Запад срывает серийное производство российского лайнера МС-21

87

Отечественному авиастроению нанесен очередной серьезный удар. Иностранные производители отказались поставлять в Россию электронные и прочие необходимые компоненты для создания гражданских самолетов. Сроки запуска в серию авиалайнера МС-21 вновь сдвигаются вправо. Что делать, и кто виноват, попробуем разобраться.

Буквально неделю назад мы рассказывали о проблемах, которые стоят перед перспективным среднемагистральным самолетом, способным составить некую реальную конкуренцию Boeing и Airbus. В качестве основной была указана зависимость от поставок импортных комплектующих. Лайнер на выбор заказчика может оснащаться либо отечественным авиадвигателем ПД-14 (который тоже пока не производится серийно), либо американским PW1400G от компании Pratt & Whitney. Наличие альтернативной иловой установки должно снизить степень зависимости от иностранных поставщиков.



Американские власти уже успели создать проблем российскому проекту, запретив своим и японским компаниям поставлять для МС-21 композитные материалы, необходимые для производства его «черных крыльев». Из-за этого сроки запуска самолета в серию сдвинулись вправо на период вынужденного импортозамещения. Однако в статье недельной давности мы указывали на то, что отечественный среднемагистральный лайнер по-прежнему серьезно зависит от иностранных поставщиков. Для производства МС-21 требуются импортные электронные системы и ряд механических узлов. Как сообщалось, Объединенная авиастроительная корпорация впрок закупила значительный запас этих комплектующих на сумму в несколько десятков миллиардов рублей. Как выяснилось, предосторожность оказалась совсем не лишней. Василий Шпак, представитель Минпромторга, накануне посетовал:

Наши иностранные партнеры, которые поставляют готовые системы для наших самолётов, кто-то гласно, кто-то негласно, проинформировали наших авиастроителей, что ни по действующим контрактам, ни по новым контрактам взаимоотношений с нашими авиастроителями продолжать не будут.

Чиновник сделал умозаключение о том, что таким образом западные корпорации пытаются остановить возрождение российского авиастроения. Ограничения коснутся как МС-21, так и «Суперджета», а также ряда других проектов. Как говорится, приплыли, или прилетели, как кому угодно. Теперь России придется практически с нуля возрождать еще и производство электронных компонентов. Причем делать это придется в условиях проблем с поставками станков, прочего оборудования, а также дефицита профессиональных кадров, вызванных «оптимизациями» авиастроительной отрасли. Дело, безусловно, нужное, но влетит оно стране в копеечку и еще больше сдвинет сроки запуска МС-21 в серию.

При этом хотелось бы обратить внимание, что ситуация не была бы столь плачевной, если бы «государевы слуги» соответствовали занимаемой должности и своевременно выполняли поставленные перед ними задачи. К слову, курс на импортозамещение в авиастроительной отрасли был поставлен еще в 2014 году, сразу после начала охлаждения отношений с Западом. Не нужно было быть гением, чтобы понять, чем в итоге завершится «эффективная международная кооперация». Вот она и закончилась, как и должна была закончиться. Но за прошедшие шесть лет производство электронных и прочих критически важных компонентов так и не было налажено.

Следует отметить, что произошедшее можно считать жирной точкой в политике либеральных «реформаторов», что по-прежнему находятся у власти в России. В 1992 году один из главных идеологов перехода к частной собственности на средства производства и «невидимой руки рынка» Егор Гайдар, по воспоминаниям министра станкостроительной и инструментальной промышленности Н.А. Паничева, по поводу его идеи сохранения станкостроительной отрасли заявил дословно следующее:

Да кому нужны ваши дерьмовые станки?! Понадобятся – мы все за рубежом купим.

Ну вот, «допокупались». Мистера Гайдара уже давно нет, но дело его, судя по результатам, живет. Будет полезно узнать, что даже сейчас доля иностранных компонентов электронной базы в космической отрасли у нас составляет 20%, а в оборонке – все 40%. Нетрудно догадаться, куда будет нанесен следующий санкционный удар, пока наши «государевы мужи» занимаются непонятно чем.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    1 октября 2020 12:53
    точно сказано,нет большей беды чем беда внутренняя
  2. +1
    1 октября 2020 12:57
    Что больше всёго продает Россия, нефть и нефтепродукты, что больше всего закупает, машины и оборудование) Тут не надо быть вундеркиндом чтоб понять, что нужно импортозмещать)
  3. +1
    1 октября 2020 13:17
    А что, так трудно создать новый двигатель? Один Авиамотрный институт с заводом будут стоить гораздо дешевле яхты Абрамовича, или какого там еще "яхтенного" миллиардера, получившего за копейки народную собственность!
    1. +2
      1 октября 2020 13:55
      Легко будет сделать - когда всех "яхтсменов" перестреляют, именно по приговору суда и вместе с семейниками!!!
    2. +3
      1 октября 2020 14:07
      В индустриализацию на старом фундаменте не въедешь. Надо менять дефективных менеджеров на профильных специалистов. Как это было всегда и везде!
      1. -1
        1 октября 2020 23:22
        В индустриализацию на старом фундаменте не въедешь. Надо менять...

