Украинский «Антонов»: последние шаги к полному разрушению

16

В «нэзалэжной» снова обострилась ситуация вокруг одного из немногих, еще кое-как работающих, высокотехнологичных предприятий страны – авиастроительной компании ГП «Антонов». Дело дошло чуть ли не до открытого бунта сотрудников входящих в нее структур, безуспешно пытающихся «достучаться» до руководства государства в своих попытках спасти то, что еще осталось от когда-то мощнейшего промышленного гиганта с мировым именем и миллиардными оборотами.

Однако, судя по всему, рассчитывать на благополучный исход коллективу «Антонова» не приходится. Это предприятие, равно, как и все подобные ему «осколки советского прошлого» Украины, скорее всего ожидает банкротство, крах и полное уничтожение. Попробуем разобраться, почему.



Авиастроители против «Укроборонпрома»


Одной из основных претензий, которое отчаявшиеся найти справедливость «антоновцы» высказывают в своих официальных обращениях ко всем «первым лицам» страны – президенту, главам правительства, парламента и СНБО, является по-настоящему вредительская, по их мнению, политика, которую в отношении предприятия сознательно и целенаправленно проводит концерн «Укроборонпром». Оказаться в составе этого объединения «Антонову» не повезло в 2015 году и, практически сразу же после этого глава «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус развил вокруг «Антонова» бурную деятельность. Вот только направлена она была вовсе не на спасение все больше деградирующего предприятия, а на установление полного контроля над его еще «живыми» активами. Одна проверка в компании сменяла другую, аудиторы копали с упорством и интенсивностью экскаваторов, выполняя поставленную задачу набрать достаточно негатива и компромата на ее главу, Александра Донца.

Этот руководитель оказался «негибким» и, не проявив понимания к планам вышестоящего начальства, принялся упираться, пытаясь отстоять, прежде всего, производственные мощности, которые в «Укроборонпроме» явно вознамерились «слить» и пустить под ликвидацию. В конечном итоге Донец был уволен «за допущенные просчеты в руководстве», а на его место Абромавичус наметил поставить собственное «доверенное лицо», некоего Руслана Коржа, к авиастроению имеющего достаточно сомнительное отношение (к примеру, в России этот деятель работал в компании АЭРОМАР, занимающейся не созданием воздушных судов, а поставкой питания для их пассажиров). Зато Корж уже давно и весьма успешно подвизается в качестве «правой руки» нынешнего главы «Укроборонпрома».

Как обстоят дела с авиационным направлением в концерне, на который, исходя из названия, возложена главная ответственность за укрепление обороноспособности «нэзалэжной», лучше всего демонстрирует вопиющая история, случившаяся недавно на входящем в него Львовском государственном авиационном ремонтном заводе. Туда в феврале нынешнего года был отправлен один из престарелых истребителей МиГ-29 ВВС армии Украины – для «модернизации до уровня МиГ-29МУ1». С модернизацией не сложилось категорически, и в первую очередь по той причине, что прибывшую на завод боевую машину моментально растащили чуть ли не по винтику! Более того, когда вскрылась пропажа важнейших блоков истребителя и было начато расследование, выяснилось, что мародеры уже успели добраться и до других самолетов, ожидавших ремонта. Не спасло от воровства даже то, что крылатые машины стояли на территории расположенной рядом с заводом военной комендатуры.


Скандал разразился ужасающий, и некоторые детали МиГ-29 попросту подкинули на лужайку перед предприятием – от греха подальше. Как бы то ни было, но угодивший в лапы ворья с «Укроборонпрома» МиГ-29 вряд ли теперь поднимется в небо в какой-либо модификации – старой либо новой. Данный пример исчерпывающе характеризует «успехи», достигнутые руководством концерна (и в частности, Русланом Коржом, который курирует в нем как раз авиационное и ракетостроительное направления) в деле «радикальной трансформации» и «избавления от негативных явлений» предприятий оборонной сферы. О каком международном сотрудничестве (необходимость которого в качестве спасительной панацеи для украинской аэрокосмической отрасли в «Укроборонпроме» декларируют на каждом шагу) может идти речь, если в ней царят тотальная коррупция среди руководителей, нищета среди сотрудников (средняя зарплата даже инженерно-технического персонала составляет примерно 14 тысяч гривен, то есть около 500 долларов) и вызванное ею повальное воровство?

