Равнение на Китай: зачем в России изменили дату окончания Второй Мировой

14

Эпиграф: «История не учительница, а надзирательница; история ничему не учит, а только наказывает за невыученные уроки...» (В.О. Ключевский)


До настоящего времени считал, что Вторая мировая закончилась 2 сентября 1945 года победой СССР над последним союзником Германии милитаристской Японией (началась 1 сентября 1939, закончилась 2 сентября 1945 – знал еще со школы, легко было запомнить). И тут вдруг к своему удивлению узнаю, что, оказывается, она закончилась не 2 сентября, а 3-го. Как так, думаю, ошибка, наверное? Я же точно, еще с детства, помню эту дату. Ан нет! Оказывается, Госдума РФ еще 14 апреля этого года в третьем чтении приняла закон о переносе Дня окончания Второй мировой войны со 2 на 3 сентября. Что за бред, думаю, зачем?



Согласно пояснительной записке, документ подготовлен в целях укрепления исторических основ и патриотических традиций, сохранения исторической справедливости в отношении победителей во Второй мировой войне, увековечения достойной памяти погибших при защите Отечества. В законе предложено упразднить старую памятную дату России «2 сентября – День окончания Второй мировой войны (1945 год)» и установить новый день воинской славы России «3 сентября – День окончания Второй мировой войны (1945 год)». Инициатива была внесена группой депутатов во главе с Председателем Комитета по обороне Владимиром Шамановым. По мнению Комитета по обороне, предложенная формулировка символизирует переход от состояния войны к миру, поиску путей мирного сосуществования и сотрудничества.

Вы что-нибудь поняли? И я тоже! Может, думаю, специально, таким образом, отстраиваются от навязываемых нам западных ценностей. У них же 8 мая – День скорби. Ну и пусть себе скорбят, они же эту войну проиграли, а мы победители, мы ее выиграли, и поэтому отмечаем святой для нас День Победы 9 мая. Но там хотя бы причина ясна – когда подписывался «Акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии» в Берлине действительно было 8 мая. Но только происходило все это действо в 22 часа 43 минуты, в Москве к тому моменту было уже за полночь, наступило 9 мая, разница во времени между Берлином и Москвой 2 часа, (Берлин и тогда жил, и сейчас живет по среднеевропейскому времени).

А что с Токио не так? Когда там Квантунская армия капитулировала? Так, 16 августа 1945 года (сдалась советскому командованию во исполнение приказа Имперского Генштаба). Вообще ни о чем! Экспедиционная армия в Китае капитулировала днем раньше (эти сдались генералиссимусу Чан Кайши). Остальные части Вооруженных Сил Императорской Японии сдавались союзникам постепенно, по мере прибытия союзных войск, вплоть до 30 ноября 1945 года, когда в Сайгоне Луису Маунтбеттену сдался командующий Южной группы армий маршал Тэраути Хисаити. А официально капитуляция Японии была зафиксирована 2 сентября 1945 года актом, подписанным на борту линкора «Миссури». Данное событие официально и завершило боевые действия во Второй мировой войне. Что там у нас было со временем в Тихом океане 2 сентября? Минус 9 часовых поясов, разница с Москвой 8 часов. Значит, в момент подписания в Москве вообще было еще 1 сентября. Вообще отлично, начали войну 1 сентября, окончили тоже 1 сентября, лафа для школьников. Так нет же, Госдума назначила на 3-е. Чем руководствовалась, не знаю. Ну, точно не о школьниках думали.

А о чем тогда? В пояснительной записке авторы законопроекта ссылаются на указ президиума Верховного Совета СССР об объявлении 3 сентября праздником Победы над Японией и днем всенародного торжества. Более 1,8 млн человек были награждены медалями «За победу над Японией», на оборотной стороне которых указана дата «3 сентября 1945», говорится в пояснительной записке. Авторы инициативы также ссылаются на то, что День победы китайского народа в войне с Японией также отмечается 3 сентября. Понятно? Теперь сверяем часы по Китаю. Историю пишут победители. Поэтому неудивительно, что Госдума переписала дату окончания Второй мировой. Нечего нам плестись в хвосте западной историографии, будем теперь переходить на восточную.

