В России «возродили» производство уникального авиационного двигателя НК-32

33

Первая установочная партия модернизированных двигателей НК-32-02 для стратегических бомбардировщиков Ту-160М2 передана заказчику. Об этом накануне сообщили в ОАК.

Стоит напомнить, что НК-32 был создан еще в 1977 году. Уникальный двигатель, сочетавший в себе реактивный и ракетный принципы создания тяги, позволял осуществлять полеты в обычной атмосфере на высоте до 12 км и на границе между тропосферой и стратосферой – от 15 до 20 км. При этом силовая установка получилась компактной и весьма надежной.



В 1993 году, не без «помощи» западных партнеров, производство двигателя было остановлено, а часть важной технической документации утеряна. Казалось бы, уникальный агрегат навсегда канул в прошлое. Но помощь, как это часто бывает, пришла оттуда, откуда не ждали.

В 2007 году был создан газотурбинный двигатель НК-361 для газотурбовоза ГТ1. В основу агрегата для дальнемагистральных локомотивов легла уникальная турбина от НК-32. При этом работы над силовой установкой для нужд РЖД позволили Самарскому НТК им. Кузнецова восстановить часть утраченных навыков и документов.

Теперь, когда стране вновь понадобился уникальный двигатель для стратегических бомбардировщиков, его производство развернули на все том же ПАО «Кузнецов». Однако благодаря освоению таких технологий, как крупногабаритное магниевое и фасонное титановое литье, удалось не только «воскресить» советскую силовую установку, но и улучшить ее характеристики.

Так, модернизированный НК-32-02, сохранив компактность и массу своего предшественника, стал на 10% экономичнее, что позволит увеличить дальность полета стратегического ракетоносца почти на 1 тыс. км. При этом новый отечественный двигатель предназначается не только для «Белого лебедя». В будущем его планируют устанавливать на перспективный ПАК ДА «Посланник». Кроме того, на основе НК-32-02 планируется создать силовую установку для будущего транспортника, который придет на замену легендарным Ан-124 «Руслан».

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -10
    8 сентября 2020 12:26
    Еле-еле смогли восстановить производство древнего двигателя, ему уже 53 года. Нового создать так и не смогли, вот отсюда и перлы автора, про уникальность данного изделия. Двигатель этот в никуда. У него маленькая степень двухконтурности, а следовательно и малая экономичность, ни на какой транспортник он не пойдет. А самолеты типа Ту-160 и B-2, это тупиковая ветвь! Для дозвуковых стелс-бомберов, что сейчас в приоритете, это изделие не подойдет!
    1. +4
      8 сентября 2020 15:22
      Не спешите публично обозначать свой уровень познаний, г-н, Дубина!
      1. -4
        8 сентября 2020 18:19
        Ну, озвучьте тогда свой, многоуважаемый господин марк1.
        Вы действительно считаете, что изделия, которые имеют градацию в поколениях, а авиадвигатели к ним, безусловно, относятся, могут тягаться друг с другом? Т. е., МиГ-21, пусть и со всеми апгрейдами, на равных будет сражаться с новыми Ф-16 или Ф-35, четвертым и пятым поколением?
        Не получится просто поставить более жаростойкую лопатку турбины и поднять заметно температуру газа перед турбиной у "старого" двигателя, его надо будет весь переделывать.
        Почему тогда, таким же образом не возродить движок АЛ-21, стоявший на МиГ-21?
        Или двигатель к МиГ-25?
        1. +2
          8 сентября 2020 20:30
          Такая фраза не смущает, поборник всего нового и прорывного?

          Однако благодаря освоению таких технологий, как крупногабаритное магниевое и фасонное титановое литье, удалось не только «воскресить» советскую силовую установку, но и улучшить ее характеристики.

