«Возрождение авиастроения»: почему «Туполев» может быть слит с «Ильюшиным»

11

В отечественную прессу попала информация о том, что авиационный производитель «Туполев», а заодно и Казанский авиазавод, могут быть слиты с «Ильюшиным», причем на условиях подчинения последнему. Это сообщение вызвало весьма неоднозначную реакцию в экспертном сообществе, а после было не слишком убедительно опровергнуто ОАК. Что это было, фейк или преждевременная утечка?

Сама по себе информация подобного рода уже не может вызывать удивления после того, как авиационный кластер «Ростеха» возглавил Анатолий Сердюков. Деятельность экс-министра обороны на его прежнем посту вызывает крайне противоречивые оценки. Одни убеждены, что он тайно создал мощные армию и флот, которые позволили почти бескровно вернуть Крым в 2014 году, а теперь заставляют трепетать страны НАТО. Другие же считают, что бывший торговец мебелью не столько создал, сколько порушил. При этом его непрерывно вводили в заблуждения его помощницы, злоупотребляя своим положением в корыстных целях. Как бы то ни было, министерская карьера закончилась для Сердюкова уголовной судимостью по статье «Халатность», которая, впрочем, была снята в связи с амнистией.



Подобное пятно на репутации не помешало ему найти себя на управленческой должности в госкорпорации «Ростех». С его легкой руки уже принято решение об объединении под одной крышей принципиально разных конструкторских школ вертолетостроения «Миля» и «Камова». Аналогичный процесс начат и в отношении военных подразделений «Сухого» и «МиГа». В этом контексте очередная «оптимизация» авиастроительной отрасли едва ли кого-то на самом деле удивит. Стоит разобраться, под каким соусом объединение делается на этот раз, и стоит ли его вообще опасаться?

«Эффективность» менеджмента госкорпораций – это тема для отдельного большого разговора. Недавно на высшем уровне заявили, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) набрала долгов на 400 миллиардов рублей, обслуживание которых требует порядка 30 миллиардов ежегодно. Программа «оздоровления» корпорации рассчитана на три года, и она потребует управленческой оптимизации. Что же это означает на практике?

«Ростех» избавится от «лишних сборочных и агрегатных предприятий», а также произведет сокращение «избыточного персонала». То есть, руководство намерено без увеличения объема заказов уменьшить общие производственные мощности. Собственно говоря, это ставит вопрос о «возрождении авиастроения» в нашей стране. «Оптимизация» коснется и КБ, чтобы избежать ненужного «дублирования». Если в советский период наличие конкуренции между проектами разных конструкторских школ считалось большим благом, то теперь это объявлено чуть ли не корнем зла.

Как отмечают знакомые с положением в компании, «Ильюшин» испытывает серьезные экономические проблемы. Спасать его намерены за счет интеллектуального и финансового капитала «туполевцев» и «казанцев». В рамках этой программы знаменитые КБ могут выселить из Москвы в подмосковный Национальный центр авиастроения в Жуковском. Работников, тех, кого не сократят, переезд едва ли обрадует, зато дорогостоящую столичную землю под конструкторскими бюро можно будет отдать под застройку. Под строительство пойдут и «избыточные производственные мощности». Злые языки даже могут сказать, что ради этого все и затевается, но тогда чем мы лучше Украины, которая также выселяет «Антонова» в область?

Однако в «Ростехе» эту информацию опровергли:

Авторитетные конструкторские школы, такие, как КБ «Ильюшин» и КБ «Туполев», продолжат работать и развиваться, производственные площадки сохранят основной профиль работы, а объединение двух авторитетных фирм — «Ильюшина» и «Туполева» - не стоит на повестке дня.

Хорошо, если это действительно так, и мы внимательно будем следить за развитием ситуации. Однако подобная «оптимизация» полностью укладывается в политику господина Сердюкова, который набил руку в «слияниях» и «переселениях». Впрочем, возможно, он на самом деле ни при чем, и его просто опять обманывают злокозненные помощники.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    13 августа 2020 10:53
    Если бы Ил и Туполев активно конкурировали с Боингом и Аэрбасом, можно было бы повозмущаться... а так два полутрупа. Не говоря про давно разложившийся труп Антонова. Ми и Ка постоянно друг другу гадят, влезая в одну и ту же нишу. В Афгане это стоило человеческих жизней. Ка лучше подходил для условий Афгана, но победил Ми и летал только благодаря усилиям пилотов.
    1. +1
      13 августа 2020 13:11
      Цитата: Сергей Токарев
      Если бы Ил и Туполев активно конкурировали с Боингом и Аэрбасом, можно было бы повозмущаться... а так два полутрупа

