«Фортуна» кончилась: почему баржа не участвует в строительстве «Северного потока-2»
Технические возможности российских судов, собранных на Балтике, позволяют закончить строительство «Северного потока-2» в течение нескольких месяцев и запустить его, как было обещано, к первому кварталу 2021 года. Однако из-за давления, оказываемого США и их европейскими союзниками, достройка газопровода может быть вновь отложена на неопределенное время.
Совсем недавно мы задавались вопросом, а стоит ли радоваться разрешению Дании на использование трубоукладочной баржи «Фортуна» при строительстве подводного трубопровода. Специализированное судно, в отличие от «Академика Черского», имеет только якорную систему позиционирования, поэтому ее применение в датских водах было под большим вопросом. Копенгаген разрешение «Фортуне» все же дал, но ее «удача» была недолгой: процесс строительства опять был приостановлен из-за начала нереста трески. Однако, когда ценная порода рыбы перестанет метать икру, баржа уже не стронется с места в сторону трубопровода.
От компании «Межрегионтрубопроводстрой» последовало довольно неожиданное заявление:
Компания не принимает и не намерена принимать участие в выполнении работ по укладке газопровода Nord Stream 2 в Балтийском море с использованием трубоукладочной баржи «Фортуна» или иным образом.
Есть как минимум два возможных объяснения такому повороту событий. Согласно первой версии, теперь и российский подрядчик, вслед за швейцарским, испугался американских санкций и готов сматывать удочки. Ограничительные меры со стороны США – это не шуточки. «Межрегионтрубопроводстрой» работает в сфере укладки трубопроводов в условиях Крайнего Севера и иных суровых климатических условий. Несложно догадаться, что при этом используются некоторые западные технологии и комплектующие. Долгосрочный ущерб от американских санкций может быть гораздо выше выгоды от участия в достройке нескольких оставшихся процентов проблемного газопровода.
Ничего личного, только бизнес. Если это действительно так, «Северный поток-2» заморозится еще на неопределенно долгое время. Единственный оставшийся на Балтике полноценный трубоукладчик «Академик Черский» все еще не прошел дооснащение, поскольку предполагалось их взаимодействие с «Фортуной». Из-за страха попасть под санкции с «Академиком» не станут связываться европейские подрядчики. Все придется опять делать своими силами, а это новая потеря времени.
Согласно второй, перед нами довольно примитивный трюк со сменой владельца, имеющий целью перехитрить Минфин США. Крупные компании, задействованные в проекте, старательно от него отмежевываются. «Академик Черский» от «Газпрома» отошел к малоизвестному самарскому фонду СТИФ, суда снабжения «Иван Сидоренко» и «Остап Шеремет» - к недавно созданному АО «Нобилити». Вероятно, что и «Фортуна» сменит владельца или арендатора. Тем не менее, шанс таким образом выйти из-под ограничений невелик. США предусмотрели, что попытка продажи, передачи в аренду или лизинг судов все равно приведет бывшего собственника в «черный список». Единственный не оговоренный ими способ смены владельца – дарение. Закроют ли в Вашингтоне глаза на такую уловку, большой вопрос.
Помимо США, кинула свои пять копеек против «Северного потока-2» и Польша. За отказ предоставить ей всю документацию по проекту Управление по защите конкуренции и защите прав потребителей Польши (UOKiK) требует с «Газпрома» штраф в размере 50 миллионов евро. В масштабах тех штрафов, на которые уже попал отечественный монополист, это «пустячок», но неприятный. В Варшаве считают, что своими нападками на газопровод они защищают Киев:
Есть некоторые вопросы, которые нам не нравятся, например, «Северный поток – 2». Этот проект позволит Москве отрезать Украину от поставок газа в Европу, а после делать с этой страной все, что захочется.
В Европе убеждены, что, получив надежный обходной маршрут вокруг Незалежной, Кремль возьмется за нее жестче. Так это или нет, вопрос весьма дискуссионный. Что касается непосредственно штрафа, то поляки в своем праве: по их национальному законодательству компания, работающая в Польше, должна предоставлять Варшаве информацию и о других своих иностранных проектах в ЕС. Ранее на штраф в 44 миллиона евро попала французская компания Engie.
Информация