Быстрый аншлюс или постепенная интеграция: какая схема присоединения Беларуси нужна Кремлю
На фоне неутихающих массовых протестов в Белоруссию прилетела представительная делегация из Москвы. В среду переговоры провели главы внешнеполитических ведомств двух союзных стран, а сегодня конфиденциальный разговор проведут президент Лукашенко и премьер-министр Михаил Мишустин – в Минск на трех самолетах прибыла целая делегация из России. Вскоре после этого анонсирован первый зарубежный визит Александра Григорьевича, легитимность которого не признали на Западе, в Кремль.
Политологи всего мира обсуждают, будет ли президент Лукашенко «сдавать Белоруссию» Путину в обмен на сохранение стабильности и личной власти в стране. Мнения по этому поводу высказываются диаметрально противоположные. Попробуем представить, какой вариант «разруливания» ситуации был бы наиболее благоприятным с учетом взаимных интересов РФ и РБ.
«Аншлюс»?
Принято считать, что Союзное государство рассматривалось президентом Путиным как один из вариантов собственного сохранения у власти после 2024 года. Для этого надгосударственная конструкция должна была из «бумажной» превратиться в нечто реальное, но коллега Лукашенко уперся рогом, от интеграции уклоняясь. Так, в декабре прошлого года он отказался подписывать «31-ю дорожную карту», где было предусмотрено создание ряда важных надгосударственных органов.
Подобный саботаж исполнения договорных обязательств вызвал явное недовольство в Кремле и повлек за собой «нефтяную войну» с Белоруссией, а также ряд неприятных скандалов. Давление не помогло, «Батька» усиленно кивал на помощь Запада, который якобы был готов ему в любой момент подставить плечо. События после президентских выборов-2020 показали, что эти надежды были иллюзорными, и вот Александр Григорьевич сам готов свалиться перед Путиным, как спелая груша. Соблазн взять и присоединить всю Белоруссию к России, как восемь новых областей, а заодно и позволить околокремлевским олигархам поправить свои дела за счет приватизации госсобственности, очень велик. Однако есть несколько важных нюансов.
Во-первых, братья-белорусы сейчас очень нагреты против Лукашенко, поэтому любые подобные действия будут восприняты ими в штыки, а Россия из друга превратится в «агрессора», осуществляющего недружественное поглощение. Вместо нескольких миллионов новых граждан Кремль получит крайне нелояльное население, а он не знает, что делать даже с одним Хабаровском.
Во-вторых, в Литве сейчас сидит «альтернативный президент Беларуси» Светлана Тихановская. Можно не сомневаться, что она попросит Запад не признавать легитимными любые действия Лукашенко, и Союзное государство с первых же дней начнет существовать в режиме международных санкций.
Постепенная интеграция?
Куда более разумной представляется поэтапная интеграция двух дружественных государств. На первом этапе необходимо решить вопрос с транзитом власти в Белоруссии. Нужна конституционная реформа, в результате которой будет введен запрет на занятие одним человеком поста президента более двух раз во избежание попыток узурпации власти. Вероятно, имеет смысл двигаться в сторону парламентской республики за счет уменьшения полномочий у главы государства в пользу представительных органов власти. Возможно создание своего аналога Госсовета с надзорными функциями, который и мог бы в дальнейшем возглавить Александр Лукашенко. Сменить его на посту президента смог бы, например, Виктор Бабарико, который недавно заявил о создании своей партии.
После мирной передачи власти новый глава государства, не имея за спиной шлейфа претензий, должен начать постепенную интеграцию РФ и РБ: создать наднациональные органы управления, позволить разместить на территории Беларуси военные базы Минобороны РФ, которые будут гарантом стабильности от внутренних потрясений и угрозы со стороны НАТО. Приватизация, судя по всему, неминуема, но, наверное, лучше пусть это будут отечественные олигархи, чем иностранные ТНК, которые конкурирующие производства просто закроют и отправят в утиль. В рамках Союзного государства, которое, скорее, должно соответствовать признакам не федерации, а конфедерации, сохраняющей для Беларуси значительную степень суверенитета, Александр Лукашенко мог бы получить важную управленческую должность, совместив ее с Госсоветом.
Это не единственный вариант разрешения политического кризиса в дружественной стране, но и не самый плохой. К слову, и сам Владимир Путин в 2024 году, посмотрев, как население реагирует на несменяемую власть, смог бы пересесть в кресло главы Союзного государства, передав бразды правления Россией другому человеку, не воспользовавшись своим «обнулением».
Информация