От «Орлана» до «Буяна»: будущее ВМС РФ за малыми кораблями?

16

Месяц назад в нашей стране состоялся парад в честь Дня Военно-морского флота России. В городе на Неве строем прошли фрегат «Адмирал флота Касатонов», большой десантный корабль «Петр Моргунов», субмарина «Петропавловск-Камчатский» и другие. Все было очень симпатично, но заставляет задуматься о векторе дальнейшего развития российских ВМС.

Огромные размеры нашей страны являются большим достоинством, но и одновременно недостатком. Для охраны морских границ приходится содержать одновременно четыре флота и одну флотилию. Из-за этого наш ВМС по численности и возможностям серьезно уступает региональным игрокам. Например, японский флот превосходит наш Тихоокеанский, а турецкий – ЧМФ РФ. НАТО же явно доминирует на Балтике. При этом надводная компонента российского военно-морского флота за десятилетия «реформ» очень сократилась, и только в последние годы началось видимое восстановление. Ключевой вопрос – в каком направлении должны развиваться наши ВМС, какие перед ним должны стоять задачи?



Вполне очевидно, что в обозримом будущем в России своих авианосцев не появится. Строить их негде, не на что и особо незачем, поскольку внешняя политика Москвы не подразумевает необходимости отправки карательных рейдов для усмирения аборигенов «гуманитарными бомбардировками». Единственный отечественный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», не выходящий из состояния перманентного ремонта, можно смело брать за скобки. В лучшем случае ему уготована судьба учебного корабля для тренировок пилотов морской авиации.

С кораблями, способными действовать в дальней морской зоне, у нас серьезные проблемы. Программа строительства эсминца с ядерной силовой установкой «Лидер» заморожена. После разрыва производственных связей с Украиной возникли сложности с силовыми установками для фрегатов. Сообщалось о том, что проект фрегата «супер-Горшков» также взят на паузу, но после появились сведения, что работы над ним все же продолжаются. Остается надеяться, что этот перспективный боевой корабль через несколько лет будет спущен на воду.

До тех пор имеет смысл обратиться к советскому наследию. России досталось в наследство от СССР 4 тяжелых атомных крейсера проекта «Орлан». «Петр Великий» служит флагманом Северного флота. Второй корабль серии, «Адмирал Нахимов», проходит глубокую модернизацию. «Адмирал Ушаков» вернуть в строй не представляется возможным, но последнего, «Адмирала Лазарева», еще можно восстановить. Крейсер находится на Дальнем Востоке, и в случае прохождения капитального ремонта, он мог бы возглавить Тихоокеанский флот, о чем мы подробно рассказывали ранее. Появление такого мощного корабля в составе соединения резко повысит его устойчивость и боевые возможности.

Наконец, с развитием ракетного вооружения по-новому можно взглянуть на малые корабли проекта 21631 «Буян-М». В дальнюю морскую зону с ними не полезешь, но, находясь в ближней, они способны наносить эффективные удары крылатыми ракетами «Калибр», а в перспективе - и гиперзвуковыми «Цирконами». Построено уже 9 таких судов, запланировано еще 3. С задачей охраны морских границ они прекрасно справятся, при этом по факту способны на многое большее.

