Boeing признали виновным в 346 смертях. Какая судьба ждет авиагиганта?


Длительное и весьма пристрастное расследование, проводившееся на самом высоком уровне – Конгресса США, завершено. Комитет по вопросам транспорта и инфраструктуры его Палаты представителей опубликовал представляющий собой толстенный (в 250 страниц) фолиант доклад, в итоге которого в отношении одной из двух крупнейших мировых авиастроительных корпораций выносится совершенно однозначный вердикт: «Виновны!»


Впрочем, при вдумчивом рассмотрении всех аспектов и подробностей данного дела напрашивается вывод о том, что обвинительный приговор относится на только к Boeing Company, а и ко всей американской системе, кичащейся своими «совершенством» и «непогрешимостью», а на деле готовой с легкостью жертвовать любым количеством человеческих жизней ради получения максимальной прибыли.

«Ужасная кульминация» векового пути


Данное эмоциональное определение не выдумано мною, а взято как раз из того самого официального доклада, о котором шла речь выше. Проводившие расследование конгрессмены считают, что две авиакатастрофы (в марте 2019 года в Эфиопии и в октябре того же года в Индонезии), унесшие жизни 346 пассажиров и членов экипажа, стали закономерным итогом «ряда ошибочных технических предположений инженеров концерна, отсутствия прозрачности со стороны его руководства и крайне недостаточного надзора со стороны Федерального управления гражданской авиации (FAA)». Все это, безусловно, правильные выводы и даже, можно сказать, прописные истины. Однако смотреть на проблему стоит шире. А заодно – называть вещи своими именами.

Так, упоминая в документе «колоссальное финансовое давление», оказываемое на компанию в связи с необходимостью составить достойную конкуренцию новой модели европейского концерна Airbus – A320neo, «расследователи» ни словом не оговариваются о том, к чему конкретно привели попытки Boeing решить возникшую проблему «дешево и сердито». Далеко не все знают об этом, но злополучный 737 MAX вообще не должен был появляться на свет! Это, так сказать, «незапланированное дитя» корпорации, чье руководство, столкнувшись с опасностью потери громадных контрактов из-за того, что их обошли заокеанские конкуренты, выпустившие на рынок лайнер, значительно превосходивший по характеристикам Boeing 737 NG, решило пойти простым и быстрым путем. Как водится, неправильным… Вместо того, чтобы, смирившись со временным отставанием «засесть» за создание принципиально новой машины (раз уж это не было сделано заблаговременно), в компании решили «на тяп-ляп» смастрячить некое «четвертое поколение» уже морально исчерпавших себя 737-х.

Одним из моментов, по которым A320neo «бил» американские аналоги, был меньший расход топлива, делавший его более выгодным в эксплуатации. Вот на МАХ и решили навесить более экономичные двигатели CFM LEAP-1B. Все бы ничего, да только по диаметру они были на целых 20 с лишним сантиметров больше штатных, под которые проектировалась, собственно, вся архитектура машины. И под крыло, соответственно, не помещались. Техническое решение нашлось довольно быстро – гондолы двигателей просто выдвинули вперед. Однако это породило новую проблему – самолет начал показывать тенденцию к задиранию носовой части, грозившей ему «сваливанием» и катастрофой. Казалось бы – тупик, работы надо приостанавливать, а лучше всего - возвращать на «нулевой уровень» и перестраивать всю машину с учетом возникших сложностей. Вместо этого в Boeing снова решили пойти по пути наименьшего сопротивления (и минимальных затрат – прежде всего), возложив миссию по контролю за «углом атаки» на компьютерную «чудо-программу» MCAS. Вот только в конечном итоге она оказалась не панацеей, а программой-убийцей, перехватывавшей управление у пилотов и отправлявшей лайнер в смертельное пике. Знали ли о возможности такого поворота в Boeing? Как минимум, догадывались.

Уже при предварительном тестировании нового самолета «выбрыки» MCAS привлекли внимание технических специалистов и пилотов-испытателей корпорации. Однако привело это лишь к тому, что компания попросту не стала информировать о потенциальной угрозе ни представителей авиакомпаний-покупателей, ни, что гораздо важнее, летчиков, которым предстояла «прекрасная» перспектива риска оказаться в заложниках собственного бортового компьютера. Доходило до того, что «переподготовка» пилотов с 737 NG на 737 MAX проходила … с помощью приложения на iPad! Штатного симулятора долгое время не существовало.

«Контроль безопасности» – крыло руку моет?


