Как экономия олигархов привела к наихудшей экологической катастрофе российского Севера

18

2020 год прошел только наполовину, но он уже оказался полным экстремальных событий, в самом неприглядном свете выставляющих отечественную управленческую систему. Это и «нефтяная война», вместо шести лет продлившаяся шесть недель, и пандемия коронавируса, в рамках борьбы с которой вместо режима ЧС была введена некая «самоизоляция». Авария на Норильской ТЭЦ-3 по сути является звеном той же цепи.

Напомним, 29 мая у резервуара ТЭЦ-3 в буквальном смысле слова «оторвало днище», и произошла утечка 21 тысячи тонн дизельного топлива, загрязнившего почву и воды рек Амбарной и Далдыкан. На данный момент это, наверное, самая масштабная экологическая катастрофа на Крайнем Севере. Уже найден «виновный» - некий Вячеслав Старостин, начальник цеха ТЭЦ-3, который и ответит в итоге по всей строгости. Вменяется ему халатность из-за того, что власти не были своевременно уведомлены о происшествии.



Что ж, ответственность должностного лица отрицать нельзя, но в нем ли одном дело? Давайте попробуем проследить всю логическую цепочку от начала до конца.

Во времена СССР Крайний Север был тем местом, куда стремились попасть и работать многие, несмотря на суровый климат. Норильский промышленный район давал стране никель, медь, кобальт, платиноиды. Рабочие получали высокие зарплаты и были обеспечены достаточно комфортными для региона условиями проживания. «Атомная бомба» была заложена в 1993 году, когда президент Ельцин подписал указ о преобразовании Госконцерна «Норильский никель» в Российское акционерное общество. Далее через залоговый аукцион уникальное предприятие вместо его трудового коллектива попало в руки «ОНЭКСИМ-Банка» за 170 миллионов долларов.

Так появились два виднейших российских олигарха – господа Владимир Потанин и Михаил Прохоров. Позже Прохорова сменил известный своей близостью Кремлю олигарх Дерипаска, также поучаствовал в судьбе предприятия Роман Абрамович. Сегодня ключевой фигурой на «Норникеле» является миллиардер Владимир Потанин, богатейший человек в России по состоянию на 2020 год по версии издания Forbes, которому и пришлось держать ответ перед президентом Путиным за экологическую катастрофу.

Если вернуться к ЧС, то произошло следующее: хранилище для ТЭЦ-3 разгерметизировалось (фигурирует формулировка «оторвалось днище»), десятки тонн топлива хлынули на почву и в прилегающие реки. Начальнику цеха Старостину ставится в вину, что он не уведомил вовремя специальные службы о разливе, проявив халатность. В качестве причины трагедии называют «изменение климата», которое привело к таянию мерзлоты и нарушению прочности конструкций. Любопытно, что первоначально даже фигурировала версия о некоем автомобиле, который якобы врезался в резервуар, став причиной катастрофы. После она была опровергнута.

Да, несвоевременное оповещение МЧС и властей о ЧП – это реальный» косяк» начальника цеха, но есть два встречных вопроса.

Во-первых, в каком состоянии вообще был этот резервуар, какова была степень его износа, куда смотрели «эффективный частный собственник» и его «эффективные менеджеры»?

Во-вторых, куда смотрели многочисленные проверяющие инстанции? Чтобы не заметить износ конструкции, являющейся источником повышенной опасности, и таяние вечной мерзлоты, надо смотреть куда-то в сторону. То, что глава государства узнал о происшествии из социальных сетей, может свидетельствовать либо о несоответствии чиновников занимаемой должности, либо о попытке ЧП скрыть.

Получается неприглядная логическая цепочка: «эффективный частный собственник» + «эффективные менеджеры» + неэффективные чиновники = некая усредненная формула катастрофы. Что примечательно, основное бремя разгребания последствий аварии сейчас несет государство, несмотря на заверения олигарха Потанина.

