Сокращение оборонного бюджета России: оптимизация или капитуляция?
На Западе – очередной всплеск злорадного ликования, вызванный новостями из России. Конкретно – обнародованным накануне предложением отечественного Министерства финансов о сокращении на 5% военных расходов страны. «Русские разоружаются! Они надорвались! Они сдаются!» – примерно такого рода комментариями уже пестрят СМИ и соцсети некоторых «особо дружественных» нам стран. Но что же происходит на самом деле?
Неужели Россия и вправду начинает сдавать позиции в оборонной сфере? Или все далеко не так печально, как это кое-кому хотелось бы?
Чем больше денег тратим мы, тем крепче наша оборона?
Что характерно, практически одновременно с оглашением упомянутых выше планов Минфина России стало известно о том, что Палата представителей Конгресса США одобрила колоссальную смету для Пентагона на 2021 финансовый год в объеме 740 миллиардов долларов. Там ничего сокращать не собираются, несмотря на далеко не благополучное состояние американской экономики, по сей день несущей тяжелейшие потери из-за пандемии коронавируса. Кстати говоря, конкретно для нашей страны основная интрига в этом документе заключается не в размерах финансирования армии США, а в том, будут ли в него включены новые санкции против «Северного потока-2».
В принятой редакции фигурирует наиболее мягкий из всех возможных вариантов ограничений – только против «иностранных лиц, которые в значительной мере способствуют продаже, аренде или предоставлении судов для укладки труб» для ненавистного Вашингтону энергетического проекта. В то же время, демократы из Сената США пытались протащить в документ другую формулировку, по которой под санкционным ударом должны были оказаться вообще все причастные к возведению «Северного потока-2» компании, оказывающие портовые услуги, страховую или юридическую помощь при строительстве газопровода, а также участвующие в его сертификации. Пока что эта угроза не осуществлена, однако и бюджет еще не утвержден окончательно. Впрочем, мы несколько отвлеклись. Вернемся к делам сугубо военным. Насколько известно, конкретно на приобретение новых образцов вооружений Пентагону планируется выделить 140 миллиардов долларов, да еще и 105 миллиардов – на разработки и исследования в военной области. Звучит внушительно.
Самым неприятным в случае с Россией является тот момент, что, по замыслу отечественных финансистов, секвестру в период 2021-2023 годов должна подвергнуться как раз государственная программа вооружений России. По уже прозвучавшим оценкам ряда российских экспертов в оборонной сфере, в результате урезания этих самых 5% ГПВ может недополучить за это время примерно 225 миллиардов рублей. Много это или мало? Скажем так, весьма ощутимо. С учетом общей стоимости ГПВ-2027, в соответствии с которой сейчас осуществляется перевооружение и модернизация Вооруженных сил России - не слишком серьезно и уж точно не критично. Однако стоит помнить о том, что, к огромному сожалению, все наиболее амбициозные проекты оснащения нашей армии и Военно-морского флота новейшими вооружением и техникой, и так реализуются с изрядным отставанием от ранее намеченных сроков. Любое недофинансирование затормозит их еще больше. Однако прежде чем объявлять тревогу по этому поводу, стоит еще раз остановиться на вопросе о том, насколько фигурирующие в оборонных бюджетах тех или иных стран громадные цифры соответствуют реальному уровню военной мощи этих государств.
Россию в рейтинге стран с наибольшими тратами в этой области опережает, к примеру, Саудовская Аравия. И что, это означает, что их армия сильнее нашей, а обороноспособность выше?! Ни в коем случае. Просто, если вкладывать огромные деньги в закупку наиболее дорогих «произведений» американского ВПК, то именно такой результат и получится на выходе. Кстати, Эр-Рияд нынче тоже твердо намерен резко сбавить собственные милитаристические аппетиты, в силу чего начинает подумывать об отказе от ряда поставок из США и налаживании собственной оборонной промышленности. В немалой степени этому способствуют не только «нефтяной» и «коронавирусный» кризисы, подкосившие арабскую казну посильнее нашей, а и крайне неприятный осадок, оставшийся после налетов на местные нефтепромыслы, которые не смогли защитить хваленые и дорогущие ЗРК Patriot. Не все то золото…
Можем ли мы позволить себе «сбавить темп»?
И вот, кстати, о США. Из немалой суммы ассигнований на приобретение новых единиц боевой техники, 860 с лишним миллионов долларов пойдут на закупку ВВС армии США восьми истребителей F-35, вообще-то изначально предназначавшихся для Турции, и американским пилотам, ни разу не нужных. Анкару, однако, решили «наказать» за то, что она купила у России С-400 и лишить права на получение изначально обещанной ей сотни «самых современных» многоцелевых истребителей. Политика политикой, но корпорация Lockheed Martin убытки по этому поводу терпеть не намерена – вот и пришлось Пентагону раскошелиться вместо турок. В результате F-35, изначально задумывавшийся и реализовывавшийся в первую очередь как экспортный проект, призванный обогатить США, начинает ложиться все более тяжким бременем как раз на их казну, оставаясь самым дорогим в мире боевым самолетом, чьи реальные качества пока что так и не были ни разу подтверждены в боевой обстановке.
