ВВС США выставят против России самолеты-арсеналы
Как сообщает издание Flight Global, ВВС США намерены вернуться к концепции создания так называемого «самолета-арсенала», под завязку начиненного крылатыми ракетами воздушного базирования и способного действовать за пределами радиуса поражения ПВО противника. Самое интересное, что сделан он может быть на базе простого военного транспортника и на полном серьезе рассматривается как альтернатива перспективному «стратегу» Northrop Grumman B-21 Raider.
Как отмечают американские СМИ, подобные нестандартные решения являются ответом на рост возможностей КНР и РФ. В Пентагоне считают:
Массовая поставка нетрадиционных платформ доставки средств поражения в военно-воздушные силы — это один из возможных вариантов обеспечения непревзойденной огневой мощи, которая может сыграть решающую роль в будущих вооруженных конфликтах.
Сама по себе идея использования транспортного самолета в качестве бомбардировщика не нова. Например, C-130 Hercules во время войны во Вьетнаме сбрасывал на позиции партизан тяжелые бомбы объемного взрыва BLU-82 весом почти 7 тонн, уничтожавшие все на сотни метров в округе. ВВС США помнят этот «ценный опыт», поэтому создали и успешно испытали новую систему, получившую название CLEAVER (Cargo Launch Expendable Air Vehicles with Extended Range). Благодаря ей, с самолёта MC-130J Commando II могут сбрасываться различные типы корректируемых боеприпасов.
Но бомбить вьетнамцев – это одно, а Россию и Китай, обладающих современными системами ПВО, это другое. Все «Геркулесы» будут просто сбиты, не долетев до зоны сброса. Для решения этой задачи ВВС США планируют заполучить самолеты, оснащенные большим количеством крылатых ракет воздушного базирования, способные действовать вне зоны поражения системы противовоздушной обороны. И эта идея также не нова.
В семидесятые годы, когда создавался сверхзвуковой бомбардировщик B-1, рассматривался гораздо менее дорогостоящий вариант. На базе авиалайнера Boeing 747 мог быть создан самолет-носитель крылатых ракет. Проект получил название CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft). Для сравнения, он мог принять на борт до 72 крылатых ракет против 20 у B-1. При этом дальность полета у него значительно превышала «стратега», а стоимость обслуживания была гораздо меньше.
Глава Пентагона Гарольд Браун в 1979 году заявил:
Я считаю, что самолеты-носители крылатых ракет предлагают разумный вариант для быстрого наращивания наших стратегических возможностей в случае необходимости. На этой основе ВВС завершают исследования по определению концепции / системы на основе рассмотрения как военных, так и гражданских самолетов.
Однако тогда этот проект успешно похоронили в пользу бомбардировщика B-1, программа которого обошлась в сумму свыше 20 миллиардов долларов. Сейчас перед ВВС США стоит та же дилемма. Новый стратегический бомбардировщик B-21 Raider обойдется Пентагону в 500-550 миллионов долларов за штуку. Неудивительно, что вновь поднят вопрос о более доступных альтернативах. В качестве потенциальной платформы для переоснащения рассматриваются уже существующие военные транспортники Lockheed Martin C-130 или Boeing C-17.
Вероятнее всего, Вашингтон примет решение о принятии на вооружение и суперсовременного «Рейдера», и «самолета-арсенала», чтобы повысить свою огневую мощь в воздухе. Для министерств обороны России и Китая это означает дополнительную головную боль.
Информация