        На каком таком старом, старое всё продали, прикарманили, попилили или выбросили в процессе декоммунизации и прикарманизации. Всё что есть, это чистейшие продукты не имеющей аналогов ельцинской экономики. Все эти новенькие, прямо таки с нуля, эффективные управленцы у руля совсем недолго. Им нужно ещё немного времени, денег и всё будет. А "рынок" продолжает разруливать, в основном бюджетное бабло по карманам.
        1. 0
          2 октября 2020 15:42
          а какова емкость российского рынка станков по производству авиамотрных двигателей?
          1. 0
            2 октября 2020 21:33
            Думаю, что вполне достаточная для обеспечения российского рынка. А на западный нас в любом случае не пустят.
      2. -3
        2 октября 2020 21:32
        Ни один советский двигатель не соответствовал мировому уровню. Всем нашим самолётам за исключением Ил-96 запрещёны полёты в Европу и США. Не из-за политики или санкций, нет, а из-за шумности двигателей. Поэтому советские профильные специалисты были ничем не лучше нынешних менеджеров. Делали много всего, только это был хлам никому не нужный.
        1. +1
          5 октября 2020 23:54
          Цитата: igor.igorev
          Ни один советский двигатель не соответствовал мировому уровню.

          Пока что американцы признали наш нк32 лучшим в мире. У них такого нет. Есть похожие, но с худшими характеристиками. Так, что не надо пиликать.
          1. 0
            9 октября 2020 11:27
            Вы читать умеете? Ниодин наш двигатель кроме ПС-90 не может использоваться на самолётах летающих в Европу и США. А о мощности двигателей я ничего не писал. НК-32 хороший двигатель, но точно не самый лучший.
            1. +1
              12 октября 2020 20:10
              30 лет назад!!!? был создан НК-93, которому ПД-14 даже рядом ставить стыдно. У америкосов вообще ничего подобного не было тогда. По сравнению с «ПД-14», «НК-93» гораздо тише (отсутствует шум, характерный турбореактивным установкам), экологичнее, дешевле и экономичнее. Но зарубили по политическим соображениям. Продались, короче, западникам
              1. -1
                15 октября 2020 20:46
                Да нет никакого НК-93. Поменьше бульварную прессу читайте.
                1. 0
                  16 октября 2020 08:57
                  Вот те на. Куда ж он делся то. Насколько известно, продолжаются некоторые работы по модифицированию НК-93, на новые технологии. Не совсем официальные, но идут. Хотя Некоторым конечно больше известно о двигателях Кузнецова.
                  1. 0
                    20 октября 2020 09:48
                    Расскажите мне когда и для чего построили НК-93, очень хочется узнать.
                    1. 0
                      20 октября 2020 17:32
                      У Вас есть инет и куча времени.
                      1. 0
                        23 октября 2020 21:17
                        Лишь глупые люди ищут в инете нужную информацию.
                      2. 0
                        29 октября 2020 17:05
                        Понял. Тогда посоветую на рынке. Туда тоже люди ходят неглупые..
                    2. 0
                      20 октября 2020 17:34
                      Главное правильно сформулировать запрос.
        2. +1
          5 октября 2020 23:59
          Тут была инфа, как американцы уволили своих авиаконструкторов (штук300) и приняли наших. Это как? При желании в инете это все есть
    3. 123
      +4
      1 октября 2020 14:13
      А что, так трудно создать новый двигатель? Один Авиамотрный институт с заводом будут стоить гораздо дешевле яхты Абрамовича, или какого там еще "яхтенного" миллиардера, получившего за копейки народную собственность!

      Разве все дело в деньгах? Чего китайцы с двигателями мучаются не подскажите? Тоже денег не хватает?
      1. +4
        1 октября 2020 14:17
        Для 123: - Вы считаете, что русским инженерам, первыми отправивших человека в космос, не хватит мозгов сделать новый двигатель? А когда-то на Ту и ИЛы хватало мозгов. Или нет больше талантов на Руси?
        1. 123
          0
          1 октября 2020 14:20
          Вы считаете, что русским инженерам, первыми отправивших человека в космос, не хватит мозгов сделать новый двигатель? А когда-то на Ту и ИЛы хватало мозгов. Или нет больше талантов на Руси?

          Почему же не хватает? ПД-14 сделали и другие сделают yes Но дело тут не в деньгах. Такие технологии не купить. Китайцы наглядный пример.
          1. 0
            1 октября 2020 14:23
            А технологии с неба прилетают? Их на земле разрабатывают. Почему русские инженеры, по Вашему мнению, не могут их разработать? Или на такое способны только немцы с англосаксами и французами?
            1. 123
              +2
              1 октября 2020 14:40
              А технологии с неба прилетают? Их на земле разрабатывают. Почему русские инженеры, по Вашему мнению, не могут их разработать? Или на такое способны только немцы с англосаксами и французами?

