Китайский «Один пояс – один путь» оказался не нужен России

10

Если посмотреть на глобус, Россия является идеальным транзитером для транспортного коридора «Один пояс – один путь» между Европой и Азией. Учитывая партнерские отношения Москвы и Пекина, а также их общую оппозицию к Вашингтону, следовало бы ожидать тесной экономической интеграции в рамках данного глобального инфраструктурного проекта. Однако этого не происходит, на что обратила внимание зарубежная пресса.

Издание Foreign Policy пишет по этому поводу следующее:



Несмотря на публичную приверженность и слова поддержки в адрес этого проекта со стороны глав двух государств, которые постоянно звучат на встречах, где обсуждается инициатива «Одного пояса», в реальности для его совместной реализации практически ничего не делается.

В качестве подтверждения этого тезиса иностранные коллеги приводят тот факт, что глава нашего внешнеполитического ведомства Сергей Лавров отказался участвовать в видеоконференции, посвященной перспективам международного проекта, прошедшей в прошлом месяце. Если это действительно так, то нужен ли России «Один путь»?

«Один пояс и один путь» – это без преувеличения инфраструктурный мегапроект. Необходимо отметить, что главным выгодоприобретателем от него выступает Китай, который выстраивает путь доставки своих товаров на европейский рынок, второй для себя по значимости после американского. С учетом «торговой войны», развязанной президентом Трампом, значение «Одного пояса» только возросло. Доставка грузов морем выходит на 20-30% дешевле, чем сушей, но из-за обострения противостояния с Вашингтоном существует риск перекрытия для КНР морской торговли ВМС США, которые доминируют в океане.

Сверхзадача проекта состоит в том, чтобы соединить в единую сеть уже существующие транспортные артерии, построить к ним недостающие и, что самое важное, внедрить сквозную тарифную сетку. Сейчас грузоотправителю приходится платить за транзит через каждую страну, что повышает логистические издержки. Пекин хочет создать такую транспортную систему, при которой грузовой контейнер будет перемещаться по железным и автомобильным дорогам, по рекам и по воздуху, а заказчик должен будет заплатить за его отправку всего один раз. Идея, безусловно, замечательная, но есть ряд важных нюансов.

С одной стороны, китайцы обещают всем участвующим в проекте странам рост доходов населения на 0,7-2,9%, увеличение поступлений в бюджет за счет транзита, передачу технологий партнерам за счет строительства региональных платформ, внедрение сервисов навигационной платформы «Бэйдоу».

С другой стороны, в адрес «Одного пути» имеется и серьезная критика. Вполне справедливо указывают на то, что Китай доминирует в проекте, устанавливая правила игры и продвигая, прежде всего, свои собственные национальные интересы. Звучат обвинения в том, что Пекин загоняет в «долговую ловушку» многие государства, участвующие в строительстве транспортного коридора. Есть мнение, что Китай может перенести избыточные и экологически вредные производственные мощности на территорию стран-транзитеров. Что до «передачи технологий», то, например, в Белоруссии широко разрекламированный технопарк «Большой камень» по большому счету превратился в центр перевалки китайского ширпотреба в Европу.

В Пекине с критикой категорически не согласны. Глава МИД КНР Ван И заявил:

Некоторые страны, которые не в состоянии добиться успеха, не желают, чтобы другие государства преуспели, это притворное пренебрежение и равнодушие к тому, чего сам не можешь достичь, не принесет выгоду никому.

Но правда такова, что в таком формате Китай действительно играет первую скрипку в проекте, отстаивая именно свои интересы. Это не столько международная структура с органами, где представлены все участники, сколько отношения Поднебесной со всеми транзитерами, где тон задает сам Пекин. Стоит ли идти на поклон восточному соседу и плясать под его дудку? Вопрос неоднозначный, и каждый сможет сам составить свое мнение по этому поводу. Сама по себе инициатива интересная и полезная, но формат ее реализации явно требует переосмысления.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    22 июля 2020 12:30
    Чистой воды вода.
    Сколько кто вложит, сколько получит, срок работы и окупаемости, товаропоток - ничего нет... И зачем тогда вопрошать о "формате"?
    1. -1
      22 июля 2020 13:07
      Цитата: Сергей Латышев
      Чистой воды вода.
      Сколько кто вложит, сколько получит, срок работы и окупаемости, товаропоток - ничего нет... И зачем тогда вопрошать о "формате"?