Победители и проигравшие во Второй мировой


Вообще, к истории у меня масса вопросов. Как оказались среди победителей во Второй мировой французы, которые проиграли Гитлеру, и которых в рядах Сопротивления было меньше, чем в рядах Ваффен СС, воевавших за Гитлера? Кто-нибудь знает? Хотя, если покопаться в истории, то все же всплывают фамилии генералов Шарля де Голля и Анри Жиро, воевавших с нацистами в рядах Свободных французских сил, а позже под знаменами созданного ими в 1943 году Французского комитета национального освобождения. Были и другие славные сыны Франции, воевавшие с нацистами под знаменами комитета – генерал Жуэн, высадившийся в декабре 1943 года в составе союзных сил в Италии во главе Французского экспедиционного корпуса. Или генерал Леклерк, участвовавший во главе 2-й французской бронетанковой дивизии вместе с войсками союзников в их совместной высадке 31 июля 1944 года в Нормандии и освобождавший вместе с ними Францию. Была еще и 1-ая французская армия, высадившаяся 15 августа 1944 года в Южной Франции вместе с 7-й армией США, сражавшаяся на юго-западе Германии и встретившая конец войны в Тироле.

Но куда девать Французский легион, воевавший на Восточном фронте с сентября 1941-го под немецкими знамёнами, через который за период 1941-44 гг прошло 6,5 тыс. французов, и 33-ю добровольческую пехотную дивизию СС «Шарлема́нь», ставшую его преемницей (нем. 33. Waffen-Grenadier-Division der SS «Charlemagne» – тактическое соединение войск СС нацистской Германии), сформированную из добровольцев, граждан Франции, ведшую боевые действия вначале в Померании (февр. 1945), а потом доблестно защищавшую Берлин? Для тех, кто плохо учил историю, я напомню - бункер Гитлера до последнего защищали французы-эсэсовцы из 33-й гренадерской дивизии Ваффен-СС. Дрались ожесточенно, за день боев за Берлин 28 апреля из общего числа подбитых 108 советских танков, французы «Шарлеманя» уничтожили 62. А унтершарфюрер СС Эжен Вало за уничтожение шести из них был даже представлен к высшей награде Рейха Рыцарскому Кресту Железного Креста, став одним из последних его кавалеров (через три дня он погиб от пули советского снайпера, не дожив всего месяц до своего 22-летия и неделю до конца войны). Когда утром 2 мая после объявления о капитуляции гарнизона Берлина советские войска взяли Рейхсканцелярию, там, кроме 29 французов, в живых не оставалось никого. Все они, конечно, герои! Только воевали не на той стороне.

Чего тогда среди победителей во Второй мировой нет поляков, они ведь тоже в составе Войска Польского сражались с фашистами. И заслуг у них не меньше французов (про жертвы я вообще молчу!). 1-я пехотная дивизия имени Тадеуша Костюшко была создана из польских патриотов и поляков, проживающих в СССР, в 1943 году. Вошла в состав 1-й польской армии, которая принимала участие в Висло-Одерской операции, битве за Кольберг, а также в Берлинской наступательной операции. Из 40 тысяч офицеров Войска польского около половины (18996 чел.) были офицерами РККА, включая 36 генералов. Про маршала Победы Рокоссовского, ставшего еще и маршалом Польши, вы тоже все знаете. Хотя это наш поляк. Чем он хуже де Голля? Ростом не вышел? Однако Константину Константиновичу грех жаловаться. Он славой не обойден, Польша просто не страна-победитель фашизма, а так все ровно.

