Как один «Суперджет» погубил два российских перспективных самолета

17

По данным Генеральной прокуратуры РФ, с начала лета в России сгорело порядка миллиона гектаров леса. На Камчатке бушует пламя на общей площади в 870 гектаров. В 46 субъектах федерации установлен особый противопожарный режим. На этом фоне примечательно прозвучало сообщение об отправке двух самолетов-амфибий Бе-200 в Турцию, где они вместе с российскими экипажами будут помогать Анкаре в тушении лесных пожаров.

Эта информация одновременно затрагивает целый ворох серьезнейших проблем.



Во-первых, это сами лесные пожары, масштабы которых возрастают год от года. Об их причинах мы пишем уже несколько лет и даже предлагали инициировать внесение поправок в Конституцию РФ и Лесной кодекс, но, судя по всему, услышаны не были.

Во-вторых, это само использование гидросамолетов в нашей стране. Бе-200 обладают сочетанием уникальных характеристик, позволяющих им тушить самые страшные лесные пожары. Особое внимание к ним было привлечено в 2010 году, когда на камеру в пожаротушении даже поучаствовал лично президент Путин. С тех пор самолеты-амфибии тушили пожары за рубежом: в Греции, Израиле, Португалии, Индонезии, Черногории. Теперь интерес проявила Турция, взяв «напрокат» сразу два Бе-200.

При этом, по оценкам Счетной палаты, за период с 2017 по 2019 годы МЧС использовало пожарные гидросамолеты по непосредственному назначению всего 42 раза, что составляет 8% случаев от общего количества чрезвычайных ситуаций. Зато Бе-200 привлекались к коммерческим рейсам, что составило свыше 40% от общего числа их налета. Было заработано более 2 миллиардов рублей. Тоже, конечно, молодцы, деньги просто так на земле не валяются. Правда, любопытно, на какую сумму за это время сгорело леса, который можно было бы потушить. Надо полагать, в Турции Бе-200 тоже не бесплатно работать будут.

В-третьих, стоит в очередной раз задуматься, почему отечественный гидросамолет, который пользуется таким спросом за рубежом, не производится конвейерным способом на экспорт? Ответ будет не вполне однозначным. Некоторые скажут, что во всем виновата Украина, которая после 2014 года перестала поставлять в Россию авиадвигатели. В этом много правды, действительно, разрыв промышленных связей был болезненным ударом, и его последствия будут сказываться еще долго, о чем мы подробно рассказывали ранее. Но это не вся правда.

Задолго до Майдана и санкций, еще в 2010 году, мог быть подписан контракт с Соединенными Штатами на 10 гидросамолетов. Что произошло дальше, поясняет главный конструктор Бе-200 Александр Явкин. С его слов, в дело вмешался Михаил Погосян, который отстаивал проект «Суперджета», и никакие конкуренты на освоение бюджетных средств ему были не нужны:

Он принялся убеждать всех, что Бе-200 — малоперспективная машина. Надо было видеть, как он топал ногами на нашего тогда генерального директора ТАНТК им. Бериева Виктора Кобзева, чтобы тот даже не возникал по поводу Бе-200.

Получается, что «Суперджет» перешел дорогу сразу двум перспективным проектам: Ту-334 и Бе-200. О том, как из-за интриг господина Погосяна «ушел поезд» Ту-334, мы также подробно разбирали. Если вернуться к Бе-200, то получается, что лица, принимающие решения, сами его «похоронили» задолго до деструктивных действий Киева.

За прошедшее десятилетие могло быть произведено множество гидросамолетов, пригодных как для тушения пожаров в России и в зарубежных странах, так и для их коммерческого использования в авиаперевозках, что наглядно продемонстрировало МЧС, если верить Счетной палате. Упомянутый конструктор Александр Явкин считает, что в ближайшее время вакантное место может занять китайский «Водный дракон» (Jiaolong AG600).
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    23 июня 2020 10:53
    А в правительстве что, совсем не образованные сидят? Вообще-то я о чём? Правительство и образование - это несовместимые понятия! ЕГЭ-шники, так правильней.
  2. Комментарий был удален.
  3. 123
    +1
    23 июня 2020 10:59
    Во-первых, это сами лесные пожары, масштабы которых возрастают год от года. Об их причинах мы пишем уже несколько лет и даже предлагали инициировать внесение поправок в Конституцию РФ и Лесной кодекс, но, судя по всему, услышаны не были.

    А так ли это на самом деле? Сомневаюсь. no

    Рекордным по количеству лесных пожаров стал 2002 год: было зарегистрировано 43 тыс. 418 очагов. Площадь лесных земель, пройденная пожарами, тогда превысила 1 млн 369 тыс. га......
    Наибольший ущерб принесли природные пожары 2010 года, которые затронули всю территорию европейской части страны. Было зафиксировано 34 тыс. ....
    Наибольшая площадь пожаров в современной истории России наблюдалась в 2018 году. По данным "Авиалесоохраны", огнем было пройдено 8 млн 674 тыс. га (в 2,5 раза больше, чем в 2017 году)

    https://tass.ru/info/6712527

    Вот статистика с 2009 по 2016 годы, снижение в 2 раза:

    https://wiki-fire.org/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%
    BD%D0%B0%D1%8F

    Что у нас в этом году?

