Импортозамещение стоило российскому флоту двух ракетных кораблей «Каракурт»
Надводная компонента российского военно-морского флота сегодня откровенно слаба. Огромные проблемы с ее обновлением создала Украина, отказавшаяся поставлять для наших кораблей силовые установки. О том, насколько серьезно положение, свидетельствуют планы Минобороны РФ заменить фрегаты дальней морской и океанской зоны малыми ракетными кораблями, изначально предназначенными для охраны больших рек и внутренних морских бассейнов.
Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник» имеют очень непростую судьбу. Изначально их планировалось построить шесть единиц на замену кораблям проекта 22350, строительство которых затянулось, а после общее число намеревались довести до девяти. Но не успели. До крымских событий в 2014 году Украина успела поставить в Россию только три газотурбинных силовых установки, а после Киев запретил их дальнейшую передачу. Из-за этого все сроки сдачи серии «Буревестников» оказались сорваны. Из-за проблем с импортозамещением двигателей Минобороны решилось на довольно отчаянный шаг, обратившись к идее замены кораблей второго ранга на малые корабли третьего ранга. Основной причиной было то, что МРК существенно дешевле и их можно довольно быстро «наклепать» большое количество. Во всяком случае, так казалось изначально.
Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» довольно неплохо показали себя в 2015 и 2016 году, нанеся ряд ударов по позициям террористов в Сирии. Они вооружены ракетами «Оникс», «Калибр-НК», а в перспективе – гиперзвуковыми «Цирконами». Уже построено 9 судов, еще 3 строятся. Однако практика их использования на «большой воде» продемонстрировала, что они себя на ней чувствуют не слишком уютно, и имеют очень ограниченную автономность.
Эти проблемы должен был исправить проект 22800 «Каракурт». МРК данной серии по сути представляют улучшенную версию «Буянов» с повышенной мореходностью и автономностью плавания. Скорее, их можно отнести уже к малым корветам. Вооружение составляют все те же «Ониксы», «Калибры» и «Цирконы». В серии запланировано 18 «Каракуртов». Несмотря на свои скромные размеры, МРК смогут выполнять ряд важных задач по обеспечению обороноспособности нашей страны.
Однако намерение заменить ими фрегаты, чье водоизмещение в 4,5 раза больше, не говорит ничего хорошего о состоянии отечественного судостроения. К сожалению, проблемы проявились и при производстве МРК. Так, подписанный в 2018 году договор на производство двух малых ракетных кораблей с АО «Восточная верфь», так и не был выполнен, потому оказался расторгнут военными. Наследник Владивостокского судостроительного завода № 602 потерял половину своих заказов, а сотрудники вынуждены выйти на сокращенную рабочую неделю.
Есть мнение, что это сделано не из-за «вредности» Минобороны, а по причине того, что оборонная промышленность банально не справляется с объемами заказов. На замену украинским двигателям «Звезда» в Ленинградской области разработала установки М-507Д-1, но не способна производить их в достаточном количестве. Пришлось переносить часть объемов на Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ), однако субподрядчик тоже не справился, что привело к выяснению отношений в суде. Пресс-служба «Звезды» поясняла:
КМЗ до сих пор не наладил серийное производство дизельных двигателей в соответствии с ГОСТ РВ 15.301–2003, хотя вся документация, необходимая для их изготовления, была официально передана.
В общем, импортозамещение – штука непростая и небыстрая. Судя по всему, Минобороны РФ решило само вычеркнуть из списка два «Каракурта», каждый из которых обходится бюджету в 2 миллиарда рублей.
Информация