Рассекреченные материалы по «Курску»: почему никто не ответил за гибель подлодки
Все тайное рано или поздно становится явным. Поэтому не стоит удивляться, что еще 29 августа 2019 года на сайте цифровой библиотеки Билла Клинтона были опубликованы стенограммы его телефонных и личных бесед с Владимиром Путиным. Документы датированы 1999–2001 годами, все они были под грифом «секретно». Спустя 20 лет гриф секретности был снят, и они были выложены в открытый доступ. Ничего странного в этом нет, странно, что заметили мы это только год спустя. Утечку опубликовала «Медуза» (тот еще ресурс).
В рассекреченных материалах Путин общается с американскими коллегами в качестве директора ФСБ и секретаря Совбеза РФ, главы правительства, и. о. президента РФ и уже как глава российского государства. Темы обсуждаются разные. Меня заинтересовали две из них – гибель атомохода «Курск» и судьба президента Югославии Слободана Милошевича.
ПЛАРК К-141 «Курск»
6 сентября 2000 года Владимир Путин и Билл Клинтон встретились в Нью-Йорке в президентском номере гостиницы Waldorf Astoria. На встрече также присутствовали зам. главы АП РФ Сергей Приходько и зам. госсекретаря США Строуб Тэлботт, свободно владеющий русским языком. Прошу учесть, что ниже приведенная стенограмма (в частности, речь Путина), переведена дважды: сначала переводчиком с русского языка на английский, а затем «Медузой» обратно с английского на русский (возможны некоторые стилистические неточности, но смысл передан точно).
Клинтон: «Сожалею обо всем, через что вам пришлось пройти из-за гибели «Курска». Когда происходит что-то такое, люди по всему миру представляют себя на месте жертв и их близких, но я представлял себя и на вашем месте. Вам, наверное, пришлось столкнуться со множеством критики. Это всегда случается. После Оклахома-Сити многие спрашивали, хорошо ли здание было защищено, и не пустили ли мы террористов в страну. Так что сердцем я был и с людьми на дне моря, и со всеми остальными тоже.»
Справка: Оклахома-Сити – крупнейший на момент разговора Клинтона и Путина теракт в США. 19 апреля 1995 года там взорвался заминированный автомобиль. Была разрушена северная часть федерального здания имени Альфреда Марра. В результате теракта погибли 168 человек, более 680 получили ранения.
Путин: «Хорошего выбора у меня не было. Я оказался в ловушке между плохими и худшими вариантами. Мне говорили, что если бы я сразу спустил туда маленькую подводную лодку и хотя бы попытался спасти парней, мои рейтинги выросли бы. Нельзя позволять делать что-то подобное ради пиара. Нужно отдавать приоритет реальному спасению людей. Я ценю вашу искреннюю поддержку. Как ни странно, последующие опросы показали, что этот инцидент не повлиял на мое положение. Но я очень боюсь, что нечто подобное может повториться.»
Клинтон: «Сейчас мы работаем в другой обстановке. Если в Москве взрывается здание, это словно происходит у наших родственников. Или если люди в Мозамбике вынуждены залезать на деревья, чтобы спастись от наводнения… Во многих отношениях это хорошо. Это напоминает нам, что другие — тоже люди. После этого сложнее ненавидеть. Но иногда и лидеру бывает трудно поступать правильно из-за всех этих сильных ощущений.»
Путин: «Мы чувствовали себя бессильными во время этой катастрофы. Сейчас все выглядит так, что весь экипаж погиб в течение 60 или 90 секунд. Мы не могли рассказать родственникам, но в корпусе была дыра размером около двух метров, через которую затопило первые три отсека подлодки. Я даже не знаю, как мы можем вытащить тела. В этих водах много трески – плоти на костях может не остаться. Мы пытались спустить на тормозах всю эту шумиху, но некоторые люди странные, и они просто продолжали ее подпитывать. Это просто факт жизни.»
Клинтон: «Сейчас мы работаем в другой обстановке. Если в Москве взрывается здание, это словно происходит у наших родственников. Или если люди в Мозамбике вынуждены залезать на деревья, чтобы спастись от наводнения… Во многих отношениях это хорошо. Это напоминает нам, что другие — тоже люди. После этого сложнее ненавидеть. Но иногда и лидеру бывает трудно поступать правильно из-за всех этих сильных ощущений.»
Путин: «Мы чувствовали себя бессильными во время этой катастрофы. Сейчас все выглядит так, что весь экипаж погиб в течение 60 или 90 секунд. Мы не могли рассказать родственникам, но в корпусе была дыра размером около двух метров, через которую затопило первые три отсека подлодки. Я даже не знаю, как мы можем вытащить тела. В этих водах много трески – плоти на костях может не остаться. Мы пытались спустить на тормозах всю эту шумиху, но некоторые люди странные, и они просто продолжали ее подпитывать. Это просто факт жизни.»
