Двухмоторный моноплан: какой будет замена легендарному «Кукурузнику»


России с ее гигантскими расстояниями для снабжения отдаленных регионов требуется собственный легкий многоцелевой самолет, надежный и неприхотливый. С этой задачей раньше прекрасно справлялся советский Ан-2, но легендарный «Кукурузник» уже давно не производится и объективно нуждается в замене.


Сейчас грузы в районы Крайнего Севера доставляются большими транспортниками, а после перегружаются на вертолеты, которые способны садиться на необорудованные площадки. Использование многоцелевых легких самолетов может сделать логистику более рентабельной. Наша «Аннушка» способна перевозить небольшие грузы и пассажиров, садиться на неподготовленных взлетно-посадочных полосах. В связи со своей уникальной надежностью, бипланы эксплуатируются по сей день в ряде регионов, несмотря на почтенный возраст. Некоторые находятся в строю более 40 лет, но это не может продолжаться бесконечно. Страна нуждается в новом легком многофункциональном самолете, и на роль преемника Ан-2 претендовали несколько проектов.

ТВС-2ДТС


Изначально в качестве замены «Кукурузника» рассматривался проект СибНИА под обозначением ТВС-2ДТС. Это традиционный биплан, который разработчики смогли сделать всепогодным самолетом, благодаря новому фюзеляжу, авионике и цельнокомпозитной конструкции из углепластика. Его грузоподъемность составляет 2450 кг, дальность полета – 4500 км, крейсерская скорость – 350 км/ч. Показатели очень приличные, а при стоимости в 150 миллионов рублей можно было уже с 2021 года организовать производство легких самолетов объемом в 25-30 единиц в год на малых предприятиях.

Несмотря на это, Минпромторг от проекта отказался. Причиной стали санкционные риски, с которыми уже столкнулись лайнеры МС-21 и «Суперджет». На ТВС-2ДТС достаточно широко использовались композитные материалы иностранного производства и силовая установка Honeywell TPE331-12UAN. Легкий самолет в любой момент мог остаться без ключевых узлов и агрегатов. Вдобавок к этому специалисты указывали на потенциальные проблемы по композитному крылу, которые могли возникнуть при эксплуатации, ремонте и хранении в суровых северных условиях.

ТР-301


Это еще один интересный проект от компании «Технорегион». Конструктивно он представляет собой модернизированный «Кукурузник» без нижних крыльев. Его полезная нагрузка составляет 1500 кг, а масса снижена по сравнению с прототипом почти на тонну. Использование чешского двигателя Walter М-601 мощностью 700 л. с. позволило на 40% сократить расход топлива.


Уже произведено несколько единиц, разработчики утверждают, что при коммерческой эксплуатации их самолет окупится всего за 6-8 лет. Однако ключевой проблемой проекта также стала зависимость от использования иностранной силовой установки.

«Байкал»


В итоге чиновники Минпромторга сделали выбор в пользу разработки дочернего предприятия Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). ООО «Байкал-Инжиниринг» выиграло год назад тендер, и его проект легкого самолета претерпел существенные изменения по сравнению с Ан-2. Прежде всего, биплан превратится в моноплан, а его вместимость должна увеличиться до 12-14 пассажиров. Но самое главное, самолет будет оснащаться двигателем отечественного производства, и их, судя по всему, будет не один, а сразу два. Над собственной силовой установкой УЗГА работает совместно с «ОДК-Климов».

По всей видимости, в Минпромторге ждут бюджетного аналога канадского DHC-6 Twin Otter. Подсчитано, что спрос на «Байкалы» в ближайшие пять лет может составить в нашей стране не менее 230 единиц. Проект предварительно оценивается в 4,5 миллиарда рублей. Будем надеяться, что самолет оправдает возложенные на него ожидания.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 13 октября 2020 14:08
    -1
    Вот как так, при коммунистах, кукурузники делали сами, из своих деталей. 20 лет прошло власти Путина и образовалась такая большая проблема. Двигатель для кукурузника это что, двигатель для космического корабля? Это то же надо целенаправленно работать в этом направлении!

    .......Не считая крах повсюду,
    производство на нуле,
    но твердил и дальше буду
    Путин всё поднял в стране!......
    1. ИбуПроФен Офлайн ИбуПроФен
      ИбуПроФен (Роман) 13 октября 2020 22:25
      +1
      Цитата: сталевар
      Двигатель для кукурузника это что, двигатель для космического корабля? Это то же надо целенаправленно работать в этом направлении!

