Что стоит за словами Путина о силовом резерве для Беларуси
Накануне большого шума наделало интервью президента Путина федеральному телеканалу, где он сообщил, что в России создан «силовой резерв», который по просьбе президента Лукашенко может быть использован в Белоруссии. О чем же может свидетельствовать такое «открытое послание»?
Владимир Путин дословно заявил следующее:
Мы договорились, что резерв не будет использован до тех пор, пока ситуация не выйдет из-под контроля, пока экстремистские элементы, прикрываясь политическими лозунгами, не перейдут определённых границ и не начнут поджигать машины, банки, пытаться захватить административные здания.
Стоит отметить, что силовая поддержка может быть оказана Минску Москвой в рамках договора о создании Союзного государства. Но само обращение к подобной возможности говорит о двух крайне опасных тенденциях.
Во-первых, становится очевидно, что президент Лукашенко уже не может полностью полагаться на собственных силовиков и армию, если готов обратиться за внешней помощью. Это означает, что он потерял не только «улицу», которая почти вся против него, но и номенклатуру, которая может выиграть слишком многое в случае его ухода и последующих приватизационных процессов. Это медицинское свидетельство смерти прежней «многовекторной модели» и «нейтрального» статуса Белоруссии.
Во-вторых, подобное публичное обращение Владимира Путина может означать попытку предотвращения Кремлем перевода ненасильственных протестов белорусской оппозиции в насильственные. «Мирная революция» не дала результата, президент Лукашенко уходить не собирается. Теперь свергнуть его могут попытаться через кровь: набитая людьми площадь, снайперы, а после вертолет до Ростова. Все это мы уже видели, и такой сценарий работает только при пассивности местных силовиков и невмешательстве со стороны России. Судя по всему, некие уроки все же были извлечены, и президент Путин прямо и публично заявил, что сценарий госпереворота не допустит.
Использование силовой поддержки со стороны России для подавления «беломайдана» является крайней мерой и будет иметь определенные негативные последствия. С одной стороны, оппозиционно настроенные по отношению к Лукашенко белорусы обвинят Москву в поддержке «последнего диктатора и узурпатора», с цветами они русские танки встречать не будут, возможна даже какая-то форма «партизанщины». Запад, скорее всего, введет новые антироссийские санкции. Но при этом антироссийское недовольство останется на уровне кухонных разговоров.
С другой стороны, если Москва не исполнит своего союзнического долга по отношению к Минску, к власти придет прозападно настроенная оппозиция, и тогда антироссийская повестка дня перейдет с уровня кухни и улицы на официальный, став основой новой внешней и внутренней политики Белоруссии. Это означает превращение прежде дружественной страны в очередную вариацию на тему русофобной Украины. С точки зрения национальных интересов РФ, силовая помощь Лукашенко будет меньшим из двух зол.
Остается надеяться, что российский силовой ресурс не понадобится, и белорусские правоохранители сами справятся с наведением порядка. После должны пройти конституционные реформы. Вполне очевидно, что в Основном законе РБ должен быть прописан запрет на занятие одним человеком поста президента более двух раз, и это безо всяких лазеек для манипуляций с «рокировочками» и проч. Не удивимся, если Минск пойдет по пути создания своего аналога Госсовета как последнего пристанища для Александра Лукашенко, а фигура президента, которому он должен будет отдать власть, станет более номинальной, за счет передачи ключевых полномочий другим госорганам.
Информация