Мост на Сахалин: нужно ли поднимать вопрос окупаемости?

10

Крымский мост достроен, полуостров соединен автомобильным и железнодорожным сообщением с материковой частью России. Теперь в воздухе отчетливо завитало очередным мегапроектом. Президент Путин вновь поднял вопрос о строительстве Сахалинского моста, который должен соединить остров с континентом. Но насколько своевременен и актуален сейчас этот инфраструктурный проект?

Несколько дней назад глава государства на встрече с парламентариями заявил:



Мост на Сахалин для нас имеет, конечно, очень большое значение. Этот вопрос не снят с повестки дня, мы его изучаем, это, конечно, дорогая история.

Дорогая – это еще мягко сказано. Давайте попробуем оценить все очевидные плюсы и минусы перспективного Сахалинского моста. Критики проекта совершенно справедливо указывают на ряд серьезнейших проблем.

Против моста


Во-первых, это его чрезвычайно высокая цена. Еще два года назад, когда мы впервые обратились к этой теме, его стоимость оценивалась в 540 миллиардов рублей. При этом подобные инфраструктурные проекты в нашей стране имеют неприятную тенденцию существенно дорожать по мере реализации. Следует учитывать, что с тех пор федеральный бюджет серьезно поиздержался из-за падения цен на углеводороды, и пока что хороших перспектив для роста мировых котировок не просматривается.

Во-вторых, в условиях рыночной экономики возникает закономерный вопрос об окупаемости проекта. По предварительным оценкам, мост может вернуть инвестиции только в случае соединения Сахалина с японскими островами в единую транспортную сеть. А это дополнительно гигантские инвестиции со стороны страны Восходящего солнца, которая сама испытывает серьезные экономические трудности. И для Токио экспорт морским путем может в итоге оказаться выгоднее, чем некий сухопутный транзит через Россию.

За мост


Но есть и иные взгляды на эту проблему. Сторонники проекта справедливо указывают, что мостовой переход улучшит транспортную связность изолированного большого острова с континентальной частью страны. Помимо этого, масштабная стройка прилегающей к мосту инфраструктуры станет стимулом для развития Дальнего Востока. Возникнет настоящий транспортный коридор от Иркутской области до Сахалина через север Хабаровского края, завязав в единую сеть БАМ, благодаря чему увеличится скорость перемещения товаров. Промышленные предприятия получат гарантированные заказы, появятся новые рабочие места и возможности по открытию бизнеса в откровенно депрессивном регионе.

В зависимости от того, как и кем он будет реализовываться, этот мегапроект может стать либо финансовой черной дырой, либо способом поддержания и развития российской экономики в непростой период ее спада.

Компромисс


Но есть и еще один любопытный вариант, о котором мы рассказывали ранее. Возможно, вместо моста было бы целесообразнее построить дамбу с системой шлюзов. Это может быть реализовано значительно проще и быстрее, а дамба надежнее и безопаснее мостового перехода на случай ЧП. На ней можно организовать пляжи, неподалеку от нее насыпать острова под элитную застройку, организовать яхт-клубы и проч. Самое интересное, что появление дамбы в Татарском проливе может дать положительный экономический и экологический эффект: холодное течение будет перенаправлено в Тихий океан с севера и повысится средняя температура на дальневосточном побережье России. Порты станут незамерзающими, улучшатся условия для ведения сельского хозяйства.

Безусловно, все эти выкладки необходимо просчитать специалистам, но на данном этапе строительство Сахалинской дамбы представляется несколько более перспективным проектом, чем моста.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    11 октября 2020 11:18
    Если строить для людей, тогда конечно нужен. А если для Японии, то нет!
    1. +2
      11 октября 2020 12:27
      Сахалин малолюден и достаточно увеличить количество мощных паромов, что также будут обслуживать ВСЕ прибрежные поселения Охотского моря, вплоть до Магадана, при том не нужны траты на тысячи километров незагруженных дорог по пустынным территориям, что обойдётся ещё не меньше . Вариант с дамбой, перекрывая Сахалинский пролив, и тем изменить морские течения и климат Приморья ( туда вписываются с изменением климата Корея с Японией, а значит могут стать участниками проекта), задумка более стоющая. но нужны глубокие проработки последствий... Вывод: Вкладывать до триллиона за мост (сторительство по факту всегда дорожает вплоть до двойной изначальной сметы) да ещё столько на недогруженные дороги,- непродуманная трата больших денег, когда более нужные мосты и транспортные магистрали необходимы в более заселённых местностях Сибири и Дальнего Востока (Якутск, с ЖД выходом к Охотскому морю и пр...)...
  2. +2
    11 октября 2020 13:50
    Протяжённость самого тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км (был выбран наиболее узкий участок пролива), его трасса проходила севернее паромной переправы.

