Авиационная отрасль США переживает максимально «жесткую посадку»
Даже на фоне общей, мягко говоря, далеко не благоприятной ситуации в американской экономике положение в ее «крылатых» отраслях, связанных как с авиаперевозками, так и с самолетостроением, выглядит особенно удручающе. Страна, долгие годы удерживавшая лидирующие позиции в этих областях, переживает период крайне болезненного «приземления», грозящего привнести дополнительные деструктивные моменты в разворачивающийся в США беспрецедентный по своим масштабам и глубине кризис.
При этом нельзя умолчать о том, что причины создавшейся катастрофической ситуации кроются вовсе не только в пандемии коронавируса. В чем еще?
«Наш экипаж прощается с вами...»
Начнем с вещей общеизвестных, однако критично важных для понимания серьезности проблем авиаторов Соединенных Штатов. Напомним: государственных авиакомпаний в стране не существует как таковых. До недавнего времени 80% всех воздушных перевозок (как внутренних, так и международных) там контролировала так называемая «большая тройка» авиакомпаний: American Airlines, Delta Air Lines и United Airlines. Имелись, впрочем, еще с десяток перевозчиков, представляющих собой по масштабам США сущую «мелкоту». Как сегодня обстоят дела у этих компаний, и сколько из них вообще уцелело, достоверно неизвестно. Однако, исходя из того, насколько солоно нынче приходится лидерам рынка, предположения напрашиваются самые мрачные.
Все дело в том, что вопреки полному и безраздельному господству «частников» в области авиаперевозок, федеральное правительство США регулярно и весьма щедро субсидирует эту отрасль, причем речь идет о вливаниях, исчисляющихся многими миллиардами долларов. В нынешней кризисной ситуации официальный Вашингтон также не остался в стороне, предложив представителям «большой тройки» более чем щедрое финансирование в обмен на принятие обязательств о сохранении рабочих мест. К примеру, та же United Airlines получила из федерального бюджета 50 миллиардов долларов, взамен клятвенно пообещав до 30 сентября не то что не увольнять ни единого человека, а даже не «резать» им зарплаты. Американские власти вполне можно понять – если авиаперевозчики проведут масштабные сокращения штатов, вся орава новоиспеченных безработных немедля выстроится в очередь за пособиями, которые выплачивать придется опять-таки из казны. Так что лучше уж пусть компании попробуют «удержаться в воздухе» – авось, получится?
Увы, судя по всему, не получается. Та же United Airlines уже выступила с официальным заявлением, адресованным собственным сотрудникам, которое их совершенно точно не порадует. «Мы были честны с вами, предупреждая о том, что размер рабочей силы будет приводиться в соответствие со спросом на поездки» – говорится в этом обращении. «Приведение в соответствие» обернется увольнением (пусть и позиционируемым как «временное») для как минимум 36 тысяч человек, сегодня трудящихся в United Airlines. О том, каков в реальности спрос и как видят собственные перспективы в руководстве компании, свидетельствует тот факт, что сократить планируют примерно половину своего персонала, занятого в Соединенных Штатах. Что поделаешь – объем перевозок в июле 2020 года упал в сравнении с таким же периодом года прошлого более, чем на 75%. Совершенно ничем не лучше положение и у American Airlines Group, где после истечения федеральных «гарантий», то есть с 1 октября намерены выставить за ворота более пятой части собственных сотрудников – 25 тысяч человек. Первыми «на выход» (пока – в так называемый «неоплачиваемый отпуск») отправятся работники аэропортов и прочий технический персонал. Дальше – как знать...
Соответствующее письмо-предупреждение уже разослано всему коллективу. Ничего удивительного – если посмотреть на суровую финансовую статистику, не так давно обнародованную представителями третьей ведущей авиакомпании США – Delta Air Lines. Чистый убыток этого перевозчика в апреле-июне 2020 года составил более 5.72 миллиарда долларов. Выручка компании уменьшилась на 88%, причем падение прибылей от пассажирских перевозок составило 94%, а от грузовых рейсов «всего» 42%. Капитализация компании с начала года снизилась на 54% – фактически, она подешевела более чем наполовину.
«Первым делом – самолеты»? А зачем?!
При настолько катастрофическом падении спроса на авиаперевозки и обнищании даже ведущих компаний отрасли будущее корпораций, занимающихся созданием крылатых машин, представляется более чем мрачным. В рассматриваемом нами случае речь, прежде всего, идет о таком мировом гиганте самолетостроения, как Boeing Co. Вызванный пандемией коронавируса глобальный кризис стал для этой корпорации лишь продолжением длинной череды проблем, начавшихся с двух авиакатастроф Boeing 737 MАX, приведших к полному выводу из эксплуатации лайнеров этой модели по всему миру. В конечном итоге падение спроса на продукцию компании стало совершенно беспрецедентным – во II квартале 2020 года Boeing поставил заказчикам почти на 78% меньше самолетов коммерческого класса, чем за такой же период года прошлого. При этом сокращение коснулось всей «линейки» производителя – от 737 до 787 моделей.