              А откуда вы взяли такое мое мнение? belay Где я говорил что русские инженеры этого не могут?
              Для производства двигателей нужна научная школа, у нас ее к счастью до конца не развалили. Технологии с неба действительно не прилетают, их разрабатывают. Для этого нужно много и долго работать. Одними деньгами проблему не решить. У тех же китайцев финансовые возможности серьезней, но двигателе по прежнему покупают, в том числе и у нас. И кстати, немцы в данном случае "не могут", у них собственного двигателя подобного класса нет. У них в 1945 "школу" закрыли, с тех пор наверстать не могут. Так что способных произвести такие двигатели осталось не много, англосаксы, французы и мы, по большому счету и все, если что и делают другие то это уже совместное производство.Практически все производители входят в Совбез ООН, видимо это не случайно, итоги второй мировой... производство смогли сохранить только победители.
              Я это к тому что Абрамовичи и яхты это одно, а двигатели это все же немного другое.
              Я не сторонник Абрамовичей и яхт, но это немного другая тема. У англосаксов и французов яхт не меньше, а двигатели есть. hi
              1. +1
                1 октября 2020 14:48
                У англосаксов печатный станок есть хороший, и благодаря ему они скупают и технологии на корню, и разработчиков, из тех, что не против заработать, или тех, которым не дают в своих странах развиваться. И яхты Абрамовичей тут как раз при том! Когда деньги в стране шли на образование и в развитие промышленности, то и двигателей своих хватало. А как стали эффективные менеджеры огромные яхты заказывать и иностранные спортклубы содержать, так сразу проблемы в авиастроении и других отраслях промышленности возникли!
                1. 123
                  +1
                  1 октября 2020 16:35
                  У англосаксов печатный станок есть хороший, и благодаря ему они скупают и технологии на корню, и разработчиков, из тех, что не против заработать, или тех, которым не дают в своих странах развиваться

                  Все верно yes , вот только касательно авиадвигателей это не работает. Скупать не у кого. Такие вещи можно сделать только самостоятельно. В начале "реактивной эры" СССР двигатели для истребителей у тех же англичан покупал.

                  И яхты Абрамовичей тут как раз при том! Когда деньги в стране шли на образование и в развитие промышленности, то и двигателей своих хватало.

                  Это верно лишь отчасти. Мировым лидером гражданского авиастроения в полном объеме СССР все же не был. Те же двигатели зачастую отставали от западных по экономичности, надежности, шумности.
                  Да в 90-е и образование и промышленность угробили, авиацию давили примерно так:

                  Распад СССР и появление СНГ стали для США той самой возможностью придушить постсоветский авиапром, которой Вашингтон и воспользовался. FAA категорически отказалась работать по сертификации Ил-96М/Т на основе норм Госавианадзора, потому были разработаны гармонизированные с FAR США Нормы лётной годности и процедуры сертификации авиационной техники. Ил-96Т в итоге сертифицировали, однако дорогой ценой.
                  Подписанные МАК с FAA процедуры реализации этого соглашения носят ярко выраженный дискриминационный характер по отношению к России, позволяя США экспортировать к нам любые ВС, включая «старые» и с большим налётом, а нам в США — только новые транспортные самолёты с американскими двигателями и авионикой. МАК ещё до подписания этого межправительственного соглашения сертифицировал большое число устаревших типов самолётов Boeing, что привело к катастрофе для отечественного гражданского авиапрома.
                  Угнаться за этими стандартами качества практически невозможно. В целом ситуация оказывается ещё жёстче той, что наблюдается в сфере автотранспорта с его эконстандартами «Евро»: производя тысячи самолётов в год, Boeing и Airbus постоянно повышают планку качества, отсекая от своего неба любых менее современных конкурентов. И сертифицировать нужно практически всё, даже авиационные кресла.
                  Мало того, благодаря лидерству в авиационной промышленности ЕС вполне может позволить себе вводить запреты на приём, например, шумных самолётов, как это было сделано в 2002 году с семейством Ту-134/154.

                  И в этой авиационной реальности живут все производители самолётов.
                  В мировом небе безраздельно господствуют самолёты Boeing и Airbus, которые ведут между собой борьбу за лидерство в сегменте широкофюзеляжных самолётов. На вторых ролях находятся бразильский Embraer (условно бразильский, так как частью его акций владеет французский Dassault) и канадско-британский Bombardier — они конкурируют с гигантами первого эшелона в сегменте региональных и узкофюзеляжных машин.
                  Boeing и Airbus пользуются серьёзной поддержкой со стороны своих правительств, а попытки кого-либо оспорить их первенство оборачиваются мерами наподобие американских пошлин против Bombardier C-series. Фактически это не что иное, как протекционизм, причём весьма агрессивный.
                  США и ЕС законодатели в сфере авиации, лидеры по производству комплектующих для самолётов, что обеспечивает их право сертифицировать авиационную технику других стран мира и заставлять их играть по американским и европейским техническим правилам, которым крайне трудно соответствовать.
                  Уклониться от сертификации в EASA и FAA крайне сложно — это означает фактически закрытие 70% мирового неба для несертифицированного самолёта.

                  А как стали эффективные менеджеры огромные яхты заказывать и иностранные спортклубы содержать, так сразу проблемы в авиастроении и других отраслях промышленности возникли!

