США положили глаз на российские ледоколы?

7

И снова мы возвращаемся к Арктике. США активно приступили к программе строительства собственного ледокольного флота, который необходим для освоения обоих полюсов нашей планеты. Американцы умеют строить корабли, но многих наблюдателей привлекло в Меморандуме президента Трампа упоминание о возможности «покупки» атомного ледокола. Кого же подразумевал глава Белого дома: своих корабелов или «щедрую душу»?

Вашингтон неожиданно для себя в вопросе освоения арктических просторов оказался в позиции отстающего. Соединенные Штаты располагают всего семью дизельными ледоколами, а самый мощный из них, Polar Star, одновременно самый старый и буквально вынужден «пожирать» на запчасти для ремонта своего брата Polar Sea. Еще в 2012 году была принята программа Polar Security Cutter, согласно которой должны были быть построены три тяжелых ледокола и три средних. За основу нового американского «покорителя полюсов» взяли модернизированный немецкий проект ледокола «Поларштерн II», который превосходит прототип по водоизмещению и мощности.



Вроде бы, все хорошо: имеется подрядчик, средства выделены, но восемь лет спустя президент Трамп радикально пересматривает судостроительную программу. Вдруг выяснилось, что характеристики ледоколов не соответствуют новым требованиям ВМС США: их мощность составляет всего 33,7 МВт, им покоряется лед толщиной в 1,8 метра, а автономность ледового плавания – всего 90 суток. Для сравнения, мощность на валу у российского ледокола проекта ЛК-60Я «Арктика» составляет 60 МВт, и они проламывают лед толщиной до 2,6 метра. Кроме того, наши корабли имеют изменяемую осадку, позволяющую им ходить и по океанам, и по руслам рек.

И как тут не вспомнить про перспективный отечественный суперледокол проекта «Лидер», который сможет ломать ледяной покров толщиной до 4,3 метров и оставлять за собой коридор шириной до 30 метров, пригодный для прохода крупных судов по Северному морскому пути. «Лидеры» должны стать нашим «вундерваффе» на СМП, открывающим навигацию даже в зимний период, когда она просто невозможна. К 2033 году на верфи «Звезда» ожидается спуск на воду трех ледоколов такого класса. «Арктики» и «Лидеры» обеспечат России «всесезонное» доминирование в условиях Северного Ледовитого океана.

Вполне очевидно, что Вашингтону уже недостаточно «сезонных» дизель-электрических ледоколов. США имеют необходимые технологии и способны строить ледоколы, но опыта создания атомных судов такого класса у них не имеется. Если буквально понимать заявление Трампа о возможности «покупки», то ледоколы также строят их союзники из Канады и Финляндии, но и они не делают атомоходы. Китай, проявляя интерес к Северному морскому пути, недавно начал строительство своего первого атомного ледокола, подозрительно похожего на российскую «Арктику». Собственно говоря, Россия и Китай и есть те самые потенциальные поставщики для нужд флота США. Тут можно резонно возразить, а как же наше доминирование в Арктике, зачем нам самим отдавать ледоколы американцам?

Все верно, вот только эксклюзивной монополии на этот регион у нас, к сожалению, нет: другие страны также имеют законное право пользоваться Северным морским путем как международной транспортной артерией, и способов воспрепятствовать этому нет, кроме военных. Единственным источником финансирования арктических программ является федеральный бюджет, порядком «истрепавшийся» из-за всевозможных «нефтяных» и «газовых войн», санкций, пандемии коронавируса и т.д. Уже при взятии Россией на себя дополнительных квот по добыче нефти в рамках сделки ОПЕК+ говорилось, что под вопросом встанут новые ресурсные проекты на Крайнем Севере. При этом правительство РФ подтвердило намерение закрепиться в регионе:

Необходимо продолжить развитие парка мощных современных ледоколов. Это важная и необходимая для страны работа.

Стоит напомнить, что один ледокол класса «Лидер» оценивается в 127,5 миллиарда рублей, не исключено, что конечная стоимость станет еще больше. Дорогое удовольствие. Создается впечатление, быть может, и неверное, что дальнейшее освоение и раздел Арктики будут проходить в составе самых неожиданных альянсов. Не сильно удивимся, если новенькие отечественные атомные ледоколы с разрешения правительства по программе лизинга потом уплывут на Запад, где будут обслуживать анонсированные президентом Трампом американские и международные полярные станции. Деньги не пахнут, верно?
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    16 июня 2020 11:05
    Все верно, вот только эксклюзивной монополии на этот регион у нас, к сожалению, нет: другие страны также имеют законное право пользоваться Северным морским путем, как международной транспортной артерией, и способов воспрепятствовать этому нет, кроме военных.

    Северный Морской Путь проходит по нашим территориальным водам, поэтому мы не только можем, но и должны контролировать его, всеми возможными способами.
    1. -1
      18 июня 2020 04:06
      Есть территориальные воды, а есть исключительная экономическая зона, в ней нельзя без разрешения заниматься хозяйственной деятельностью, а вот просто ходить через неё можно без какого-либо разрешения. Льды в районе Северного Полюса сокращаются в результате глобального потепления, и если будет возможность прохода севернее территориальных вод, никто Россию спрашивать не будет.
  2. +2
    16 июня 2020 12:06
    Надо тоже положить на желания США, только не глаз.
  3. 0
    16 июня 2020 12:30
    У кого купят США ледокол? Это гадание на кофейной гуще.
  4. 0
    16 июня 2020 12:31
    Другие страны также имеют законное право пользоваться Северным морским путем, как международной транспортной артерией, и способов воспрепятствовать этому нет, кроме военных.

    Меня удивляет, как наша власть "молится" на это международное право. Даже Украина на него "положила", раз это ей не выгодно. А здесь наши границы! И если наша власть считает, что вдоль нашей границы могут свободно ходить США и другие. То почему возмущаемся, когда США вдоль наших границ хотят разместить ядерное оружие? И второе. 127 млрд руб - это огромные деньги. А мы знаем, что наша власть и за меньшее продаст то, что и у самих ещё нет.
  5. 0
    16 июня 2020 17:18
    Хрен им натёртый, а не ледокол.
  6. +2
    16 июня 2020 17:20
    Цитата: letinant
    Все верно, вот только эксклюзивной монополии на этот регион у нас, к сожалению, нет: другие страны также имеют законное право пользоваться Северным морским путем, как международной транспортной артерией, и способов воспрепятствовать этому нет, кроме военных.

    Северный Морской Путь проходит по нашим территориальным водам, поэтому мы не только можем, но и должны контролировать его. ВСЕМИ ВОЗМОЖНЫМИ СПОСОБАМИ.

    Постоянное присутствие у Северного Полюса закрепляет акваторию за страной, у которой такое присутствие обеспечено. Недаром экспедиции в СССР там выбрасывались постоянно, меняя друг друга по мере сноса течениями.