Как один «Суперджет» погубил два российских перспективных самолета
По данным Генеральной прокуратуры РФ, с начала лета в России сгорело порядка миллиона гектаров леса. На Камчатке бушует пламя на общей площади в 870 гектаров. В 46 субъектах федерации установлен особый противопожарный режим. На этом фоне примечательно прозвучало сообщение об отправке двух самолетов-амфибий Бе-200 в Турцию, где они вместе с российскими экипажами будут помогать Анкаре в тушении лесных пожаров.
Эта информация одновременно затрагивает целый ворох серьезнейших проблем.
Во-первых, это сами лесные пожары, масштабы которых возрастают год от года. Об их причинах мы пишем уже несколько лет и даже предлагали инициировать внесение поправок в Конституцию РФ и Лесной кодекс, но, судя по всему, услышаны не были.
Во-вторых, это само использование гидросамолетов в нашей стране. Бе-200 обладают сочетанием уникальных характеристик, позволяющих им тушить самые страшные лесные пожары. Особое внимание к ним было привлечено в 2010 году, когда на камеру в пожаротушении даже поучаствовал лично президент Путин. С тех пор самолеты-амфибии тушили пожары за рубежом: в Греции, Израиле, Португалии, Индонезии, Черногории. Теперь интерес проявила Турция, взяв «напрокат» сразу два Бе-200.
При этом, по оценкам Счетной палаты, за период с 2017 по 2019 годы МЧС использовало пожарные гидросамолеты по непосредственному назначению всего 42 раза, что составляет 8% случаев от общего количества чрезвычайных ситуаций. Зато Бе-200 привлекались к коммерческим рейсам, что составило свыше 40% от общего числа их налета. Было заработано более 2 миллиардов рублей. Тоже, конечно, молодцы, деньги просто так на земле не валяются. Правда, любопытно, на какую сумму за это время сгорело леса, который можно было бы потушить. Надо полагать, в Турции Бе-200 тоже не бесплатно работать будут.
В-третьих, стоит в очередной раз задуматься, почему отечественный гидросамолет, который пользуется таким спросом за рубежом, не производится конвейерным способом на экспорт? Ответ будет не вполне однозначным. Некоторые скажут, что во всем виновата Украина, которая после 2014 года перестала поставлять в Россию авиадвигатели. В этом много правды, действительно, разрыв промышленных связей был болезненным ударом, и его последствия будут сказываться еще долго, о чем мы подробно рассказывали ранее. Но это не вся правда.
Задолго до Майдана и санкций, еще в 2010 году, мог быть подписан контракт с Соединенными Штатами на 10 гидросамолетов. Что произошло дальше, поясняет главный конструктор Бе-200 Александр Явкин. С его слов, в дело вмешался Михаил Погосян, который отстаивал проект «Суперджета», и никакие конкуренты на освоение бюджетных средств ему были не нужны:
Он принялся убеждать всех, что Бе-200 — малоперспективная машина. Надо было видеть, как он топал ногами на нашего тогда генерального директора ТАНТК им. Бериева Виктора Кобзева, чтобы тот даже не возникал по поводу Бе-200.
Получается, что «Суперджет» перешел дорогу сразу двум перспективным проектам: Ту-334 и Бе-200. О том, как из-за интриг господина Погосяна «ушел поезд» Ту-334, мы также подробно разбирали. Если вернуться к Бе-200, то получается, что лица, принимающие решения, сами его «похоронили» задолго до деструктивных действий Киева.
За прошедшее десятилетие могло быть произведено множество гидросамолетов, пригодных как для тушения пожаров в России и в зарубежных странах, так и для их коммерческого использования в авиаперевозках, что наглядно продемонстрировало МЧС, если верить Счетной палате. Упомянутый конструктор Александр Явкин считает, что в ближайшее время вакантное место может занять китайский «Водный дракон» (Jiaolong AG600).
Информация