          Увеличить дальность полёта Ту-160 на 1000 км дорогого стоит! А создать совершенно новый двигатель в тех же массово-габаритных параметрах просто? Да ещё в условиях почти полной потери кадров в производстве и проектировании, благодаря нашим "рыночным реформам" в образовании, науке и производстве... Т.ч., достижение очевидное. На этом, даст бог и ВВП, новые кадры подрастут!
          1. -5
            8 сентября 2020 21:28
            Смущает, разумеется, застыдился и пошел рыдать. Если бы эту фразу убрать, то вообще можно голову пеплом посыпать, что старье восстановили, а так еще впридачу и фасонное литье. Интересно, а оно - это литье в АЛ31 (41) и прочих современных применяется, как же без него обходились. Ну можно там что-то подкрутить, про литье написать для форсу (солидности), но старье так и останется старьем. Американцы тоже, наверное, пыльные чертежи достали из архивов и движок от B-2, но уже с фасонным литьем делают!
            Самарское НТК уже настолько на ладан дышит, что только и может восстановить двигатель образца 77 года!
            Создавать такой двигатель с нуля для ТУ-160 не нужно, он нигде неприменим, кроме супер дорогих в обслуживании и производстве Ту-160. Просто кому-то загорелось из неликвидного задела, что остался от Ту-160 еще бомберов наклепать, ну что же, хозяин - барин, деньги на ветер.
            Кадры там не подрастут, там такая ЗП, что за эти деньги можно приходить на работу и только отмечаться.
            1. 0
              8 сентября 2020 21:37
              Может, и так, как Вы пишете. Американцы или ещё кто в аналогичном производстве достигли чего-то прорывного, из-за чего стоит заняться совершенно новыми двигателями или всё-таки идти по пути модернизации? Сравним для ясности.
              1. -5
                8 сентября 2020 22:39
                Модернизация прошлого поколения не прокатит. МиГ-21(95) Бизон у Индии был очень хорош. Но это его потолок. Там все взаимосвязано, степень повышения давления и температура газа перед турбиной, т. к. компрессор и турбина (газогенератор). Сейчас делают газогенератор и на его основе семейство двигателей. Ну, плюс ресурс радикально поднят, в разы. Вершина эволюции, конечно, на данный момент Ф-135, его американцы и на В-21 собираются ставить. У наших движков, особенно старых, 70-80 годы, ресурс копеечный был. Сейчас поднять его, конечно, можно, но не сильно. Ремонтопригодность, опять же хуже, чем у новья.
                1. +1
                  9 сентября 2020 10:12
                  Всё как-то туманно выглядит в Вашем ответе. Вопрос практически тот же. Что прорывного в технологиях производства авиадвигателей есть у тех же американцев, из-за чего нам непременно следует идти по пути создания нового двигателя? "Ремонтопригодность", как я понимаю, не решающий аргумент. НК-32 в прошлом и настоящем как-то ремонтировали, значит, это не основная причина. Материал лопаток турбины - да, технология производства этих лопаток - второе "да". От этого элемента зависит тяга, ресурс, экономичность и т.д. Тогда вопрос следующий. Получили каким-то образом технологический прорыв в изготовлении лопаток - зачем делать новый двигатель, если можно эти супер-пупер-лопатки установить на модернизированный старый двигатель? Так уж критичны изменения скорости и температуры газа перед турбиной при внедрении новых лопаток, что надо разрабатывать совершенно новый двигатель?
                  1. -3
                    9 сентября 2020 12:15
                    Я второй факультет МАИ закончил, 201 кафедра - это как раз авиадвигатели. Когда я пиджаком был, то попал в часть с МиГ-29, с них тогда только, только секретность сняли. Так вот, у двигателей РД-33 от МиГ-29, тогда был ресурс 300 часов. У американских аналогов, около 3000.
                    Есть кривая оптимума: зависимости степени повышения давления в компрессоре от температуры газа перед турбиной. Если температуру поднять, но давление оставить прежнее, КПД упадет. А температура - это теплонапряженность выше, а значит и ресурс меньше, и тогда от этого только вред. Вы правы, все упирается в лопатки турбины, там и хитрое охлаждение их, и ионная имплантация поверхности лопаток, и прочее. Запад сейчас делает какие-то очень хитрые лопатки, помесь сплавов металлов и керамики, у нас таких нет. На момент моего выпуска из МАИ, мы от американцев отставали на 5 - 10 лет, сейчас отставание примерно 15 - 20 лет.
                    Конструкция тоже поменялась. Сейчас стараются использовать одноступенчатые турбины. Большое внимание уделяют удобству и скорости сборки - разборки двигателя, удобству осмотра и снятия показаний (для эксплуатации по ресурсу).
                    Ну и мелочи: МиГ-29 когда переходил с крейсерского режима на максималку или форсаж, то двигатель начинал очень сильно дымить, и самолет сразу заметным становился. Дымность тоже считается важной характеристикой, но ее нигде не пишут.
                    Вы сейчас не будете разрабатывать новый самолет с компоновкой МиГ-21 или даже Ф-15, а возьмете компоновку Ф-22. Так и с двигателями, внешне это не заметно, и там и там - труба какая-то, но внутри отличия очень заметны.
                    1. +2
                      9 сентября 2020 12:36
                      Не знаю, как там можно совместить керамику с металлом, но у нас идут по пути технологии отливки лопатки с получением монокристаллического сплава металлов. Американцы могут заявлять все что угодно - проверить пока нельзя. Ресурс наших двигателей сегодня уже далеко не сотни часов и тоже исчисляется тысячами. Сколько уж - не знаю. По крайней мере, наш новый гражданский двигатель ПД-14, похоже, вышел на уровень лучших мировых показателей по ресурсу и экономичности. Или здесь не все так хорошо? Потом, глядя, как американцы "вымучивают" свой Ф-35 и впаривают его всем кому ни попадя, сомневаюсь в каких-то прорывах у них...
                      1. -4
                        9 сентября 2020 13:14
                        Сам был удивлен, когда узнал про керамику и металл. Может, матрица керамическая или усы. Эта технология из гражданского двигателестроения пришла. Монокристалл еще при мне был, увы, сейчас уже не тянет теплонапряженность.
                        Ресурс проверить легко. Много стран американские двигатели эксплуатируют, военные и гражданские, никто из них не говорит, что ресурс левый.
                        У нас сейчас, формально, тоже тысячи часов, но там с заменой некоторых агрегатов. У американцев ничего заменять не надо.
                        Про ПД-14 ничего сказать не могу. Официально сейчас самым перспективным считается Sam146 на основе французского CF-56.
                        Двигатель у Ф-35 самый современный на данный момент, мы такой если и осилим, то лет через 20.
                        У американцев нет прорывов, они тихо спокойно делают хорошие самолеты, хорошее оружие и хорошие двигатели.
                      2. +1
                        9 сентября 2020 13:50
                        на основе французского