Кто-то может сказать: «Нечего тут ерничать! С нашим проектом Су-57 все тоже идет не так уж гладко…» Действительно, не гладко. Во всяком случае, не так быстро и легко, как хотелось бы. Тем не менее, по официальным данным отечественного Министерства обороны, в процессе выполнения предыдущей программы (ГПВ-2020) уровень насыщенности российских Вооруженных сил современными видами вооружения и техники в ракетных силах стратегического назначения был увеличен с менее 20% до 83%. В остальных родах и видах войск этот показатель к моменту старта соответствующей госпрограммы, и вовсе не превышал 10%. К концу прошлого года он достиг 75% для ВКС и ВДВ, около 65% для Военно-морского флота и составил 50% в сухопутных войсках. В общем и целом, по состоянию на конец прошлого года доля самых современных вооружений в арсенале наших защитников на каких-то пару процентов не дотянула до ставившейся в качестве эталона отметки в 70%.
Только в 2019 году Россия вложила в перевооружение собственных Вооруженных сил полтора триллиона рублей, причем более 70% от этой суммы пошло на закупку армией более 2300 новых и модернизированных образцов техники и оружия. Темп их поставок в войска возрос в сравнении с 2018 годом почти на 7%. Да, с такими проектами, как истребитель пятого поколения Су-57 или платформа «Армата», имеются определенные трудности, замедляющие их окончательную реализацию и практическое внедрение. Тем не менее, с 2013 по 2018 годы в войска поступили 78 машин поколения 4++ Су-35, в целом же авиапарк ВКС за эти годы был обновлен на 65%. Хотя, главное, конечно, не это. Основным достижением российского ВПК, позволяющим утверждать, что даже при временном снижении затрат на перевооружение, мы не отстанем от своих «доброжелателей», является системный прорыв в области создания оружия, вообще не имеющего сегодня аналогов в мире.
Речь, понятно, о «гиперзвуке» и тому подобных вещах. Недаром же Вашингтон устами спецпосланника тамошнего президента по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли в последнее время неумолчно уговаривает Россию отказаться от продолжения работ именно в области этих проектов – «Буревестника», «Посейдона» и тому подобных вещей, вызывающих в Пентагоне и Белом доме шок и трепет. Разводимая при этом демагогия относительно «летающих Чернобылей» никоим образом не может скрыть самый элементарный страх и нежелание признать собственное отставание. При всем этом, глава Пентагона Марк Эспер во время недавней встречи с личным составом ведомства, его гражданскими служащими и членами их семей (проводившейся, правда, в виртуальном формате в силу продолжающегося разгула в стране коронавируса), заявил, что Соединенные Штаты однозначно превосходят всех своих противников в сфере ядерных вооружений и твердо намерены это превосходство удерживать и далее. Блажен, кто верует…
Урезание госпрограммы вооружений на 5% в течение трехлетнего периода – это, конечно, малоприятная перспектива. И все-таки не стоит заламывать руки в панике. Во-первых, это еще только предложение, которое правительство и президент могут принять, а вполне могут и отклонить. Да, в конце концов, подкорректировать конкретные цифры секвестра. Впрочем, даже если это и произойдет, говорить о «капитуляции» России и ее «разоружении» перед собственными геополитическими противниками оснований нет. Какое разоружение – на фоне закладки по полдюжины новейших боевых кораблей за один-единственный день?! Между прочим, не стоит забывать, что достаточно впечатляющих результатов в деле модернизации собственных Вооруженных сил, которые приведены выше, наша страна достигла в условиях не наращивания, а сокращения своих военных расходов! В 2018 году они составили 3.2% ВВП страны, а в 2019 – 2.9%.
Что же до эффективности новых вооружений… Никто пока не знает, каков в бою «лучший в мире» F-35, однако то, что авиационной группировки ВКС России численностью в полсотни боевых самолетов, среди которых новейшие Су-35, составляли абсолютный минимум, с лихвой хватило для того, чтобы похоронить в сирийских песках мнившее себя несокрушимым «Исламское государство» – исторический факт. Это – реальная война и в ней наша страна и поддерживаемые ею союзники одержали реальную победу. В любом случае, сложно предположить, что даже в условиях некоторого сокращения финансирования будут «пущены под нож» какие-либо ключевые оборонные программы. В конце концов, если уж в Кремле вынуждены принимать решение о продлении сроков исполнения программ национального развития «в связи с крайне неблагоприятной мировой экономической конъюнктурой, снижающей темпы развития всех без исключения стран», то становится ясно – определенные потери неизбежны для всех отраслей, в том числе и для отечественного ВПК.
Остается только надеяться, что достигнутый за последние годы «задел» позволит впоследствии наверстать это торможение без ущерба для обороноспособности России. Но тут уж только время покажет.
Информация