Почему власти заговорили о возобновлении проекта Ту-334


С любопытной инициативой выступил член Совета Федерации Андрей Кутепов. Глава профильного комитета по экономической политике предложил возобновить производство отечественного лайнера Ту-334 на замену многострадальному «Суперджету». Идея интересная, но не вполне однозначная. Какие же имеются аргументы «за» и «против»?


Напомним, Ту-334 – это наш ближнемагистральный самолет, работа над которым была начата еще в позднесоветский период. Перспективный лайнер должен был производиться из отечественных комплектующих, предполагалось задействовать порядка 300 предприятий. Базовый вариант Ту-334-100 даже прошел сертификацию. А потом его «похоронили» в пользу «Суперджета».

Сенатор Кутепов указывает на ошибочность данного решения. Он справедливо отмечает, что «Суперджет-100» представляет собой банальный «конструктор» из иностранных комплектующих, доля которых изначально составляла 80%, позже несколько снизилась. В условиях западных санкций подобная зависимость создает большие риски. Многие эксперты указывают на такой недостаток «Суперджета», как низкий клиренс, что существенно ограничивает его возможности на региональных российских аэродромах, где он и должен, по идее, эксплуатироваться.

Наконец, основная претензия к «убийце Ту-334» состоит в том, что он не столько летает, сколько стоит в ожидании ремонта, что обусловлено хроническими проблемами с качеством авиадвигателей французской разработки. Из-за этого иностранные заказчики предпочитают отказываться от этого самолета, а в самой России его пристроить получается только при активно государственной поддержке.

В целом, все верно, наконец-то в высших эшелонах власти признали ошибочность избранного пути. Но означает ли это, что теперь надо «хоронить» уже «Суперджет» и вливать средства в возрождение Ту-334, как предлагает член Совета Федерации:

Прошу рассмотреть предложения о возобновлении производства самолета Ту-334, включив данное мероприятие в госпрограмму по развитию авиационной промышленности.

Очень хочется автоматически сказать: да, надо. Но необходимо помнить ряд важных моментов:

Во-первых, Ту-334 представляет собой продукт еще советских технологий. Многих предприятий, которые должны были быть задействованы в производстве самолета, просто уже нет физически в результате десятилетий «реформ». После разрыва отношений с Украиной для него сейчас нет двигателя. Восстановление утраченных компетенций – дело дорогое и небыстрое.

Во-вторых, самолет с таким количеством посадочных мест не слишком востребован на рынке, что продемонстрировал сам «Суперджет-100». Нужны лайнеры, рассчитанные или на 75 пассажиров, или на 120-130. «Хоронить» один неудачный проект ради другого такого же, смысла нет, в противном случае Ту-334 придется глубоко модернизировать, а это также вылетит в копеечку и может затянуться надолго. После возникнет проблема его сертификации за рубежом.

Получается, решение властей в пользу «Суперджета» загнало нас в ловушку. 44 миллиарда бюджетных средств были выброшены на «иностранный конструктор», а за это время поезд Ту-334 ушел. Сворачивать производство «Суперджета» означает признать, что огромные деньги потрачены напрасно, при этом неизвестно, во сколько обойдется возрождение и модернизация старого советского лайнера. Финансовое положение нашей страны сегодня не такое, чтобы производить подобные эксперименты и иметь параллельно сразу два ближнемагистральных самолета, востребованных в достаточно узком сегменте рынка.

Как бы неприятно это ни звучало, похоже, что «диверсия» против Ту-334 была весьма успешной, а его время прошло. В нынешних непростых реалиях будет более целесообразно довести до ума и максимально русифицировать «Суперджет», переведя его на отечественные двигатели и комплектующие. А после на его базе уже разрабатывать и строить новые современные самолеты, которые можно сертифицировать для продаж на экспорт. Иначе все это превратится в полный балаган.
Использованы фотографии: Anna Zvereva/Alt-n-Anela
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

21 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Brancodd Офлайн
    Brancodd 9 июня 2020 12:34
    +1
    • 3
    • 2
    Программа по замещению иностранных комплектующих для SSJ стартовала очень поздно. Для замены двигателя SAM146 на ПД8/10 понадобится не менее 3 лет. Но если сейчас опять сворачивать проект SSJ и возвращаться к уже ранее свернутому проекту 334, то, скорее всего, не будет ни одного проекта. У нас были колоссальные издержки из-за неправильно принятых решений. И они ещё будут. Всё это результат отсутствия стратегического планирования. А есть ли выбор? Придется прилагать много усилий, будет ещё много неудачных проектов. Но альтернатива этому только ничего не делать и вернуться в 1998...
    1. Маржецкий Офлайн
      Маржецкий (Сергей) 9 июня 2020 12:41
      0
      • 2
      • 2
      Цитата: Brancodd
      Но если сейчас опять сворачивать проект SSJ и возвращаться к уже ранее свернутому проекту 334, то, скорее всего, не будет ни одного проекта. У нас были колоссальные издержки из-за неправильно принятых решений.

