В России появится беспилотное судоходство


С первого октября в России стартует эксперимент по выводу на воду беспилотных судов. Если все пойдет по плану, то уже в следующем году любая судоходная компания, корабли которой ходят под российским флагом, сможет оснастить свои плавсредства системами автономного судовождения.


Работы над проектом по внедрению беспилотного судоходства в России ведутся с 2019 года. В процессе задействованы несколько крупнейших отечественных предприятий. Кроме того, уже этой осенью планируется проработать и нормативную базу, регулирующую использование новой технологии.

Очевидно, что проект реализуется в ускоренном темпе, и на это есть веские причины. Все дело в том, что над беспилотным судоходством трудится не только Россия. Свои наработки есть у Китая, Британии, Японии, США и других ведущих государств.

Создано уже достаточное количество концептов, однако полноценного беспилотника пока нет ни у кого. При этом не стоит сомневаться, что первая страна, которая достигнет успеха в данной отрасли, получит неоспоримое экономическое преимущество.

Россия, как обычно, пошла своим путем. Вместо создания дорогостоящих кораблей-беспилотников с нуля, компания «Кронштадт» разработала универсальный автоматизированный комплекс управления, который можно устанавливать на уже готовое судно. Последний позволяет управлять любым плавсредством с командного пульта на берегу.

Специализированная электроника и камеры, установленные на корабль, собирают всю необходимую информацию с судовых приборов, распознают окружающие объекты и предупреждают о возможных навигационных препятствиях. При этом в случае возникновения опасной ситуации система предоставляет капитану оптимальный вариант маневра или предлагает взять управление судном на себя.

Все это уже очень близко к полной автономности, что не может не радовать. Однако возникает вопрос: что станет с людьми, когда появятся беспилотники?

Все дело в том, что у отечественных судоходных компаний сегодня остро стоит вопрос нехватки квалифицированных кадров, и автономные суда могли бы решить данную проблему. При этом люди ни в коем случае не пострадают, так как автоматизация судоходства предполагает наличие операторов на берегу, которые будут работать в комфортных, а главное, безопасных условиях.

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Буланов Офлайн Буланов
    Буланов (Владимир) 1 октября 2020 14:18
    +1
    А если на пути такого судна появится топляк в виде дерева? А если возникнет пожар? А если нападут пираты?
    1. 123 Онлайн 123
      123 (123) 1 октября 2020 23:51
      +1
      А если на пути такого судна появится топляк в виде дерева? А если возникнет пожар? А если нападут пираты?

      Видимо какая то команда на борту все же будет, как раз на такие случаи. А пираты наверное тоже скоро будут беспилотными laughing
      Хоть эти электронные монстры уже начали расползаться по миру, к счастью полностью обойтись без человека они не могут. Обратите внимание на человека с "аналоговой кочергой" hi

      1. Sapsan136 Офлайн Sapsan136
        Sapsan136 (Sapsan136) 2 октября 2020 11:40
        +3
        РЛС просто не видит ни топляк,ни орехи(осколки айсбергов) последние и зоркий человек не всегда заметить может,тут больше на интуиции и личном опыте. Так что глупость все это не вообразимая,в угоду каким то сынкам больших начальников,работающих в этой отрасли и их личному эго,а не разуму.
        1. 123 Онлайн 123
          123 (123) 2 октября 2020 13:21
          +2
          РЛС просто не видит ни топляк,ни орехи(осколки айсбергов) последние и зоркий человек не всегда заметить может,тут больше на интуиции и личном опыте. Так что глупость все это не вообразимая,в угоду каким то сынкам больших начальников,работающих в этой отрасли и их личному эго,а не разуму.

          Топляк конечно да yes на лодке (особенно ночью) все глаза выпучиваешь почти как у хамелеона что бы корягу не налететь. Только для больших кораблей это не актуально. Айсберги это да, видимо как то будут выкручиваться, видеокамеры например, а Якутия пока не Сомали, с пиратами вроде поспокойней.
          В любом случае, нравится нам это или нет, за беспилотниками будущее, причем не только на море, тупо потому что это дешевле. Железная дорога - пример выше, недавно тестировали беспилотный поезд на дороге. Комбайны и трактора давно по полям гоняют. На дальнем востоке карьер собирались с беспилотниками делать. Про Яндекс думаю напоминать не стоит.
          В воздухе.... да в принципе вот оно...