                        Для Сухого суперджета французы движки поставляли? Тоже ресурс до первого ремонта около 4 тыс. часов заявляли. А на деле? И насчет всего хорошего американского спорить не буду...
                      3. -4
                        9 сентября 2020 14:08
                        Поставляли, не самый современный CF-56 и одновременно делали SaM146.
                        На деле 4000 и составлял. CF-56 и его клоны на многих самолетах стояли, авиакомпании, если бы ресурс не соответствовал, разорили бы СНЕКМу в судах.
                        У американцев, разумеется, не все самое хорошее, есть не очень, особенно старые образцы из 70-х. Но современное оружие, что они для "бесконтактных войн" делают лучшее. Качество у них всегда высокое было. Почитайте воспоминания фронтовиков об американских самолетах, танках, грузовиках. Все качество и функциональность отмечают.
                      4. +1
                        9 сентября 2020 15:25
                        Итог: прорывов не наблюдается, но все лучшее у них. А нам лет 20 до них... Очень логично и понятно.
                      5. -4
                        9 сентября 2020 15:38
                        Все правильно поняли. За исключением нескольких мультиков, ничего прорывного нет. Так, легкий апгрейд советского наследия.
                        Из последнего апгрейда, как раз НК-32, с приставкой уникальный.
                      6. +2
                        9 сентября 2020 16:02
                        Смотреть на них как на образец - себя не уважать. Что у Вас и наблюдается весьма выразительно. Американцы умеют лучше всех в мире продавать, причем, не важно что. Поэтому и внушают всем, что у них лучшее. Чтобы в этом убедиться, достаточно некоторое время поработать с ними или в параллельном конкурирующем проекте, в чем я лично и участвовал не один раз. Кстати, тоже в авиационной отрасли или очень близко.
                      7. -5
                        9 сентября 2020 17:50
                        Согласен частично, израильский Спайк и европейский MMP много лучше Джавелина. HK-146 лучше M-4. Абрамс хуже Леопарда или Черной пантеры. Но в любом случае американское оружие будет входить в тройку лидеров.
                        Если не секрет, что за проект.
                        Вы знаете, первый раз я столкнулся, что американское лучше, это когда учился в институте и мы изучали гироскопы (обзорно, это не основной предмет был). Тогда модно было задавать вопросы, что лучше - у нас или американцев. Когда препу задали вопрос, чей гироскоп лучше, ответ был: "Вы что, дураки? У них, конечно, лучше". Остальные на такие вопросы отвечали более деликатно: "Мы отстаем на столько-то лет..."
                        Сейчас, если Вы будете участвовать в какой-нибудь научной или технической конференции, то человек, желающий показать актуальность и правильность пути чего-то там, скажет так: "Так американцы делают" или "Американцы сейчас над этим работают", ну, или "Это есть у американцев".
                      8. 0
                        9 сентября 2020 20:15
                        Работал в отраслевом НИИ, тем было несколько. Какие не скажу - зачем ковырять прошлое ? Но в одной из них результаты были значительно шире и лучше американских. Как у нас тогда поступали? Если у них в параллельной тематике не все хорошо получилось, то начальство долго не задумывалось, и сворачивали работы у нас: или совсем, или до лучших времен.
                      9. 0
                        9 сентября 2020 21:46
                        Про ПД-14 ничего сказать не могу.

