200 тонн неудачи: почему танк Гитлера «Маус» был огромной ошибкой
Проект почти 200-тонного танка нацистской Германии Maus («Маус») был огромной ошибкой, пишет американское аналитическое издание The National Interest.
Еще в 1941 году немецкое верховное командование разрабатывало военные технологии, которые намного опережали свое время. Многие инновационные концепции стали реальностью. Если бы некоторые из них были реализованы быстрее или в большем количестве, то Вторая мировая война длилась бы значительно дольше или же полностью изменила свой ход.
Многие из этих «вундерваффе» были весьма практичными и стали отправной точкой современных военных арсеналов (штурмовые винтовки, баллистические ракеты, реактивные самолеты и многое другое). Но были и странные концепции, такие как 189-тонный танк Panzerkampwagen (PzKpfw.) VIII Maus, разработанный концерном Porsche по указанию самого Гитлера.
Попытки создать сверхтяжелую несокрушимую боевую машину начались в 1941 году. В марте 1942 года компания Porsche получила контракт на новый 189-тонный танк, который должен был быть оснащен скорострельной 105-мм пушкой L/60 или L/72 и иметь боезапас на 100 снарядов.
За производством следил лично профессор Фердинанд Порше, который проектировал шасси, а концерн Krupp отвечал за разработку корпуса, башни и вооружения. Военные одобрили проект и действующий прототип танка должен был появиться весной 1943 года. Однако затем в первоначальный проект начали вносить изменения и экспериментировать с различными компоновками.
23 июня 1942 года Porsche представил проект усовершенствованного Maus, вооруженного сразу двумя пушками – на 150 мм (L/37) и 105 мм (L/70). Концерн пообещал, что первый опытный образец будет готов в мае 1943 года. К тому времени немецкие власти потребовали, чтобы основное вооружение танка состояло из 150-мм пушки L/40 и 20-мм тяжелого пулемета MG151/20. Также рассматривался вопрос об использовании 128-мм орудия L/50. В декабре 1942 года были впервые испытаны 127-мм морское и 128-мм зенитное орудия. Впоследствии их рассматривали в качестве основной огневой мощи супертанка. В январе 1943 года в проект вмешался сам Адольф Гитлер, приказав установить на Maus 128-мм и 75-мм пушки, а 7,9-мм пулемет убрать на верх башни.
После этого Porsche перенес сроки сдачи первого образца на лето 1943 года, уточнив, что сможет собирать не более 5 единиц Maus в месяц. Сначала боевая машина носила название Porsche Type 205 VK10001 «Мамонт», однако в декабре 1942 года танк переименовали в Mäuschen (Мышка). Спустя три месяца танк получил свое конечное название – Maus (Мышь).
В октябре 1943 года Гитлер отменил первоначальный заказ на 150 танков, а 4 ноября приказал вовсе прекратить разработку и изготовить лишь один экземпляр для переоценки проекта.
24 декабря 1943 года появился первый опытный образец Maus V1. Из-за своего огромного веса танк едва достигал максимальной скорости в 13 км/ч. Стало очевидно, что установленный модифицированный двигатель Daimler-Benz MB 509 (разработанный на основе авиационного двигателя DB 603) не позволяет развить запланированную скорость 20 км/ч.
К лету 1944 года появился второй прототип – Maus V2. Он несколько отличался от V1. Версия V2 была оснащена 128-мм пушкой KwK 44 L/55, коаксиальной 75-мм пушкой KwK 44 L/36,5 и 7,92-мм пулеметом MG34, что обеспечивало танку огромную огневую мощь. Основная пушка Maus пробивала переднюю, боковую и заднюю броню американских Sherman, британских Cromwell и Churchill, а также советских T-34 и ИС-2 на дальности более 3500 метров. Его собственная броня была почти 18 см в толщину, а в лобовой части корпуса и вовсе доходила до 35 см.
В сентябре 1944 года начались испытания Maus V2, на котором был установлен дизельный двигатель Daimler-Benz MB 517, хотя это не сильно улучшило первоначальный результат по максимальной скорости. Новая ходовая часть танка была разработана чешской компанией Skoda. При этом высота танка составляла 3,5 метра, что делало его, мягко говоря, хорошо заметным.
У Maus V2 появилась вспомогательная силовая установка и система, которая позволяла герметизировать отсек экипажа, давая возможность погружения при движении по рекам, а также надежную защиту от газового и химического оружия. Танк должен был преодолевать реки глубиной до 14 метров, ведь большинство мостов просто не выдерживали его веса. Однако на деле максимальная глубина погружения составила 7,6 метра, что, впрочем, тоже было рекордом для того времени.
С января по октябрь 1944 года тестирование Maus проводилось на полигоне в Куммерсдорф, недалеко от Берлина, а затем на испытательном полигоне Porsche в Бёблингене. Испытания были долгими, так как осложнялись проблемами, связанными с двигателем, а также непрекращающимися бомбардировками заводов–изготовителей комплектующих для танка.
Как утверждают сами немцы, готовый прототип танка был уничтожен. Когда война закончилась, почти завершенная башня V1 и корпус были найдены на объектах концерна Krupp в Эссене. Сейчас боевая машина находится в Бронетанковом музее в Кубинке, в Подмосковье.
Maus, возможно, имел бы ограниченный успех на поле боя, но под конец войны он сильно истощил инженерные, производственные и материальные ресурсы Германии, когда страна нуждалась в них больше всего. Этот танк был слишком большим, уязвимым и медленным, и не мог быть реализован на основе имеющихся в то время технологий.
Информация