На что следует обратить внимание. Данный разговор состоялся 6 сентября, а авария с ПЛАРК «Курск» произошла 12 августа, в результате которой он затонул и лег на дно в Баренцевом море, в 175 км от Североморска (69°40′ с. ш. 37°35′ в. д.) на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших это крупнейшая трагедия в послевоенной истории советского и российского подводного флота.
Официальная версия гибели К-141 «Курск»
Расследование уголовного дела было завершено 22 июля 2002 года.
Лиц, виновных в катастрофе ПЛАРК «Курск», сопряженной с гибелью ста восемнадцати человек, находившихся на борту крейсера, нет,
– написано в постановлении старшего следователя по особо важным делам Главной военной прокуратуры Артура Егиева.
Согласно официальной версии, озвученной в 2002 году генеральным прокурором Устиновым, причиной крушения ПЛАРК стал взрыв в 11:28:26 по мск учебной торпеды 65-76 ПВ («Кит») в торпедном аппарате № 4 лодки, приведший к пожару в 1-ом отсеке, который в свою очередь через 2 мин привел к детонации уже боевых торпед и второму взрыву, который и похоронил лодку вместе с экипажем. Причиной первого взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксида водорода).
Версия вице-адмирала Рязанцева
Это официальная версия, которую пока никто не опроверг. Хотя существует и доклад зам. начальника ГУ ВМФ по боевой подготовке вице-адмирала Валерия Рязанцева, входившего в состав правительственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств катастрофы К-141, который считает, что причиной первого взрыва так называемой «толстой» торпеды 65-76 ПВ, стало её пополнение необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года, произведённое экипажем лодки, пользовавшимся при этом, в силу своей некомпетентности, неправильными инструкциями, что спровоцировало неконтролируемую реакцию разложения перекиси водорода после загрузки торпеды со стеллажа в торпедный аппарат 12 августа 2000 года. Это стало возможным вследствие доукомплектования экипажа ПЛАРК «Курск» перед выходом в море ввиду некомплекта специалистами с других подлодок, не имеющих опыта работы с торпедами на пероксиде водорода.
Второй взрыв, по версии вице-адмирала Рязанцева, произошёл не в результате объёмного пожара в 1-ом отсеке, а из-за столкновения ПЛАРК с грунтом. Согласно его версии, К-141 «Курск», с заполненным водой 1-ым отсеком после первого взрыва, на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос 40-42 градуса столкнулся с грунтом на глубине 108 метров, в результате чего торпедные аппараты № 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряжёнными взрывателями, были смяты и разрушены, что и привело к взрыву и последующей гибели экипажа.
Факты, установленные после подъема лодки в 2001 году
Уже сейчас после подъема лодки стало ясно, что в результате взрыва учебной торпеды и детонации после удара об грунт остальных боевых торпед, разнесло не только 1-ый торпедный отсек, но и 2-ой, где находился Центральный пост вместе с командиром корабля каперангом Геннадием Лячиным и старшим похода начальником штаба 7-й дивизии АПЛ Северного флота каперангом Владимиром Багрянцевым (и избежать этого было нельзя из-за конструктивных особенностей проекта 941А «Антей», на что указывал и Рязанцев). Взрывная волна, сминая переборки, дошла до 5-бис отсека, кормовая переборка которого выгнулась, но удар выдержала. Большая часть экипажа погибла сразу, но 23 членам его удалось спастись, задраившись в 9-ом отсеке. Они надеялись на помощь, но она не пришла из-за преступного бездействия командования СФ и лично командующего СФ адмирала Попова, непосредственно руководившего учениями. Лодка вовремя не была объявлена аварийной (произошло это лишь спустя 12 часов), время было упущено, спасательные работы начались, когда спасать было, по сути, уже некого. Верховный Главнокомандующий не был проинформирован должным образом, в результате он даже не прервал свой отпуск в Сочи, который продлился до 17 августа. Погибшие моряки были посмертно награждены орденами Мужества, командир К-141 каперанг Лячин удостоен звания Героя РФ (но не за гибель лодки, а за предыдущий поход, так уж случилось, что посмертно).
То, что версия вице-адмирала Рязанцева принята к исполнению, явствует из следующего факта: после того, как 25 ноября 2001 года генеральный прокурор Устинов представил его доклад президенту, в течение трёх часов был подписан Указ об увольнении семнадцати офицеров Северного флота и Главного штаба ВМФ, включая нескольких адмиралов, с формулировкой «за упущения в организации боевой подготовки». Фактически тем самым замели мусор под ковер, а официальной версией признана версия генпрокурора Устинова.