Еще есть что украсть


Самое интересное, что при всей плачевности своего состояния, «Антонов» является предприятием прибыльным, что представляет редкость для сегодняшней Украины. В 2018 году компании удалось заработать миллиард «чистыми», в 2019 – более 800 миллионов гривен. Что это за суммы и откуда они взялись, мы детально разъясним чуточку позже, а пока вернемся к основному делу компании – авиастроению. Тут все не просто плохо, а плохо критически.

Еще в 2016 году предприятие строило весьма масштабные планы: речь шла о дюжине самолетов Ан-178, которые якобы готова была приобрести китайская Beijing A-Star Science & Technology Co., Ltd, десятке таких же машин для азербайджанской авиакомпании SilkWay Airlines. В Ирак должны были улететь 4 Ан-148 и, как минимум, один Ан-178. Также велись предварительные переговоры о создании еще более полусотни самолетов для различных иностранных заказчиков, в основном из государств Ближнего Востока. Более того, предприятие радовалось обещаниям долгожданных государственных заказов – как минимум, на 3 Ан-148 претендовала украинская армия, о закупке еще большего количества единиц авиационной техники вело речь Министерство внутренних дел. Однако вся эта сладкая «музыка» играла, как сказано в популярной песенке, недолго…

Уже год спустя стало ясно, что подавляющее большинство «протоколов о намерениях» так и останутся пустыми мечтами, не дойдя даже до стадии заключения официальных контрактов. Ни военные, ни полиция ничего покупать не будут – нет средств (те, что имеются, тратятся на закупку импортных техники и вооружений). Иностранные покупатели, за исключением Баку, тоже все как один, передумали. Причина тут предельно проста и раскрывает ее как раз продолжение истории с SilkWay Airlines, приведшей к громкому международному скандалу.


Ближнемагистральный транспортный самолёт Ан-178. Фото: Markedonich/wikimedia.org

Уже в 2018 году в СМИ «всплыла» информация о том, что получивший миллионный (в долларах) аванс от азербайджанской стороны «Антонов» поставить обещанные Ан-178 по заявленной изначально цене не может, а переведенные ему деньги возвращать не собирается. Такая ситуация сложилась в силу того, что «просчитывалась» при подписании контракта стоимость этих бортов (и, что самое главное – они сертифицировались!) с учетом установки на них российских комплектующих, получить которые украинские авиастроители теперь не могут. В силу чего и пытаются увеличить цену своих изделий чуть ли не в два раза, что Азербайджан, естественно, совершенно не устраивает. Ну, и кто после этого будет доверять столь «надежным» поставщикам?

Со временем история с азербайджанским контрактом как-то замялась, тем более, что в 2017 году перестал существовать и сам концерн «Антонов», а его предприятия окончательно превратились в часть «Укроборонпрома». При этом единственным достижением авиастроителей за последние пять лет можно считать контракт с национальной полицией Перу на поставку одного экземпляра Ан-178. Правда, самолет пока заказчикам не передан, так что еще, как говорится, возможны варианты. Во всяком случае, в серию Ан-178, как это было обещано, в прошлом году так и не пошел… «Так откуда же берутся миллиардные прибыли «Антонова»?» – спросите вы. Все дело тут в немаленьком парке тяжелых грузовых лайнеров, которым на сегодня все еще располагает компания «Авиалинии Антонова», фактически содержащая все остальное предприятие за счет собственных заработков. «Мрия», семь «Русланов», по одной-две единицы Ан-22, Ан-26 и Ан-74Т – с этими «тяжеловесами» украинская авиакомпания вполне неплохо чувствует себя на рынке специфических перевозок, берясь за самые неподъемные и крупногабаритные грузы. Вот за контроль над ними и ведут сегодня «бой без правил» Абромавичус и его присные. Впрочем, не только.

