Почему советскому десантному «Зубру» до сих пор нет равных в мире


Созданный в СССР малый десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» (проект 12332) по сей день не имеет аналогов в мире и является самым мощным кораблем в своем классе.


Уникальное судно имеет водоизмещение более 500 тонн, длину около 60 метров и способно принимать на борт: 3 танка или 10 БТРов, или же 500 полностью экипированных десантников. Добавим сюда возможность передвигаться как по воде, так и по суше на расстояния около 300 морских миль, развивая при этом скорость свыше 100 км/ч. В итоге получаем грозную боевую машину, способную обескуражить любого противника.

Впрочем, высокая грузоподъемность и всепроходимость являются не единственной особенностью российского боевого судна. Корпус «Зубра» выполнен из прочного, но при этом очень легкого и устойчивого к коррозии сплава магния и алюминия, что позволяло чрезвычайно экономно расходовать мощность двигателей.

Что касается последних, на корабль проекта 12332 были установлены 5 газотурбинных агрегатов ГТД 8000: два для нагнетания воздуха в систему подъемного комплекса подушки, а остальные 3 – для вращения 2,5-метровых воздушных винтов. За электроснабжение корабля отвечали четыре 100-киловаттных турбогенераторов ГТГ 100.

Уникальная система «Флора-32» делала десантный корабль легкоуправляемым даже при скорости в 55 узлов и в сложных погодных условиях. При этом осуществлять управление «Зубром» можно было с капитанского мостика, палубы и даже удаленно, через систему выносных командных пультов.

В качестве основной ударной силы корабля использовались две установки РСЗО А-22 «Огонь», каждая из которых имеет 22 ствола калибром 140 мм и боезапас из 66 снарядов различных типов. Кроме того, «Зубр» мог принимать на борт до 80 мин разного класса и выступать в роли высокоэффективного минного заградителя. ПВО судна обеспечивали две 30-мм шестиствольные пушки АК-630М и четыре ПЗРК «Игла».

Все жилые отсеки корабля отапливались, кондиционировались и были обшиты специальными шумопоглощающими материалами с высокой виброустойчивостью.

К сожалению, до распада СССР было произведено лишь семь кораблей проекта 12332. Четыре «Зубра» вошли в состав Балтийского флота, еще три – в состав Черноморского. Позднее, в 1992 году, в Петербурге заложили еще четыре судна.

В 2011 году ВМФ России решил отказаться и больше не покупать десантные корабли на воздушной подушке. Их планировалось заменить судами динамического и нединамического типа поддерживания на плаву.

Однако сегодня все чаще поднимается вопрос о возрождении «Зубра». И, кто знает, может быть в скором времени обновленное уникальное судно вновь заступит на боевое дежурство.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Bakht Офлайн Bakht
    Bakht (Bakhtiyar) 19 июля 2020 13:03
    -1
    Кто-нибудь знает, почему в Королевском Флоте не любят эсминцы типа Шеффилд?
  2. gorenina91 Офлайн gorenina91
    gorenina91 (Ирина) 19 июля 2020 20:11
    0
    В 2011 году ВМФ России решил отказаться и больше не покупать десантные корабли на воздушной подушке.

    - Рановато что-то решили отказаться... - На эти Зубры сегодня можно установить очень мощное вооружение и использовать их не только как десантные средства...
  3. boriz Офлайн boriz
    boriz (boriz) 19 июля 2020 20:52
    +1
    Правильно так:
    Десантовместимость: 150 т (3 средних танка или 10 БТР и 140 человек десанта или 8 БМП и 140 человек десанта. Или 500 человек десанта).
    А то получается БДК просто ...
  4. Сергей Латышев (Серж) 20 июля 2020 01:00
    -2
    Имхо, так вроде, на военных сайтах писали: Дорого, неэкономично, аварийно.
    Поэтому америкосы предпочли настроить много маленьких катеров на подушке, а не "7 больших". Они по океану на нормальных плавают.

    В 2011 году ВМФ России решил отказаться и больше не покупать десантные корабли на воздушной подушке.

    - и этим все сказано. Президентом РФ, однако. Помните? "Денег нет...."
    1. nov_tech.vrn Офлайн nov_tech.vrn
      nov_tech.vrn (Михаил) 20 июля 2020 06:37
      -1
      Работа Табуреткина и его стратегов.
    2. Владимир Тузаков (Владимир Тузаков) 21 июля 2020 13:48
      0
      Ключевая фраза:

      возможность передвигаться как по воде, так и по суше на расстояния около 300 морских миль.

      И где его можно применить, только у своих берегов, но там лучше другие средства.. Такой аппарат на сегодня не имеет применения, возможно, более мелкие, с "довозом" и применимы в десантно-диверсионных и прочих действиях...
  5. андрей штубов (андрей штубов) 24 сентября 2020 21:01
    0
    Создайте фильм про лётчиков но только современных а не сериалы дешёвые и не интересные!!У нас нет ни одного фильма про современных лётчиках И ТД учитывая прошлое...!! На до что то наподобие фильма "Рыцари неба" от французов!Патриотизм наш будет восстановлен! Бесполезно писать ТТХ самолётов танков и тд! Зритель хочет зрелищности ! ! Психологи отзовитесь!!Человек воспринимает 90% информации глазамииииии!
  6. Владимир Клочков (Владимир Клочков) 2 октября 2020 18:36
    0
    Автор не указал что один Зубр был продан Греции при Союзе.
    1. СЕЖ Офлайн СЕЖ
      СЕЖ (Сергей Еремко) 14 октября 2020 15:13
      0
      При Украине.
  7. СЕЖ Офлайн СЕЖ
    СЕЖ (Сергей Еремко) 14 октября 2020 15:30
    0
    Хорошая статья, но : № проекта - 12322., водоизмещения у судов на воздушной подушке нет, что бы не говорилось по этому поводу в ВИКИ, винты (ВИШ) диаметром 5,5 метров, 2,5 метра- диаметр нагнетателей воздуха в юбку. И

    ... возможность передвигаться ... по суше на расстояния около 300 морских миль..." - это вообще "ни в какие ворота.