                        Ресурс лопаток двигателя ПД-14 - 4000 часов (межремонтный), срок службы двигателя – 20000 часов.
                    2. +1
                      11 сентября 2020 17:43
                      Цитата: Дубина
                      Я второй факультет МАИ закончил

                      Ой ли! Начинать-то, может, и начинали...
                      1. -6
                        11 сентября 2020 17:58
                        Защищался на НПМО им. Чернышева. В качестве прототипа для дипломного проекта было изделие 88, по внутризаводской классификации, он же РД-33.
                        Ну, крыть нечем, можно и попытаться дерьмом собеседника измазать, обычная практика путинят. Давно заметил, что чем менее грамотный человек, тем больше он орет ура, всех победим, лучшее оружие у нас и прочие бредни. Наши кладовщики, с дальнего Подмосковья, свято уверены, что Посейдоны уже плавают по океанам, ждут приказа повернуть в сторону Америки, а над ними гордо пролетают Буревестники и тоже ждут приказа.
                        Просто в своей убогой жизни им нечем гордиться, никаких достижений, кроме перетаскивания груза, у них нет, но вот сопричастность к великим, оборонным свершениям хоть как-то поднимает их внутреннее я.
    2. 0
      9 сентября 2020 13:33
      Цитата: Дубина
      Еле-еле смогли восстановить производство древнего двигателя, ему уже 53 года. Нового создать так и не смогли, вот отсюда и перлы автора, про уникальность данного изделия. Двигатель этот в никуда. У него маленькая степень двухконтурности, а следовательно и малая экономичность, ни на какой транспортник он не пойдет. А самолеты типа Ту-160 и B-2, это тупиковая ветвь! Для дозвуковых стелс-бомберов, что сейчас в приоритете, это изделие не подойдет!

      Вы бы себе сначала фамилию поменяли, что ли, прежде чем рассуждать о "Вселенной". lol
      1. -3
        9 сентября 2020 14:18
        Мощное замечание. Вы никнейм и фамилию различаете или для Вас все едино?
        Ну дайте нам свое видение "Вселенной", осилить степень двухконтурности, кольцевая камера сгорания, пограничный слой сможете? Или так пришли, вставить свои патриотические три копейки?
        Мадам, я 2-ой факультет МАИ закончил с отличием, кафедра 201. И какое-то время в НПО им. Чернышева, оно же "Красный Октябрь", потом "Салют", работал. И знаю эту "кухню". Знаю качество наших изделий и отличия реальных характеристик от заявленных. Самарское НТК на ладан дышит, зарплаты на уровне Зимбабве и на тебе, супер - пупер вундервафлю, на коленках, по старым пыльным синькам восстановили.
        1. 0
          9 сентября 2020 14:26
          я 2-ой факультет МАИ закончил с отличием, кафедра 201. И какое-то время в НПО им. Чернышева, оно же "Красный Октябрь", потом "Салют", работал. И знаю эту "кухню".