                  Ага yes Вот только яхт и спортклубов последнее меньше не стало, а авиастроение начало возрождаться. Так что одними "эффективными менеджерами " все объяснить не возможно. Может это упрощенный взгляд на причины?
                2. «123» абсолютно прав. Вот, прочтите эту статью. Она многое объясняет.

                  http://www.tsagi.ru/pressroom/
                  mediabank/about_us/1185/
        2. -4
          1 октября 2020 20:49
          Все русские инженеры уехали в Израиль или состарились, а работать за копейки соглашаются соответствующие персонажи.
          1. 0
            2 октября 2020 15:55
            Уехали и уезжают не только в Израиль......!
          2. Все русские инженеры уехали в Израиль

            еврей - инженер... это анекдот
          3. 0
            2 октября 2020 23:48
            Цитата: лахудра
            Все русские инженеры уехали в Израиль

            Это значит, русские инженеры не хуже инженеров евреев, раз их в Израиле так хорошо принимают. Думаю евреи боятся, что русским надоест и они вернутся обратно. ВИВАТ товарищи! Господа тоже, виват! smile
        3. 0
          2 октября 2020 21:36
          Мозги есть, нужно лет 10, чтобы эти мозги создали и организовали производство двигателя. Движки для военных самолётов мы делали и делаем, но для гражданских нужны совсем другие параметры.
      2. -1
        1 октября 2020 23:25
        Чего китайцы с двигателями мучаются не подскажите?

        Вы ставите китайскую и российскую школы на одну ступень? Ну да, ну да. Видимо пора.
        1. 123
          +3
          1 октября 2020 23:34
          Вы ставите китайскую и российскую школы на одну ступень? Ну да, ну да. Видимо пора.

          Как раз нет. Именно поэтому они наши двигатели и покупают а не мы у них. А насчет пора.... почивать на лаврах и считать что так будет всегда не разумно. Иначе вот такие вот увлечения превратятся в обязательную школьную программу laughing

          1. 0
            1 октября 2020 23:54
            ...вот такие вот увлечения превратятся в обязательную школьную программу.

            Ну так в этом возрасте можно легко языки учить, если учителя толковые. Китайский тоже нужен. good

            .... почивать на лаврах и считать...

            Лавры то слегка поосыпались уже. К военным движкам совершенно другие требования по запасу ресурса, по экономии и так далее. Зачем было развивать этот сегмент, если можно у Боингов с Бомбардирами всё это купить, а лучше всего летающим комплектом, в виде самолёта. Вот результаты этой "бестолковщины" или вредительства под прикрытием якобы невидимой руки рынка и лезут из всех щелей.
            1. 123
              +2
              2 октября 2020 00:02
              Ну так в этом возрасте можно легко языки учить, если учителя толковые. Китайский тоже нужен

              У этих детишек толковый yes папа сам шпарит не хуже китайцев.

              Лавры то слегка поосыпались уже. К военным движкам совершенно другие требования по запасу ресурса, по экономии и так далее. Зачем было развивать этот сегмент, если можно у Боингов с Бомбардирами всё это купить, а лучше всего летающим комплектом, в виде самолёта. Вот результаты этой "бестолковщины" или вредительства под прикрытием якобы невидимой руки рынка и лезут из всех щелей.

              Как раз сейчас на "лаврах" профилактика идет, подкрашивают, обновляют...
              Скорее всего это не бестолковщина или идейное вредительство, просто продажные твари.... "Партнеры" убирали конкурента и освобождали для себя рынок, а эти гребли зеленые бумажки и делали вид что этого не понимают.
    4. 0
      2 октября 2020 15:37
      а сколько будет стоить завод, который собирать станки, на которых собирают моторы для двигателей?
    5. 0
      2 октября 2020 21:28
      Чтобы с ноля создать двигатель нужно не менее 10 лет и потом ещё несколько лет дорабатывать его уже в процессе эксплуатации. Это самое сложное изделие в самолёте.
  4. +3
    1 октября 2020 13:53
    Либерализм мозга стоит уже признать психическим заболеванием, особенно беспощадно карающая русскую элытку и навальнят.
  5. -3
    1 октября 2020 13:57
    Сколько можно!
    уж года 3 вот-вот запустится и переможится, а запад все срывает и срывает...
    Слова разные, суть одна.

    Может -

    Может, в консерватории что-то подправить?
    1. -2
      1 октября 2020 20:50
      Нет ! Русскому народу нравится бороться с западом и вставать с колен.
      1. Русскому народу нравится бороться с западом и вставать с колен.

        А украинскому народу нравится нравиться западу стоя на коленях.
  6. -8
    1 октября 2020 14:00
    Вот вам и результат 20-летнего правления Путина!!

    .....Чтобы где бы ни случилось,
    утонуло, взорвалось,
    видно так уж получилось
    так уж видно повелось.
    Все в России твёрдо знают
    самый главный аргумент,
    ни за что не отвечает
    в государстве президент......


    (интернет)
    1. 0
      2 октября 2020 12:38
      Шарик - ну при чем тут опять президент ... Ну прям диву иногда даешься! Как дети! fool Чуть что - сразу президент виноват ... Неужели непонятно, что палки в колеса нам будут вставлять ВСЕГДА, пока у нас что-то будут пытаться возродить, построить, изобрести и тем самым пошатнуть сложившиеся устои на международном рынке!? Ну а если санкций не хотите - выбирайте президента - размазню, только тогда не будет и того что сделано!
  7. +2
    1 октября 2020 14:01
    Чем быстрее Россия избавится от иностранных лоббистов, (включая лоббистов из ближнего зарубежья, т.н. "братьев"), тем более независимой стает наша страна.
  8. 123
    +2
    1 октября 2020 14:12
    Будет полезно узнать, что даже сейчас доля иностранных компонентов электронной базы в космической отрасли у нас составляет 20%, а в оборонке – все 40%. Нетрудно догадаться, куда будет нанесен следующий санкционный удар, пока наши «государевы мужи» занимаются непонятно чем.

