Трампу под конец срока удалось добиться двух дипломатических побед

9

Накануне президент Трамп отчитался о необычайном дипломатическом успехе. Если верить заявлению из Вашингтона, Соединенным Штатам удалось помирить Сербию и Косово, причем сделать это без малейшего участия России. Как же стоит относиться к подобной постановке вопроса?

4 сентября в Овальном кабинете Белого дома было подписано соглашение о нормализации отношений между Белградом и Приштиной, столицей непризнанной им Республики Косово. В целом, учитывая всю историю их взаимоотношений, событие действительно можно считать прорывным. Но есть важные нюансы.



Во-первых, реально никаких двусторонних договоренностей не появилось. Сербия и Косово подписали отдельные соглашения с Соединенными Штатами, которые будут выступать в качестве посредника. Для Вашингтона, закрепляющего свои позиции на Балканах, это, несомненно, дипломатический успех. Но официальная установка Белграда по-прежнему состоит в том, чтобы не подписывать никаких бумаг с непризнанной им республикой.

Во-вторых, Сербии удалось добиться от Приштины моратория на один год на попытки вступления в любые международные организации, считая это «ползучей легитимацией». Например, Косово уже смогло стать членом УЕФА, а его футбольная команда даже принимает участие в спортивных турнирах. Запрет на вступление непризнанной республики в ЮНЕСКО поддерживает Россия. Подобный годовой мораторий можно считать внешнеполитическим успехом Белграда.

В-третьих, президент Александр Вучич смог добиться остановки территориальной экспансии косоваров на стратегически важную гидроэлектростанцию Газиводе и всю систему электроснабжения края. Два года назад сербы были вынуждены поднять армию в ружье, когда Приштина попыталась захватить ее военной силой. По соглашению с США албанцы де-факто отказываются от расширения в этом направлении.

В-четвертых, на американские деньги будет построено новое шоссе между Белградом и Приштиной, а также США берутся гарантировать безопасность сербских инвестиций в Косово. Кроме того, Белград добился снятия албанских санкций в отношении сербских товаров и снабжения сербских общин на территории непризнанной республики.

Наконец, кое-чего смогла добиться и Приштина. Косово будет дозволено присоединиться к так называемому балканскому «мини-шенгену». Жители республики смогут безвизово перемещаться по территории Сербии, Северной Македонии и Албании.

В общем, пока наиболее выигравшим от соглашения выглядит Белград. Но несомненную пользу из него вынес и Белый дом. Многие оппоненты вполне заслуженно критиковали американского президента за то, что он мало что смыслит в международной политике. Накануне ноябрьских выборов Дональд Трамп сумел совершить сразу два дипломатических «прорыва». Буквально на днях он смог помирить Израиль и ОАЭ. Теперь он вроде как примирил непримиримых Сербию и Косово.