Вообще я не уверен, что большинство из вас смогут, не заглядывая в Википедию, назвать страны гитлеровской оси. Если с антигитлеровской коалицией все ясно-понятно – СССР, США, Британия, хотя там, кроме них, были еще и Польша (с нее ведь все началось!), и Китай (он воевал с Японией еще с 1931 года), не считая британских доминионов (Австралии, Новой Зеландии, Канады, ЮАР и Индии), то с гитлеровской коалицией там вообще каша в головах у людей. Если Германию, Италию и Японию все помнят, а про Румынию, Венгрию, Болгарию и Финляндию догадываются (хотя финны на голубом глазу утверждают, что в гитлеровскую ось не входили, а воевали с СССР самостоятельно, но нам-то какая разница?), то про Королевство Таиланд (25 янв 1942 – 16 авг 1945), Королевство Ирак (2 – 31 мая 1941), Словакию (1 сент 1939 – 4 апр 1945), Хорватию (15 июня 1941 – 8 мая 1945), Грецию (30 апр 1941 – 12 окт 1944), Сербию (режим Недича), Норвегию (режим Квислинга), Нидерланды (режим Мюссерта), Францию (режим Виши) вспоминают уже через одного, путаясь в показаниях (в скобках указаны даты вступления и выхода из Второй мировой на стороне оси). Про оккупированные и аннексированные Гитлером и Муссолини Австрию, Чехию, Бельгию, Данию, Люксембург, Албанию, Словению, Македонию и Черногорию я уже молчу, но все эти страны, так или иначе, работали на Рейх. А итальянцы, румыны, венгры, болгары, хорваты, словаки, финны, испанцы и французы еще и воевали за него. Воевали, как умели, кто числом, кто умением. Среди награжденных высшей наградой 3-го Рейха Рыцарским крестом Железного креста было 73 иностранца: 18 румын, 12 латышей, 9 итальянцев, 8 венгров, 4 бельгийца, 4 эстонца, 4 голландца, 3 датчанина, 3 француза, 2 испанца, 2 японца, 2 словака, 2 финских шведа.

Самыми боеспособными, со слов немецких генералов, оказались, как ни странно, венгры. Венгрия последней из союзников Гитлера (не считая Японии) вышла из ВМВ (12 апр 1945) и воевала там, не щадя живота своего (потери венгров составили 148 тыс. человек, среди погибших оказался и сын правителя Венгерского Королевства Хорти). Из остальных стоит выделить лишь усташей-хорватов Павелича, который 22 июня 1941 года первым из членов оси вступил в войну против СССР, послав на Восточный фронт пехотный полк численностью 2200 штыков и истребительную эскадрилью. Пехотинцы ничем особым не отметились, а вот летчики оказались асами: сбили 259 советских самолетов, потеряв 23 своих. При этом двое лучших сбили по 37 и 38 машин. Зато при освобождении Югославии осенью 1944-го в противостоянии РККА усташи, со слов советского командования, показали удивительную стойкость и упорство в войне не только в воздухе, но и на суше.

Румыны и итальянцы – те еще вояки, болгары отказались воевать против СССР; финны, заняв районы, утерянные в ходе Зимней кампании, дальше лишь имитировали боевые действия, а Маннергейм даже запретил полеты финской авиации над Ленинградом; словаков Гитлер вообще боялся пускать на Восточный фронт, а когда все-таки пустил, это закончилось массовой сдачей их в плен и переходом на советскую сторону (после Словацкого восстания в сентябре 1944 года на сторону СССР перелетели все 27 исправных на тот момент самолетов словацких ВВС). Все эти союзнички по мере наступления советских войск выходили из ВМВ на стороне оси и объявляли войну Гитлеру уже на стороне антигитлеровской коалиции, правда, не воевали, или имитировали войну, как финны (т.н. «Лапландская война» против немцев в Норвегии).

Вы будете смеяться, но фашистская Испания генерала Франко в войну на стороне Гитлера так и не вступила, участвовали лишь добровольцы «Голубой дивизии», отправившиеся на Восточный фронт из идейных соображений (4 тыс. так там в земле и остались), а в июле 1943-го Франко вообще заявил о своем нейтралитете. Кроме Испании, нейтральный статус сохранили еще 6 стран – Швейцария, Швеция, Португалия, Лихтенштейн, Афганистан и Тибет. Все остальные, так или иначе, в войне участвовали. В войсках Ваффен СС я вообще обнаружил всех, включая и русских, и белорусов, не говоря уже об украинцах; всякие там фламандцы, голландцы, валлоны, датчане, норвежцы, эстонцы, латыши, финны, итальянцы, албанцы, венгры, хорваты, сербы, словаки, не было только чехов, румын, поляков и литовцев (и это исторический факт!).