    Площадь лесных пожаров в России сократилась на 26%

    https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ed464b09a794701ba86a936

    Вот данные месячной давности от "Авиалесоохраны"

    https://aviales.ru/popup.aspx?news=6005

    Или за 23 дня обстановка кардинально изменилась?
    Я не знаю стоит ли продолжать дальше? Получается, выдвигаем ложный тезис, смахивая с лица "божью росу", нагло врем читателям в лицо и на основании этого выводим теорию, как "теряем полимеры". Ахинею, как Суперджет "перешел дорогу" Бе-200, даже и обсуждать не хочется.
    1. +3
      23 июня 2020 12:00
      Вы сами привели цитату из ТАСС, где отображена ухудшающаяся динамика с лесными пожарами. К тому же, вы как-то хитро обошли прошлый, 2019 год...
      1. 123
        +2
        23 июня 2020 14:00
        Вы сами привели цитату из ТАСС, где отображена ухудшающаяся динамика с лесными пожарами. К тому же, вы как-то хитро обошли прошлый, 2019 год...

        Почему же обошел? Я там ссылку указал, ситуация на лето 2019 была ничуть не хуже, чем в 2018 году. Можно подробней. yes
        Совершенно верно, статистика нехорошая, но неверно говорить о том, что:

        это сами лесные пожары, масштабы которых возрастают год от года. Об их причинах мы пишем уже несколько лет и даже предлагали инициировать внесение поправок в Конституцию РФ и Лесной кодекс, но, судя по всему, услышаны не были.

        Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства:

        http://public.aviales.ru/main_pages/public.shtml

        На 21.12.2018 года площадь, пройденная огнем (покрытая лесом), составляет - 9 991 968 га, на 31.12.2019 площадь составляет - 10 029 569 га.
        Получается больше на 37 601 га. Насколько точны эти данные? Вот для примера данные из Государственного Доклада МЧС за 2019 год. Так же есть отличия, МЧС указывает больше примерно на 48 000 га. Разница даже больше, чем между данными "Лесоохраны" за 2018 и 2019 годы.

        С начала пожароопасного сезона 2019 г. на территории Российской Федерации возникло более 14,4 тыс. очагов природных пожаров на общей площади
        свыше 10 078 тыс. га

        https://www.mchs.gov.ru/uploads/document/2020-05-21/e69e310b09363f0e94ca105ab2fe5c75.pdf

        37-48 тыс. га, учитывая масштабы, по сути, статистическая погрешность. Говорить об ухудшении статистики можно только с большой натяжкой, по сути, оснований для этого нет.
        Тем более, если говорить с привязкой к Лесному Кодексу. Надо смотреть статистику за весь период действия Кодекса.
        Как это связано с Лесным Кодексом - загадка, ведь он действует с 1997 года. Для примера, там выше есть ссылочка, с 2009 по 2016 годы динамика совершенно другая. Получается, с 2009 по 2016 годы Кодекс влиял совершено по-другому? И что же с ним случилось в 2018 году?
        Можно посмотреть и на 2020 год. По данным на 22.06.2020 года - 2 386 064 га, половина года прошло, а данные пока меньше в 4 раза, чем за 2019 год. Есть основания говорить, что мы "переплюнем" прошлый год?
        Итого имеем "всплеск" за 201-8-2019 годы, это не "рост из года в год". Как это связано с Лесным Кодексом и поправками в Конституцию, полагаю, вопрос риторический. hi
        1. -1
          24 июня 2020 07:28
          Цитата: 123
          Как это связано с Лесным Кодексом - загадка, ведь он действует с 1997 года. Для примера, там выше есть ссылочка, с 2009 по 2016 годы динамика совершенно другая. Получается, с 2009 по 2016 годы Кодекс влиял совершено по-другому? И что же с ним случилось в 2018 году?

          Ну, вы откровенный подтасовщик и демагог. Новый ЛК был принят в 2007, именно к нему претензии. Вы по ушам ездите кому-нибудь другому.
          1. 123
            +1
            24 июня 2020 09:39
            Ну, вы откровенный подтасовщик и демагог. Новый ЛК был принят в 2007, именно к нему претензии. Вы по ушам ездите кому-нибудь другому.

            Вы правы. yes Ошибся. Кодекс другой указал, старый. Все остальное без изменений, да и писал я про кодекс 2007 года. Может, все-таки статистику посмотрите, она по ссылкам с 2009 года указана? Или что в мире творится. Австралийцы, например, свой летний сезон по пожарам считают худшим за 30 лет.

            https://gfmc.online/media/2020/06-2020/australia-had-more-supersized-bushfires-creating-their-own-storms-last-summer-than-in-previous-30-years.html

            Калифорния. Пожаров за месяц в 2 раза больше чем в прошлом году.

            https://gfmc.online/media/2020/06-2020/california-gov-newsom-has-to-fight-the-coronavirus-and-wildfire-season-at-the-same-time.html

            Может, с их опытом познакомите, как они собираются свой Лесной Кодекс менять? Или как поправки в Конституцию у них на ситуацию с пожарами влияют?
    2. -1
      24 июня 2020 07:26
      Цитата: 123
      Ахинею, как Суперджет "перешел дорогу" Бе-200, даже и обсуждать не хочется.

