Цель войны в Закавказье – сорвать важнейший транспортный проект России
Меньше месяца осталось до самых важных за последние десятилетия президентских выборов в США, которые при победе любой из сторон в лице Дональда Трампа или Джо Байдена, по общему мнению, поменяют ход мировой истории. Однако что касается будущей политики Белого дома в отношении России, то здесь известная доля определенности имеется уже сейчас.
И состоит она сегодня в том, что против всех региональных планов Кремля, так или иначе будет и дальше применяться знаменитая стратегия военно-экономического удушения «Анаконда», которая в разных вариациях работала против Конфедерации Штатов в 1860-е, императорской Японии в 1940-е и СССР в 1980-е годы.
Сегодня данная концепция действует при президентстве Дональда Трампа, приходу в Белый Дом которого с неумеренным восторгом рукоплескали четыре года назад многие заметные персоны в РФ, рассчитывая на скорейшую отмену санкций. Эти надежды рухнули достаточно быстро. Тем более, нет смысла ожидать послаблений при приходе в Белый дом Джо Байдена, скорее, наоборот.
Цель новой «Анаконды» в настоящее время очевидна – отрезать Россию от валютных поступлений, вызвать крах рубля, обвал экономики, а затем и полномасштабный экономический и политический кризис.
В 2020 году «нефтяная война» Саудовской Аравии уже отобрала у РФ часть нефтяных рынков Европы. Затем последовала дипломатическая атака на газопровод «Северный поток-2», попутно и Турция сокращает потребление российского газа, идущего к ней по черноморским «потокам», в пользу газа азербайджанского.
Одновременно идёт давление и на другую «священную корову» российских властей – арктические проекты, и особенно – Севморпуть. Осенние учения ВМС США, Великобритании и Норвегии в Баренцевом море более чем показательны. Руководству России дают понять, что полярную альтернативу Суэцу оно не получит, независимо от желаний Кремля.
Примечательно, что три-четыре года назад американское экспертное сообщество только-только заговорило о сдерживании РФ в Арктике. А сегодня США закладывают новые ледоколы и активно проводят учения в регионе.
Вместе с тем все то же экспертное сообщество уже нашло для себя новую цель. Это международный транспортный коридор Север-Юг, который должен соединить Европу и Индию через Россию, Азербайджан, Каспий и Иран. Собственно, пока что это строго азербайджано-ирано-российский проект, но он впечатляет даже в этом качестве.
В рамках текущего замысла уже идет строительство новых железных и автомобильных дорог с повышенной пропускной способностью в каждой из задействованных в экономическом союзе стран, а также сооружение грузовых портовых комплексов (например, Лагань в Калмыкии). Даже простое перечисление проектов впечатляет размахом. Более масштабен в Евразии разве что китайский «пояс и путь». И эта активность, без всякой иронии тянущая на стройку века, конечно, не осталась незамеченной внешними акторами.
Да, сперва транспортный коридор Север-Юг отнюдь не выглядел привлекательным. Однако экономический кризис Великого Локдауна поменял многое. В частности, роль старых торговых путей из Европы в Азию.
В прошлом нередко звучали суждения о том, что, возя товары через Суэцкий канал, владельцы груза ничего не выигрывали в стоимости по сравнению с путем вокруг Африки, ибо египтяне очень дорого просили за услуги. Выигрыш существовал лишь по времени доставки, что тоже довольно важно.
Обвал цен на нефть 2020 года, обрушил ценники и на судовое топливо. В результате возить товары вокруг Африки, как утверждает ряд источников, стало намного выгоднее, чем кормить жадных египтян.
Однако как быть со сроками доставки? Вот тут на сцену выходит коридор Север-Юг с его новейшей инфраструктурой, который хоть и дороже морских путей, но сокращает время до считанных дней.
Кто получит выгоду от этого? Россия, Азербайджан и Иран.
Кто проиграет? Египет, который некоторые у нас по старой памяти до сих пор записывают в «союзники». Однако в реальном мире эта арабская республика аж с 1989 года носит гордый статус Основного американского союзника вне НАТО, наряду с Израилем, Японией, Южной Кореей. Как говорится, sapienti sat (лат. «умный поймет»).
Так что внезапное начало новой войны в Закавказье никого не должно удивлять. Как и то, что Россия не торопится (пока!) лезть в новую адскую схватку за Нагорный Карабах и имеет на это полное формальное право, ибо договор ОДКБ касается только самой Армении.
Очевидно, что участие ключевой страны транспортного коридора – Азербайджана – в открытом вооруженном конфликте явно не лучшим образом скажется на перспективах всего проекта. Как и на желании внешних инвесторов участвовать в нем финансово и технологически. Поэтому одну цель война в Карабахе уже достигла.
А россияне получили новое напоминание о том, что любой замороженный конфликт или территориальный спор может в любой момент быть извлечен из нафталина и пущен в ход. И сделано это будет тогда, когда одна сторона будет к этому готова, а другая – нет.
Информация