Скажи-ка, дядя…


Вообще мы все живем в плену стереотипов. На простейший вопрос, кто победил в Бородинском или же не менее знаменитом Прохоровском танковом сражении, половина из вас, не задумываясь, ответят, что русские. А как может быть по-другому? Ведь Бородино – это же наше все! А кто там мог победить, не французы же? А почему Москва, спаленная пожаром, французу отдана, никто из вас, похоже, не задумывается. Хорошо хоть большинство еще помнят, с кем мы там воевали. Хотя год уже скажут не все. Будут еще думать, 1812-й или может какой другой.

С Прохоровкой еще хуже. Там про год я даже не спрашиваю. Июль 1943-го, Курская битва. Это, как Отче наш, все знают. Но так же твердо они заявляют, что в том сражении мы перемололи танки Пауля Хауссера. А ведь это далеко не так. Единственным военно-историческим критерием в определении победителя является фактор, за кем осталось поле боя. И под Бородино, и под Прохоровкой оно осталось за нашим противником. Поэтому и безвозвратных потерь в том сражении у немцев в разы меньше, чем у нас. Все подбитые, но не сожжённые свои танки они смогли оттащить с поля боя и отремонтировать, а мы нет. Правда, в итоге это их не спасло. Мы проиграли то локальное танковое сражение под Прохоровкой, но зато выиграли всю битву за Курский выступ, вошедший в историю, как Курская дуга, которая стала переломной во всей истории Второй мировой и повлияла на ее окончательный исход.

P.S. На этом урок истории закончен. Переходим к уроку географии. Вопрос на засыпку – сколько океанов вы знаете? Ответ: четыре – неправильный. Я тоже так раньше думал – Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. По крайней мере, так нас учили в школе. Теперь в школах учат другому. Океанов, оказывается, не четыре, а пять. К уже известным добавился еще и Южный, омывающий северные берега Антарктиды, составленный из южных окончаний Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Чудеса! Век живи, век учись. Сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…

Ждем новых впечатляющих открытий от историков и географов Госдумы РФ.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    22 октября 2020 17:09
    До настоящего времени считал, что Вторая мировая закончилась 2 сентября 1945 года победой СССР над последним союзником Германии милитаристской Японией

    Всё-таки наверное автор имел ввиду не СССР, а союзников.

    Но куда девать Французский легион, воевавший на Восточном фронте с сентября 1941-го под немецкими знамёнами, через который за период 1941-44 гг прошло 6,5 тыс. французов, и 33-ю добровольческую пехотную дивизию СС «Шарлема́нь», ставшую его преемницей, (нем. 33. Waffen-Grenadier-Division der SS «Charlemagne» – тактическое соединение войск СС нацистской Германии), сформированную из добровольцев, граждан Франции, ведшую боевые действия вначале в Померании (февр. 1945), а потом доблестно защищавшую Берлин?

    Наверное ту да же, куда и хиви, 29ю и 30ю добровольческие дивизии СС, КОНР, РННА и РОА
    1. +1
      22 октября 2020 19:16
      Нет, реально думал, что это мы вбили последний гвоздь в гроб Японии, разбив Квантунскую армию, а оказалось, что и армия это была не самая многочисленная и союзники, включая и Китай, там тоже постарались (я не про Нагасаки и Хиросиму щас говорю). Про Ваффен СС вы и без меня много знаете, и даже больше, чем я. Почему не было чешских и румынских дивизий Ваффен СС? Румыны и так воевали за Гитлера, но и венгры воевали, и хорваты, и словаки, и финны, но их дивизии Ваффен СС были. С поляками и литовцами тоже вопросы, чего не шли в СС?
      1. -1
        22 октября 2020 23:35
        Цитата: Волконский
        Нет, реально думал, что это мы вбили последний гвоздь в гроб Японии, разбив Квантунскую армию, а оказалось, что и армия это была не самая многочисленная и союзники, включая и Китай, там тоже постарались (я не про Нагасаки и Хиросиму щас говорю).

        Век живи, век учись.

