары военного назначения можно поставлять обеим сторонам конфликта! Благо «рыночная экономика» и система транснациональных корпораций, к 30-м годам прошлого века уже созданная и прекрасно отлаженная, позволяли делать это самым замечательным образом. О многих деталях американской военной «помощи» нашей стране я уже рассказывал в статье «Лукавый «ленд-лиз», вполне доступной на нашем ресурсе. Желающие могут ознакомиться. Я же, чтобы не повторяться, остановлюсь исключительно на том, чего от меня требовали – на конкретных цифрах.

Итак, законодательное решение о программе «ленд-лиза» было принято Конгрессом США 11 марта 1941 года, и в нем и слова не было о «помощи союзникам» – исключительно о «продаже или предоставлении в аренду необходимых для ведения войны материалов и товаров». При этом любые поставки должны были отвечать, прежде всего, «оборонным интересам США». Все полученное «облагодетельствованные» таким образом государства обязаны были либо возвращать по первому требованию американцев, либо оплачивать по установленным ими расценкам. И притом – «осуществлять помощь США всеми доступными ему средствами, ресурсами и информацией». Кстати, вот еще немаловажный момент – любая претендовавшая на участие в данной программе страна обязана была предоставить в Вашингтон подробнейшую отчетность о собственном финансовом и экономическом положении. Неслабо, правда? Чтобы заполучить информацию такого уровня, да еще и в военное время, разведывательные «конторы» обычно «пашут», как проклятые. А тут – на блюдечке с голубой каемочкой...

В «ленд-лизе» участвовал далеко не только Советский Союз. Количественные и качественные характеристики тех поставок, которые были осуществлены, позволяют сделать вывод о том, что нашу страну рассматривали исключительно в роли «бедного родственника», которому можно «сплавить» что похуже, да еще и в самую последнюю очередь. Из 46.1 миллиарда общей суммы поставок по этой программе на СССР пришлись 9.1 миллиарда, то есть менее 20%. Помощи на 30 с лишним миллиардов ушло в Британию. Позорно сдавшаяся Гитлеру Франция была осчастливлена почти на полтора миллиарда, поставки на 630 миллионов ушли Китаю. Теперь – о цене. Почти половину стоимости получаемого наша страна вынуждена была оплачивать немедленно. В качестве оплаты принималось, как вы понимаете, исключительно золото – только до 1943 года США получили его от нас 40 тонн. Однако это было далеко не все. Полным ходом шел «обратный ленд лиз» – поставки из СССР стратегически важных руд, таких как хром, марганец и прочих незаменимых в том же танкостроении материалов. Бесплатно ремонтировались суда ВМС США, на которых доставлялись грузы.

В конечном итоге – после всего этого, после возврата согласно условиям подписанных ранее соглашений значительного количества полученных техники и вооружений, американцы попытались ободрать Советский Союз, как липку, «выкатив» ему счет, по разным данным, то ли в 1.2, то ли в 1.3 миллиарда долларов. К счастью, в Кремле тогда сидел товарищ Сталин, с которым подобная «арифметика» не прокатывала категорически. После львиного рыка Верховного, «строившего» американских президентов, как пацанов, за океаном признали «ошибку» и уменьшили счет почти вполовину – до 722 миллионов долларов. Выплачивать их принялся Брежнев, да в Вашингтоне вздумали ввести «поправку Джексона-Вэника» и Леонид Ильич опять послал янкесов подальше. Все до цента оставшиеся суммы, да еще и «накрученными» на них зверскими процентами, признал Горбачев, который и по долгам Царя Гороха бы платил, если б на Западе захотели. Реально же окончательно рассчиталась за «ленд-лиз» Россия году эдак к 2006-му.