          1. Sapsan136 Офлайн Sapsan136
            Sapsan136 (Sapsan136) 2 октября 2020 20:24
            +2
            Будущего за беспилотниками быть не может,так как малейший сбой приведет к тому,что мы видели в фильме Терминатор,в той,или иной степени. Все эти машины должен контролировать человек и не оператор сидящий где то в офисе,а специалист находящийся на борту. Могу вам ответственно сказать,как человек в теме,что нет еще ни одного достаточно надежного способа управлять какой то техникой удаленно. Такое управление происходит или по GPS ,или по радиоканалу,а и то и другое очень часто сбоит,будет глючить и любую программу. С пиратами в Якутии может и не плохо,а вот выход из строя программы,сбой дистанционного управления,или его отказ,сбой программы,или ее выход из строя,да просто любая техническая поломка,пробоина наконец,приведет к гибели судна и огромному ущербу ( разлив нефти и прочее ) . Катастрофа Ж/Д транспорта тоже может быть такой,что мало не покажется.
            1. 123 Онлайн 123
              123 (123) 2 октября 2020 22:57
              +2
              Аргументация правильная, со многим согласен yes Но дело в том что будущее за беспилотниками это мой вывод, полагаю это произойдет, причем независимо от вашего или моего желания.
              1) Это как минимум экономически выгодно, что согласитесь фактор немаловажный.
              2) Сбои в управлении из за потери сигнала частично решаются наличием инерциальной навигации. На судах возможно будет экипаж, но меньшего количества (аварийная партия).
              3)Катастрофы случаются не только из за технических проблем.

              Статистика крупнейших авиакатастроф мира за 1974-2020 года показывает, что основная причина трагедий в воздухе — человеческий фактор (ошибка экипажа или диспетчера).

              https://forinsurer.com/public/17/01/10/3824

              По этим ссылкам можно посмотреть про влияние человеческого фактора на аварийность на ж/д транспорте.

              https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-avariynyh-situatsiy-na-zheleznodorozhnom-transporte-i-ih-prichiny/viewer

              https://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V53/7.pdf

              более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего „человеческий фактор“ рассматривается в качестве ключевого направления»

              По ссылке Архангельский опыт изучения проблемы:

              около ¾ всех учетных ДТП, зарегистрированных на пилотной автомобильной дороге, происходит по вине человек.

              Нhttps://ador.ru/data/files/static/audit_09.pdf

              На море это выглядит примерно так:

              По-прежнему, одной из существенных причин происшествий является человеческий фактор, некомпетентность и несоблюдение нормативнотехнических требований, пренебрежение метеорологическими прогнозами, грубые нарушения МППСС– 72, неудовлетворительная организация ходовой вахты в условиях ограниченной видимости, неправильное использование
              навигационного оборудования, недостаточным знанием судоводителями маневренных характеристик судна.

              https://yugmrn.tu.rostransnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/sites/33/2017/12/2017.pdf

              Ну и к примеру за 2018-ый год человеческий фактор основная причина аварий на промышленных предприятиях, 67%.
              1. Sapsan136 Офлайн Sapsan136
                Sapsan136 (Sapsan136) 3 октября 2020 10:22
                +3
                То,что выгодно барыгам далеко не всегда безопасно для окружающих,так что...Человеческий фактор,это чаще всего попытка умолчать о технических проблемах возникших по вине владельца,или командования,наплевательски относившихся и не соблюдавших интервалов обязательных промежуточных ремонтов техники,или самовольное изменение конструкции корабля,с целью увеличения его грузовых возможностей,за счет ликвидации переборок и других систем обеспечивающих живучесть корабля в аварийных ситуациях.На беспилотниках этот бардак никуда не исчезнет,он лишь усугубиться.
  2. Sapsan136 Офлайн Sapsan136
    Sapsan136 (Sapsan136) 2 октября 2020 11:35
    +3
    А зачем это нужно?! Как беспилотное судно станет обороняться от пиратов?! Недавнее столкновение МПК ВМФ РФ с иностранным торговым судном говорит о том,что даже пилотируемое судоходство организованное на безопасном уровне до сих пор остается пределом мечтаний. Техника все еще сырая и полностью доверять ей управление чем либо могут только очень не далекие люди,движимые собственными амбициями,а не разумом.
  3. Николай Малюгин (Николай Малюгин) 5 октября 2020 15:54
    0
    Как посмотришь по телевизору - ё-мое. А выйдешь на улицу - все по-прежнему.

    Жванецкий