        Цитата: Волконский
        Про Ваффен СС вы и без меня много знаете, и даже больше, чем я.

        Дело не в знаниях. Дело в том, что нельзя делать обобщения типа "куда девать Французский легион", то что несколько тысяч французов вступили в этот легион нечего не говорит о французах в целом. Как под миллион хиви или 120 тысяч РОА нечего не говорит о русских.
        И кстати сопротивление оценивается от 350 тысяч человек.
      2. 0
        23 октября 2020 09:17

        Да, автор прав, век живи - век учись. А умные добавляют - дураком помрёшь. День окончания Второй Мировой Войны, 3 сентября, отмечался изначально, ещё при "кровавом" Сталине.
  2. +1
    22 октября 2020 17:45
    Великая Отечественная война для СССР началась 22.06.1941г. с нападения Германии, в рядах которой сражались воинские формирования Испании, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Дании, Швеции, Финляндии, Венгрии, Румынии и других европейских государств, за исключением Британии, и официально завершилась с подписанием акта о безоговорочной капитуляции Германии 08.05.1945г. по местному(!) и 09.05.1945г. по Московскому(!!!) времени считал бы днём победы над Германией во второй Мировой войне.

    В войну с Японией СССР вступил 09.08.1945г., а капитулировала Япония 02.09.1945г. по местному(!) времени и 01.09.1945г., по Московскому времени, считал бы днём победы над Японией во второй Мировой(!!!) войне.

    Как представляется, Указ президиума Верховного Совета СССР от 03.09.1945г. следовало бы считать днём Окончания(!) второй Мировой(!!!) войны.
    1. +2
      22 октября 2020 19:40
      Кстати, насчет 1 сент у меня сомнения, 8 часов разницы между Москвой и Токио, если подписали 2 сент в 7 часов утра, то успеваем, а если в 9 и позже, то и в Москве уже наступило 2 сент. Не думаю, что союзники собрались на линкоре "Миссури" ни свет, ни заря (точное время мне не известно)
      И в вашем списке стран, напавших 22 июня на СССР вычеркните Швецию (оф. нейтралитет), Бельгию (ваще не участвовала), Финляндию (напала позже - 25 июня), Данию (не участвовала), Испанию (оф. нейтралитет), Францию (не участвовала), Нидерланды (не участвовали), Италию (на Восточном фронте с 30 июня). Останется только Румыния и Венгрия
      Португалия, Швеция, Испания, Швейцария, Афганистан, Тибет, Лихтенштейн - в ВМВ не участвовали, оф. нейтралитет. Пять из них европейцы
      В остальном с вами согласен!
      1. +2
        22 октября 2020 20:13
        - Румыния стала единственной страной, чьи части перешли советскую границу одновременно с немецкими.
        - Венгрия объявила войну СССР 27 июня 1941 года, после подозрительного налета бомбардировщиков без опознавательных знаков на город Кошице. Большинство современных историков говорят в связи с этим о германской провокации.
        - 22 июня 1941 года Финляндия объявила о нейтралитете. По требованию Хельсинки Риббентропу пришлось дезавуировать слова Гитлера, который в прозвучавшем в 6 утра радиообращении заявил, что германские и финские солдаты якобы сражаются вместе.
        25 июня советская авиация нанесла массированный удар по финляндским аэродромам. Одновременно бомбили жилые кварталы Хельсинки и других городов.
        После этого финны вступили в войну, но вели ее своеобразно: заняли районы, утерянные в ходе Зимней войны, плюс Петрозаводск, и дальше не пошли, в частности, не пытались перерезать жизненно важную для СССР железную дорогу на Мурманск, по которой шли лендлизовские поставки.
        - Хорватия немедленно присоединилась к Тройственному пакту, а 22 июня 1941 года объявила войну СССР.
        Павелич направил на Восток пехотный полк численностью в 2200 штыков, который впервые вступил в бой с советскими войсками 13 октября 1941 года на левом берегу Днепра, а в ноябре того же года - истребительную эскадрилью.
        - Испания не участвовала во Второй мировой войне, но на Восточном фронте воевала "Голубая дивизия", официально состоявшая из добровольцев, отправившихся помогать Германии по собственной воле из идейных соображений.
        "Голубая дивизия" находилась на территории Новгородской и Ленинградской областей с октября 1941 до октября 1943 года. "Голубой" ее называли по цвету летних форменных рубашек. Штатная численность была определена в 17046 солдат и офицеров. По ротации через нее прошли около 47 тысяч человек, из них погибли четыре тысячи и около полутора тысяч попали в плен.
        - В сентябре 1941 года на Восточный фронт отправился "Легион французских добровольцев" в 2,5 тысячи человек.