    (проект 50-х годов).
    К сведению руководства РЖД:

    Камчикский тоннель — железнодорожный тоннель в Камчикском горном перевале. Длина тоннеля: 19200 м. Начало строительства: Ноябрь 2013, Сбойка южного и северного тоннеля: 27 февраля 2016, Торжественное открытие: 22 июня 2016, Начало эксплуатации: 11 июля 2016

    То есть за 3 года, в условиях 9- бальной сейсмозоны, при наличии сильнейшей радиоактивности горных пород китайская компания China Railway Tunnel Group построила в Узбекистане тоннель вдвое большей длины.

    Стоимость строительства тоннеля оценивается в 455 млн долларов (вики)

    Так может стоит привлечь китайцев, сэкономив и время и деньги?
  3. +1
    11 октября 2020 15:01
    Это же золотое дно!
    Сколько бабла можно будет оптимизировать, какую пиар-компанию провести, как кооператив Озеро прославить!
  4. +1
    11 октября 2020 15:53
    Как говорил Ломоносов, богатством Россия будет прирастать Сибирью. Богатства немерено, а взять нельзя – близок локоток, а не укусишь. Дороги нужны.

    В приоритете у правительства севморпуть где есть ледокольный флот, неисчислимые залежи разнообразных природных ресурсов но нет портов с необходимой инфраструктурой, а инфраструктуры не будет без автомобильных и железных дорог. Потому приходится уподобляться собаке на сене и тратиться на защиту от иностранных притязаний.

    1. Мостовой переход Н.Бестях-Якутск одобрен Президентом и работа кипит.

    2. Про дорогу Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь Президент может и слышал, но не говорил, а потому и строительство идёт через пень-колоду. Когда построят, сразу надо будет начинать её ремонт. Финансирование мизерное, хотя один только Чукотский автономный округ по 20 тонн золота ежегодно отгружает в закрома ЦБ.

    3. Третьим будет мостовой или тоннельный переход через Татарский пролив и не из экономических соображений (танкерами по морю в любую точку мира) а из политических – Япония три острова обсуждает, а планы-то строит на курильскую гряду и весь Сахалин.

    К этому стоило бы добавить район Хатанги, потенциал которой в разы больше Норильска, однако и спонсор нужен масштаба федеральной резервной системы США или народного банка Китая.

    Всё возможно, найдутся дельцы в правительстве и сдадут китайцам или кому другому в концессию на 99 лет и спонсоры тут же найдутся, а за это время много что в мире изменится.
  5. +4
    11 октября 2020 21:19
    Мост на Сахалин нужен. Еще во времена СССР думали построить тоннель на Сахалин. Возможно ,есть смысл достроить тоннель,а не мост строить,а мост построить через Лену,где он действительно необходим
  6. +1
    12 октября 2020 10:56
    Если смотреть шире, то это бесполезная трата денег. Потому что есть ещё Чукотка, Камчатка и Курилы. Проблему связи с которыми мост никак не решает. А всяких разных кораблей или самолётов на 540 миллиардов можно понастроить кучу.
  7. 0
    15 октября 2020 22:04
    Пока Россия в конфликте с Японией строительство моста не целесообразно. ... Построишь мост, а Японцы увяжут доставку своих товаров с Курильскими островами. А Российский бизнес имеющий деньги с Японского транзита будет лоббировать сдачу Курил.... Нам это надо?
  8. 0
    16 октября 2020 08:06
    Рано или поздно, но соединять остров придётся, и чем раньше - тем лучше. Здесь и полноценное развитие Сахалина и дальневосточного региона, улучшение транспортной логистики и развитие экономики и рабочие места. Естественно, дамба - лучше, хотя бы потому, что надёжней, а если к ней добавить строительство приливных электростанций, то, в принципе, и возможные экологические проблемы будут не такие существенные.
  9. +1
    3 декабря 2020 23:10
    Мост однозначно нужен ,это свяжет остров с материком!Дорога на Сахалин это дорога жизни Дальнего Востока!Это артерия жизни Великой страны!