Другой вопрос, сколько продержится эта очередная «сделка века». Несмотря на некоторые уступки, есть много недовольных соглашением в самой Сербии. В Косово их гораздо больше, и это неудивительно. Вполне возможно, что власти Косово похоронят эти договоренности уже в ноябре.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    6 сентября 2020 11:12
    Участие РФ наверняка было, просто не афишировалось. РФ общалась с Сербией, а США - с Косово.
    РФ очень важно, чтобы выборы выиграл Трамп. Поэтому вполне могли подыграть Трампу и отдать все лавры ему. И он получит ещё несколько голосов.
    Если к власти сейчас придут демократы, то старушка Хилари покажется ученицей воскресной школы, по сравнению с нынешними, совершенно отмороженными, персонажами.
    А сколько эта сделка продлится - совершенно неважно. Лишь бы до 4 ноября дотянула.
  2. +1
    6 сентября 2020 11:53
    Вызвали премьера и президента Сербии в американское посольство, и натурально набили морду лица. Теперь без видеокамер. И соглашение об улучшении логистики американской военной базы, крупнейшей в Европе, было принято. Неудобно танки самолётами возить (отсюда и шоссе).
  3. 0
    6 сентября 2020 15:46
    Для России сегодня уже и не важно... - кто в США станет следующим президентом ... - снова Трамп ...или кто-то из демократов...
    -Трамп - это "американовский Эрдоган"... - такой же достаточно авантюрный; но действующий "американовскими методами"... - И ждать от Трампа того, что он продолжит свою же "трамповскую политику", став президентом на второй срок ... - это очень ошибочно... - это в России всё достаточно предсказуемо (нескончаемая политика уступок и подстраиваний под Запад и Китай) ... - уже целое поколение родилось и выросло на этой предсказуемости... - Россия уже давно никому неинтересна и с ней давно уже никто не считается... - она стала просто придатком... - придатком неизвестно чего... - Россию даже перестали перетягивать на свою сторону ... - Никто её никуда уже давно не перетягивает на свою сторону... - ни США; ни Китай; ни ЕС... ни ..."инопланетяне"... - И решать судьбы каких-то маленьких европейских гос-в... - Россию никто не зовёт и не уполномачивает... - Это Россия всё ждёт, что её вот-вот позовут что-то решать... - Но, увы... - Это понимают и сербы, и черногорцы (которые так любили Россию, а сами влезли в НАТО)...
    - Вот и этот сербский "президент-баскетболист"... - чего полетел в США??? - Чего припёрся в США??? - В НАТО хочет??? - Но не знает с какого боку подойти... - Захотел "проспекулировать" на "белорусской теме"... - и оказаться в этом для американов "полезным"??? - А для этого необходимо этому президенту совершить какой-то мерзкий поступок по отношению к России... - американы научат ... какой надо совершить ... - Сам этот Вучич для этого уже вполне созрел... - Правда, Вучич несколько не вовремя прилетел в штаты... - сегодня американам не совсем до Сербии... - Но раз уж прилетел, то и его заодно американы нагнули... - И теперь России в скором времени стоит ожидать от Сербии "сюрприз"...
  4. 123
    +1
    6 сентября 2020 23:53
    Есть еще нюансы, оставшиеся за кадром.... Еще Сербия переносит посольство в Израиле в Иерусалим, что идет в разрез с позицией других стран, в том числе и России. Европейцы недовольны переговорами, они сами хотели руководить процессом на Балканах. В итоге таки случилось чудо, Хашимом Тачи наконец-то заинтересовался Гаагский трибунал...Спустя столько лет...
    Наверняка есть еще подводные камни, которые не озвучиваются.
    В общем, Трамп записал себе +10 в рейтинг перед выборами (а что делать? Иран сам себя разбомбить не согласен, товарищ Ким в фотосессии участвовать не желает).
    Польза для Сербии довольно туманна.

    мораторий на один год на попытки вступления в любые международные организации

    - успех довольно сомнительный..

    Вучич смог добиться остановки территориальной экспансии косоваров на стратегически важную гидроэлектростанцию Газиводе и всю систему электроснабжения края

    Да уж.... а на следующий год они передумают, а Трампу будет не до них, ведь новых выборов не предвидится... И что тогда?

    США берутся гарантировать безопасность сербских инвестиций в Косово

    Сербы горят желанием инвестировать в экономику Косово?
    Что это дает Сербии и самому Вучичу? Пока загадка... Он проявил самостоятельность не согласованную с Европой и Россией, а скорее всего послушал "убедительные" доводы американской стороны и решил не перечить...

    1. 0
      7 сентября 2020 10:44
      Перенос посольства очень выгоден Трампу - это голоса бапсов, в первую очередь евангелистов. Сербия и Израиль находятся в очень дружеских отношениях, евреи очень благодарны сербам за их действия во время ВМВ.
      Сербия, по определению, будет двигаться в сторону ЕС и НАТО, они часть Европы.
      1. 123
        0
        7 сентября 2020 11:49
        Трамп, естественно, старался для себя. Что получит в итоге Сербия, кроме улучшения отношений с Израилем, загадка. По-моему, Вучич решил поиграть в многовекторность.
        Насчет НАТО и ЕС не уверен. Сам Вучич, наверное, не прочь, но народ не поддержит, могут и снести. НАТО там до сих пор не в почете. Да и с территориальными спорами, насколько помню, в НАТО не берут.
        ЕС, конечно же, маленькую Сербию проглотит и не заметит, но вот стоит ли им туда торопиться - большой вопрос. В итоге превратятся в Болгарию, уничтожат все производство и посадят сербов на дотации. Первым пострадает ВПК, сербское оружие в Европе никому не нужно.
        1. 0
          7 сентября 2020 13:10
          Сербия обречена на многовекторность. Еще одно поколение и сербы сами захотят в НАТО. Они в таком экономическом положении, что хуже уже не будет и интеграция с ЕС даст больше преференций. Сербы изначально больше адаптированы к общей Европе, чем болгары. Те настолько бездарны, что про..... все выгоды. Даже румыны сдвинулись в нужном направлении.
          1. 123
            0
            7 сентября 2020 14:41
            Сербия обречена на многовекторность.

