Для «Ангары-А5В» хотят создать водородный двигатель


В «Роскосмосе» заявили о намерении создания водородного двигателя для ракеты повышенного тяжелого класса «Ангара-А5В». Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу госкорпорации.


Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин поставил задачу максимально ускорить процесс разработки новых агрегатов на водороде и метане. По мнению представителей российского космического агентства, такие силовые установки позволят не только повысить грузоподъемность ракеты-носителя, но и в будущем создать аппарат с многоразовыми ступенями.

Ранее глава НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов анонсировал запуск РН «Ангара-А5» с целью испытания нового жидкостного двигателя РД-191 на 2023 год. В дальнейшем «экологичный» агрегат будет устанавливаться на перспективные ракеты семейства «Ангара».

Что касается версии «Ангара-А5В», ее намерены представить не позднее 2025 года. Предполагается, что ракета повышенного тяжелого класса сможет выводить на НОО полезную нагрузку массой до 37,5 тонны.

Изначально носитель планировалось оснастить кислородно-керосиновыми двигателями РД-191М с увеличенным показателем тяги, равным 234 тс (для сравнения, в РД-191 он равен 217,4 тс). Теперь же на смену вышеупомянутому агрегату может прийти водородный.
Использованы фотографии: Горбунова Александра Сергеевна/wikimedia.org
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

4 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. 123 Онлайн
    123 (123) 23 июля 2020 15:14
    0
    • 0
    • 0
    Не совсем понятна цель исследований. Насколько я понял из прочитанного, сделали кислородно-керосиновый РД-191, подумали и решили сделать метановый, потому что это дешевле и экологичней, потом подумали и решили сделать еще водородный, видимо, он еще более экологически чистый, но вряд ли дешевле метанового, водород-то еще надо сделать.
    Итого, имеем 3 двигателя. Как их собираются использовать? По четным дням керосин, по нечетным метан, в праздники водород? Или по выбору заказчика?

    Информация крайне невнятная, полез на сайт НПО «Энергомаш», есть кислородно-керосиновый РД-191, на нем Ангара летала в 2014 году.

    http://engine.space/dejatelnost/engines/rd-191/

    Есть еще двигатель для верхних ступеней РН «Союз-2», РН «Ангара» (кислород + нафтил). Насколько я понял, нафтил - новое топливо, используется вместо керосина.

    Нафтил - экологически безопасный тип углеводородного горючего с применением полимерных присадок. Его использование позволит выводить больше полезной нагрузки трехступенчатым ракетам-носителям среднего класса на все типы орбит.

    в разработке:

    кислородно-водородный РД-0146/0146Д "для использования в разгонном блоке тяжелого класса РН «Ангара-А5». РД-0146Д"

    http://engine.space/dejatelnost/engines/rd-0146-0146d/

    Метановый двигатель:

    НПО Энергомаш занимается метановым направлением с 1981 года. Метан является криогенным продуктом (испарение происходит при температуре -160°С) и легче освобождается от остатков топлива. За счет этого метановое топливо более приемлемо с точки зрения создания двигателя многоразового использования и летательного аппарата многоразового применения.

    http://engine.space/science/develop/kislorodno-metanovye-dvigateli67981191/

    Разрабатывается еще трехкомпонентный РД-701, "кислород-керосин с добавлением 3-6% водорода".

    На малых высотах двигательная установка работает на трехкомпонентном топливе (керосин-водород и кислород в качестве окислителя), переходя без прерывания на кислородно-водородную смесь при полете на больших высотах

    http://engine.space/science/develop/trekhkomponentnye-dvigateli6941608/

    В общем, я окончательно запутался.
    Что хотелось бы сказать, "пресс-служба" Роскосмоса в "глЫбоком кризисе", хотелось бы, чтобы ее, наконец, возглавил вменяемый человек, а то информация похожа на бульканье в лужу. Дмитрий Анатольевич, обратитесь к Симонян, она вам подберет квалифицированного сотрудника, способного донести до обычных людей все эти хитросплетения технических терминов, не стоит тащить к себе кандидатов на "подозреваемых в шпионаже".