      Так и не обсуждайте, надоело уже ваши портянки всякой галиматьи читать.
      1. 123
        +2
        24 июня 2020 10:08
        Так и не обсуждайте, надоело уже ваши портянки всякой галиматьи читать.

        У вас портянки не лучше получаются. И не первой свежести. Это ведь не первая ваша статья про Бе-200.
        Самолет специфический, спрос на него ограничен. Говорите, контракт на 10 штук? Ну, еще в перспективе для МО и МЧС десяток-полтора, на экспорт штук 20 максимум. Все. О каком конвейере можно говорить?
        Бе-200 построено полтора десятка, Суперджетов (даже учитывая все проблемы) две сотни и построят еще немало. Никому в мире не нужны сотни самолетов для тушения пожаров или в спасательном варианте.
        Рынок пассажирских гидросамолетов так же крайне ограничен. Он так и останется штучным товаром.
        Но вам это не важно, к черту реальность. Важнее упрекнуть людей в якобы неправильно принятом решении. Ведь они могли в 2010 году построить конвейер и у них могла появиться возможность продать аж 10 самолетов, и не куда-нибудь, а в США. fellow А вместо этого Погосян построил какие-то жалкие две сотни самолетов. Как он оказался недальновиден, правда? Не смог предугадать, что через десять лет в США случатся пожары и они, вот странные люди, belay вместо того, чтобы менять лесной кодекс, решат закупить противопожарные самолеты. winked

  4. Комментарий был удален.
  5. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    23 июня 2020 16:09
    А ничего, что у БЕ-200 украинская силовая установка? Вот бы они с ними сейчас намучались.
  8. 0
    23 июня 2020 16:55
    Про 334 - это уже даже не смешно. Такую сказочку школьникам ещё можно рассказывать. Но взрослым людям - извините.
  9. +1
    23 июня 2020 17:08
    Эта статья с проблемой, высосанной из пальцев. Борцы за возрождение Ту-324 из глубокой могилы никак не могут успокоиться, используя для очередной провокации повод с якобы пострадавшим Бе-200. Зачем гнать волну спекуляций, если двигателей нет с 2014 года и появятся они неизвестно когда? А когда появится российский аналог, пройдёт ещё несколько лет на сертификацию. Фанаты Ту-324 забывают, что к тому времени, как появится российский мотор проект Ту-324, и так неоднозначный, он окончательно морально устареет. Люди, его проектировавшие, уже давно на пенсии. Потребуется создавать заново новый самолёт, как это получилось с уже летавшим и выпускавшимся в Узбекистане Ил-114. У авиапрома и так столько незаконченных проектов: Ил-114, Ил-112, SSJ-75, МС-21. Это сложные проекты и требуют очень много усилий. Распыляться на ещё одни фантом ради чьих-то амбиций??????
  10. +2
    23 июня 2020 20:21
    Ну вот Маржецкий и вернулся к самолетам, очередные старые песни о главном, много раз его измышления опровергались и вот опять, плач Ярославны о проектах с Д-436. Сергей, на самых разных площадках давно и много раз доказано, Ту-334 умер бы и без Погосяна, хотя особой любви к Погосяну от этого не возникает, стратегический просчет руководства РФ в том, что своевременно не занимались собственными двигателями, было это по недомыслию, или этому дополнительно помогли соответствующие лоббисты, тут не рассматриваю, это дело прокуроров, так же, как и результаты деятельности Юрия Грудинина как в Таганроге, так и в ПАО Ил.
    1. -2
      24 июня 2020 07:24
      Цитата: nov_tech.vrn
      Ну вот Маржецкий и вернулся к самолетам, очередные старые песни о главном, много раз его измышления опровергались и вот опять, плач Ярославны о проектах с Д-436. Сергей, на самых разных площадках давно и много раз доказано

      Кем доказано? Троллями Погосяна?
    2. 0
      26 июня 2020 11:03
      Грудинина, к счастью, уже уволили. Теперь новый руководитель. Кстати, эта чехарда - свидетельство о больших проблемах в Росавиапроме.
  11. -4
    24 июня 2020 14:56
    ...погубил два российских перспективных самолета.

    - а сколько людей погубил!
  12. 0
    24 июня 2020 15:25
    В Турции БЕ-200 будут доллары зарабатывать для тузиков в верхах, а российский лес бесплатный ....
  13. 0
    30 июня 2020 19:31
    ...Государев человек
    Он по жизни-то стратег
    А "манагерский" подход
    Всё решает в свой доход...