            Да ладно. laughing А если она вступает в НАТО и ЕС, как же быть с обреченностью? Многовекторность моментально исчезнет. Получается, вступления в вышеуказанные организации ей противопоказания?

            Еще одно поколение и сербы сами захотят в НАТО.

            Уверены? Вы вот, например, помните отношение во время ВОВ, полагаете, у них с памятью проблемы, кто и зачем их бомбил, забудут? И куда же денется косовская проблема?

            Они в таком экономическом положении, что хуже уже не будет и интеграция с ЕС даст больше преференций.

            Возможно, я не прав, но довод "хуже не будет" не лучший аргумент в пользу вступления. Обычно агитируя "ЗА", перечисляют какие-то положительные моменты.
            Что касается экономики, еще как будет. yes Не уверен насчет Чехии, Словакии и Венгрии (не вникал), практически все остальные страны Восточной Европы теряют свою экономику и живут на дотации ЕС.

            Сербы изначально больше адаптированы к общей Европе, чем болгары. Те настолько бездарны, что про...... все выгоды. Даже румыны сдвинулись в нужном направлении.

            Болгары самые "дисциплинированные" новобранцы ЕС, делают все, что от них требуют, результат налицо. Если сербов подомнет под себя ЕС, с ними будет то же самое. Кстати, о "процветающей" Румынии что-то не слышно.
  5. 0
    8 сентября 2020 08:33
    Цитата: 123
    Сербия обречена на многовекторность.

    Да ладно. laughing А если она вступает в НАТО и ЕС, как же быть с обреченностью? Многовекторность моментально исчезнет. Получается, вступления в вышеуказанные организации ей противопоказаны?

    Еще одно поколение и сербы сами захотят в НАТО.

    Уверены? Вы вот, например, помните отношение во время ВОВ, полагаете, у них с памятью проблемы, кто и зачем их бомбил, забудут? И куда же денется косовская проблема?

    Они в таком экономическом положении, что хуже уже не будет и интеграция с ЕС даст больше преференций.

    Возможно, я не прав, но довод "хуже не будет" не лучший аргумент в пользу вступления. Обычно агитируя "ЗА", перечисляют какие-то положительные моменты.
    Что касается экономики, еще как будет. yes Не уверен насчет Чехии, Словакии и Венгрии (не вникал), практически все остальные страны Восточной Европы теряют свою экономику и живут на дотации ЕС.

    Сербы изначально больше адаптированы к общей Европе, чем болгары. Те настолько бездарны, что про...... все выгоды. Даже румыны сдвинулись в нужном направлении.

    Болгары самые "дисциплинированные" новобранцы ЕС, делают все, что от них требуют, результат налицо. Если сербов подомнет под себя ЕС, с ними будет то же самое. Кстати, о "процветающей" Румынии что-то не слышно.

    1. Многовекторность не исчезнет, но в рамках НАТО. Когда-нибудь настанут лучшие времена и хорошие отношения с РФ не будут в запрете. Греки тоже хотели многовекторности, но Россия выбрала Турцию (это если очень упрощенно). Израиль в прекрасных отношениях с РФ, но как ближайший союзник США. Реальность?
    2. Память. У Израиля отличные отношения с Германией. Реальность?
    3. Хуже не будет. Для большинства стран входящих в ЕС после 2000 года - это главный критерий. Это тоже реальность. Новые страны получают лишь шанс лучшей жизни, не больше. Ну и наиболее динамичные 20% населения этих стран, собственно инициаторы процесса, действительно улучшают свое положение или меняют локацию, растворяясь в более развитых странах. Так это работает.
    4. Сербы действительно более адаптированы, чем болгары. Сербы даже при Тито имели возможность жить и работать в Зап. Европе. Кроме этого, сербы были государствообразующим народом в СФРЮ, имперским народом с вытекающей из этого привычкой адаптации в третьих странах и больших системах. Болгары - местечковый сельский народ без геополитических амбиций.
    С Румынией вы не правы. с 2000-го там очень неплохой темп роста! Думаю, за 20 лет средний получится около 4-5% при учете кризиса 2008-9, очень хороший результат, один из лучших в Европе.