Дело ясное, что дело темное
Каждый год история гибели ПЛАРК «Курск» обрастает новыми подробностями, которые, впрочем, никакой ясности не добавляют. Главком, конечно, знает реальную картину, но не считает нужным ее обнародовать. Из рассекреченных переговоров с Клинтоном явствует только одно – на момент разговора с президентом США Путин не знал реальной картины трагедии, ошибочно полагая, что весь экипаж погиб буквально в первые 1,5 минуты после взрыва. То, что это не так, явствует из обнаруженных после подъема лодки посмертных записок капитан-лейтенанта Колесникова, капитан-лейтенанта Садиленко и старшего мичмана Борисова, которые они писали в темноте, задраившись вместе с остальными 20-тью спасшимися моряками в обесточенном 9-ом отсеке. Записки эти не помогли, конечно, установить причину гибели подлодки, но из них явствует, что оставшиеся в живых ждали помощи извне, будучи не в состоянии сами выйти на поверхность. Шансов спастись у них самих не было. Шансы спасти их были только у спасателей. Но два первые дня были утеряны, благодаря командующему СФ. Спустя двое суток спасать было уже некого. Понятно, что о спасении людей речь тогда уже не шла.
Кто в этом больше виноват, каждый решает сам. Я бы не снимал часть вины с Верховного, при всем моем к нему уважении. На флоте принят негласный закон – за все на корабле отвечает командир. Даже если вахтенный ему не доложил о происшествии, виноват все равно он, и за то, что не доложил - тоже! А Путин на тот момент принял управление нашим общим кораблем. Я уверен, он сам до сих пор чувствует свою вину за это, он порядочный человек. Но почему не наказаны виновные, тот же командующий СФ – вопрос! Значит, была попытка заиграть. И в этом наш большой минус. Всё пытаемся заиграть. Тогда с «Курском», год назад с Лошариком. Все шито-крыто – погибшие герои, никто не виноват.
К чему приводит подобная практика? К следующим авариям! А то, что ВВП возродил наш ВМФ, так честь ему и слава, никто этого не отрицает. Но попытка все заиграть и спрятать под сукном – наше всё! Ничего не изменилось со времен Петра I.
Резюме
К-141 «Курск» потерпела аварию и затонула почти на виду у сил флота. Согласно Инструкции, она должна была быть объявленной аварийной спустя час после того, как истекло назначенное ей время донесения о всплытии. И тут же должны были быть приняты меры к спасению выживших подводников. Но аварийная тревога на флоте была объявлена только спустя 10 часов! Виноват в преступном промедлении был, прежде всего, руководитель учений адмирал Попов (никакой ответственности за это не понесший). К тому же на флоте не осталось спасательных судов, специально подготовленных к спасению экипажей подводных лодок. Имелись спускаемые аппараты, но не было нужных, хорошо подготовленных специалистов. Все усилия спасти подводников со стороны наших спасателей, которые с большим опозданием всё-таки прибыли к месту катастрофы, не увенчались успехом. В результате, руководство поздно обратилось за помощью к норвежскому правительству, где такие спасательные устройства были. Потеряли время, и оставшиеся в живых моряки из-за наступившего резкого ухудшения обстановки в отсеке погибли…
Вечная память героям!
А в рассекреченных переговорах Путина и 42-го президента США лично меня поразила степень откровенности обоих. Особенно на фоне слитых недавно Макроном через французские СМИ подробностей своих конфиденциальных телефонных переговоров с российским коллегой. Вполне допускаю, что лидеры обеих стран в приватных беседах, полагая, что они не будут преданы гласности, могут еще и не такое наговорить. Только Клинтон для огласки переговоров ждал 20 лет, а Макрон поступил некрасиво, нарушив неписанный кодекс чести. Если бы его фамилия была Зеленский, я бы даже не удивился, но от президента 5-й республики не ожидал. Даже Лавров, повидавший многое, не мог поверить в подобное.
Но возвращаясь к Клинтону и нашей погибшей подлодке проекта 949А «Антей», хочу сказать, что она обязана своей жизнью именно ему. Точнее, его операции «Союзная сила» (англ. «Operation Allied Force»), бомбардировок Сербии (СРЮ) силами НАТО в 1999 году, после чего отношения между нашими странами испортились, и мы приостановили утилизацию ПЛАРК этого проекта. Надо сказать, что «Курск» был двенадцатым в серии из тринадцати подлодок проекта 949 «Гранит-Антей», созданных для борьбы с авианосно-ударными группами ВМС США. Этих «убийц авианосцев» на флоте шутливо называли «батонами» по причине их конструкции цилиндрической формы, разбитой на десять прочных отсеков (9-ый был крайним со стороны кормы, так как, помимо 5-го, был и 5-бис отсек). На фоне ельцинского потепления отношений между нашими странами, мы успели вывести из состава флота и отправить на утилизацию два подобных крейсера – К-525 «Архангельск» (вывели из состава СФ в 1996 году) и К-206 «Мурманск» (выведен из состава ТОФ в 1998 году), впоследствии утилизированных за счет средств Великобритании на предприятии «Звездочка» (в 2005 году). А также законсервировать и приостановить строительство двух новых – К-135 «Волгоград» (заложен в 1993 году, в 2012 порезан на металл) и К-160 «Барнаул» (готовность на 2002 год – 49%, в 2012 порезан на металл). Такая же участь ждала и оставшиеся одиннадцать атомных подводных крейсеров, и «Курск» в том числе, но друг Билл изменил его участь, чем обрек 118 моряков на гибель. Таковы превратности судьбы.
Информация