«Адмирал Касатонов» в строю, но на его смену придет еще более мощный корабль

7

В воскресенье в северной столице состоится большой военно-морской парад. В нем примет участие новенький фрегат «Адмирал флота Касатонов», на котором несколько дней назад торжественно был поднят Андреевский флаг. После праздничного мероприятия корабль уйдет по месту приписки, усилив тем самым Северный флот.

К вводу в строй фрегата уделено много внимания, поскольку происходит это в весьма непростое для ВМС РФ время. Из-за разрыва промышленных связей с Украиной в 2014 году на данном этапе для России построить надводный корабль крупнее фрегата проблематично. После того, как проект эсминца «Лидер» с ядерной энергетической установкой был положен под сукно, очевидно, что основными нашими боевыми кораблями, способными действовать в дальней зоне, будут на ближайшие десятилетия именно фрегаты.



«Адмирал Касатонов» – это уже второй корабль проекта 22350, введенный в строй после «Адмирала Горшкова». Его полное водоизмещение составляет 5500 тонн, скорость хода по паспорту – 29,5 узла, дальность плавания – 4500 миль, автономность – 30 суток. Фрегат достаточно серьезно вооружен. На его борту имеется универсальный корабельный стрельбовой комплекс (УКСК) с 16 ячейками. Из него «Адмирал» может выпустить по противнику крылатые ракеты 3М14 «Калибр-НК», противолодочные ракето-торпеды 91РТ2 семейства «Калибр», противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс», а в перспективе и 3М22 «Циркон». Дополнена огневая мощь 130-мм артиллерийской установкой А-192.

От атак с неба корабль прикрыт зенитным ракетным комплексом «Полимент-Редут» и зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Палаш». Против субмарин фрегат вооружен торпедным комплексом «Пакет-НК». Радиолокационное оснащение представлено РЛС «Фуркэ-3» и РЛК «Монумент-М». При строительстве корпуса использованы технологии «стелс». Также на борту имеется вертолет Ка-27.

Все это делает «Адмирала Касатонова» достаточно серьезной боевой единицей. Он может действовать и в составе соединения, и индивидуально, наносить удары по надводным и наземным целям. Если на фрегат будут поставлены гиперзвуковые «Цирконы», и их характеристики будут соответствовать заявленным, то «на бумаге» один наш корабль способен утопить даже авианосную группу противника.

К сожалению, на практике все несколько сложнее. Какой бы «Адмирал» ни был замечательный, один в море против АУГ он не воин. Кораблей такого ранга в ВМС РФ немного, а строятся они очень долго. Первый фрегат серии «Адмирал Горшков» готовился больше 12 лет. «Касатонов» был заложен в 2009 году, а в строй его ввели только на прошлой неделе. Программа строительства фрегатов проектов 11356 и 22350 с 2011-го по 2020 годы фактически сорвана: вместо 14 кораблей сдано только 5. В чем же причина такого отставания?

Знакомые с проблемами судостроительной отрасли называют сразу несколько причин.

Во-первых, при проектировании фрегата часть систем вооружений просто отсутствовала в серийном выпуске. Например, были большие сложности с доведением до ума морской версии комплекса ПВО «Полимент-Редут». Без системы противовоздушной обороны выпускать боевой корабль просто преступно.

Во-вторых, сыграл свою негативную роль фактор «эффективных частных собственников». Именно в их руках изначально была верфь, где закладывались корабли. Позитивные сдвиги начались только после того, как «Северная верфь», оказавшаяся вся в долгах, перешла в руки государства.

В-третьих, в 2014 году подножку России поставила Украина, разорвавшая контракты на поставку силовых установок для фрегатов. Пришлось налаживать производство двигателей на отечественном НПО «Сатурн», что также сильно сдвинуло сроки сдачи корабля вправо.

Несмотря на очень большую задержку, второй фрегат проекта 22350 поднял Андреевский флаг. Всего их запланировано в серии восемь единиц. Эти корабли усилят надводную компоненту ВМС РФ. Особые надежды возлагаются на так называемый «Супер-Горшков», фрегат серии 22350М. Его водоизмещение должно вырасти до 7-8,5 тысяч тонн, боекомплект крылатых ракет – до 48 единиц, количество ячеек ЗРК «Полимент-Редут» – до 96, а вместо одного вертолета на палубе будет сразу два. Такой фрегат даст российскому флоту новые возможности по действиям в дальней морской зоне.

Некоторое время назад в СМИ проходила информация, что работа над проектом 22350М приостановлена на неопределенный срок, как и по эсминцу «Лидер», что многих опечалило. Однако впоследствии Северное ПКБ эти данные опровергло, заявив, что работа над «Супер-Горшковым» продолжается. Остается надеяться, что этот перспективный проект все-таки будет воплощен в металле и в более разумные сроки.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    22 июля 2020 16:27
    Пришлось налаживать производство двигателей на отечественном НПО «Сатурн», что также сильно сдвинуло сроки сдачи корабля вправо.

    И опять вранье.
    1. -1
      22 июля 2020 16:51
      В чем? В сдвиге сроков или в том, что они осилили производить турбины?
  2. -1
    22 июля 2020 17:00
    Цитата: Сергей Токарев
    осилили производить турбины?

    О турбине в статье ни слова) Сроки сдвинулись действительно серьезно. А на "Касатанове" установлены два маршевых дизельных двигателя 10Д49, которые производятся на Коломенском заводе и 2 форсажных ГТД М90ФР производства ЗАО Турборус. В состав ЗАО Турборус со стороны Украины входят - НПП "Машпроект" и ПО "Заря" (ныне - ГП НПКГ "Зоря - Машпроект").
    Вот они и успели передать два комплекта форсажных двигателей до 2014 года.
    1. 0
      22 июля 2020 17:35
      Е70/8РД - морской двухтопливный газотурбинный двигатель (ГТД) для применения в составе силовых установок судов, привода электрогенераторов и газовых компрессоров в составе морских и приморских промышленных объектов малой и средней мощности (от 8 МВт и выше). "Сатурн" вроде как турбинами занимается, вот и спросил. Для замены украинских ГТД "Сатурн" в 2014 году начал работы по ОКР "Агрегат ДКВП". Цель опытно-конструкторской работы - создание газотурбинного двигателя М70ФРУ-2 и корабельных ГТА М35Р-1, М35Р-2 и М70Р мощностью 10 000 л.с.

      https://topwar.ru/114597-analiz-chem-gazoturbinnye-dvigateli-saturna-luchshe-gtd-zorya-mashproekt.html
    2. -1
      22 июля 2020 17:46
      «Адмирал флота Касатонов» оснащен дизель-газотурбинным агрегатом М-55Р (схема CODAG) производства ЗАО «Турборус» (в составе НПО «Сатурн»), состоящим из двух форсажных ГТД М90ФР производства НПО «Сатурн» и двух маршевых дизельных двигателей 10Д49 Коломенского завода. Корабль развивает скорость до 30 узлов, имеет дальность плавания 4500 миль. В экипаж входят 170 человек плюс подразделение морской пехоты в составе 20 человек.

      https://aif.ru/society/army/moshch_admirala_kasatonova_
      noveyshiy_fregat_zavershaet_ispytaniya
  3. 0
    22 июля 2020 21:51
    На его смену Должен придти, а придет ли - то неведомо.
    1. 0
      2 августа 2020 22:30
      а придет ли

      Это прямо-таки стратегический план, срок службы такого кораблика пара десятков лет. Если скоро разработают и ещё быстрее заложат "наследника", есть все шансы передать его флоту до того, как он "уйдёт" на пенсию.