    О!!! Опять все пропало. laughing Капитану очевидность пора вручать новую грамоту yes А для чего по вашему...

    Объединенная авиастроительная корпорация впрок закупила значительный запас этих комплектующих на сумму в несколько десятков миллиардов рублей.

    Итак поступила не только ОАК, на "переходный период" склады забили не миллиарды долларов. Может «государевы мужи» поняли это без вашей подсказки? Сказать что в этом направлении ничего не делается довольно сложно.

    Сегодня практически ни одна страна в мире не обеспечивает себя полностью современной электронной компонентной базой «космического» качества. Мы, российский космос, — часть этой мировой кооперации. Поэтому в последние 15-20 лет для достижения самых высоких характеристик космических аппаратов мы в максимальной степени использовали доступную на мировом рынке электронную компонентную базу. Использование импортной компонентной базы в коммерческих спутниках доходило до 75%, в космических аппаратах двойного назначения, таких как ГЛОНАСС, — до 50%. Из импортной электронной компонентной базы 80-85% составляла продукция производства США, ставшая нам недоступной после 2014 г.

    https://www.roscosmos.ru/28651/

    Зависимость от импорта по прежнему остается, но она практически устранена от США, ну а насчет Азии... это сделать не так просто, там "мировая фабрика электроники".

    Электронная компонентная база в оборонно-промышленном комплексе более, чем на 60% состоит из отечественных изделий. Шпак также напомнил об исследовании 2018 года, которое показало, какой объем импортной электронной компонентной базы при производстве вооружения, военной и специальной техники в США. «80% — это Китай и Тайвань. Это не только для нас характерно», — рассказал чиновник, подчеркивая, что такова общемировая практика.

    https://www.cnews.ru/news/top/2020-09-30_postavshchiki_komplektuyushchih
  9. +1
    1 октября 2020 15:19
    Причем тут Запад? Это результат ,который был заложен нашими собственными идиотами или вредителями как у разработчиков и изготовителей , так и в правительстве. Кто же в здравом уме заложит покупать детали самолета у врага,когда идет война?
    1. 123
      +1
      1 октября 2020 16:44
      Причем тут Запад? Это результат ,который был заложен нашими собственными идиотами или вредителями как у разработчиков и изготовителей , так и в правительстве. Кто же в здравом уме заложит покупать детали самолета у врага,когда идет война?

      А знаете.... СССР у врага хлебушек покупал.... feel Что скажете о советском правительстве? Или это другое? winked
  10. 0
    1 октября 2020 18:02
    Ну так давно говорили - что санкции по сути ещё никто простив РФ не вводил. А вот если захотят - у нас всё встанет. От интернета до бензина. Смешно - но химией своей у нас очень мало. Вот вы думаете чего вертолёты и самолёты новых модификаций не делают или делают единицы ?? А агрегатов и запчастей нет - они закупались из-за границы.
  11. Для начала запретить покупать Боинги и Эрбасы а также их полеты над Россией
    1. -5
      2 октября 2020 08:20
      Правильно,пусть вся гражданская авиация станет на прикол.Примено 90% гражданской авиации России именно Боинги и Эрбасы.Но робот она ведь безмозглая машина,а не мыслящая.
      1. Примено 90% гражданской авиации России именно Боинги и Эрбасы.

        Можно подумать, что евреи летают исключительно на Израильских самолётах)
        1. -4
          2 октября 2020 23:52
          Так мы и не претендуем на такое.Делаем то что у нас хорошо получается - например,беспилотники.
          1. Так мы и не претендуем на такое.Делаем то что у нас хорошо получается - например,беспилотники.

            Ну вот и прекрасно.
            А Россия в свою очередь является одним из лидеров в оборонной промышленности, атомной отрасли и в целом энергетике, сельском хозяйстве, металлургии, авиа- и вертолётостроении, ракетостроении и космической отрасли, двигателестроении, ИТ-секторе и так далее.
            Слабо повторить «маленькой стране»?
            1. -4
              3 октября 2020 06:16
              У маленькой страны свои достижения,и не малые - будучи «маленькой страной»,без ресурсов,без воды,она превратилась из пустыни в цветущий сад,.Один из мировых лидеров в фармакологии,медицине,одна из стран с наибольшей продолжительностью жизни (Россия на 126 месте),да и в той же оборонке одна из лидеров - из десятки мировых экспортеров оружия.Слабо повторить «великой стране» такие успехи в израильских условиях?Да и насчёт ИТ-сектора,двигателестроения - ваши успехи здесь довольно сомнительны.В чем скажем ваши успехи в области двигателестроения?РД-180?Что ещё?На мировом рынке есть спрос на российские двигатели?Какие?
              1. В чем скажем ваши успехи в области двигателестроения?РД-180?

                А на каких двигателях, по вашему, летают российские военные самолёты?
                На израильских?))

                да и в той же оборонке одна из лидеров - из десятки мировых экспортеров оружия.