      Это уже за отдельную плату. smile
    2. 0
      22 июля 2020 13:31
      Издание работает в том формате, в каком считает нужным. Труд журналистов занимает время и стоит денег. Если вам недостаточно предоставляемой бесплатно информации, вы можете попросить сделать платную подписку, где будет все расписывать в цифрах, сроках окупаемости и т.д.
      Но, сами понимаете, что такой формат развернутого многостраничного анализа должен что-то стоить требовательному, взыскательному читателю. Вы не согласны с такой постановкой вопроса?
      1. -2
        22 июля 2020 18:02
        Не буду отнимать Ваше время. Может, кто-то другой ответит.

        ..рост доходов населения на 0,7-2,9%, увеличение поступлений в бюджет за счет транзита, передачу технологий партнерам за счет строительства региональных платформ, внедрение сервисов навигационной платформы «Бэйдоу».

        Китай доминирует в проекте

        - плохо или хорошо?
  2. +1
    22 июля 2020 12:49
    Нет, это России не нашлось места в проекте. Момент истины настал. Пути РФ и КНР разошлись.
    На мой взгляд, Китаю не удастся завершить "опоясывание" планеты, так как глобалистский западноцентричный мир закрыли на переучет и реконструкцию, результатом которых станет блокировка Поднебесной на американском и европейских рынках.
    1. -1
      22 июля 2020 14:31
      Американцы заблокируют свои айфоны и лекарства в Китае?)))) Белая сборка давно стала фантастикой.
    2. 0
      22 июля 2020 16:05
      Что закрывают на переучёт, верно, только причины этого от наступающего хаоса и коллапса западноцентричны с верховенством США мир... Россия не поссорилась, просто Китай не кладёт все яйца в одну корзину. Да и Поднебесной более грозит не блокировка, а хаос и неплатежеспособность, то есть закрытие рынков на переучёт, как правильно выразились...
  3. 0
    22 июля 2020 13:12
    Согласие - есть продукт непротивления сторон. Кто задает тон при перевозке - таксист, или пассажир?
  4. +1
    22 июля 2020 17:09
    китайцы обещают всем участвующим в проекте странам рост доходов населения на 0,7-2,9%, увеличение поступлений в бюджет за счет транзита, передачу технологий партнерам за счет строительства региональных платформ, внедрение сервисов навигационной платформы «Бэйдоу».

    - Да, Китай уже такие "технологии" передал Белоруссии; такое старьё б/у приволок, такой хлам, что можно хоть сейчас вываливать на свалку...

    Звучат обвинения в том, что Пекин загоняет в «долговую ловушку» многие государства, участвующие в строительстве транспортного коридора. Есть мнение, что Китай может перенести избыточные и экологически вредные производственные мощности на территорию стран-транзитеров

    - Да и правильно звучат... - Эти государства вложат свои средства, на свои деньги постоят дороги и Ж/Д пути; а потом китайцы, пролетая по этим путям через эти государства, будут просто сбрасывать им на ходу по пути следования в Европу свой ширпотреб (это и будет "плата-доля" за якобы совместное партнёрство этих стран с Китаем); мало того... эти страны -партнёры будут обязаны содержать в исправности все дороги (и Ж/Д в том числе)... и Китай обязательно укажет это в договоре о "партнёрстве"; дабы не препятствовать Китаю возить свои товары в Европу...
    - Вот..и будут эти страны по жизни только ...- подтаскивать шпалы и рельсы, ремонтировать пути; да закатывать асфальт на автотрассах... -да пробавляться китайским ширпотребом...
    -Вот и весь обещанный Китаем "рост доходов населения на 0,7-2,9%" тем странам , которые рискнут с Китаем сотрудничать...
  5. +2
    22 июля 2020 20:14
    Китай работает по правилам мирового капитализма. Поэтому сотрудничества в экономике ждать не приходится.