К сожалению, эта ЧС не является чем-то уникальным. Хотелось бы напомнить про аварию на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, которая привела к гибели 75 человек. Будет полезно напомнить выводы Парламентской комиссии о ее причинах:

Авария на СШГЭС с многочисленными человеческими жертвами стала следствием целого ряда причин технического, организационного и нормативного правового характера. Большинство этих причин носит системный многофакторный характер, включая недопустимо низкую ответственность эксплуатационного персонала, недопустимо низкую ответственность и профессионализм руководства станции, а также злоупотребление служебным положением руководством станции. Не был должным образом организован постоянный контроль технического состояния оборудования оперативно-ремонтным персоналом.


С тех пор прошло 11 лет, но, судя по всему, совершенно никаких выводов сделано не было. Остается только гадать, где «оторвется днище» в следующий раз.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    8 июня 2020 14:13
    Не оспариваю утверждений в статье о "безответственности" и т.д. Но, есть основания полагать, что проблема куда серьезнее. Проблема с вечной мерзлотой. И нашей инфраструктуре на ней. Тут любые надзорные органы и даже форма собственности будут бессильны.
  2. 0
    8 июня 2020 16:38
    А через сколько дней самая эффективная система (социалистически-коммунистическая) уведомила граждан своей страны и мир о Чернобыльской катастрофе? Скрыть пытались? Кто там виноват был? Разгильдяйство власти, кумовство, неэффективность управленческой системы? Низкая ответственность и профессионализм руководства станции? Так же само было и в огромном количестве других ЧП, авариях и катастрофах. То есть, ничего, собственно, и не изменилось на территории 1/6 части суши. Да и во всем мире тоже.
    1. +2
      9 июня 2020 09:24
      Чернобыль случился благодаря Горбачеву, Андропову и прочим холуям США и не исключено, что был сделан ими специально...
      1. -1
        9 июня 2020 11:49
        А Кыштымская авария на Маяке в 1957 году тоже Горбачев? Можно ещё много примеров привести, от уничтожения Советской армией пассажирских самолётов с советскими гражданами во время учебных стрельбы ПВО, до аварий на атомных подводных лодках, газопровода, кораблях. Но видимо, коммунистические аварии, по-вашему, безвредны, безопасны и полезны людям и природе.
        1. +3
          9 июня 2020 14:10
          В 1957 году технологии атома только осваивались, на ЧАС же занимались более чем сомнительными экспериментами, при частичной неисправности самой АЭС, это разные вещи... Да и в 1957 году СССР рулил Хрущев, враг народа и России, которого много за что можно и нужно было повесить, а не на пенсию отправлять...Насчет уничтожения ПВО СССР гражданских самолетов - не смешите... Боинг-707, который приземлили в Карелии, пилотировался военным экипажем и сознательно игнорировав приказы советской ПВО... То, что США любят прикрывать миссии своей разведки гражданскими людьми, это не проблемы СССР, это лишь говорит о том, какое гнилье всегда сидело в Вашингтоне... Боинг-747, сбитый в районе Сахалина, также имел военный экипаж и сознательно отклонился со своего маршрута более чем на 1000 км... Кстати, с последним история мутная и во многом еще засекреченная...Есть информация, что в тот день янки потеряли 3 - 4 своих самолета-разведчика, а Боинг-747 был сбит ВМФ США, то ли сознательно, чтобы хоть так отомстить СССР за потерянные в тот день свои самолеты-разведчики, то ли ракета, пущенная в советский перехватчик, ошибочно ушла на Боинг-747... Дело в том, что даже на Западе есть записи, подтверждающие, что тот самый Боинг-747, с пассажирами на борту, выходил на связь с наземными диспетчерами, как минимум дважды, после времени своего официального уничтожения ПВО СССР... и не сообщал о проблемах на борту.
          1. -2
            9 июня 2020 15:37
            Вообще, я имел в виду другие инциденты с самолётами, например -

            17 декабря 1961 года во время полёта по маршруту над Ростовской областью самолёт «Ил-18 Б» внезапно потерял управление и разрушился в воздухе. Официально причина не названа, неофициальная версия - самолёт сбит ракетой, выпущенной в районе полигона Капустин Яр. Погиб 51 чел.