Вообще, превращение в ударную силу малых судов является очень интересным направлением. В США, например, рассматривают возможность создания беспилотных корабликов, представляющих собой набитую ракетами плавучую «обойму». В России ведутся работы по установке стандартизированных пусковых контейнеров с ракетами на суда разных классов: от катеров и корветов до патрульных кораблей и ледоколов. Будучи объединенными в единую сетецентрическую группировку, такой «москитный флот», оснащенный самыми современными ракетами, становится очень серьезным аргументом.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    17 августа 2020 15:57
    Имхо, все это обсуждается давно на военных сайтах.
    Выводы: Малые корабли хороши, чтоб спрятаться в бухте и палить из засады. Легкое вооружение позволяет отбиться от диверсантов или вертолета.
    В океане одиночные малые корабли сильно боятся качки, поодиночке слабы и медленны.
    Контейнеры сильно уступают по эффективности встроенному вооружению, но позволяют менять вооружение (не проверялось).
    1. +1
      17 августа 2020 17:29
      А где вы на "Буянах" контейнеры видели? Речь идет о встроенном вооружении (единой или универсальной пусковой установке).
      И с какого перепугу фрегаты так сильно качки испугались? (речь не идет о "Буянах", я в курсе, что они МРК или корветы).
      По мне два фрегата с вооружением эсминца (или четыре корвета с фрегатным комплектом) лучше, чем один эсминец.
      На уничтожение одного крупного корабля требуется меньше ракет, чем на группу малых, и всегда есть приличный шанс, что кто-то уцелеет и продолжит бой (и временной лаг, на уничтожение группы гораздо больше).
      1. -1
        17 августа 2020 18:06
        Это просто ваше непонимание коммента. Возможно потому, так как не разделял строчки пробелами.
        Про Контейнеры на Буянах нигде ничего нет и т.п.
      2. 0
        18 августа 2020 21:38
        Цитата: Ром Ром
        А где вы на "Буянах" контейнеры видели? Речь идет о встроенном вооружении (единой или универсальной пусковой установке).
        И с какого перепугу фрегаты так сильно качки испугались? (речь не идет о "Буянах", я в курсе, что они МРК или корветы).
        По мне два фрегата с вооружением эсминца (или четыре корвета с фрегатным комплектом) лучше, чем один эсминец.
        На уничтожение одного крупного корабля требуется меньше ракет, чем на группу малых, и всегда есть приличный шанс, что кто-то уцелеет и продолжит бой (и временной лаг, на уничтожение группы гораздо больше).

        yes Да. Если только крупных кораблей вероятных партнёров не будет больше элементарно по количеству наших МРК, например. laughing
        1. 0
          19 августа 2020 01:25
          Какой убыток будет противнику, если эти "большие" утонут!
          belay
        2. 0
          20 августа 2020 19:52
          Да. Если только крупных кораблей вероятных партнёров не будет больше элементарно по количеству наших МРК, например.

          Вы хотели сказать - "Больше, чем ракет на МРК"? А такое возможно? Это ведь в 4-8 раз.
          Количество противников, будем делить на ракеты.
  2. +1
    17 августа 2020 16:11
    В ряде СМИ до сих пор мелькают материалы о проблемах с новым ЗРК Редут, в том числе на корветах 20380. Если это так, то проблемы с ПВО нужно устранять немедленно. Если корабли не имеют средств самообороны, то разговоры о авианосцах звучат, как бред психически больного, или предателя.
  3. 123
    +2
    17 августа 2020 16:19
    Военное судостроение в России восстанавливается и развивается постепенно, начали с МРК (кроме Буянов, есть еще Каракурты - 2 в строю, 14 в постройке), далее пошли в серию корветы (кстати, вы их тоже упустили), фрегаты, в Крыму заложили УДК, далее пойдут белее крупные фрегаты 22350М, наверняка в следующую гос. программу включат эсминцы (возможно, с ядерной силовой установкой). Первый авианосец, полагаю, заложат не ранее 2025 года. Как раз к тому времени появится достаточно кораблей для их сопровождения. Нужны ли они? Однозначно да.

    Вполне очевидно, что в обозримом будущем в России своих авианосцев не появится. Строить их негде, не на что и особо незачем, поскольку внешняя политика Москвы не подразумевает необходимости отправки карательных рейдов для усмирения аборигенов «гуманитарными бомбардировками».

    А например, китайская, японская или индийская внешняя политика подразумевает отправки карательных рейдов для усмирения аборигенов «гуманитарными бомбардировками»? Видимо, использование авианосцев не ограничивается распугиванием аборигенов. С местом строительства действительно проблема, но временная и вполне решаемая. Отсутствие денег, аргумент надуманный и несостоятельный.
    1. 0
      20 августа 2020 16:23
      Очень даже состоятельный и вовсе не надуманный для нынешнего состояния их страны. Нашей она давно быть перестала.
      1. 123
        0
        20 августа 2020 18:04
        Очень даже состоятельный и вовсе не надуманный для нынешнего состояния их страны.

        Обосновать отсутствие денег на постройку корабля чем-то сможете? Кроме плохого настроения, конечно.

        Нашей она давно быть перестала .