        https://www.bbc.com/russian/international/2010/05/100427_germany_war_allies
      2. 0
        22 октября 2020 23:42
        Официальный нейтралитет не помеха участию, а Швеция - основной поставщик железной руд. Кто-кто, а Швеция фактически была союзником Германии и сильно обогатилась на войне.
  3. 0
    22 октября 2020 19:56
    Цитата: Jacques Sekavar
    Великая Отечественная война для СССР началась 22.06.1941г. с нападения Германии, в рядах которой сражались воинские формирования Испании, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Дании, Швеции, Финляндии, Венгрии, Румынии и других европейских государств, за исключением Британии, и официально завершилась с подписанием акта о безоговорочной капитуляции Германии 08.05.1945г. по местному(!) и 09.05.1945г. по Московскому(!!!) времени считал бы днём победы над Германией во второй Мировой войне.

    В войну с Японией СССР вступил 09.08.1945г., а капитулировала Япония 02.09.1945г. по местному(!) времени и 01.09.1945г., по Московскому времени, считал бы днём победы над Японией во второй Мировой(!!!) войне.

    Как представляется, Указ президиума Верховного Совета СССР от 03.09.1945г. следовало бы считать днём Окончания(!) второй Мировой(!!!) войны.

    Это необъяснимая традиция нелепого переноса дат. 9-е мая еще можно понять, но перенос со 2-го сентября просто нелепость, ладно бы на 1-е, тут хоть какая-то логика есть, так нет - на 3-е.
    Этот идиотизм идет от традиции праздновать праздник октябрьской революции в ноябре. Похоже маразм крепчает.
  4. -1
    22 октября 2020 20:25
    Цитата: Волконский
    Кстати, насчет 1 сент у меня сомнения, 8 часов разницы между Москвой и Токио, если подписали 2 сент в 7 часов утра, то успеваем, а если в 9 и позже, то и в Москве уже наступило 2 сент. Не думаю, что союзники собрались на линкоре "Миссури" ни свет, ни заря (точное время мне не известно)
    И в вашем списке стран, напавших 22 июня на СССР вычеркните Швецию (оф. нейтралитет), Бельгию (ваще не участвовала), Финляндию (напала позже - 25 июня), Данию (не участвовала), Испанию (оф. нейтралитет), Францию (не участвовала), Нидерланды (не участвовали), Италию (на Восточном фронте с 30 июня). Останется только Румыния и Венгрия
    Португалия, Швеция, Испания, Швейцария, Афганистан, Тибет, Лихтенштейн - в ВМВ не участвовали, оф. нейтралитет. Пять из них европейцы
    В остальном с вами согласен!

    Капитуляцию подписали в 9.02 утра.
  5. +4
    22 октября 2020 20:25
    Нужно изменить дату начала Второй мировой войны. Было бы правильнее вести отсчет с оккупации Чехословакии Гитлером и его польскими союзниками 29 сентября 1938 года.
    1. 0
      23 октября 2020 08:19
      Вторая мировая война началась 07.07.1937 года и закончилась 09.05.1945 года.
      1. +5
        23 октября 2020 17:31
        Началом Второй мировой вполне можно считать нападение Японии на Китай,дату которого вы привели. Окончанием Второй мировой можно считать доту капитуляции Японии,02.09.1945 года.
  6. 0
    22 октября 2020 20:56
    Председателем Комитета по обороне Владимиром Шамановым

    Автор не уточнил, в какой партии состоит Шаманов и кому подчиняется эта партия.

    Это бояре плохие, а царь хороший!