            и

            30 июня 1962 года под г. Красноярск зенитной ракетой по ошибке сбит пассажирский самолёт «Ту-104», следовавший по маршруту Хабаровск-Москва. Погибло 84 чел.

            - но в целом понятно, Хрущев - враг народа, Горбачев и Андропов - враги народа, Сталин тоже враг народа, при нем, по крайней мере, голод случился в 30-е. Брежнев враг народа тоже, это ж при нем 30 декабря 1967 года на атомном ледоколе «Ленин», стоявшем на причале в г. Мурманск, произошла крупная авария: pасплавление реактора, выброс радиоактивных продуктов из-за течи 3-го контура. Считается, что погибло около 30 моряков. Аварийный реактор впоследствии затоплен в Карском море. Но именно у современной власти все катастрофы и трагедии от олигархического устройства, разгильдяйства, некомпетентности и прочие прелести. А вот у других все катастрофы именно ради улучшения жизни простого народа или от недостаточной освоенности технологий. А в 1969-м году 26 августа при заходе на посадку в аэропорту Внуково (Москва) потерпел крушение самолёт «Ил-18 Б» (экипаж забыл выпустить шасси). Погибли 16 из находившихся на борту 102 чел. Это от чего? Разгильдяйства власти и некомпетентности? Так а когда ж была-то в нашей стране компетентная, не разгильдяйская власть?
            1. +2
              9 июня 2020 15:40
              А современная власть много понтуется, а как до дела, так ей даже до Брежнева далеко...
  3. +6
    8 июня 2020 17:36
    За свою почти тридцатилетнюю работу на НГМК я устанавливал не одну такую штуку, но только не более 5 тыс. кубометров, т.к на большее не позволяли местные условия, а уж про 20 тысяч я и не говорю. Особое внимание уделялось самой подушке под резервуар - зимой расчищалось место в исследованном грунте, потом делался бутерброд из щебня, песка, щебня, песка, арматуры, бетона и битума, и всё это делалось на -25-35 градусов мороза, потом стелилось само днище, и на него уже ставился рулон резервуара с мачтой, с постепенным развёртыванием его бульдозерами и прихватками к днищу. К сварке допускались только дипломированные сварщики со своим клеймом. После развёртывания всего рулона с капитальными прихватками, ставили свод резервуара, крышу из многих сегментов, и уже только после этого целая бригада сварщиков производила сварку всей ёмкости, на что уходило не менее 10 дней, после чего все до единого шва подвергались просвечиванию и вакуумации, делали трубы пеногашения и орошения, и после всех этих процедур уже подписывался акт о его приёмке.....На снятом очевидцами видео было ясно видно, как поток горючего смыл очень слабенькое и низкое обвалование резервуара, которое должно было по СНиПУ удержать наполнение всего емкостного рва в полтора раза больше ёмкости самого резервуара, но сделанное на авось обваловка была моментально размыта, и теперь мы имеем то, что имеем.....Да, до всесоюзного дерибана, ещё до горбачёвско-ельцинских времён, Норильск был государством в государстве, и всё там шло по социалистическим рельсам - изобилие продуктов, всех ТНП, бесплатные квартиры, медицина, образование, санаторно-курортное лечение, достойные зарплаты и пенсии, программа переселения северян на "материк", да и с экологией было получше, а теперь...выжимают с недр и из народа последние соки и силы, и всем властям это по барабану - Норильск постепенно превратился в город-призрак.
  4. +1
    8 июня 2020 19:20
    Подобные объекты должны принадлежать и управляться государством, а не олигархами.
  5. +1
    8 июня 2020 20:30
    Так сейчас везде на частных предприятиях. И не надо этому удивляться. Пока не сломается, никто производство останавливать не будет. А ремонтируют за счёт людей. Просто зарплату меньше заплатят. Нормы и ГОСТы все, правительство давно отменило. Путин сам даёт команду, чтобы бизнес проверками не мучили (Зимнюю вишню вспомните). Удивляет другое. Как при такой эксплуатации оборудования у нас так мало катастроф и техногенных аварий. А Путин потом Потанина ещё и наградит - за устранение аварии. Вот увидите!
  6. +3
    8 июня 2020 22:09
    Правила Пром Безопасности, СНиПы, ЕТР, ЕНиРы, ГОСТы отменили, новых ступеней надзора и контроля за опасными объектами ничего не ввели, вот и выходит...
    Как "Хозяин -Олигарх" скажет, так производство и работает с нарушениями. Это не в первый раз, это уже выстроенная система при Путине, 20 лет ручного управления, определенно это будет повторяться еще много раз...
    Пром Безопасность на опасном производстве на усмотрение совести
    владельца - хозяина отдавать нельзя.
    Совесть в Мозгах владельца заменена жаждой прибыли ....
    1. -1
      9 июня 2020 01:44
      Это и есть тот самый - путинский прорыв.
  7. +2
    9 июня 2020 09:16
    Посадят очередного стрелочника... Да в том же Воронеже большинство котельных находятся в весьма ушатанном состоянии, автоматика на большинстве из них давно не работает, или работает частично, и всем на это наплевать, пока где-нибудь не жахнет...А как жахнет, опять умничать по ТВ начнут и крайних искать...
  8. +1
    9 июня 2020 15:44
    Цитата: Валентин
    Норильск постепенно превратился в город-призрак