«Антонов», помимо уникальных самолетов (которые, возможно, еще будут приносить прибыль какое-то время даже в условиях отсутствия нормального обслуживания, невозможного без российских комплектующих), это еще и колоссальные производственные площади (у авиастроительного предприятия маленькими они быть никак не могут), находящиеся в городской черте Киева. За ними, а вернее, за земельными участками, на которых расположены эти огромные цеха, ушлые столичные застройщики ведут «охоту» уже давно. В свете этого совсем другое звучание приобретают раздающиеся в последнее время из уст чиновников «Укроборонпрома» заявления о том, что производство самолетов «необходимо вывести за пределы города». На предприятии прекрасно понимают, чем такие инициативы закончатся в реальности.

Авиастроителей попросту вышвырнут даже не на улицу, а в чисто поле. От «Антонова» останется компания, занимающаяся грузоперевозками, да в лучшем случае, один-два цеха по ремонту авиационной техники, тоже в принципе способных зарабатывать какие-то деньги, которые впоследствии смогут разворовать оборотистые «оборонщики». Все это можно было бы назвать паранойей, если бы не судьба таких украинских предприятий, как заводы «Электронмаш», «Большевик», «Артема», «Арсенал». Все они в свое время были флагманами промышленности «нэзалэжной», в первую очередь, оборонной, а сегодня от них остались лишь вывески (в лучшем случае) да растасканная по кусочкам недвижимость. От научной и производственной базы, человеческого потенциала в виде высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров, давно не осталось и следа.

Одной из последних надежд украинских авиастроителей, как, впрочем, и многих их коллег из других отраслей, был приход в компанию крупных зарубежных инвесторов. Однако «Антонову» крепко не повезло и тут. В 2018 году его представители заключили договор о совместной деятельности по широчайшему спектру направлений с… американской корпорацией Boeing. Чего стоят сегодня все заявленные тогда новоиспеченными «партнерами» из США намерения, думаю, объяснять не стоит. Этим сейчас собственное производство спасти бы, а не вкладывать в чье-нибудь за тридевять земель! Boeing в настоящее время проводит невиданные ранее сокращения персонала в самих Соединенных Штатах, и впервые за многие десятилетия его возможное банкротство обсуждается уже вполне серьезно. Единственным спасением, возможно, могло бы стать участие китайских товарищей, однако, как показала история с украинским же предприятием «Мотор Сич», представителей Поднебесной к украинской оборонке американцы не намерены подпускать даже на пушечный выстрел. Как там говорят на Украине? «И сам не гам, и другому не дам…» В точности таким образом все и происходит. Что ж, если ничего не изменится самым кардинальным образом (а оснований надеяться на это нет ни малейших), то в самом скором времени останется только констатировать безвременную кончину славного когда-то «Антонова».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    12 июня 2020 10:02
    Ой, какая длинная статья. Как говорится, ёжики плакали, но ели кактус. Всем миром пожалеем Антонова. Еще больше Абрамовича. Не на всякий хлеб можно масло чужое намазать. Проблемы общие. Бомбардье не даст соврать. Как там с крылышками к нашему самолёту, с авионикой, с креслами пассажирскими, не так, как у укров? Отморозим уши?
  2. -1
    12 июня 2020 10:08
    Если честно, я только "за", если Антонов перестанет существовать. Нашим меньше конкуренции.
  3. +1
    12 июня 2020 10:27
    Про МИГ очень понравилось. Забавная модернизация... Украинцы первыми придумали и внедрили технологию производства стелс-самолётов из бортов 4-го поколения: привезите технику на авиазавод, а мы сделаем её невидимой.
  4. +2
    12 июня 2020 10:31
    средняя зарплата даже инженерно-технического персонала составляет примерно 14 тысяч гривен, то есть около 500 долларов)

