Двухмоторный моноплан: какой будет замена легендарному «Кукурузнику»
России с ее гигантскими расстояниями для снабжения отдаленных регионов требуется собственный легкий многоцелевой самолет, надежный и неприхотливый. С этой задачей раньше прекрасно справлялся советский Ан-2, но легендарный «Кукурузник» уже давно не производится и объективно нуждается в замене.
Сейчас грузы в районы Крайнего Севера доставляются большими транспортниками, а после перегружаются на вертолеты, которые способны садиться на необорудованные площадки. Использование многоцелевых легких самолетов может сделать логистику более рентабельной. Наша «Аннушка» способна перевозить небольшие грузы и пассажиров, садиться на неподготовленных взлетно-посадочных полосах. В связи со своей уникальной надежностью, бипланы эксплуатируются по сей день в ряде регионов, несмотря на почтенный возраст. Некоторые находятся в строю более 40 лет, но это не может продолжаться бесконечно. Страна нуждается в новом легком многофункциональном самолете, и на роль преемника Ан-2 претендовали несколько проектов.
ТВС-2ДТС
Изначально в качестве замены «Кукурузника» рассматривался проект СибНИА под обозначением ТВС-2ДТС. Это традиционный биплан, который разработчики смогли сделать всепогодным самолетом, благодаря новому фюзеляжу, авионике и цельнокомпозитной конструкции из углепластика. Его грузоподъемность составляет 2450 кг, дальность полета – 4500 км, крейсерская скорость – 350 км/ч. Показатели очень приличные, а при стоимости в 150 миллионов рублей можно было уже с 2021 года организовать производство легких самолетов объемом в 25-30 единиц в год на малых предприятиях.
Несмотря на это, Минпромторг от проекта отказался. Причиной стали санкционные риски, с которыми уже столкнулись лайнеры МС-21 и «Суперджет». На ТВС-2ДТС достаточно широко использовались композитные материалы иностранного производства и силовая установка Honeywell TPE331-12UAN. Легкий самолет в любой момент мог остаться без ключевых узлов и агрегатов. Вдобавок к этому специалисты указывали на потенциальные проблемы по композитному крылу, которые могли возникнуть при эксплуатации, ремонте и хранении в суровых северных условиях.
ТР-301
Это еще один интересный проект от компании «Технорегион». Конструктивно он представляет собой модернизированный «Кукурузник» без нижних крыльев. Его полезная нагрузка составляет 1500 кг, а масса снижена по сравнению с прототипом почти на тонну. Использование чешского двигателя Walter М-601 мощностью 700 л. с. позволило на 40% сократить расход топлива.
Уже произведено несколько единиц, разработчики утверждают, что при коммерческой эксплуатации их самолет окупится всего за 6-8 лет. Однако ключевой проблемой проекта также стала зависимость от использования иностранной силовой установки.
«Байкал»
В итоге чиновники Минпромторга сделали выбор в пользу разработки дочернего предприятия Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). ООО «Байкал-Инжиниринг» выиграло год назад тендер, и его проект легкого самолета претерпел существенные изменения по сравнению с Ан-2. Прежде всего, биплан превратится в моноплан, а его вместимость должна увеличиться до 12-14 пассажиров. Но самое главное, самолет будет оснащаться двигателем отечественного производства, и их, судя по всему, будет не один, а сразу два. Над собственной силовой установкой УЗГА работает совместно с «ОДК-Климов».
По всей видимости, в Минпромторге ждут бюджетного аналога канадского DHC-6 Twin Otter. Подсчитано, что спрос на «Байкалы» в ближайшие пять лет может составить в нашей стране не менее 230 единиц. Проект предварительно оценивается в 4,5 миллиарда рублей. Будем надеяться, что самолет оправдает возложенные на него ожидания.
Информация