                А вас не смущает, что Израиль, например, получает около 60% от общего объема всех программ военной помощи США иностранным государствам? До 22% во- енного бюджета Израиля формируются за счет США. Израиль является вторым по величине получателем международной помощи США (по- сле Афганистана), а с 1948 г. США потратили на Израиль 115 млрд долл. США.
                1. -4
                  3 октября 2020 11:58
                  Вообще-то вы тут писали что Россия является одним из мировых лидеров в в двигателестроении.Вот и хотелось бы узнать кто покупает российские двигатели.Ну и насчёт помощи - Израиль получает ее только на военные нужды,а в общем объёме она составляет около 3-4% бюджета.Все остальное сами.Так что нет,не смущает.На всякий случай напомню - до начала 70-х США помогали Израилю чуть меньше чем никак,и ничего - выжили и совсем неплохо выжили,при этом умудрились без всякой помощи разгромить объединённые арабские армии,заботливо поддерживаемые великим-могучим.Да и той помощью,которая даётся,нужно уметь распорядиться.Далеко не у всех это получается.К тому же помощь,она не совсем и безвозмездная - очень многие израильские патенты берутся на вооружение США.Ну и опять же Израиль всегда находился в первой десятке экспортеров вооружений.Мы делаем то что у нас хорошо получается,и нам не нужно скатываться в изоляцию и авторкию.
                  1. Вот и хотелось бы узнать кто покупает российские двигатели.

                    Все, кто эксплуатирует технику российского(и советского) производства. Дальше сами.)

                    Израиль получает ее только на военные нужды,а в общем объёме она составляет около 3-4% бюджета.Все остальное сами.Так что нет,не смущает.На всякий случай напомню - до начала 70-х США помогали Израилю чуть меньше чем никак,и ничего - выжили и совсем неплохо выжили.

                    Да ладно) Вот неплохой материал по американской помощи государству Израиль за период с начала его существованния:

                    http://ehd.mgimo.ru/IORManagerMgimo/file?id=C7A4EE6A-795F-A31F-2774-E4552227F690
                2. +2
                  3 октября 2020 12:46
                  Цитата: Уважаемый диванный эксперт.
                  с 1948 г. США потратили на Израиль 115 млрд долл. США.

                  При населении всего 10 млн человек 115 млрд долл. США это огромная сумма.

                  На такие бабки можно с курортов не вылазить, повышая продолжительность своей жизни. smile
                  1. -3
                    3 октября 2020 13:11
                    ВСЕ американские деньги уходят исключительно на вооружение,причём американское же,так что это в общем выгодно и Америке,плюс как было сказано,израильские патенты очень даже востребованы в США.Ну и как тоже было сказано,все остальное сами.Ну насчёт Советско-российской техники (двигателей) - кто их эксплуатирует и эксплуатировал кроме «стран народной демократии»,бывших вассалами СССР и стран третьего мира, «избравшими социалистический путь развития»?У кого были деньги и кто не был советским вассалом покупал технику западного производства.
                    1. +2
                      3 октября 2020 13:34
                      Natan Bruk! Вот и я о том же! Раз уж на войну свои бабки тратить не нужно, то можно на них улучшать демографию страны и продолжительность своей жизни! wink
                      P.S. Желаю успехов!
                      1. -3
                        3 октября 2020 14:17
                        Взаимно,те же пожелания
                      2. +2
                        3 октября 2020 14:46
                        Я вам поверю, если вы откажетесь брать безвозмездную помощь (зарплату) на войну от США.
                    2. стран третьего мира, «избравшими социалистический путь развития»?У кого были деньги и кто не был советским вассалом покупал технику западного производства.

                      Это вы про Китай так?)
              2. одна из стран с наибольшей продолжительностью жизни (Россия на 126 месте),

                Ну понятно, у вас же нет нескольких климатических зон, где годовые колебания температуры достигают порой 90°С. Или ваши знания медицины не позволяют вам понимать влияния этого на организм человека?
                В южных районах России статистика по продолжительности жизни не уступает вашей.

                А если вы говорите по поводу более качественного медицинского обслуживания... Ну что ж. Если продолжительность жизни израильтян зависит именно от этого, то тут завидовать особо нечему.
                Лично я охотнее умру, будучи ещё достаточно активным и сильным, что бы дойти до туалета, и дышать без помощи аппарата искусственного дыхания, и желательно в здравом уме, чем пролежать последние 5-6 лет жизни овощем.
                1. -3
                  3 октября 2020 11:45
                  Спасибо,посмешили :))) Только есть страны ггде тоже несколько климатических зон,но при этом они вверху рейтинга ВОЗ по продолжительности жизни,а Россия на 109 месте (по крайней мере в рейтинге за прошлый год)..Ну и к тому же мои знания медицины позволяют мне понять что жизнь в израильском пустынном климате тоже не очень хорошо влияет на организм многих людей.Последний абзац вообще огонь :))) Правильно,умирай молодым,зачем оно нужно это качественно медицинское обслуживание,нужно быть ближе к природе.Сразу вспоминается «Ревизор» Гоголя.Только вот пенсионеры а Израиле живут очень даже насыщенной жизнью и,скажем,в 70 лет человек считается достаточно молодым,ведёт активную жизнь,путешествует по миру и точно не чувствует себя развалиной.Ну и как бы стоит понимать что качественное медобслуживание позволяет сохранить здоровье и быть активным и деятельным и в достаточно пожилом возрасте.
                  1. а Россия на 109 месте (по крайней мере в рейтинге за прошлый год)

                    Спасибо, что заметили рост продолжительности жизни в России) (со 129 на 109 место). Кстати в Израиле продолжительность жизни наоборот немного снизилась.

