«Импортозамещение» танкерного флота в России будет иметь негативные последствия

16

В Госдуме рассмотрят инициативу Минпромторга запретить перевозку нефти и газа на иностранных судах. По задумке чиновников, это должно обезопасить экспорт от западных санкций и способствовать развитию отечественного судостроения. Однако уже сейчас высказываются сомнения, что российский нефтегазовый бизнес будет в восторге от подобного начинания и может начать его «саботировать».

В Кодекс морского мореплавания внесены поправки, согласно которым экспортировать нефть и газ можно будет только на танкерах отечественной постройки. Например, 115 миллионов тонн «черного золота» из 218,6 миллиона в прошлом году было отправлено заказчикам морем из четырех портов: Усть-Луга, Приморск, Новороссийск и Козьмино, то есть, больше половины от общего объема. Это удобный и относительно недорогой способ транспортировки нефти, но одновременно и очень уязвимый.



Так, США начали настоящую охоту на иранские танкеры, везущие грузы в Венесуэлу, арестовывая их. Кроме того, Вашингтон пообещал введение санкций в отношении компаний-владельцев судов, которые перевозят нефть «втемную». Получается, что чиновники заранее пытаются подстелить соломки под стратегически важную отрасль российского экспорта. В целом, такую предусмотрительность можно поприветствовать.

Подобной инициативой государство стремится дать дополнительный стимул отечественному судостроению. Все новые танкеры-газовозы в нашей стране являются импортными, корейского производства. Сеул давно уверенно держит лавры одного из ведущих кораблестроителей мира. В частности, последний заказ российских сырьевиков в Южной Корее составил 20 специализированных судов, из которых 15 – это танкеры-ледоколы, пригодные для транспортировки газа по Северному морскому пути.

Строительство в Приморье верфи «Звезда» стало большим шагом в возрождении национального гражданского кораблестроения. Уже спущен на воду российский танкер класса «Афрамакс» «Владимир Мономах». Выход верфи на проектную мощность даст новые заказы металлургам и производителям комплектующих для судов, работу многим жителям депрессивного Дальнего Востока. Помимо «Звезды», в проекте импортозамещения может поучаствовать крымский завод «Залив».

Несмотря на общий позитив новости, некоторые эксперты сомневаются, что компании нефтегазового сектора будут ей аплодировать стоя. Они указывают на то, что крупный бизнес государство фактически заставляет покупать и содержать собственный танкерный флот, что весьма дорого. Преимущество будет иметь «Совкомфлот», работающий через лизинговые компании. На начальном этапе перевозка нефти и газа российскими танкерами будет выше, чем иностранными. Кроме того, «Звезда» строит суда медленнее, чем Южная Корея, есть серьезные проблемы с кадрами. Говорят, тех же сварщиков давно переманили зарубежные конкуренты на более высокие зарплаты.

Поставлено под вопрос и качество судов, выпускаемых на отечественных верфях. Более высокие эксплуатационные издержки неизбежно приведут к росту стоимости транспортировки нефти и газа, что в конечном итоге скажется на потребительской цене.

В связи с этим высказывается предположение, что нефтегазовые компании постараются заключить долгосрочные фрахты с иностранными подрядчиками, поскольку поправки в Кодекс обратной силы иметь не будут, а также будут просить об исключении из общего правила. Как говорится, интересы государства – отдельно, крупного капитала – отдельно.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    27 августа 2020 12:16
    Верно. Деньги не пахнут. Премии не возвращаются. Внутренняя цена растет.
    1. +1
      27 августа 2020 12:29
      Аналогичный плач Ярославны был и по поводу переманивания российских пилотов. Только еще ни одна авиакомпания в России не закрылась и самолеты не падают из-за квалификации пилотов.
      1. -2
        27 августа 2020 12:41
        Ви что-то путаете. Закрылась до фига (имхо, не из-за пилотов).
        И упало как минимум 2....(2 сразу на ум пришло, может, и больше....)
        1. -1
          27 августа 2020 12:59
          А я писал ИМЕННО про пилотов. А не про закрытие авиакомпании по причине поноса у главного бухгалтера. Философию с женой на кухне разводить будешь!
          1. -2
            27 августа 2020 13:51
            А, таки Вы правы. Когда закрываются - нафиг пилоты.

            Таки не судите всех по своему опыту.
            1. +1
              27 августа 2020 13:53
              Таки шо вы говорите? В аэрофлоте, оказывается, работают уволенные из колхозов пилоты. И вместо обработки полей на "кукурузнике" они Боингами управляют?
              1. -2
                27 августа 2020 14:03
                Цитата: Сергей Токарев
                Таки шо вы говорите? В аэрофлоте, оказывается, работают уволенные из колхозов пилоты. И вместо обработки полей на "кукурузнике" они Боингами управляют?

                Це сами придумали аль подсказал кто? Наверно, из Белоруссии, пилоты в колхозах может, только там есть.....
                Можете не отвечать, чтоб не троллить зря.
                1. -2
                  27 августа 2020 14:07
                  Белоруссии? Не знаю, где это... может, под Башкирией где?))) Лучшая картошка-то у башкир.
  2. -3
    27 августа 2020 13:11
    - Лично Я так ничего и не поняла... - О чём статья???
    - Раньше Я уже несколько раз и очень подробно писала про эту верфь "Звезда"....