Дорога винтовка к сраженью


По поводу «решающей роли» военных поставок из США в Великой Отечественной... Опять-таки, цифры: 30 миллионов «стволов» стрелкового оружия выпустила за ее годы военная промышленность СССР, 150 тысяч было получено по «ленд-лизу». Меньше полпроцента. Артиллерия и минометы – 650 тысяч наших и 10 тысяч «ленд-лизовских». Танки и САУ – с конвейеров советских заводов сошло 133 тысячи бронированных машин, поставлено 12 тысяч. С авиацией – та же история: 140 тысяч собрали сами, 18 тысяч получили. При этом нельзя не упомянуть о том, что качество танков и самолетов, поставляемых для РККА, было по большей части ниже всякой критики. К нам шли «ушатанные» до последней стадии, кое-как вооруженные, просто морально устаревшие машины. Дошло до того, что Сталин лично был вынужден устраивать «разнос» послам США и Британии после возмутительного случая, когда изначально предназначавшиеся СССР 150 американских «Аэрокобр» были внаглую присвоены англичанами (дежавю насчет сегодняшних историй с масочками не испытываете?), а в нашу страну отправлены древние «Харрикейны», годившиеся разве что на дрова. Представитель Лондона в ответ, не краснея, заявил, что «в руках британских пилотов эти истребители принесут больше пользы». Простота хуже воровства...

Остается только гадать, как Верховный сдержался, чтоб не пришибить гадского сэра. Еще одна крайне немаловажная деталь: как именно по конкретным периодам войны распределялись поставки. Вместо 600 танков и 750 самолетов, которые американцы сулили прислать в 1941 году, когда буквально каждая боевая машина была на счету и враг рвался к Москве, в реальности «расщедрились» они, соответственно, на 182 и 204 единицы того и другого. Та же примерно ситуация наблюдалась и в 1942 году. К переломному моменту войны, когда запылали исторические битвы за Сталинград и Кавказ, поставки практически прекратились вовсе! В качестве причины «союзники» называли опасности, подстерегавшие шедшие в СССР конвои. Так это война, господа! На самом деле многие историки считают, что в Вашингтоне и Лондоне просто ждали «чья возьмет», не желая вкладывать деньги в проигравшую сторону.

Вообще говоря, из поставок на сумму в 741 миллион долларов, осуществленных США в рамках «ленд-лиза» на протяжении самого тяжелого для нас периода Великой Отечественной войны, в ее первый год в СССР было отправлено «помощи» на сумму в 545 тысяч долларов! На протяжении 1941-1942 года наша страна получила всего 7% общего объема поставок, делавшихся США по этой программе. Более или менее полновесным «потоком» они пошли в 1944-1945 годах, когда в Вашингтоне твердо решили использовать РККА для разгрома Японии. Для себя же старались – и притом за хорошие деньги. Так что, в силу приведенных выше цифр, называть американские поставки не то что «решающими», а даже «сыгравшими значительную роль» в разгроме нашей страной нацистской Германии и ее более чем многочисленных союзников, могут только люди, крепко не дружащие ни с логикой, ни с математикой, ни с совестью. Кто-то может меня упрекнуть, что я перечислил не все пункты достаточно немалой номенклатуры поставок. Ну, полностью их упоминать тут нет нужды, но кое-что я намеренно оставил напоследок. Весьма солидными и достаточно качественными, в отличие от танков или истребителей, были американские поставки автотранспорта для Красной армии. Количество пополнивших ее ряды произведенных в США грузовых и легковых машин превысило 400 тысяч, что составляло до 45% всего автопарка РККА (если не учитывать трофейные автомашины, которых со второй половины войны в нем было также немало). Еще одной важной составляющей «ленд-лиза» можно считать 2 с половиной миллиона тонн авиационной «горючки», представлявших из себя более 35% топлива, залитого в баки славных краснозвездных «сталинских соколов», громивших врага с небес. Хорошие цифры, впечатляющие? Вот вы их и запомните обязательно!

Ничего личного, только...


Готовы сравнивать? Тогда – вперед. Сотрудничество между американской транснациональной корпорацией Standard Oil of New Jersey (сегодня прекрасно существующей под вывеской Exxon) и немецкой Interessen-Gemeinschaft Farbenindustrie AG, чьи руководители впоследствии оказались на скамье подсудимых в Нюрнберге (отделавшись, впрочем, совершенно символическими наказаниями) началось до прихода к власти Гитлера. Однако после того, как над Германией взвились флаги со свастиками, оно не то что не закончилось, а резко активизировалось. Выделенные немцам из-за океана на разработку способов производства синтетического горючего 60 миллионов долларов были освоены на совесть. Как знать, насколько меньше продлилась бы война, не имей Третий рейх этих технологий? Строительство соответствующих промышленных предприятий в нацистской Германии финансировала также Standard Oil. Она же в 1935 году (Гитлер у власти два года!) передала немцам патент на изготовление тетраэтилсвинца, антидетонационной присадки для бензина, без которой, по признанию германской стороны, «ведение длительной войны было бы невозможно». Сделано это было с ведома и разрешения американского правительства.