          Хорошо, если так... А то как-то читать комментарий от человека с таким ником серьезно не получается. Без обид. Напишите себе хотя бы имя, как у других (в скобках).
  2. +2
    8 сентября 2020 13:38
    Рад, что уникальный НК-32 мы не "потеряли"! good
    Но это всё банальная механика, хотя и с немалой инженерной выдумкой - все вопросы здесь доступны линейному пониманию и обеспечиваются уже достигнутым (или ближайшим будущим) уровнем научно-технических знаний, а мне интересны живые люди и их, наши, пока что малоисследованны сверхвозможности, в том числе и способности к самоисцелению, которые спят, невостребованные и потому неразвитые, в каждом из нас (и уверен, каждый сможет вспомнить о себе "что-то такое этакое", то, чего "не может быть", но было - это и есть знаковое проявление нашей частички Бога, нашей подсознательной присоединённости к Всеобщему Разуму, в нас! wink )! yes
    Поэтому в видео к этой Статье об авиадвигателе НК-32-02 меня "зацепил" и очень понравился заключительный эпизод о кардиохирургии и операции Лео Бокерии! good
    Про случайно, по несчастью Трагедии Беслана, выявленное свойство, не такого уж мелкого, раскалённого (но и явно же не высокоскоростного - ведь при такой массе, форме и размерах, как в видео, кусочек металла застрял в сердце, а не пронизал всё тщедушное мальчишечье тельце навылет, да и соседним участкам организма нанёс бы непоправимый урон??!) осколка "запечатывать" за собой раневой канал.
    Это навевает определённые мысли о запредельных возможностях человеческого организма и сверхшироком диапазоне подсознательной работы человеческого мозга (не только лишь головного и спинного, но и его локальных составляющих в важных органах нашего тела).
    Изучение возможных причин таких явлений открывает новые (при этом чисто физические, хирургические методы воздействия - газовую, крио и лазерную коагуляцию считаем "старыми" и изученными, а упор внимания именно на психотерапию самоисцеления и регенерации тканей-это будущее медицины) пути борьбы с неизлечимыми заболеваниями и смертельными травмами.
  3. +4
    8 сентября 2020 16:25
    Я всегда поддерживаю любое передовое производство в России. А авиадвигатели, как и космические, это передовые технологии. А то что это старьё? Вы это китайцам скажите!
    1. -5
      8 сентября 2020 18:26
      Выше я уже ответил, но повторюсь. Давайте тогда АЛ-21 (МиГ-21), Р15 (от МиГ-25) возродим производство? Обратите внимание, на требования к самолетам, их стелсовости, внедрением композитов и отсюда другим требованиям к проектированию и даже внешнему виду, с авиадвигателями - аналогично, просто внешне не так заметно (степень двухконтурности, температура газа перед турбиной, ресурс, дымность и т. д.).
      А давайте чаще на Китайцев кивать! Дескать у них еще хуже. У китайцев полно старого авиапарка и старых двигателей, но думаю, что вряд ли они будут искать чертежи, технологии, чтобы восстановить производство 53-летнего хлама. Они новый будут делать и делают.
      1. +1
        8 сентября 2020 19:52
        Интересно, сколько уже стукнуло дизелю? А ДВС на лёгких фракциях нефти? Ну надо же, до сих пор на древнем хламе перемещаемся! belay
        1. -5
          8 сентября 2020 21:17
          А топору вообще тысячи лет! Давайте топор апгрейдим! Есть такое понятие, как поколения. У резистора или катушки индуктивности, поколений нет. У транзисторов есть, особенно МОП. Есть поколения процессоров и танков. С дизелями не так критично. Хотя поколения дизелей есть у BMW, не думаю, что они поставят дизель 77 года. С процессорами еще критичнее, если дизель или авиадвигатель еще можно поставить, то процессор 77 года, уж точно нет, там сменяемость поколений в разы выше. Если бы восстановили производство АЛ-21, то также бы из каждого утюга кричали, что в нем были супер-пупер технологии их улучшили и теперь двигатель будут ставить на Су-57. На Ту-95 еще древнее двигатель, немцы его проектировали, его производство тоже можно восстановить, нечего новое поколение развивать.
      2. 0
        8 сентября 2020 20:42
        В обыденном сознании оборонные технологии обычно ассоциируются с передним краем науки и техники. На самом же деле одно из главных свойств военной техники - ее консерватизм и преемственность. Это объясняется колоссальной стоимостью оружия. Среди важнейших задач при разработке новой системы оружия - использование того задела, на который были истрачены деньги в прошлом.

        Это высказывание актуально и в нашем случае.
  4. 0
    9 сентября 2020 11:03
    НК-32 был создан еще в 1977 году. Уникальный двигатель, сочетавший в себе реактивный и ракетный принципы создания тяги. Реактивный и ракетный принципы? belay Позвольте спросить: это каким образом? Что конкретно имел в виду автор, написавший эту "заметку"?
    1. -2
      9 сентября 2020 13:18
      Эта фраза, чтобы придать "уникальности", обычному двигателю. Если ее отбросить, то тогда будет очень уныло: "Восстановили производство двигателя 77 года", а так восстановили уникальный двигатель производства 77 года! ПутинАгитПроп - рулит.
      И не просто восстановили, а с фасонным литьем, которое, наверно, вовсю используется уже несколько лет при производстве АЛ-31 (41).
    2. 0
      9 сентября 2020 21:54
      Автор сего, скорее, впервые понял, как работает форсажный режим ТРД. И вполне правильно понял. Вот этим и поспешил поделиться с читателями. Не все же здесь "СПЕШИАЛИСТЫ".