    Выход верфи на проектную мощность даст новые заказы металлургам и производителям комплектующих для судов, работу многим жителям депрессивного Дальнего Востока.

    - На этой "Звезде" ... - все ключевые и хорошо оплачиваемые должности заняли китайцы (и рабочие и инженеры)... - Суда на «Звезде» стоят дороже, чем в Корее или у других судостроительных компаний... - И весь металлопрокат для строительства судов идёт в основном из Китая и Южн Кореи... - И даже ...

    Судостроительный комплекс "Звезда" ищет подрядчика на оказание услуг морской перевозки из Южной Кореи. 22 мая верфь объявила аукцион в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на доставку металлопроката из порта Пусан.

    - А пока что только "ведутся разговоры" о "применении" российского металлопроката ... - Но до сих пор считается, что доставлять российский металлопрокат из "Амурстали" из г. Комсомольск-на-Амуре ...- это нерентабельно...
    - Да и ... - самые сложные части - корму и носовые секции, а также якоря – привозят из Кореи на эту нашу верфь "Звезда"... - Вот именно так и был построен танкер класса «Афрамакс» ... - «Владимир Мономах»...

    Все новые танкеры-газовозы в нашей стране являются импортными, корейского производства. Сеул давно уверенно держит лавры одного из ведущих кораблестроителей мира. В частности, последний заказ российских сырьевиков в Южной Корее составил 20 специализированных судов из которых 15 – это танкеры-ледоколы, пригодные для транспортировки газа по Северному морскому пути.

    - Да, именно так ... - И сегодня Сеул в этой области так и остаётся "на прежнем месте"...
    1. +3
      27 августа 2020 13:16
      Китайцы гоняются за секретом российской судовой стали, но прокат из Китая? А где фирменное "ха-ха" в конце? Трава сегодня не такая забористая? Может, и мост Керченский китайцы из китайской стали строили?
  3. -3
    27 августа 2020 13:19
    китайцы гоняются за секретом российской судовой стали, но прокат из Китая? "ха-ха" в конце

    - Пффф... - Вот это новость...
    1. +1
      27 августа 2020 13:26
      Нормальную судовую сталь производит несколько стран. Китайцы в их число не входят. Так же, как и ...о, производимое Мотор Сич украми, для китайцев верх инженерной мысли.
    2. Комментарий был удален.
  4. -3
    27 августа 2020 15:08
    China Baowu Steel Group Corp., эта компания является сегодня вторым по величине производителем стали в мире, уступая только ArcelorMittal SA...КНР производит половину всей выплавляемой в мире стали.

    - А что касается конкретно судовой стали... - то...то...то Китай весь свой торговый флот (и ледоколы в том числе), и ВМФ (корветы, эсминцы, авианосцы) продолжает строить исключительно из "прессованного картона"...
    - Комментарии просто излишни...
    1. +1
      27 августа 2020 16:09
      Где связь между объемом и качеством?)))) Они и половину гвоздей выпускают, только они гнутся, а не в дерево заходят.
    2. 0
      27 августа 2020 16:47
      Цитата: gorenina91
      Китай весь свой торговый флот (и ледоколы в том числе) и ВМФ (корветы, эсминцы, авианосцы) продолжает строить исключительно из "прессованного картона"...

      Ну, НЛМК гонит в США сталь только потому, что ни на что, кроме небоскрёбов, непригодна. "Кипучка". А для мостов и танков (которые нефтяные резервуары) покупают украинскую и корейскую сталь.
  5. -3
    27 августа 2020 19:38
    - Я что-то не понимаю... - мне сейчас ...что ..."юмор пошутили, что ли???"

    Китайцы гоняются за секретом российской судовой стали

    - Китайцы гоняются за всем, за чем хотят... - И их строительство в то же время не стоит на месте... - и строительство флота в том числе...

    Нормальную судовую сталь производит несколько стран. Китайцы в их число не входят.

    Они и половину гвоздей выпускают, только они гнутся, а не в дерево заходят.

    - Странно, что об этом пишет "вроде как мужчина"... - Какие ещё "китайские гвозди"???
    - Китай производит целый набор всевозможных саморезов и прочих крепёжных и соединительных строительных компонентов (и довольно приличного качества)... Мы строили коттедж и мне как-то пришлось даже самой ездить за всеми этими прибамбасами... -Так что достаточно осведомлена... - И всё до сих пор прекрасно держится на этих "китайских штучках" ...

    Ну, НЛМК гонит в США сталь только потому, что ни на что, кроме небоскрёбов, непригодна. "Кипучка". А для мостов и танков (которые нефтяные резервуары) покупают украинскую и корейскую сталь.

    - Ну, так тогда... - китайцы без труда могли бы приобрести все технологии по производству стали у Украины (она готова отдать любые технологии Китаю); или "позаимствовать" их у Южн. Кореи; или у "нескольких стран", которые производят этот прокат... - Проблема в чём???
    - Китайский флот (что военный, что гражданский) растёт не по дням; а по часам ... - и как-то обходится без "секретов российской судовой стали"...