                    и,скажем,в 70 лет человек считается достаточно молодым

                    Мы же говорим не об этом возрасте?
                    Вы медик, часто видите перед собой «тех, кому за 90». Потому что они уже из медучреждений практически не вылазят.)
                    Ну скажите откровенно, вы лично хотели бы перейти этот рубеж?)
                    Я - нет. О качестве жизни говорить уже не приходится. Мечтаете быть такой говорящей мумией? Ну это ваше дело.
                    1. -3
                      3 октября 2020 13:21
                      Ну 109 место как бы тоже не особо впечатляет.А Израиль как был на 9,так и держится там несколько последних лет.Вполне стабильно и совсем даже неплохо,учитывая тяжелый климат,частые военные конфликты и темп жизни.Ну и не стоит доводить до крайностей - средняя продолжительность жизни здесь около 84 лет и очень значительная часть до этого возраста доживает во вполне приличном состоянии,получая удовольствие от детей,внуков,правнуков и других удовольствий «золотого возраста».Но если вы считаете что лучше умереть достаточно молодым - ваше дело.
                      1. Ну 109 место как бы тоже не особо впечатляет.

                        Да, но место было бы намного лучше, если бы не было большого разрыва в продолжительности жизни российских мужчин и женщин. Мужчины к сожалению «тянут» статистику вниз.
                        Но уверен, что и вас лично эта статистика коснётся в равной мере. Вы же тоже с бывшего СССР. Так что проживёте не долго. Вот и выпить любите, судя по вашим же словам.)
              3. 0
                4 октября 2020 10:30
                Да и насчёт ИТ-сектора,двигателестроения - ваши успехи здесь довольно сомнительны.

                - то-то вы на русских сайтах целыми днями сидите. Какую-то глупость пишите...
  12. +4
    1 октября 2020 20:18
    Для начала - закрыть экспорт титановых деталей для самолётов - одноклассников МС-21. Пообещать закрыть остальным, если не одумаются.
    Ну и восстанавливать разгромленное. Это почти нереально.
    Работал я до 1995г. начальником цеха, производившего чипы для микросхем. От завода остались мелкие брызги. На месте управления цеха, технологов, группы механика расположена мастерская по изготовлению протезов. В производственном корпусе стоят металлорежущие станки. Оборудования, обеспечивавшего нужные параметры воздуха в рабочих помещениях (запылённость, влажность, температура), конечно, уже давно нет. Цеха, где собирали микросхемы в корпуса сданы в аренду. Один под торговый центр, другой ещё под какую то фигню.
    Оборудование можно купить и установить (хотя и это - проблема). Где взять кадры? Наладчика оборудования готовили годами. Мне наш механик, когда я пришёл в цех, объяснил, что берут умненького мальчика после института на работу и смотрят, как он работает. Через 2 года становится понятно, получится из него наладчик или нет. С технологами не лучше. То же и операторы прецизионной фотолитографии.
    Один мой родственник закончил МВТУ по специальности "турбиностроение", устроился на "Салют" в Москве. На него нарадоваться не могли. Поработал год: посадил зрение, денег нет. Семью надо кормить. Ушёл работать на западную фирму, которая продаёт здесь своё оборудование. Занимается монтажом, сопровождением и ремонтом. Периодически ездит в головную контору на учёбу и т.д. Работает руководителем службы. Очень хорошо себя чувствует. Работает там уже лет 15. Я не представляю, что ему надо предложить, чтобы он бросил насиженное место и вернулся к реактивным двигателям. Притом, что, как разработчик двигателей, он 15 лет не развивался.
    И откуда у нас что возьмётся? Как создать кадры на базе ЕГЭнутого поколения? Их раньше, при нормальном образовании десятилетиями нарабатывали. Хотя гробить начали уже тогда, в 70-е. Когда рабочий зарабатывал в разы больше разработчика и руководителя среднего звена.
    Это даже если деньги дадут.
    1. -1
      2 октября 2020 08:51
      На всякий случай - не одна Россия производит титан.Больше всех производит Китай.В Канаде ещё есть и в других странах.Без титана не останутся.Но можно,конечно,и выстрелить себе в ногу.
    2. +1
      2 октября 2020 11:43
      не согласен с вами и увы,соглашусь с евреем,продавать титан и титановые изделия можно и нужно если они для гражданских потребителей,банально но факт у нас в россии не такой большой ассортимент для экспорта,а вот минимизировать покупки на западе и у стран применивших санкции к нам необходимо и карать уже российск предприятия нарушающ российск санкции
  13. +1
    1 октября 2020 21:22
    Мне думается отрасли не создаются не от большого нежелания чиновников, а из-за предварительных гигантских фундаментальных задач. Так же стоит вопрос, где взять нужных специалистов? Скажем откровенно, в большинстве своём молодежь России откровенный биомусор. Этот биомусор вырос на Дом 2, Малахове и современном дерьме культуре России.