    В маленький Баку он превратился.
  9. 0
    9 июня 2020 15:49
    Цитата: Sapsan136
    так ей даже до Брежнева далеко...

    Уже не далеко, только поправки примут, и привет, дорогой Леонид Ильич.
  10. +3
    17 июня 2020 23:34
    Цитата: Brancodd
    Не оспариваю утверждений в статье о "безответственности" и т.д. Но, есть основания полагать, что проблема куда серьезнее. Проблема с вечной мерзлотой. И нашей инфраструктуре на ней. Тут любые надзорные органы и даже форма собственности будут бессильны.

    Вопрос на самом деле решается не столь сложным образом. Правительство современной России должно доказать непричастность к подобной аварии, и к авариям в будущем, переложив ВСЕ затраты на исправления ситуации, причём, без малейшего послабления, ни на йоту, на виновника катастрофы. Только за его бабло, арестовав все счета, лишив возможности увода, и контролируя любую, самую мелкую передвижку средств, находящихся на счетах компании. Применив ручное внешнее управление.
    Ранее, в СССР подобного быть не могло в принципе, поскольку все предприятия были государственными, и обанкрочивание любого виновника - это удар самому себе. Нынче положение иное. Государственное участие в аварии? Нет. Только частное разгильдяйство. Виновник должен заплатить сполна, и это станет примером для всех. Это ДОКАЖЕТ непричастность государства и отсутствие зависимости государства от олигарха.
    После этого, любой и каждый сделает ВСЁ, чтобы избежать подобное. Это будет просто дешевле.
  11. +1
    18 июня 2020 13:58
    Цитата: Гражданинъ Мѣшковъ
    Подобные объекты должны принадлежать и управляться государством, а не олигархами.

    А у нас не государство, а олигархат под предводительством обнулённого ...
  12. 0
    18 июня 2020 14:04
    Цитата: aleksandrmakedo
    Вопрос на самом деле решается не столь сложным образом. Правительство современной России должно доказать непричастность к подобной аварии, и к авариям в будущем, переложив ВСЕ затраты на исправления ситуации, причём, без малейшего послабления, ни на йоту, на виновника катастрофы. Только за его бабло, арестовав все счета, лишив возможности увода, и контролируя любую, самую мелкую передвижку средств, находящихся на счетах компании. Применив ручное внешнее управление...

    Тем самым нанести удар по самому понятию "олигархат", на страже которого и стоит так называемое "Правительство России".