Почему власти заговорили о возобновлении проекта Ту-334
С любопытной инициативой выступил член Совета Федерации Андрей Кутепов. Глава профильного комитета по экономической политике предложил возобновить производство отечественного лайнера Ту-334 на замену многострадальному «Суперджету». Идея интересная, но не вполне однозначная. Какие же имеются аргументы «за» и «против»?
Напомним, Ту-334 – это наш ближнемагистральный самолет, работа над которым была начата еще в позднесоветский период. Перспективный лайнер должен был производиться из отечественных комплектующих, предполагалось задействовать порядка 300 предприятий. Базовый вариант Ту-334-100 даже прошел сертификацию. А потом его «похоронили» в пользу «Суперджета».
Сенатор Кутепов указывает на ошибочность данного решения. Он справедливо отмечает, что «Суперджет-100» представляет собой банальный «конструктор» из иностранных комплектующих, доля которых изначально составляла 80%, позже несколько снизилась. В условиях западных санкций подобная зависимость создает большие риски. Многие эксперты указывают на такой недостаток «Суперджета», как низкий клиренс, что существенно ограничивает его возможности на региональных российских аэродромах, где он и должен, по идее, эксплуатироваться.
Наконец, основная претензия к «убийце Ту-334» состоит в том, что он не столько летает, сколько стоит в ожидании ремонта, что обусловлено хроническими проблемами с качеством авиадвигателей французской разработки. Из-за этого иностранные заказчики предпочитают отказываться от этого самолета, а в самой России его пристроить получается только при активно государственной поддержке.
В целом, все верно, наконец-то в высших эшелонах власти признали ошибочность избранного пути. Но означает ли это, что теперь надо «хоронить» уже «Суперджет» и вливать средства в возрождение Ту-334, как предлагает член Совета Федерации:
Прошу рассмотреть предложения о возобновлении производства самолета Ту-334, включив данное мероприятие в госпрограмму по развитию авиационной промышленности.
Очень хочется автоматически сказать: да, надо. Но необходимо помнить ряд важных моментов:
Во-первых, Ту-334 представляет собой продукт еще советских технологий. Многих предприятий, которые должны были быть задействованы в производстве самолета, просто уже нет физически в результате десятилетий «реформ». После разрыва отношений с Украиной для него сейчас нет двигателя. Восстановление утраченных компетенций – дело дорогое и небыстрое.
Во-вторых, самолет с таким количеством посадочных мест не слишком востребован на рынке, что продемонстрировал сам «Суперджет-100». Нужны лайнеры, рассчитанные или на 75 пассажиров, или на 120-130. «Хоронить» один неудачный проект ради другого такого же, смысла нет, в противном случае Ту-334 придется глубоко модернизировать, а это также вылетит в копеечку и может затянуться надолго. После возникнет проблема его сертификации за рубежом.
Получается, решение властей в пользу «Суперджета» загнало нас в ловушку. 44 миллиарда бюджетных средств были выброшены на «иностранный конструктор», а за это время поезд Ту-334 ушел. Сворачивать производство «Суперджета» означает признать, что огромные деньги потрачены напрасно, при этом неизвестно, во сколько обойдется возрождение и модернизация старого советского лайнера. Финансовое положение нашей страны сегодня не такое, чтобы производить подобные эксперименты и иметь параллельно сразу два ближнемагистральных самолета, востребованных в достаточно узком сегменте рынка.
Как бы неприятно это ни звучало, похоже, что «диверсия» против Ту-334 была весьма успешной, а его время прошло. В нынешних непростых реалиях будет более целесообразно довести до ума и максимально русифицировать «Суперджет», переведя его на отечественные двигатели и комплектующие. А после на его базе уже разрабатывать и строить новые современные самолеты, которые можно сертифицировать для продаж на экспорт. Иначе все это превратится в полный балаган.
Информация