    И даже если создавать отрасли с прицелом на будущее поколение, то дети всё равно вырастут ущербными, так как у нас по стране 75 - 87% разводов, где инициаторами разводов выступают имбецильные мамашки, бегущие подавать на развод по любому чиху. Ведь государство гарантировало им более лёгкую и свободную жизнь вне брака, главное чтобы рожала как станок и ... со школьной скамьи. При такой форме "семьи" умные специалисты в массовом порядке не появляются, в такой семье появляются только деграданты, способные жрать дерьмо. И целое поколение таких отбросов, не способных к сложному интеллектуальному труду уже выросло. Они как раз сейчас на всякие протесты бегают.

    Поэтому проблема не в либеральных чиновниках, которые скорее всего давно уже не либералы, а в отсутствие людей, способных создать и поддерживать данный механизм на уровне человека у станка.
    1. +1
      1 октября 2020 23:51
      ... проблема не в либеральных чиновниках

      А кто систему образования и подготовки кадров развалил?
  14. +3
    2 октября 2020 00:23
    Очередной волшебный пинок. Как показывает практика, пинки нам на пользу. Благодаря политике запада у нас появилось сельскохозяйственное производство. А про российское авиастроение летчик, герой России Магомед Толбоев говорил 20 лет назад, что если мы не будем делать свои гражданские самолёты и автомобили, то после ухудшения отношений с западом мы вынуждены будем перейти на гужевой транспорт.
    1. 0
      2 октября 2020 08:48
      Чтото его в последнее время не слышно.
      Лишнего сказал?
    2. -3
      2 октября 2020 19:55
      Лучше бы Толбоев не лез в те сферы,в которых он мало понимает.Читал блоги гражданских лётчиков,и большинство очень скептически и даже насмешливо относятся к его писаниям.Человек профессионал в военной авиации,но не в гражданской,там другие критерии и другие приоритеты.И да,большинство профессиональных гражданских пилотов относятся очень скептически к продукции отечественного авиапрома и его «новинкам» и предпочитают летать на Боингах,Эрбасах и Эмбрайерах.
      1. -2
        2 октября 2020 19:59
        Почитайте,например,блог Дениса Оканя,он пилот-инструктор,летает на Боингах,летал на разных типах самолетов.
  15. 0
    2 октября 2020 12:28
    Что же вы за контракты подписываете, коли вас так легко кинуть могут?
  16. 0
    2 октября 2020 12:48
    Ну при чем тут опять президент .

    У таких шариков как вы, только Сталин во всём виноват.

    ...а в естественном отборе
    Путин лучше всё равно....
  17. 0
    2 октября 2020 19:46
    Из-за этого сроки запуска самолета в серию сдвинулись вправо...

    - а почему бы стилистически не придерживаться традиционных формулировок о досрочном вводе или отложенном (перенесённом) сроке ввода вместо этого подглуповатого "сдвинулись вправо...".

    Вам очень сильно хочется, чтобы как можно большее количество обычных невзыскательных людей ощущали благоговение перед тем, какой вы крутой от того, что находитесь где-то прямо на "острие" "современных" лингвистических изысков?
    Проще надо быть и многим читателям не придётся вынужденно вспоминать где есть "право" или "лево" и каким боком нужно повернуться к вашему тексту, чтобы понять о чем вы в нём пишете...
  18. +2
    2 октября 2020 20:47
    Значит в РФ нужно расстрелять тех,кто гробил отечественное производство и вопил,что все можно купить за границей,якобы и лучше и дешевле,чем отечественные товары,а потом реанимировать заводы,такие как Электроника и Электроприбор в Воронеже и тогда все будет в РФ ок.
  19. Комментарий был удален.
  20. +3
    2 октября 2020 21:50
    Надеюсь многие еще помнят как в 2014г. Дм. Рогозин, который в то время был вице-премьером, очень энергично заявлял В. Путину и всей стране, что Мы Конечно... за 2-3 года Обязательно… Освоим и Будем Выпускать в РФ ВСЕ изделия, которые Украина отказалась поставлять России... Наобещал "40 бочек арестантов" и "ушел в кусты..." - оказался жалким Болтуном. Сейчас продолжает обещать чудеса в космонавтике, хотя понятно что снова блефует, переносит сроки реализации лунной и марсианской программ, а также освоения новых носителей и кораблей для пилотируемых полетов. И хоть бы хны - никакой ответственности за срыв сроков и выброшенные десятки и сотни млрд народных средств.
    Что касается отказа поставлять "черные крылья" для МС-21, то хочется задать вопросы:
    - о чем думало правительство РФ и АП, когда нефтедоллары в 2005-15гг. лились рекой, при этом в таких сказочных условиях не делались инвестиции в развитие собственной электронной промышленности, химии высоких технологий, станкостроения, турбостроения, производства дизельных двигателей для морских судов, в развитие отечественного семеноводства, племенного животноводства и многих других отраслей, которые до сих пор или вообще отсутствуют или катастрофически отстают от передовых стран.
  21. 0
    3 октября 2020 04:12
    Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

    Руководство наше без царя в голове довело отрасль до ручки. Где же Путинские соколы из президентской программы "руководители России"?
  22. 0
    12 октября 2020 19:43
    Цитата: igor.igorev
    НК-32 хороший двигатель, но точно не самый лучший.

    Ну-ка, ну-ка, а какой лучше?