В обнародованном докладе корпорация Boeing прямо обвиняется не только в «сокрытии критично важной информации» от FAA, но также и в «серьезном воздействии на контролирующий орган». Вот с этого места хотелось бы поподробнее. Каким образом представители компании «воздействовали» на чиновников Федерального управления? Приставив к голове Кольт? Или же какими-то другими способами, намного более приятными для них? Да, в материалах расследования фигурирует один из летчиков-испытателей Boeing, некий Марк Форкнер, который еще в 2016 году якобы вдохновенно «вешал лапшу на уши» функционерам FAA, убеждая их в надежности 737 МАХ вообще и злополучной MCAS в частности. Возможно, так оно и было. Однако вряд ли пилот (в настоящее время в компании уже не работающий) поступал так по собственной инициативе, а не по наущению собственного руководства. Но главное в другом – обманут, как известно, бывает тот, кто хочет обмануться. Проводившие расследование конгрессмены вынуждены были признать: как минимум, в случае с Boeing FAA проводила контроль безопасности сертифицируемых самолетов (ради которого она, собственно, и была создана) «крайне неэффективно». Фактически, вынесение решения о пригодности к эксплуатации и безопасности новой модели было отдано на откуп самой корпорации, которая решила рискнуть и проиграла. Проигрыш составил 346 человеческих жизней…

Впрочем, самой Boeing он может тоже стоить существования. К глобальному кризису, в который сейчас из-за последствий пандемии коронавируса погрузились как отрасль воздушных перевозок, так и все мировое авиастроение, компания подошла уже максимально ослабленной из-за проблем, вызванных авиакатастрофами ее лайнеров и последовавшими за ними грандиозными скандалами.

Все это стало очевидно еще до прихода в мир новой болезни: по итогам 2019 года Boeing впервые за много десятилетий оказался в убытке. Вроде бы и не критичном – примерно 640 миллионов долларов, однако 2018 год компания завершила с прибылью в 10 миллиардов. Дальше дело пошло еще хуже – прикованные к земле по всей планете 737МАХ обошлись корпорации в 10 миллиардов долларов компенсационных выплат. В январе у Boeing не было ни единого заказа на поставку новых самолетов – против 275, полученных в это же время конкурентами из Airbus. А дальше грянул COVID-19 и вообще все полетело кувырком… В мае корпорацию «в добровольном порядке» покинули 5 с половиной тысяч сотрудников, а в «принудительном» были уволены еще 6700 человек. Как оказалось, планировавшаяся на уровне 10% штата «оптимизация» оказалась недостаточной и уже в прошлом месяце в компании заговорили о второй волне сокращений. Неудивительно, что на фоне таких «оптимистических» новостей биржевая стоимость акций Boeing только с начала 2020 года снизилась почти на 50%. Понятно, что власти Соединенных Штатов будут прилагать максимум усилий для спасения корпорации, являющейся для страны настоящим «национальным достоянием».

В свое время (когда у компании еще только начинались проблемы) министр финансов США Стивен Мнучин заявил, что они могут снизить общий ВВП страны на 0.5%. Тогда речь шла о более или менее серьезных неприятностях, а не о полном крахе и банкротстве Boeing. К чему может привести ее окончательное крушение, вряд ли смогут точно сказать даже аналитики американского Минфина. Недаром же в начале июля, после проведения компанией под пристальным надзором вспомнившей о своих обязанностях FAA испытательных полетов «обновленного» и «ставшего совершенно безопасным» 737 МАХ с «преодолением кризиса», корпорацию поздравил лично Дональд Трамп, в порыве переполнявших его чувств назвавший Boeing «одной из лучших компаний в мире». Возможно, глава Белого дома несколько поторопился…

Эпопея с попытками вернуть в небо модель лайнера, по сути дела, стоившую корпорации не только совершенно невероятных финансовых убытков, но и едва ли не полной потери деловой репутации, длится уже достаточно давно. Вместо того, чтобы признать ее собственной ошибкой и неудачей, в компании упорно добиваются «реабилитации» 737 МАХ. Мотивация тут вполне понятна – за время отказа мировых авиакомпаний от приобретения этих самолетов в ангарах Boeing их скопилось до 400 единиц. Принятое в конце прошлого года решение о прекращении выпуска данной модели, как минимум, до получения соответствующего сертификата, было, пожалуй, единственно правильным. Тем не менее, насколько известно, в мае ее производство снова было возобновлено на заводе компании в Рентоне. Более того – не приходится сомневаться в том, что все необходимые сертификаты корпорация рано или поздно получит. Чиновники Федерального управления гражданской авиации, конечно же, перестрахуются так, как это только возможно, но нужные бумаги подмахнут. Куда денутся, если на кону, по сути дела, стоит не только выживание «лучшей в мире компании», но и государственные интересы всех Соединенных Штатов. Вот только будет ли это означать, что 737 МАХ, в самой конструкции и компоновке которого изначально были заложены системные ошибки, на самом деле стал безопасным?