    Хм. 500 долларов! Это хорошие деньги. В России это 35 тысяч рублей! При том, что украинцы выпускают по одному самолету в год.
  5. Не летать свинье белым лебедем. Не бывать украинцам в авиаторах!
  6. +1
    12 июня 2020 12:53
    Только на начало этого месяца две заявки на перевозку груза АН-225. Спрос на перевозки больших грузов у концерна Антонов постоянно растет.
  7. -2
    12 июня 2020 13:08
    Понятны сладкие мечты Неукропного о банкротстве Боинга, но должен разочаровать автора - об этом и речи не идёт, у Боинга большой портфель заказов, за новым 777 очередь, как и за Дримлайнерами, а скоро и 737 МАХ возвращается. Автору бы лучше озаботиться плачевным состоянием новых российских проектов воде МС-21, который после пышных презентаций оказался повисшим в воздухе после отказа США и Японии поставлять композиты. Разговоры о собственном их производстве так и остались пока разговорами. То же можно сказать и о разрекламированном начале производства модернизированных широкофюзеляжных ИЛ-96 и о многом другом. Вообще-то, что произошло на Украине, в значительной мере просто подарок для российской власти - всегда можно сравнивать себя с Украиной (не с Западом же в самом деле).
  8. -2
    12 июня 2020 13:29
    то в самом скором времени останется только констатировать безвременную кончину славного когда-то «Антонова».

    Я это слышу с 2014 года. Сейчас уже 2020.
  9. -5
    12 июня 2020 14:45
    Увы, вы все правы.
    Сказочки про Боинг, Антонов, ИЛ, СУ, МС-21, Суперджет слышны с 2010-х.
    А пока, если б не пандемия, Медведев опять отвалил бы денег на покупку десяток самолетов за бугром и единиц - внутри....
    Боинг он любит, Боинг....
  10. 0
    12 июня 2020 19:54
    Цитата: Dust
    средняя зарплата даже инженерно-технического персонала составляет примерно 14 тысяч гривен, то есть около 500 долларов)

    Хм. 500 долларов! Это хорошие деньги. В России это 35 тысяч рублей! При том, что украинцы выпускают по одному самолету в год.

    Ты освоил только одно арифметическое действие. Вычитание, деление есть ещё. ЖКХ, цены на продукты учитываешь?
    Начни думать.



    1. -3
      13 июня 2020 08:38
      Откуда ты это взял? Это так тебе кушать хочется, что в глазах двоится. Отрабатывай рублик, может на щи и хватит...
    2. -3
      13 июня 2020 11:23
      Можно подумать с ваших слов, что россияне не платят за ЖКХ и не покупают продукты!) Питаются радугой и какают бабочками!) ... А вы в курсе, что продукты питания, различные услуги в России дороже, чем на Украине? .... Вы, наверно, живёте в Москве, и для Вас 35 тыс. рублей - это копейки. Но, Москва это не вся Россия. Повторюсь, 35 тыс. рублей для россиянина - это очень хорошие деньги.
  11. -4
    13 июня 2020 08:33
    Российская авиация и космонавтика ниже самого глубокого дна, это факт...
  12. +1
    13 июня 2020 12:00
    Цитата: karabas barabas_2
    Откуда ты это взял? Это так тебе кушать хочется, что в глазах двоится. Отрабатывай рублик, может на щи и хватит...

    Не ленись, давай свои цифири. Одну цифирь может оспорить только другая цифирь. Не задавай глупых вопросов. Помни, что один..... может задать столько вопросов, что и сто мудрецов не ответят. Ты ведь не из таких?
  13. +2
    13 июня 2020 12:01
    Цитата: karabas barabas_2
    Российская авиация и космонавтика ниже самого глубокого дна, это факт...

    У прилипшего бородой и стукнувшегося лбом о сосну, мир перевернут.
  14. +2
    13 июня 2020 12:05
    Цитата: Cyril
    то в самом скором времени останется только констатировать безвременную кончину славного когда-то «Антонова».

    Я это слышу с 2014 года. Сейчас уже 2020.

    Читать классиков нужно. Не будешь выглядеть глупцом.
    Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей говорил, что экономическая пропасть - самая глубокая в мире. В неё можно падать всю жизнь.