Некоторые из них, как стало известно, и вовсе не переживут нынешние тяжелые времена. Так, компания уже заявила о намерениях полностью прекратить производство одного из собственных знаковых «детищ» - знаменитого Boeing 747-8, известного под названием Jumbo Jet. Этот четырехмоторный пассажирский авиалайнер, которого начиная с 1969 года было выпущено более полутора тысяч единиц, признан безнадежно устаревшим и «не вписывающимся в новые экономические реалии». Он перестал пользоваться спросом у авиакомпаний еще задолго до начала пандемии, а уж теперь и вовсе оказался совершенно невостребованным. Последний Jumbo Jet будет собран в течении ближайшей пары лет на авиазаводе под Сиэтлом, после чего эта модель окончательно превратится в достояние истории.
Вдобавок ко всему, вместо разработки и испытания новых моделей, взамен уходящих в прошлое, корпорация намертво завязла в различных коммерческих спорах, судебных разбирательствах и прочих тяжбах. К примеру, норвежская авиакомпания Norwegian Air Shuttle ASA твердо вознамерилась разорвать заключенный ранее контракт на приобретение более 90 единиц Boeing 737 MAX. Мало того – разошедшиеся скандинавы пытаются отбрыкаться еще и от покупки пяти Boeing 787 Dreamliner, ссылаясь на то, что установленные на них двигатели производства Rolls-Royce Holdings Plc. якобы не функционируют нормально, что вынуждает авиакомпанию проводить «незапланированные технические работы», вгоняющие ее в дополнительные убытки. Насколько известно, Norwegian Air Shuttle пыталась решить с Boeing вопрос о компенсации «по-хорошему», без арбитражей и исков, однако в корпорации навстречу не пошли. Что будет дальше – предположить несложно.
В свою очередь, сами американские авиастроители «встали на тропу войны» с бразильской компанией Embraer, которую обвиняют в срыве заключенных ранее договоренностей. При этом, что характерно, обе стороны пеняют друг другу на непорядочность, недобросовестность и чуть ли не на злонамеренное мошенничество. Суть конфликта заключается в том, что между Boeing Co. и Embraer еще в 2018 году было достигнуто соглашение о создании совместного предприятия по производству самолетов для гражданской авиации. Американцы в рамках договора должны были вложить в дело 4.2 миллиарда долларов и в итоге получить пакет в 80% акций. В реальности же по прошествии двух лет ни деньги не были выплачены, ни предприятие не было создано. Воз, как говорится, и ныне там, а несостоявшиеся партнеры продолжают крайне нервозное общение в судах.
Самым же неприятным для США моментом можно считать то, что генеральный директор Embraer Франциско Гомес Нетто уже выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что таких «надежных» компаньонов, как американцы, его компании и даром не нужны. Более того, бразильская сторона намерена рассмотреть перспективы сотрудничества в области авиастроения «с другими странами». В виду при этом имеются Россия, Индия, а то и Китай, что для американцев сейчас, конечно же, нож острый. При этом никак нельзя умолчать о том, что одолевающие сейчас определенные отрасли экономики США проблемы, во многом имеют корни, напрямую связанные с развязанным Дональдом Трампом и его администрацией жестким противостоянием с Поднебесной. Как знать, приняли бы в Пекине решение об игнорировании отчаянных запросов авиакомпаний Delta Air Lines и United Airlines относительно возобновления их рейсов в Китай до уровня, предшествовавшего пандемии, если бы не постоянная антикитайская риторика официального Вашингтона. Нужно было больше обвинять китайских товарищей в «создании и распространении коронавируса», еще шире вводить против них санкции, непонятно за что, и вести бесконечные разговоры о каких-то там «компенсациях», якобы причитающихся с Пекина «пострадавшим американцам» и исчисляющихся заоблачными суммами! Китайская сторона, неоднократно подчеркивавшая собственное нежелание даже обсуждать подобные вздорные претензии, а не то, что следовать им, вполне закономерно закрывает сегодня перед американцами «двери» своей страны, ее воздушное пространство – в том числе.
В Вашингтоне же, вместо того, чтобы задуматься над собственным поведением и пересмотреть его, пока не поздно, продолжают следовать своей обычной манере – вводить новые запреты и ограничения. Напомним, после выдвинутых в адрес Китая Минтрансом США обвинений в нарушении неких «двусторонних соглашений» (кстати, что договор об «открытом небе» между странами отсутствует), Дональд Трамп с большим энтузиазмом подписал указ, в соответствии с которым с 16 июня китайским авиакомпаниям запрещено совершать регулярные рейсы в Соединенные Штаты. Пока не «передумают» и не «исправятся»... То, что Пекин, предельно серьезно относящийся ко всему, что направлено на недопущение повторной вспышки коронавируса в стране и все более болезненно воспринимающий выпады Соединенных Штатов, в данном случае пойдет на попятную, представляется более чем проблематичным. Скорее уж в нынешних реалиях предельного обострения конфронтации между двумя странами стоит ожидать полного закрытия китайского неба для американских авиакомпаний.
Кто от этого потеряет больше – вопрос риторический, в особенности с учетом приведенных выше фактов и статистических данных. К примеру, главный исполнительный директор компании Delta Air Эд Бастиан не так давно заявил о том, что удар, нанесенный авиаперевозкам в США пандемией и вызванным ею финансово-экономическим кризисом, является «ошеломительным» и, по его оценкам, об «устойчивом восстановлении» отрасли ранее чем через пару-тройку лет не стоит и мечтать. Дополнительно загоняемая «в штопор» политическими играми Вашингтона, американская авиация может из него и не выйти.
Информация