Такой вопрос, скорее всего, возникнет у абсолютного большинства потенциальных покупателей этих лайнеров, и вот с этим в Вашингтоне поделать не смогут уже ничего. По сути дела, обнародованный доклад, вытащивший на свет божий неприглядную «изнанку» «подковерных игр» между большим бизнесом США и якобы совершенно независимыми от него государственными контролирующими органами, ставит под сомнение всю систему гарантий качества любой продукции «лучших в мире» американских корпораций. Что это за «контролеры» такие, которых можно водить за нос в вопросах, касающихся безопасности и жизней сотен тысяч людей? И что это за производители самолетов, готовые рисковать ими «в целях экономии»? Расследование Конгресса однозначно не станет концом Boeing, но задуматься заставляет о многом.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. margo Офлайн margo
    margo (margo) 18 сентября 2020 17:35
    -4
    Какая судьба ждет авиагиганта.

    - всё будет хорошо, они со своими проблемами разберутся. А статья очередная страшилка из серии США банкрот, Украина замёрзнет, Европа останется без газа и т.п.
    1. Оё Сарказми Офлайн Оё Сарказми
      Оё Сарказми (Оё Сарказми) 18 сентября 2020 18:30
      +1
      Печально, но эти страшилки сбудутся. В ближайшие 5 лет.
      Ибо экономика упрямее любого Трампа. Чтобы жить, надо работать. А не на пособии сидеть и поплёвывать с небоскрёба на остатки рабочих, спешащих к станку.
    2. cmonman Офлайн cmonman
      cmonman (Гарик Мокин) 19 сентября 2020 21:25
      -3
      Спасибо статье - косвенное подтверждение, что моё решение купить акции компании Boeing было правильным!
  2. 123 Офлайн 123
    123 (123) 18 сентября 2020 21:42
    0
    Кирдык шарашке, будут теперь на украинских летать.
  3. Комментарий был удален.
  4. boriz Офлайн boriz
    boriz (boriz) 18 сентября 2020 22:29
    +4
    Как ни странно, судьбу Боинга решать будет, скорее всего, Россия.
    В геополитике и экономике приближается момент истины. Когда США начнут раскручивать очередной виток санкций, РФ может ввести свои. Возможности такие есть. В том числе и титановые детали больших самолётов. Например, в США поставлять не будут, а Эрбасу будут. Освоить эти детали быстро США не смогут. Вспомним их потуги по замене РД-180, отставание навсегда по атомной энергетике и т.д. Заказчики моментально перейдут к Эрбасу, Россия и убытков то не понесёт. Самолёты ведь взаимозаменяемы. Обоснование отказа - вышеупомянутое расследование Конгресса и недружественная политика США (поэтому нечего им поставлять детали на военные самолёты).
    Падающего - подтолкни. Главное - точно выбрать момент.
    1. cmonman Офлайн cmonman
      cmonman (Гарик Мокин) 19 сентября 2020 22:02
      -3
      Когда США начнут раскручивать очередной виток санкций, РФ может ввести свои. Возможности такие есть. В том числе и титановые детали больших самолётов. Например, в США поставлять не будут, а Эрбасу будут.

      boriz, прежде чем фантазировать, выучите мат.часть для начала.
      Из Вики:

      В 2018 году вторая производственная площадка Ural Boeing Manufacturing (UBM), совместного предприятия 50/50 между американским производителем самолетов и российским титановым гигантом ВСМПО-Ависма, была запущена в Свердловской области на Урале России.

      Вам слово “вторая” понятна? Т.е. первая это тоже 50/50.
      1. boriz Офлайн boriz
        boriz (boriz) 19 сентября 2020 22:37
        +2
        И что? Предприятия находятся на территории РФ. Кадры - РФ. При наличии политической воли всегда можно сделать невозможной работу предприятия по экспорту деталей для Боинга. Сейчас США показывают пример наплевательского отношения к существующим международным законам, нормам и правилам. Когда ВТО вынесла решение в пользу Китая, Трамп сказал, что надо разобраться с ВТО. Но кто сказал, что только США могут плевать на существующий порядок? Ещё 3 - 4 года назад невозможными показались бы догонялки российских и американских военных, как сейчас в Сирии.
        Сейчас США загоняют в угол Китай и Германию, ущемляя их законные интересы, а делать это бесконечно - не получится.
        Поэтому, когда США создаст побольше прецедентов таких наездов, легко и быстро может получить обратку. Боинг и так на ладан дышит, достаточно сорвать работу концерна на год и он не поднимется.
        Перестроить заводы на детали для Эрбаса несложно, а вот запустить с нуля производство в США - потребуется не один год.
        Приближается время энергичных и радикальных решений.
        1. cmonman Офлайн cmonman
          cmonman (Гарик Мокин) 20 сентября 2020 02:50
          -3
          Предприятия находятся в 4х странах, включая США и Англию. Подсчитайте скольк $$$ приносит совместный бизнес России. Убить единственную курицу хотите?
  5. antibi0tikk Офлайн antibi0tikk
    antibi0tikk (Сергей) 19 сентября 2020 07:26
    0
    Хоть этот неудачник- 737мах и является флагманом боинга, эта корпорация ещё и для пентагона много чего выпускает. Так что проблемы у боинга имеются, но они не такие уж и смертельные. К моему глубокому сожалению....
    1. Оё Сарказми Офлайн Оё Сарказми
      Оё Сарказми (Оё Сарказми) 19 сентября 2020 14:13
      +1
      Цитата: antibi0tikk
      эта корпорация ещё и для пентагона много чего выпускает.