      Да, это очень проблемно. Вопрос не столько конструкторский, сколько финансовый. В принципе мотор для лёгкого самолёта не сильно принципиально отличается от автомобильного (если мы говорим про поршневой мотор) и расходы на разработку более-менее похожи. Но в случае автомобильного расходы делятся на миллионы выпущенных автомобилей, то в случае самолётов - на сотню-другую. А в российских реалиях - вообще производство будет штучным, и никогда не окупится.
      Если всё делать по уму - надо покупать лицензию на какой-нибудь Lycoming. И выпускать у нас, пока не все заводы убиты. Таким образом существенно облегчится логистика снабжения запчастями, сервиса и ремонтов, если детали от оригинальных американских моторов будут подходить. Это что касается поршневых. Что до газотурбинных - тут вроде свой 800-сильный на подходе. Если не будут "сдвигать вправо", то есть все шансы. Хотя надо быть готовым к тому, что и этот мотор будет очень дорогим, в силу своей малосерийности.

      П.с. "Кукурузники" почти все, кстати, делались в Польше. Отдали им эту халтурку в рамках СЭВ.
    2. Breard Офлайн Breard
      Breard (Serg) 14 октября 2020 04:00
      0
      Хм...всё просто СОВЕТСКИЕ - МОГЛИ! и делали. А потом показывали результат!
      Нынешние "при кормушке ВЛАСТИ" в России просто НЕ СПОСОБНЫ.. создавать ТОЛЬКО продавать, И ВОРОВАТЬ.
      Хм ... не способные - просто импотенты.

  2. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 13 октября 2020 15:08
    +2
    С этой задачей раньше прекрасно справлялся советский Ан-2

    1. Тогда и бензин, на котором летал Ан-2 стоил копейки и ремонтнопригодность на уровне сельских механизаторов. Сегодня тот же Ан-2 ТВС-2МС СибНИИ им. С.А.Чаплыгина, во многом сохранивший преемственность и внешние очертания легенды, а стало быть и минимальные затраты на подготовку к массовому производству по сравнению с вновь создаваемыми, излишне напичкан разными современными причандалами. Для повышения стоимость что ли, покупать и эксплуатировать то будут на бюджетные средства.
    У ТВС-2ДТС, который Байкал, неплохие характеристики, но поглумились над легендарным Ан-2 от души создав этого уродца, хорошо в серию не пустили.
    2. Сельские аэродромы сегодня превратились в пастбища для скота, заросли молодой лесной порослью или застроены коттеджными посёлками. Чтобы привести в пригодное для эксплуатации состояние тоже немало бюджетных денег надо, а у сельских поселений зачастую нет денег даже на уличное освещение и ремонт дорог.
    3. Полагаю, упор на легкомоторную технику, предпочтительно вертолётного типа, автожиры и мини вертолёты, вместимостью 3-5 человек и 100 кг груза, простую и надёжную как По-2 и доступную среднезажиточным гражданам.
  3. Буланов Офлайн Буланов
    Буланов (Владимир) 13 октября 2020 15:26
    0
    А про дирижабли забыли?
  4. King3214 Офлайн King3214
    King3214 (Сергий) 13 октября 2020 18:19
    0
    Грузы можно и беспилотными дронами доставлять. В любую точку.
    Может тогда и самолет вообще не нужен и взлетно-посадочная площадка?
  5. кандидат Офлайн кандидат
    кандидат (кандидат) 13 октября 2020 18:37
    0
    Однако есть и другое видение: https://sdelanounas.ru/blogs/130325/

  6. лахудра Офлайн лахудра
    лахудра (Николай Кондрашкин) 13 октября 2020 21:42
    -1
    Без импортного двигателя и авионики не взлетит. Нет в России рынка для малой авиации.
    1. Комментарий был удален.
  7. медведь040 Офлайн медведь040
    медведь040 14 октября 2020 05:00
    +1
    В РФ выпускали вполне приличный Ан-3. Нечего изобретать велосипед,он есть и вполне приличный,для своего назначения,нужно лишь вернуть его в производство
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 14 октября 2020 08:46
      0
      Между строк осталась борьба между новыми проектами за бюджетное финансирование smile
  8. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
            2. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
          2. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
        3. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                2. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                3. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                  2. Комментарий был удален.
                4. Комментарий был удален.
                5. Комментарий был удален.
  9. boriz Онлайн boriz
    boriz (boriz) 14 октября 2020 11:38
    0
    Вот интересно, а армии не нужен самолёт такого класса? Маленький транспортник, санитарный, для высадки небольших десантов и т.д.
    Если мозги включить? Чтобы не гонять самолёты уровня АН 26? Вот началась ВОВ и сразу армии понадобились По 2 в большом количестве. А до войны о чём думали? И выпускался самолёт с полотняной обшивкой с 1927г. по 1953г.
    Тогда бы и самолёт быстро появился и гражданский вариант сразу стоил бы умеренных денег. И экспортный потенциал был бы.