Крымский мост пока не решил главной проблемы полуострова
В 2014 году Крым в экономическом отношении превратился в «остров». Необходимость доставки паромной переправой резко повысила цены на все товары и продукты питания. Была надежда на Крымский мост, который свяжет полуостров с континентальной частью России и упростит логистику. Однако этого не произошло, и стоимость продуктов для крымчан вызывает уважение даже у москвичей.
Как мрачно шутят местные жители, цены «держат оборону» и уберегают полуостров от перенаселения. Кроме шуток, это ведет на рост социальной напряженности, что едва ли поспособствует стабильности на фоне засухи и режима так называемой «самоизоляции». Решит ли проблему запуск железнодорожной части Крымского моста?
Безусловно, запуск железнодорожного сообщения – это важная веха в экономическом развитии региона. В информационном центре «Крымский мост» заявили, что буквально сегодня стартует движение в обе стороны:
По первому пути в сторону материковой России проследует поезд с продукцией крымских предприятий. По второму пути встречного направления проследуют цистерны с бензином, полувагоны с удобрениями, зерновозы, цементовозы, а также платформы, груженые рельсами.
Это действительно большой шаг. Но, что касается цен на продукты питания, на их снижение рассчитывать едва ли стоит. Что же дает основания так полагать?
Во-первых, следует учитывать специфику местной торговли, большая часть которой традиционно приходится на рынки. По этому поводу также шутят, что на одного крымчанина приходится один дощатый киоск. В отличие от континентальной части страны, сетевая торговля на полуострове развита не столь значительно. В Крыму до его присоединения к России работали всего два иностранных игрока – «Ашан» и «Метро». В 2014 году они закрылись на «инвентаризацию», но после все же возобновили свою работу, произведя перерегистрацию управляющих компаний. Судя по всему, владельцы не пожелали терять вложенные инвестиции, но и о дальнейшем развитии данных сетей в Крыму речи уже не идет.
Что до отечественных крупных федеральных ритейлеров, то они опасаются входить на местный рынок, справедливо опасаясь введения западных санкций. На их деятельность, в отличие от зарубежных «Ашан» и «Метро», глаза закрывать не будут. Впрочем, было одно исключение из этого правила, о котором мы скажем дальше.
Во-вторых, открытию подобных бизнесов препятствует местный бизнес-климат, имеющий свою специфику. Единственная российская торговая сеть, которая попыталась войти в Крым, это региональная ростовская «Ассорти-Продукт». Компания имела амбициозные планы и была намерена не только открывать магазины, но и создать собственное производство, построить логистический центр. Однако в прошлом году «Ассорти» начала сворачивать свою деятельность в Крыму. Вот как это комментирует Сергей Макеев, председатель ассоциации «Торговля Крыма»:
Причиной, насколько мне известно, стала высокая арендная плата. Они ее не вытягивают. Знаю, что у них с экономикой не срастается и они уходят из Крыма. У меня есть информация, что у них не складываются отношения с поставщиками. Мне жалуются покупатели на просроченные товары в магазинах. Как-то они себя некомфортно здесь ощущают.
Что касается высокой арендной платы, то эксперты связывают это с решением местных властей о повышении ставок. Так произошло, например, в Севастополе, о чем говорит Марат Тюнин, глава Союза предпринимателей города. От этого пострадали многие местные бизнесмены.
В-третьих, есть проблемы с так называемой «непрозрачностью оптовых закупок». В 2018 году открылось автомобильное сообщение с континентом, по мосту поехали фуры, удешевив логистику. Крымские торговцы объективно уменьшили свои издержки, но только не цены. Действительно, а зачем? Куда денутся с курорта местные и приезжие, купят за столько, за сколько продается.
Вот и встает закономерный вопрос, а что вообще изменит запуск железнодорожного сообщения?
Информация