Создание нового Boeing: «перезагрузка» авиагиганта или жест отчаяния?

16

Как стало известно из американских СМИ, корпорация Boeing Co., дальнейшие перспективы которой многим аналитикам в последнее время представлялись весьма туманными, готовится к основательному «реваншу». На повестке дня стоит создание новой модели авиалайнера. Его выпуск, по мнению руководства компании, сможет стать весомым аргументом, способным переломить ход конкурентной борьбы с ее главным конкурентом – европейским авиапроизводителем Airbus. Борьбы, которая, казалось бы, уже проиграна американцами вчистую…

Попробуем разобраться, что на самом деле стоит за всеми этими слухами – реальная попытка оказавшегося на краю пропасти авиагиганта вернуть себе ведущие позиции в отрасли или попросту пиар-акция, целью которой является предотвращение вполне вероятного краха?



Возможно ли снять «проклятие» 737МАХ?


Напомню – Boeing Co. не предлагала своим потребителям никаких новинок начиная с 2004 года, когда мир впервые увидел Dreamliner, вышедший на линии 7 лет спустя – в 2011 году. Нет, разговоры о необходимости создать нечто оригинальное, продолжая собственную «линейку» внутри компании, велись, идеи, как говорится, витали в воздухе, но в конечном итоге все свелось лишь к дальнейшему «развитию» 737 модели, породившему злосчастный МАХ, оказавшийся для корпорации настоящим проклятием. О чем идет речь сейчас? Насколько известно, на что-либо совершенно необычное рассчитывать не приходится – в планах компании создание узкофюзеляжной машины, рассчитанной на 200-250 пассажиров.

Собственно говоря, в результате должно получиться нечто среднее между «здоровяком» 737 MAX и все тем же широкофюзеляжным 787 Dreamliner. В концерне не скрывают, что новое его детище должно будет стать ответом на самые удачные модели заокеанских конкурентов – такие, как A320neo, A321 LR и XLR, имеющих повышенную дальность полета, количество заказов на которые в свое время перевалило за 3 тысячи. В Boeing таким образом надеются сократить критическое отставание от Airbus прежде всего на рынке узкофюзеляжных пассажирских лайнеров. Ну, и, конечно же, «загладить» и заставить хоть как-то забыться весь тот мощнейший негатив, который излился на нее из-за предельно неприятной истории с 737МАХ. Впрочем, и этот проблемный самолет, как оказалось, окончательно списывать со счетов пока рано. Нашлись-таки отчаянные парни, готовые снова подняться на нем в небо. Как того и следовало ожидать – в США. О своем намерении возобновить эксплуатацию машин, от которых большинство авиаторов мира в последнее время шарахаются, как черт от ладана, уже заявила крупнейшая американская авиакомпания American Airlines.

Пока что 737МАХ будет задействован всего на одном из ее многочисленных рейсов – в ежедневных перелетах из Майами в Нью-Йорк, выполнять которые планируют с 29 декабря по 4 января. При этом всех пассажиров в обязательном порядке будут предупреждать, на какой именно борт им предстоит взойти. Тем не менее, в случае успеха, American Airlines рассчитывают, что это будет лишь «первый шаг к поэтапному возвращению 737МАХ в небо». В самой корпорации, накопившей в ангарах уже под 4 сотни этих машин, на это очень надеются. Ведь помимо «головной боли» с 737МАХ у нее хватает и прочих проблем. Так, в Boeing Co. признали необходимость что-то предпринимать и в связи с резким падением спроса на 787 Dreamliner. Там сообщили о намерении в будущем году снизить производство этих лайнеров до 6 в год и перенести его на завод в Норт-Чарлстоне, Южная Каролина, запущенный компанией в 2010 году.

Ранее основная масса Dreamliner собиралась в Эверетте, штат Вашингтон, и надо отметить, что там на подобные решения Boeing отреагировали весьма болезненно. Губернатор штата Вашингтон Джей Инсли вообще назвал их «оскорбительными» и «ошибочными», а вдобавок пригрозил «кардинально пересмотреть» те налоговые льготы, которые компания имела во вверенном ему штате. Коллега Инсли, губернатор Южной Каролины Генри Макмастер, как несложно догадаться, напротив, горячо поприветствовал перспективу «переселения» и пообещал Boeing всяческую поддержку. Еще бы – ведь речь идет, согласно предварительным и самым примерным подсчетам, о сотнях рабочих мест для высококвалифицированного персонала, и о еще большем – для вспомогательного. В условиях нынешней жесточайшей безработицы в США – вопрос более чем серьезный.