      Совершенно верно...
  2. Сергей Латышев (Серж) 9 июня 2020 13:41
    0
    • 2
    • 2
    Инициатив много. Бабла мало. На всех не хватит. А самолетов тем более.
  3. 123 Онлайн
    123 (123) 9 июня 2020 13:43
    0
    • 3
    • 3
    Ооооо!!! Супераналитика подоспела. good

    Многие эксперты указывают на такой недостаток «Суперджета», как низкий клиренс, что существенного ограничивает его возможности на региональных российских аэродромах, где он и должен по идее эксплуатироваться.

    А эти "многие эксперты" не расскажут, как эксплуатируются конкуренты от Боинга и Аэрбас на замечательных первоклассных аэродромах в Африке, Азии, Латинской Америке? У них ведь клиренс не больше.

    В целом, все верно, наконец-то в высших эшелонах власти признали ошибочность избранного пути.

    Инициатива члена Совета Федерации Андрея Кутепова и "в высших эшелонах власти признали ошибочность избранного пути" - далеко не одно и то же.

    Во-первых, Ту-334 представляет собой продукт еще советских технологий. Многих предприятий, которые должны были быть задействованы в производстве самолета, просто уже нет физически в результате десятилетий «реформ». После разрыва отношений с Украиной для него сейчас нет двигателя. Восстановление утраченных компетенция – дело дорогое и небыстрое.

    Все же правильно написано. Старые технологии. Многие предприятия почили в бозе, правда, не упоминается, что они в основном на Украине. Собрали 2 экземпляра самолета, первый опытный сделали "туполевцы", второй построили в Киеве, "Авиант", там же у "антоновцев" была и производственная документация. Двигатели нужны те же самые, что и на Бе-200, завод "Мотор Сич". Уже после этого говорить о "неправильно принятых решениях" можно только под воздействием галлюциногенов.

    Получается, решение властей в пользу «Суперджета» загнало нас ловушку. 44 миллиарда бюджетных средств были выброшены на «иностранный конструктор», а за это время поезд Ту-334 ушел.

    Получается, кое кто просто не способен понять, что было бы в случае выбора в пользу Ту-334.

    Финансовое положение нашей страны сегодня не такое, чтобы производить подобные эксперименты и иметь параллельно сразу два ближнемагистральных самолета, востребованных в достаточно узком сегменте рынка.

    Финансовое положение любой страны такое, никто не будет делать два однотипных самолета. Дело не в финансах, а в обычном здравом смысле.

    Как бы неприятно это ни звучало, похоже, что «диверсия» против Ту-334 была весьма успешной, а его время прошло.

    Как бы это ни звучало, время Ту-334 прошло уже давно, а в Совете Федерации давно пора поменять сенаторов. Засиделись они явно, у людей ничего не понимающих в авиации возникают довольно странные фантазии. По ссылке биография сенатора -

    http://whoiswho.dp.ru/cart/person/1922008/

    Как он связан с авиацией - непонятно.
    1. Маржецкий Офлайн
      Маржецкий (Сергей) 9 июня 2020 15:29
      -1
      • 1
      • 2
      Цитата: 123
      в Совете Федерации давно пора поменять сенаторов. Засиделись они явно, у людей, ничего не понимающих в авиации, возникают довольно странные фантазии. По ссылке биография сенатора -

      http://whoiswho.dp.ru/cart/person/1922008/

      Как он связан с авиацией - непонятно.

      А как с нефтью связан филолог Сечин, с космосом журналист Рогозин, с газом - Миллер?
      1. 123 Онлайн
        123 (123) 9 июня 2020 15:48
        0
        • 1
        • 1
        А как с нефтью связан филолог Сечин, с космосом журналист Рогозин, с газом - Миллер?