      При наличии военного бюджета. А он по полтриллиона в год уходит в Ирак и Афганистан. Конечно, ирландским конкретным пацанам приятно Пентагону гамбургеры по 70 долларов впаривать. Но на технику денег не остаётся.
  6. cmonman Офлайн cmonman
    cmonman (Гарик Мокин) 19 сентября 2020 21:47
    -3
    5 часов назад статья:

    Boeing 737 Max, скорее всего, через несколько недель снова получит разрешение на полеты. Вот несколько шагов, которые остались до того, как FAA отменит приказ об остановке полётов от 2019 года.

    https://www.businessinsider.com/boeing-737-max-return-cleared-grounding-steps-faa-2020-9

    И ещё. Не будет Boeing на рынке, то цены на Airbus пойдут вверх. Рынку нужен Boeing для конкуренции. Boeing запросил у банков $10млрд для поддержки бизнеса и сохранения рабочих мест (компания продолжает платить рабочим зарплату, т.к. они высококвалифицированные и найдут работу легко).
    (пер. гугл)

    ЗАРРОЛИ: Все это стоит огромных денег и вызывает тревожные вопросы о будущем Boeing. В октябре прошлого года компания Boeing заявила, что заземление уже обошлось ей в $9млрд. На прошлой неделе CNBC сообщил, что Boeing ведет переговоры о заимствовании $10млрд у крупных банков. Крупные рейтинговые агентства понизили рейтинг долга. Итак, у Boeing проблемы, но может ли он обанкротиться или вообще выйти из бизнеса? Этого не произойдет, - говорит Шейла Кахьяоглу. Она говорит, что Boeing - один из двух крупнейших производителей самолетов в мире. И конкурентам сложно проникнуть в эту отрасль.
    КАХЬЯОГЛУ: Программы коммерческих самолетов очень сложно реализовать. Циклы разработки занимают очень много времени. Это требует много денег.
    ЗАРРОЛИ: А мировым авиакомпаниям действительно нужен Боинг. Других мест, где можно купить самолеты, не так уж и много. Фактически, у Boeing есть семилетний портфель заказов на 737 MAX. На прошлой неделе новый генеральный директор Boeing Дэвид Калхун сказал журналистам, что, работая над тем, чтобы самолет снова полетел, он получает фантастическую поддержку со стороны клиентов, регулирующих органов и администрации Трампа.
    1. boriz Офлайн boriz
      boriz (boriz) 19 сентября 2020 22:52
      +2
      Не будет Boeing на рынке, то цены на Airbus пойдут вверх.

      Вы Эрбас за идиотов держите? При увеличении объёмов выпуска компания будет иметь возможность снизить цены, И, пока не угробит Боинг окончательно, поднимать их не будет.
      А конкуренцию им будут, потихоньку, составлять российские самолёты. Особенно, если РФ и Германия с Францией и Испанией договорятся о совместных действиях против Боинга. Как я уже написал выше.
      Ну и всегда можно развернуть движение протеста возмущённого народа против "самолётов-убийц" по большинству стран. Технологии уже общеизвестны. Просто вот не будут покупать Боинги Германия, Франция, Испания, Россия, Китай (который тоже хочет стать авиастроительной державой) и не будут пускать их в своё воздушное пространство (особенно Россия) и хана Боингу. Никакие банки не помогут.
  7. Kuramori Reika Офлайн Kuramori Reika
    Kuramori Reika (Kuramori Reika) 20 сентября 2020 02:15
    0
    Каддафи в своё время выплатил по 10 миллионов долларов за человека со взорванного Боинга 747, хотя как потом выяснилось, за взрывом стояли совсем другие страны. С учетом инфляции, Боинг обязан выплатить по 50 миллионов баксов за каждого погибшего. Либералы ведь ценят человеческую жизнь намного выше, чем какие-то африканские диктаторы или нет? Что-то мне кажется там дадут по 100 баксов на черную руку и пошлют куда подальше.