Впрочем, и самой настоящей нефтью Третий рейх американцы снабжали более чем исправно. Причем на протяжении всей войны. Давным-давно никого не удивляет тот факт, что гитлеровскими асами-подводниками из Кригсмарине, свирепствовавшими на водах морских, не был потоплен ни один из танкеров Standard Oil. Ну не идиотами же были нацисты – пускать ко дну то, что было предназначено именно им! Поставки «черного золота» для нужд Вермахта и Люфтваффе шли в Италию, Австрию, «нейтральную» Испанию. Цифры, спросите вы? Ну, к примеру, из той же Испании, вплоть до высадки в Нормандии летом 1944 года, Рейх получал по 48 тысяч тонн нефти ежемесячно! 13 с лишним тысяч тонн в месяц этого же сырья шло туда с принадлежавших Standard Oil месторождений в Венесуэле. Возьмите хотя бы эти данные да перемножьте на количество месяцев войны – вот и будет что сравнить с поставленным в СССР не за бесплатно авиационным топливом. Кстати, только на прямых поставках, осуществленных в военное время, Farbenindustrie Standard Oil заработала не менее 20 миллионов долларов. Тогдашних долларов...

Еще один достойный сопоставления параметр – автомобили. То, что Генри Форд был кумиром Адольфа Гитлера, единственным американцем, «удостоившимся» хвалебного упоминания в «Майн кампф» и портера в полный рост, висевшего в кабинете фюрера – вещи общеизвестные. Однако дело тут было не только в пещерном антисемитизме автомобильного магната и его открытой финансовой помощи НСДАП в период ее становления и развития. Корпорациям Ford и General Motors принадлежала практически вся автомобильная промышленность Третьего рейха и огромное количество предприятий, исправно работавших на нужды Вермахта всю войну на оккупированных им территориях. Opel на самом деле представлял собой европейский филиал General Motors, не выпуская фактически ничего, кроме сугубо военной продукции. Грузовики Blitz, на которых так весело катили «арийцы», чтобы убивать наших прадедов в 1941 году, делались там, и много чего еще тоже.

Заводы Форда не менее исправно штамповали для нацистской нелюди грузовики, бронемашины, авиационные двигатели – во Франции, в Алжире и прочих местах. Каждая третья покрышка на колесах машин Вермахта была фордовской. По некоторым оценкам – и каждый третий грузовик тоже. О «неприятном удивлении» американских солдат, которые в 1944 году «вторглись в Европу» и столкнулись там с противником, «разъезжающим на грузовиках Ford и Opel», построенных на «100% дочерних предприятиях автомобильных концернов из США», писала не газета «Правда», а «Вашингтон пост». Что вы там возражаете? Я снова все путаю – ведь был же «Trading with the enemy act», закон, грозивший карами за экономическое сотрудничество с врагом? Имелся такой... А еще – указ президента США, подписанный 13 декабря 1941 года, в соответствии с которым подобные сделки допускались... по специальному разрешению, выдаваемому американским Минфином. Обещанные цифры для сравнения? Ну, что ж, по мнению серьезных исследователей, на долю принадлежавших Ford и General Motors приходилось до 90% выпущенных во время войн бронированных полугрузовиков-«трехтонок» и не менее 70% грузовых машин тоннажом покрупнее, использовавшихся Вермахтом и войсками СС. Этого достаточно?