        Сечин в Роснефти, Рогозин в Роскосмосе, Миллер в Газпроме, Кутепов в Совете Федерации. Попробуйте ребус разгадать, найти лишнее словосочетание. winked
    2. Маржецкий Офлайн
      Маржецкий (Сергей) 9 июня 2020 15:30
      -3
      • 1
      • 4
      Цитата: 123
      Двигатели нужны те же самые, что и на Бе-200, завод "Мотор Сич". Уже после этого говорить о "неправильно принятых решениях" можно только под воздействием галлюциногенов.

      Проблемы с украинскими двигателями возникли с 2014 года. Выбор в пользу Суперджета был сделан раньше. Так что с галлюциногенами вы сами завязывайте. smile
      В общем, лучше завязывайте со своими потугами на суперкомментарии. Народ смешите только. laughing
      1. 123 Онлайн
        123 (123) 9 июня 2020 15:50
        +2
        • 3
        • 1
        Проблемы с украинскими двигателями возникли с 2014 года. Выбор в пользу Суперджета был сделан раньше. Так что, с галлюциногенами вы сами завязывайте.

        Вот он, дар предвидения. good К тому же проблема не только в двигателях. Самолет проектировался по технологиям прошлого века, да и производство скорее на Украине. feel

        В общем, лучше завязывайте со своими потугами на суперкомментарии. Народ смешите только

        Смех без причины - признак..... Это второй ребус. smile
      2. nov_tech.vrn Офлайн
        nov_tech.vrn (Михаил) 9 июня 2020 17:19
        +5
        • 5
        • 0
        Проблемы с украинскими двигателями были всегда, задолго до 14 года, даже производство АН-148, в котором вроде очень была заинтересована украинская сторона, постоянно сталкивалось с недопоставками и ростом стоимости.
    3. Маржецкий Офлайн
      Маржецкий (Сергей) 9 июня 2020 15:37
      -3
      • 1
      • 4
      Цитата: 123
      Инициатива члена Совета Федерации Андрея Кутепова и "в высших эшелонах власти признали ошибочность избранного пути" - далеко не одно и то же.

      Кутепов - глава комитета по экономике в верхней палате Парламента, являющегося законодательной властью в стране. Это и есть высший эшелон власти.
      1. 123 Онлайн
        123 (123) 9 июня 2020 15:53
        0
        • 1
        • 1
        Кутепов - глава комитета по экономике в верхней палате Парламента, являющегося законодательной властью в стране. Это и есть высший эшелон власти.

        Да хоть председатель правительства или президент. Предложить возобновить производство и "признать ошибочность выбранного пути" - не одно и то же.
  4. Буланов Офлайн
    Буланов (Владимир) 9 июня 2020 14:52
    +1
    • 1
    • 0
    Новый Ан-2 нужно вводить, чтобы он был как летающая маршрутка, до 20 пассажиров. 2/3 страны ждёт такой самолет.
    1. Netyn Офлайн
      Netyn (Netyn) 9 июня 2020 15:05
      0
      • 0
      • 0
      Цитата: Буланов
      Новый Ан-2 нужно вводить, чтобы он был как летающая маршрутка, до 20 пассажиров. 2/3 страны ждёт такой самолет.

      Вводите, в чем проблема?
      Вон сибиряки, с 2013 года выпускают с новым движком и композитом.
      1. Арджил Офлайн
        Арджил (Арджил) 9 июня 2020 15:31
        +2
        • 2
        • 0
        Не так. СИБНИИА им. Чаплыгина строит штучно такие самолеты, два уже летают на Камчатке. А Минпромторг отдал проектирование совсем другого самолета, никому не известному заводу на Урале, который пообещал... на самолете типа АН-2 поставить парашютную(!) систему для спасения самолета в случае отказа двигателя. Погуглите, и будете много смеяться. Горько.
      2. 123 Онлайн
        123 (123) 9 июня 2020 15:54
        +1
        • 1
        • 0
        Вводите, в чем проблема?
        Вон сибиряки, с 2013 года выпускают с новым движком и композитом