      А кто их до такого состояния-то довел? И почему их надо поднимать с колен именно таким способом, а не иным?
  2. 0
    13 августа 2020 11:41
    Уже было в статьях.
    Помните басню "Лебедь, рак и щука"???
    Уже подобное было и в оборон-экспорте, и в вертолетостроении, и в авиастроении... И где-то там наверху сидит эффективный менеджер, миллионер Сердюков....
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
  3. 0
    13 августа 2020 12:01
    Единственно, где мы были относительно не последними - так это в авиации. Конкуренция - всегда благо, хотя обходится дороже. Зато гарантирует от тупиков, куда может зайти любая отрасль, при монополизме. "Слияние" - это разгон поглощённого участника. Уничтожение его школы, выдавливание его специалистов. Удачное, на мой взгляд, участие Сердюкова в роли сокращения расходов на армию, с оставшимися от 5 миллионной когда-то СА, полигонов, военных городков, госпиталей, Домов офицеров, училищ, устаревшего вооружения, избыточного для более компактной армии России. Отнимающие скудный бюджет на содержание никому уже не нужного хлама. Были перехлёсты? Наверно, они неизбежны. Кто может говорить, что в такой конфигурации армия России стала хуже той, которая была ДО Сердюкова?
    Но в любом деле впереди всего должен идти разум. Объединение - это демонстрация того, что он отсутствует. Везде работают законы создания конкуренции, возьмите США с их многочисленными космическими программами. Мы, как всегда, идём против течения.
    А конкурировать с Боингами и Эйрбасами можно только тогда, когда есть достойные соперники им. У себя, дома. Перспектива в этом случае ухудшается кардинально.
    1. +2
      13 августа 2020 16:45
      Пока их к стенке ставить не начнут, так и будут оптимизировать, совсем одурели от безнаказанности!
      1. -1
        14 августа 2020 10:21
        Цитата: Костяра
        Пока их к стенке ставить не начнут, так и будут оптимизировать, совсем одурели от безнаказанности!

        Не забудьте, что всё производство авиатехники у нас - в руках государства. Так что, ставить к стенке - холодной или тёплой - это уже зависит от...... Хотел бы посмотреть, как ваш пятилетний сын, без вашего согласия, решает семейные вопросы. Если это так, то наказывать нужно вас.
  4. +2
    13 августа 2020 20:27
    Сердюков, это как Чубайс. Чтобы он ни делал - один вред! Сейчас всё решают деньги! А деньги надо вкладывать не только в самолёты, но и в подготовку кадров и т.д. А что делает Сердюков? Конструкторов якобы оставит, а "слесарей" сократит? Зашибись придумал! И тот, кто думает, что так получится прогресс и конкуренция, тот точно головой об косяк ударенный или ЦРУ-шник засланный. Я считаю, что Сердюкова и поставили, чтобы он развалил наше авиастроение, как Рогозина, чтобы он развалил наш космос. А на фоне Сердюкова и Рогозина Путин будет блистать своей гениальностью! Незаменимый блин!
  5. 0
    14 августа 2020 09:07
    Скорее, слит вместе с Ильюшиным в канализацию... Преобразователи денежных потоков... Укротители экономики...
  6. +1
    15 сентября 2020 11:33
    Это не простой вопрос.
    Наличие двух конструкторских школ - дело хорошее, но исключительно затратное.
    Не стоит забывать, что, скажем, BAe объединила всё в Британии. То же и во Франции.
    Может ли позволить ОАК иметь два бюро? Не знаю. Яковлев пока отдельно.
    Соревновательность можно создать и в рамках госкорпорации.
    Главное - эффективность при условии развития конструкторской мысли.
  7. +1
    24 октября 2020 23:41
    все объединяются.
    В европе все собрались под крышей эрбаса, только французы держатся в Рафалем и шведы Гриппеном, но это не надолго. Гриппен это последняя разработка Saab'a, также как и Рафаль. Новый истребитель французы не потянут, а уж тем более шведы.
    Канадцы ушли под Эрбас - А220.
    В Штатах - Локхид ушёл из гражданской авиации и объединился с Мартином. Макдоннел слился с Дугласом, а потом ушёл под Боинг.
    По военной авиации там тоже все посливались. К примеру, F86 сейбр, который воевал с МиГ-15 в Корее, North American , теперь Боинг.
    Так что это объективно, Сухой сольётся с МиГом, а Илюшин с Туполевым. МС-21 это Як-242, но КБ Яколева уже не существует.
    Можно много рассуждать хорошо это или плохо, но по любому это неотвратимо.
  8. 0
    29 октября 2020 15:33
    Дугласа, а он был покрупней, чем Туполев с Ильюшиным вместе взятые, поглотил МакДоннел, его потом поглотил Боинг. И никто из этого конец света и страны не разводил. Конкуренцию выдерживает сильнейший. Вот если из этих двух полутрупов на подсосе создадут конкурента Боингу и Эрбасу, Сердюкову можно будет памятник ставить.