И вот только не надо пытаться доказывать, что находившиеся в Соединенных Штатах штаб-квартиры и «головные конторы» не имели никакого отношения к деятельности военной промышленности Третьего рейха! Их владельцы расписались в обратном, потребовав от правительства США заоблачных компенсаций за разбомбленные авиацией союзников на территории Германии промышленные объекты, которые они признавали своими. И ведь получили, стервецы! Только компании General Motors в 1967 году за ущерб, нанесенный заводу Opel в Рюссельхайме, было выплачено 33 миллиона долларов. И это далеко не единичный пример – General Motors к началу Второй мировой войны вложил в экономику Третьего рейха 35 миллионов долларов. Ford – 17 с половиной. Standard Oil – более 120 миллионов. Общий же объем американских инвестиций в нацистское «антинародное хозяйство» оценивается в сумму никак не менее 800 миллионов долларов США. Опять-таки – тогдашних долларов.

Припомнить можно было бы еще многое – и фирму IВМ, чьи прекрасные счетные машины очень помогали нацистам на оккупированных территориях «вычислять» даже тех евреев, что скрывали свое происхождение уже несколько поколений. И Coca-Сola с ее замечательным напитком Fanta, разработанным и запущенным в производство специально для нацистской Германии. И Kodak, исправно производивший не только пленки для самолетов-разведчиков Люфтваффе, но также и детонаторы, взрыватели и другие составляющие военного назначения. Впрочем, все это будут лишь мелкие дополнения к основной картине, описанной выше. В качестве резюме можно привести слова экс-президента Имперского банка Третьего рейха Ялмара Шахта, сказанные им во время Нюрнбергского процесса американскому адвокату: «Хотите обвинить кого-то в вооружении Гитлера? Начните с того, что предъявите обвинения своей стране!» Шахт знал, о чем говорит, и это доказано тем, что из зала суда он вышел «невиновным»...

Должны ли предъявить соответствующие обвинения мы, внуки и правнуки победителей той войны? По-моему, самое время.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    6 июня 2020 10:35
    По заглавию статьи сразу определяется автор...
    1. -1
      6 июня 2020 13:52
      И по длине текста тоже.

      Автор просто приравнивает США к СССР. Думает, сказал Генеральный Секретарь США - и "Форды" взяли под козырек и закрыли заводы во Франции, и вывезли все оборудование... за Урал???

      Вот Элита РФ вкладывала бабки в Украину и до сих пор владеет кучей всего. И наоборот. И?
      "Радоваться надо" - сказал Путин на эту тему.
    2. 0
      21 февраля 2023 19:27
      The title is written more than illiterately. You can read it like this. Who actually helped the US? And it should be written like this. USSR or Third Reich: who did America really help in World War II.
  2. 0
    6 июня 2020 20:08
    Почти половину стоимости получаемого наша страна вынуждена была оплачивать немедленно. В качестве оплаты принималось, как вы понимаете, исключительно золото – только до 1943 года США получили его от нас 40 тонн.

    Александр Неукропный.

    Автор, 40 тонн золота по курсу 1944 $35 за тройскую унцию - 45 011 011 долларов, где тут "половина сразу"?

    После львиного рыка Верховного, «строившего» американских президентов, как пацанов, за океаном признали «ошибку» и уменьшили счет почти вполовину – до 722 миллионов долларов.

    - враньё.

    В США изначально было рассчитано, что сумма, подлежащая оплате, за уцелевшую гражданскую технику и оборудование, с учётом их износа, составляет 2,6 млрд. $, для переговоров эта сумма была снижена вдвое, до 1,3 млрд. $.[47][48][49] На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь 170 млн. $ и встретили предсказуемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 года тоже ни к чему не привели (советская сторона увеличила предлагаемую сумму до 200 млн. $, с рассрочкой на 50 лет, американская снизила до 1 млрд. $, с рассрочкой на 30 лет). В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться 800 млн $, однако советская сторона соглашалась уплатить только 300 млн $[50]. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые были закреплены ещё в марте 1946 года. В результате США согласились с предложениями СССР.
    Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году[51]. По этому соглашению СССР обязался до 2001 года заплатить 722 млн $, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн $, после чего выплаты были прекращены в связи со вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга[52]. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 год, и сумма - 674 млн $.

    Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 10,8 млрд $ за уцелевшую технику, по мнению США, необходимо было выплатить 1,3 млрд долларов, или около 12 %. В итоге СССР, а затем РФ, из суммы 1,3 млрд долларов было признано, а затем частично оплачено 722 млн долларов[48][49], то есть 6,5 % от общей стоимости полученных СССР поставок. Также надо учитывать, что сумма задолженности не индексировалась с учётом инфляции, а в ценах на 2015 год стоимость поставок по ленд-лизу составляла 160 млрд долларов

    Автор, 6,5% от общей стоимости поставок - это кто кого "ободрал" ?

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%BB%D0%B8%D0%B7#%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0
    1. 0
      21 февраля 2023 19:32
      It depends on which sources to believe, in the USA these are different statistics in the USSR, completely different, and preferably based on historical documents, and not on naked propaganda, so all this had to be regulated by the relevant agreements.
  3. 0
    6 июня 2020 21:33
    Это очень лестно, что уважаемый Александр Неукропный отвечает на мои комментарии.
    К сожалению, у меня нет столько времени, как у автора, чтобы ответить на всю его статью, отвечу на пару тезисов.
    Во-первых, автор не просуммировал сумму помощи США Германии, на вскидку у него получилось миллиарда 1,5 (опустим пока вопрос о достоверности данных цифр), поставки в СССР на 11,3. То есть предпочтение все-таки СССР отдавали.

    В «ленд-лизе» участвовал далеко не только Советский Союз. Количественные и качественные характеристики тех поставок, которые были осуществлены, позволяют сделать вывод о том, что нашу страну рассматривали исключительно в роли «бедного родственника», которому можно «сплавить» что похуже, да еще и в самую последнюю очередь. Из 46.1 миллиарда общей суммы поставок по этой программе на СССР пришлись 9.1 миллиарда, то есть менее 20%. Помощи на 30 с лишним миллиардов ушло в Британию.

    Автор немного манипулирует с цифрами. Он указывает для СССР сумму без учета доставки, а для Британии с учетом. Для СССР с учетом доставки 11,3 миллиарда долларов. Это 22,6% от общей суммы. Но не суть. Про "бедного родственника"... 11,3 миллиардов в современных деньгах - это почти 163 миллиарда. Мало это или много. Расходы РФ на оборону в 2019 году составили 65 миллиардов долларов. По-моему, довольно приличная сумма.
    По поводу сплавляли "«сплавить» что похуже", номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством. Автор хочет сказать, что там одни предатели работали?

    Почти половину стоимости получаемого наша страна вынуждена была оплачивать немедленно. В качестве оплаты принималось, как вы понимаете, исключительно золото – только до 1943 года США получили его от нас 40 тонн. Однако это было далеко не все. Полным ходом шел «обратный ленд лиз» – поставки из СССР стратегически важных руд, таких как хром, марганец и прочих незаменимых в том же танкостроении материалов. Бесплатно ремонтировались суда ВМС США, на которых доставлялись грузы.

    Про почти половину оплаты в годы войны это просто вранье, тем более золотом. Как правильно сказал уважаемый Николай Чудов, цена золота в годы войны 1,125 миллиона долларов за тонну. половина от 11,3 миллиардов это 5,65. Это примерно 5 000 тон золота. У СССР не было столько золота. Перед войной золотой запас СССР 2100 тоны.
    Да, обратный ленд-лиз был. Согласно договору СССР должен был по мере возможности помогать США. Сумма обратного ленд-лиза составила 2,2 миллиона долларов или 0,02% поставок США (для сравнения Британии 6,75 миллиардов долларов)
    СССР во время войны за поставки по ленд-лизу ничего не платили, в 70х заплатили 48 миллионов, это все, что заплатил СССР. РФ заплатила 674 миллионов долларов.
  4. -1
    6 июня 2020 22:04
    По поводу доли поставок в снабжении:

    Взрывчатка, тыс. тонн 558 295,6 53 %
    Медь, тыс. тонн 534 404 76 %
    Алюминий, тыс. тонн 283 301 106 %
    Олово, тыс. тонн 13 29 223 %
    Кобальт, тонн 340 470 138 %
    Авиабензин, тыс. тонн 4700 2586 55 %
    Автомобильные шины, тыс. штук 5953 3659 62 %
    Железнодорожные вагоны 1086 11 075 1020 %
    Железнодорожные рельсы, тыс. тонн 1 101,1 622,1 57 %
    Шерсть, тыс. тонн 360,5 98 27,2 %
    Сахар, тыс. тонн 995 658 66 %
    Мясные консервы, млн банок 432,5 2077 480 %
    Жиры животные, тыс. тонн 565 602 107 %
  5. -1
    6 июня 2020 23:59
    Впрочем, и самой настоящей нефтью Третий рейх американцы снабжали более, чем исправно. Причем на протяжении всей войны. Давным-давно никого не удивляет тот факт, что гитлеровскими асами-подводниками из Кригсмарине, свирепствовавшими на водах морских, не был потоплен ни один из танкеров Standard Oil.

    Это опять вранье. Причем с точностью до наоборот. Standard Oil и подконтрольные ей структуры потеряли больше всех танкеров на той войне. Как автор это представляет себе? Как немецкие подводники в боевой обстановке безлунной ночью могли отличить танкер Standard Oil от другого? Вон Маринеско перепутал транспорт «Штойбен» с лёгким крейсером «Эмден». А как немцы отличали дружественный танкер от вражеского?
    Можно погуглить "Charles Pratt" "I.C. White" "Allan Jackson" "W.L. Steed" "R.P. Resor" "Hanseat" "Penelope" и т.д. далеко не полный список потерь Standard Oil.
    Поставка нефти компаниями США в Германию во время войны миф. Какая-то контрабанда была, но ее объем был незначительный (например, в разы меньше поставок нефти из СССР в Германию с сентябрь 39 по июнь 41). И вряд ли Standard Oil в ней участвовала.
    А перл о поставке нефти через несуществующий тогда Австрию, не имеющей морского побережья, вообще прелесть.
  6. 0
    7 июня 2020 02:14
    Заводы Форда не менее исправно штамповали для нацистской нелюди грузовики, бронемашины, авиационные двигатели – во Франции, в Алжире и прочих местах. Каждая третья покрышка на колесах машин Вермахта была фордовской.

    Это примерно то же самое, что утверждать, например, "Завод Форд всю войну штамповал грузовики "ГАЗ АА" для РККА". Потому что завод ГАЗ - это фордовский завод, выпускающий копии американского Ford Model AA.

    Каждая третья покрышка на колесах машин Вермахта была фордовской.

    Форд выпускал покрышки? Интересная история произошла с немецким судном Odenwald. Оно шло с грузом каучука (3857 тонн) и шин Goodrich (102 тонны) из Японии в оккупированную Францию. 6 ноября 1941 (еще нет войны между США и Германией) судно было обнаружено американским легким крейсером USS Омаха и остановлено для досмотра. Команда попыталась потопить судно, но досмотровой группе удалось спасти судно и оно досталось команде крейсера в качестве приза. Это был последний случай применения призового права в американском военном флоте.
  7. -1
    7 июня 2020 16:19
    Нет смысла в обсуждении статьи, в силу ее откровенной глупости, некорректности, подтасовок и т.д.
  8. Правильно писали во всех советских учебниках - ленд-лиз сыграл роль мелкую, невидную!
  9. -1
    8 июня 2020 00:21
    Статья удручает. Практически все утверждения автора в лучшем случае полуправда, а чаще обычная ложь. Автор наверняка пишет не просто так, а хочет донести свою точку зрения своим читателям, убедить их разделить его мировоззрение. Но делать это через ложь... в век интернета... Мне не понять. Через ложь нельзя служить правому делу.
  10. -2
    8 июня 2020 08:19
    Цитата: Oleg Rambover
    Статья удручает. Практически все утверждения автора в лучшем случае полуправда, а чаще обычная ложь. Автор наверняка пишет не просто так, а хочет донести свою точку зрения своим читателям, убедить их разделить его мировоззрение. Но делать это через ложь... в век интернета... Мне не понять. Через ложь нельзя служить правому делу.

    Самое смешное, что данная статья подпадает под закон, запрещающий искажать историю ВМВ. Занятно.
  11. 0
    13 июня 2020 12:15
    Про Опель насмешило. Гитлер национализировал заводы Опель, принадлежащие GM, как только пришел к власти. Вся выпускаемая продукция этих заводов, не имела отношения к GM.