        А раньше она принадлежала вам? В чем это выражалось, если не секрет? Вам "дивиденды" на счет капали или с вами советовались насчет постройки авианосцев?
        1. +2
          21 августа 2020 09:26
          Конечно, дивиденды получал в виде супер социалки, не ограниченного количества рабочих мест и полного отсутствия какой-либо зависимости от плохого настроения гнилого толстосума.
          Про деньги, вернее - их отсутствии, и говорить нечего. Раз меня заставили пахать до 65, попросив "отнестись с пониманием", значит "денег нет, но вы держитесь и хорошего вам настроения". У России достаточно возможностей сдерживать агрессора и без УАГ. Не нужны они нам. Проекция силы нам ни к чему, печатный станок находится не у нас. Лучше АПЛ строить, для ещё больших шансов закопать масонов в местах их обитания.
          1. 123
            +1
            21 августа 2020 09:44
            Конечно, дивиденды получал в виде супер социалки, не ограниченного количества рабочих мест и полного отсутствия какой-либо зависимости от плохого настроения гнилого толстосума.

            Ну конечно, социалка, возможность работать - это показатель того, что страна принадлежит вам? laughing Не поверите, но социалка и возможность работать есть и сейчас. Где-то лучше, где-то хуже, но все это есть. Можете провести ту грань, к примеру, по уровню занятости, когда, скажем, 100% занятость и страна вам принадлежит, а скажем 85% занятости и уже не принадлежит.... Точно так же по социалке.
            От "плохого настроения гнилого толстосума" вы наверняка не зависели, их в то время просто не было, эту роль с успехом исполняли председатели гор/райисполкомов и партийная номенклатура.
            В общем, я не вижу каких-то реальных доводов в поддержку вашей версии, больше похоже на....

            1. +1
              6 сентября 2020 09:36
              Сказки и байки. Плевать я хотел на настроения партийных начальников и чинуш. Дальше станка работягу не сошлешь и гарантий не отберешь. Приходилось и лесом посылать, и хвост прищемлять зарвавшемуся. Потому как власть была наша, рабочая. Нет сегодня такой социалки, как в Союзе, и быть не может. Маржа во главе угла, а не человек. Это меняет все кардинально.
              1. 123
                +1
                6 сентября 2020 15:12
                Сказки и байки. Плевать я хотел на настроения партийных начальников и чинуш.

                Кто вам мешает плевать на настроение "толстосумов"?

                Дальше станка работягу не сошлешь и гарантий не отберешь.

                То есть, дальше уже некуда и терять нечего? Как-то не очень похоже на счастливую жизнь.

                Приходилось и лесом посылать, и хвост прищемлять зарвавшемуся. Потому как власть была наша, рабочая. Нет сегодня такой социалки, как в Союзе, и быть не может. Маржа во главе угла, а не человек. Это меняет все кардинально.

                Вот те, кому вы "хвост прищемляли" и посылали лесом Союз и распустили.... В толстосумы не марсиан по конкурсу набирали, практически все бывшие коммунисты, комсомольцы и так далее. Так что пока вы считали, что власть ваша, да посылали лесом, то кому она принадлежала на самом деле, все и поменяли, вы власть...... как бы это поделикатней выразиться.... потеряли.
                Теперь им нет нужды притворяться и да, это многое кардинально меняет. Но далеко не все. Производство ради самого производства теперь не держат. И искусственной занятости на производстве тоже нет. Не нравится вам на толстосумов работать, работайте на государство. Примерно половина экономики государственная. Социалка звучит, конечно, ого-го, fellow но если начать разбираться, окажется, что все так замечательно.
                1. 0
                  9 сентября 2020 13:58
                  Бесполезная дискуссия. Государство в нынешнем виде и есть толстосумы, не важно - олигархи они или чиновники. Меня это не устраивает, принципиально. Вы уже давно все поняли, но продолжаете нести чушь о работе на государство и возможности плюнуть на буржуина! Производство держат ради необходимости в продукте этого производства, для жизнедеятельности людей, а в вашей системе для маржи. Принципиальная разница. В основе всего у вас нажива, а не человек. А вот то, что рабочий класс власть потерял, нельзя не согласиться. Расслабились, поверили в бесклассовое общество. Великая общность Советский Народ, так, кажется, обзывал недоумок Суслов поздний СССР. Главный идеолог на основы идеологии забил. Результат налицо.
                  Предлагаю дискуссию задробить. От темы отклонились и точек схождения ни одной.
                  1. 123
                    0
                    9 сентября 2020 16:02
                    Наверное, вы правы, спорить бесполезно.

                    Производство держат ради необходимости в продукте этого производства, для жизнедеятельности людей

                    Такой подход в наше время не встречается. Впрочем, иллюзию немного поддерживают в Белоруссии, если есть желание, можете посмотреть, как это работает. Наверное, еще успеете. hi