        В том и проблема, движок американский.
  5. nov_tech.vrn Офлайн
    nov_tech.vrn (Михаил) 9 июня 2020 17:12
    +2
    • 2
    • 0
    Зачем понадобилось обсуждать треп какого-то члена Совета Федерации, а как про комитет экономической политики, так вообще как-то стремно, он что - авиационный специалист? Экономической политики в России нет как таковой. Похоронен самолет ТУ -334, потому что не было двигателей и сейчас нет своих. Посмотрел компетенции Кутепова - менеджер, юрист, и что-то про международные отношения, в общем, многостаночник.
    1. Алексей Вырский (Алексей Вырский) 9 июня 2020 21:37
      0
      • 0
      • 0
      Понадобилось затем, что он - законодатель, призывающий к разорительным для страны поступкам. Вредитель.
  6. Алексей Вырский (Алексей Вырский) 9 июня 2020 21:36
    +2
    • 2
    • 0
    Я вот читаю, и просто в оторопь прихожу.
    1. Никакого "прошедшего сертификацию Ту-334" не было никогда. Было дано разрешение на испытательные и показательные полёты в светлое время суток при хороших метеоусловиях.
    2. Любой самолёт - конструктор. Если разрабатывать все системы заново, то самолёт будет даже не золотым или платиновым, он будет бриллиантовым.
    3. Ту-334 не имел собственного фюзеляжа, его просто некому было делать. Взяли фюз Ту-204, укоротили и всё. Получили жутко невыгодное миделево сечение, но по-другому в принципе уже не могли. Крыло тоже надо было полностью переделывать, это признавали и в КБ Туполева.
    4. Иностранные комплектующие в больших объёмах есть и в 334-м, только это украинские комплектующие. Например, двигатели. У нас с Д-436 сейчас огромные проблемы для Бе-200, Ан-148 на ВАСО вообще снят с производства. Нужно, чтобы были ещё и с Ту-334?
    Вывод: Кутепов - настоящий вредитель, призывающий разорять страну. Должен нести за это материальную и уголовную ответственность.
  7. wisealtair Офлайн
    wisealtair (Геннадий) 10 июня 2020 10:07
    +1
    • 1
    • 0
    То ли Кутепов - враль, то ли враль журналист, который переиначил (или выдумал) этот текст. Как минимум потому, что Ту-334 никогда и не являлся конкурентом SSJ100. ТУ, прекрасно понимая всю древность и совершенную технологическую отсталость Ту-334, выставлял на конкурс Росавиакосмоса Ту-414, а не 334-ю машину.
    Кстати, Ту-334 является тем же конструктором на иностранных комплектующих, только более древним конструктором. С дорогой сборкой, гораздо более тяжелым планером, и, что самое главное - украинскими двигателями, которые к тому же жрут, как паровоз и не соответствуют международным нормам.
  8. wisealtair Офлайн
    wisealtair (Геннадий) 10 июня 2020 10:15
    +3
    • 3
    • 0
    Цитата: Маржецкий
    А как с нефтью связан филолог Сечин, с космосом журналист Рогозин, с газом - Миллер?

    Рогозин - не только журналист, у него ТРИ высших образования, в отличие от вас. После того, как он стал журналистом, он получил докторскую степень по философии, а потом стал доктором технических наук. Так что Рогозин - технарь, т.к. это его самое свежее образование.
    И именно Рогозин прекратил чудовищные хищения на Восточном. До прихода Рогозина там одна только задолженность по зарплате была на 150 миллионов рублей. И именно при Рогозине начали сажать воров, которые эти деньги украли.
    1. Brancodd Офлайн
      Brancodd 12 июня 2020 21:02
      +2
      • 2
      • 0
      По представленным данным от руководства Роскосмоса, СК возбуждено 146 уголовных дел.
      Власть, мягко говоря, неоднородна. Если одна часть, например, в виде условного Глазьева, требует стратегического планирования, то другая часть (значительно более весомая) спонсирует "Эхо Москвы". И атака на Роскосмос, это как раз работа этой второй части власти. Собственно, Роскосмос их бы не тревожил, если бы находился бы в состоянии 2012 года с целой серией аварий и отсутствием стратегии. Но вот теперь появились основания для беспокойства, т.к. есть признаки возможной реализации сразу нескольких очень перспективных проектов. Этого допустить нельзя. Ситуация в Роскосмосе начала улучшаться за год до прихода Рогозина. Этот процесс продолжается и при Рогозине.
      Собственно, кампанию против Рогозина лично и против Роскосмоса в целом координирует Мамут с его медиаресурсами. Lenta.Ru и Rambler запускают матрицы, остальные перепечатывают. Активно в этом участвует Кудрин. Там и личные счеты. Посмотрим, как у них получится...