    P.S. Уважаемый автор, не совсем понятно, какую мысль вы пытались донести до читателей. request Сообщения вроде:

    Глава «Роскосмоса» поставил задачу максимально ускорить процесс разработки

    глава НПО «Энергомаш» анонсировал запуск РН «Ангара-А5»

    а

    версию «Ангара-А5В», ее намерены представить не позднее 2025 года

    - малоинформативны, ничего кроме раздражения не вызывают. Если вы ставили перед собой такую цель, то она достигнута. yes Если же цель была другой, не могли бы вы ее озвучить? Или это проходная работенка, скопировал, вставил, опубликовал, пошел в кассу?
  2. Cyril Онлайн
    Cyril (Кирилл) 23 июля 2020 21:25
    -2
    • 0
    • 2
    Сегодня Китай отправил к Марсу свой первый орбитальный аппарат с марсоходом. Вот это новость и действительно большое достижение для страны. Американцы запускают свой (уже 5 по счету) марсоход в июле-августе.

    У нас продолжают выбирать движок для ракеты, разрабатывающейся уже 25 лет.
  3. Олег Шляпин Офлайн
    Олег Шляпин (олег шляпин) 8 августа 2020 00:57
    -2
    • 0
    • 2
    Вообще статья неграмотно написана. Что собой представляет ракета "Ангара-А5М"? Это пакет из 5 Унифицированных (у новой версии Универсальных) Ракетных Модулей УРМ-1 с ракетными двигателями РД-191 теперь уже РД-191М. Первая ступень - это 4 боковых УРМ-1, вторая ступень - 1 центральный УРМ-1. На 2 ступень ставится УРМ-2 - меньший по габаритам модуль с ракетным двигателем РД-0124 как на ракете "Союз-2.1Б". Оба типа УРМов работают на топливе керосин-кислород. УРМы 1 и 2 ступеней запускаются одновременно. а затем на 2 ступени РД-191М дросселируется, т.е. его тяга постепенно понижается и расход топлива становится меньше чем в боковых УРМах. В результате когда боковые УРМы сбрасываются. центральный продолжает работать как 2 ступень. Потом запускается УРМ-2 и работает как 3 ступень. Масса полезной нагрузки такой ракеты 24.5 т.

    Еще на ракету модификации А5М может устанавливаться разгонный блок - например ДМ-03. который сможет переводит космические аппараты на ГеоСтационарную (ГСО) или ГеоПереходную (ГПО) орбиты. В проектах были и Кислородно-Водородные разгонные блоки Среднего (КВСК) и Тяжелого (КВТК) Классов.

    Был так же проект Универсального Кислородно-Водородного Блока (УКВБ), который был бы унифицирован для применения на ракетах "Ангара-5" и "Протон-М". НА УКВБ предполагалось использовать 4 ЖРД РД-0146 тягой по 10 т. На "Ангаре-5" он использовался бы вместо УРМ-2 и ракета имела бы повышенную до 28.5 т грузоподъемность.

    Был так же вариант более лёгкой ракеты под пилотируемый корабль "Федерация/Орёл" - А5П состоящий только из пакета из пяти УРМ-1. Масса полезной нагрузки около 18 т.

    И Был проект ракеты из пакета из 7 УРМ-1. Вернее 6 боковых УРМ-1 и несколько увеличенного по диаметру с 2,9 м до 4.1м УРМ-1М. Такая ракета выводила бы около 35-36 т. Но её не разрабатывали.

    Так вот нагрузку в 37,5 т по замыслу конструкторов сможет выводить ракета, у которой будет такой же как у А5М пакет из 5 УРМ-1, а вместо УРМ-2 - кислородно-водородная ступень диаметром 4,1 м и с двумя ЖРД РД-0150 тягой по 45 т. Эта ракета называется "Ангара-А5В". И её планируют запускать с того же стартового комплекса что и ракету "Ангара-А5В".
  4. Сергей Латышев (Серж) 19 августа 2020 00:06
    0
    • 0
    • 0
    Все уже запутались в этих носителях, кораблях и прочих прожектах.
    Цель достигнута. Деньги освоены.