«Вынужденный патриотизм»: кому не даёт покоя вопрос воспитания молодежи РФ
Власти России предлагают ввести в школах дополнительные программы «патриотического воспитания». Лев Шлоссберг, член Псковской областной ассамблеи, поделился с ресурсом «Эхо Москвы» своими мыслями по этому поводу. Его высказывания с сокращениями публикует болгарское отделение немецкой Deutsche Welle – болгарам, видимо, не дает покоя подход россиян к воспитанию молодежи.
Шлоссберг говорит о «вынужденном патриотизме», которому учат детей в РФ.
Когда школы начинают внедрять государственные программы патриотизма, это значит, что что-то не так в самой стране. Если дети должны учиться любить свою родину, это значит, что родина не любит своих детей. Патриотизм – это любовь, личное чувство, личный опыт, а Родина – это не государство и власть, Родина – это то место, с которым каждый человек связывает источники своей жизни.
Когда детей начинают учить любить государство и власть, это уже не патриотизм, а воспитание верности и послушания. И в ключевые моменты, когда решается судьба Отечества, воспитанный таким образом человек должен выбирать между любовью к Родине и верностью государству – и поэтому легко может изменить Родине. Потому что любовь к Родине иногда требует, чтобы вы шли против государства и против правительства.
Патриотизм часто смешивается с военной историей, с историей пролитой крови и жертвоприношений. Живые правители прячутся за мертвых, которые не могут им возражать.
Когда детям рассказывают о гражданской войне, расскажут ли им, что это была не победа красных над белыми или зелеными, а национальная трагедия?
Когда детям будут рассказывать о патриотизме и приведут пример Великой Отечественной войны, скажут ли они им о цене победы? Об уничтожении командиров и военных специалистов перед войной; о пакте Молотова-Риббентропа; об убийственных ошибках Сталина; о миллионах еще не обнаруженных и не похороненных солдат; о победителях, отправленных в концлагеря после победы; об инвалидах, спрятанных где-то в пустыне; о «детях войны»; о высотных зданиях, построенных над братскими могилами в концентрационных лагерях?
Расскажут ли они им о миллионах доносов, о «черных воронках», о «тройках», о ГУЛАГе, о смертной казни в отношении детей старше 12 лет? Будет ли это частью патриотического воспитания, которым мы должны гордиться? Или хотя бы запомнить, чтобы не повторяться?
И попадет ли горькая правда о страданиях людей в уроки государственного патриотизма?
Почему патриотическое воспитание в нашей стране прежде всего военно-патриотическое? Почему оно не мирное и патриотичное?
Принудительное патриотическое воспитание является предвестником государственного политического банкротства. В любом возрасте, в каждой стране.
Любовь к Родине – это исключительно личное чувство. Его не почерпнуть в учебниках, в президентских решениях, парламентах и правительствах или на партийных конгрессах.
Патриотизм проистекает из прав и свобод человека, из его материального удовлетворения, из его любви к ближнему и к дальнему. Патриотизм не прорастает из нищеты, из унижений и оскорблений, из презрения к личности, из несправедливости и лжи.
Государство может преподать урок патриотизма, прекратив воровать и служить людям. Тогда никому не пришло бы в голову учить государственному патриотизму в школах просто потому, что дети будут знать, что Родина любит их, подытоживает Шлоссберг.
Информация