Россиян попросят оплатить хорошие дороги: плюсы и минусы идеи


Как известно, в России традиционно есть две беды – дураки и дороги. Разобраться со второй намерен Минтранс РФ за счет так называемых «народных облигаций», предназначенных для строительства новой платной автомагистрали. Стоит ли простым россиянам лично поучаствовать в развитии транспортной инфраструктуры своей страны, попробуем разобраться.


Речь идет о проекте скоростной автомагистрали между Москвой, Нижним Новгородом и Казанью, которая предварительно получила индекс М12. Длина дороги составит 729 километров, скорость перемещения по ней – 120 км/ч. Запущена она в строй будет в 2024 году. Общая стоимость проекта оценивается в 650 миллиардов рублей. Изначально планировалось, что 70% расходов возьмет на себя государство, но денег, как говорится, «нет, потому надо держаться». Теперь порядка 400 миллиардов рублей от требуемой суммы необходимо найти где-то вне бюджета.

Последняя идея Минтранса – это занять недостающие средства у населения. С учетом того, что автомагистраль будет платной и станет частью международного транспортного коридора между Китаем и Западной Европой, звучит предложение заманчиво. Какие же есть плюсы и минусы для потенциальных инвесторов?

Прежде всего, следует отметить, что за счет «народных денег» дороги строятся по всему миру: и в США, и в Канаде, и в Австралии, и в Республике Корея, и даже в соседнем с нами Казахстане. В Северной Америке подобные облигации могут выпускать не только штаты, но и даже муниципалитеты. Так что ничего экзотического в идее российских чиновников нет. Более того, подобный опыт выпуска госзаймов у населения был и в СССР, правда, оценивается он по-разному.

Вопрос в том, в какой форме это будет реализовано теперь. Люди постарше прекрасно помнят печально знаменитую пирамиду государственных краткосрочных облигаций (ГКО), лопнувшую в 1998 году. Инвесторам обещали сумасшедшие проценты, но выплачивать их государство могло только за счет привлечения новых. Кое-кто сорвал большой куш, остальные остались в итоге «на бобах». Подозрительные россияне вполне справедливо могут поинтересоваться, не произойдет ли нечто подобное вновь.

Довольно успешный эксперимент с «народными облигациями» (ОФЗ-н) стартовал в 2017 году. Никаких процентов с «поля чудес»: средняя доходность по ценным бумагам за три года не превышала 8,5%. Купонный доход начисляется раз в год. Никаких комиссий банка-агента при покупке и продаже облигаций. Под «защитой» государства сумма инвестиций до 15 миллионов рублей. Также ОФЗ-н освобождены от НДФЛ. Стоимость одной облигации – 1000 рублей, срок размещения – 3 года. Ничего «фантастического» в плане доходов, зато вполне реалистично. Из-за снижения ключевой ставки ЦБ РФ до 4,5%, соответственно снизилась и ставка по банковским депозитам в банках, которая составляет сегодня в среднем 4,63%. С учетом того, что политика мегарегулятора может и дальше смягчаться, о высоких процентах по вкладам на ближайшие несколько лет можно забыть. Быть может, тогда стоит вложить свои кровные в развитие российской инфраструктуры?

С одной стороны, больших доходов по «народным облигациям» тоже ждать не стоит. Так, Минфин РФ уже начал подготовку по выпуску новых ОФЗ-н со ставкой по купонам в 4,1% вместо прежних 7-9%. У «Автодора» текущие выпуски торгуются на уровне в 5,5% к погашению. «Народные облигации» будут надежными, но достаточно консервативными. Следует упомянуть и про риск того, что часть дохода будет «съедена» растущей инфляцией.

С другой стороны, «дело верное». Направление популярное, появление новой трассы позволит сократить время в пути вдвое. Трасса будет платной, поэтому инвестиции свои она раньше или позже отобьет. Министр транспорта Евгений Дитрих поясняет:

Доходность может быть не такая большая, тем не менее возвратность их обеспечена существующими трафиком и движением.

Получается, что на таких «автодорожных облигациях» озолотиться получится едва ли, но все желающие развития транспортной инфраструктуры России получат возможность не на словах, а на деле, напрямую в этом поучаствовать.
Использованы фотографии: https://pxhere.com/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

9 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Комментарий был удален.
  2. 123 Офлайн
    123 (123) 20 июля 2020 15:49
    +2
    • 3
    • 1
    Колхоз - дело добровольное. Если есть, что вкладывать, почему бы и нет? Никто не заставляет.
    В целом, увеличение количества платных дорог не радует.
  3. Оё Сарказми Офлайн
    Оё Сарказми (Оё Сарказми) 20 июля 2020 16:03
    +2
    • 2
    • 0
    В облигации есть смысл вкладываться от миллиона и выше. Тогда на проценты можно хоть телевизор купить.
    Меньше - лучше семечки в колхозе купил, поджарил, на вокзале продал. Выгоднее, если даже патрульным отстёгивать придётся. wink
    1. boriz Офлайн
      boriz (boriz) 20 июля 2020 23:09
      0
      • 0
      • 0
      В общем, дело за малым: ищем колхоз ... laughing
      1. Оё Сарказми Офлайн
        Оё Сарказми (Оё Сарказми) 21 июля 2020 12:01
        0
        • 0
        • 0
        Цитата: boriz
        ищем колхоз

        У меня за огородом - поле. Какой год кукуруза, какой - подсолнечник, рожь. В этом году ячмень. Не разбогатеешь... request winked
    2. Архонт Офлайн
      Архонт (Алексей) 21 июля 2020 10:29
      +1
      • 1
      • 0
      В облигации вкладывают деньги не для доходности, а для сохранения. То есть это не ростовщичество, а скорее, некоторая возможность уберечь финансы от инфляции. Кроме того, подобного типа бумаги при некоторых условиях дают право на возврат НДС на некоторую довольно крупную сумму.
      1. Оё Сарказми Офлайн
        Оё Сарказми (Оё Сарказми) 21 июля 2020 12:04
        0
        • 0
        • 0
        Цитата: Архонт
        В облигации вкладывают деньги не для доходности, а для сохранения.

        Сохраняли, сохраняли деньги в облигациях Лемон Бразерс. И что? fool
  4. сталевар Офлайн
    сталевар 20 июля 2020 20:40
    +2
    • 3
    • 1
    А может, лучше президента с правительством поменять? Глядишь и деньги появятся.
    1. Оё Сарказми Офлайн
      Оё Сарказми (Оё Сарказми) 20 июля 2020 22:05
      0
      • 4
      • 4
      Цитата: сталевар
      А может, лучше президента с правительством поменять

      На кого? На Ксюшу Собчак? Превратить Россию в московскую резервацию?
  5. медведь040 Офлайн
    медведь040 22 июля 2020 20:16
    +4
    • 4
    • 0
    А дорожный налог и прочие налоги, которые россияне исправно платили до сих пор, они платили за плохие дороги и их отсутствие?! Это чиновников пора попросить отчитаться за потраченные деньги налогоплательщиков, а то и отправить в отставку, или на тюремные нары, по обстоятельствам! Кстати, с неприкосновенностью чиновников тоже пора завязывать! Вор должен сидеть в тюрьме!