Создать – не проблема. Проблема – продать


Нельзя не упомянуть и еще об одной неприятности из множества постигших Boeing за пару лет и в последнее время нарастающих, как снежный ком. В суд штата Делавэр еще в прошлом месяце подан иск от ряда акционеров корпорации, крупнейшими среди которых являются государственные пенсионные фонды штатов Нью-Йорк и Колорадо к совету директоров компании. В адрес ее руководства, и, прежде всего, бывшего главного исполнительного директора Boeing Денниса Мюленбурга, выдвигаются обвинения в ослаблении контроля за действиями руководства, а также в неправильном и совершенно недостаточном реагировании на авиакатастрофы 737 MAX. Более глобальная претензия состоит в том, что по мнению акционеров, люди, стоявшие «у штурвала» авиагиганта, с определенного момента перестали уделять должное внимание вопросу безопасности самолетов, продолжая «клепать» те же 737МАХ, несмотря на возникавшие с ними проблемы, чем и довели корпорацию до ее нынешнего плачевного состояния. В Boeing Co. данный иск, естественно, объявили «необоснованным, предвзятым и рисующим однобокую картину», пообещав добиться прекращения судебного разбирательства уже в нынешнем году. Как знать – может, и удастся.

Однако даже эта тяжба является далеко не самой большой угрозой как для корпорации, так, в принципе, и для всей мировой авиастроительной промышленности. Аналитики самой же Boeing Co. не так давно обнародовали весьма пессимистичный прогноз. По подсчетам профильных экспертов, оглашенные ими же годом ранее объемы потенциальной потребности мировой авиации в новых машинах на ближайшее десятилетие нуждаются в отрицательной корректировке, как минимум, на 11%. И это – только лишь по состоянию на настоящий момент.

В Boeing считают, что максимальное количество крылатых машин, которое все их производители могут рассчитывать продать в следующие 10 лет, составляет 18 350 единиц. Общая выручка не дотянет и до 3 триллионов долларов, что для такой отрасли, как авиастроение, является сущими пустяками. Да, с восстановлением «ключевых драйверов» находящейся сейчас в состоянии глубочайшей стагнации отрасли – международного сообщения, туризма и тому подобного, речь, возможно, будет идти уже о 43-45 тысячах гражданских воздушных судов. Но произойдет это, в самом лучшем случае, лет через 20, не ранее. Пока же, по мнению экспертов Boeing, им самим и их коллегам остается уповать исключительно на государственные заказы и, прежде всего – на сотрудничество с военными. Объем спроса на такие товары, как военные самолеты, спутниковые системы и прочие космические аппараты, в те же ближайшие 10 лет должен оставаться на уровне 2.6 триллионов долларов. При этом, как уповают в корпорации, 60% этих средств должны быть освоены именно в США.

Как будет развиваться ситуация на самом деле, покажет время. Пока же сентябрь нынешнего года стал крайне тревожной «чертой» для авиастроителей – на протяжении этого месяца абсолютно ни единого заказа на новые машины не получили как Boeing, так и Airbus. Можно сказать, что у европейцев ухудшение даже ощутимее – они начали сталкиваться с отказами потенциальных покупателей от ранее заключенных сделок, к которым в Boeing уже привыкли. В лучшем случае – со стремлением изменить их условия, чтобы максимально сэкономить собственные средства. Так, от трех лайнеров A220-300 отказалась австралийская лизинговая компания Macquarie Financial Holdings, которая изначально «замахивалась» на приобретение 40 машин. Турецкая Pegasus Airlines и мексиканская Viva Aerobus вместо A320neo решили приобрести более вместительные A321neo (в первом случае речь о 8 машинах, во втором – о двух). Неудивительно, что операционный директор Airbus Майкл Шеллхорн не так давно сделал заявление о том, что компания планирует сократить 15 тысяч сотрудников и назвал такое сокращение «минимальным», намекая, что на этом все может не закончиться.

Ожидать чего-то другого в нынешней ситуации было бы, как минимум, наивно. В прошлом месяце Европейская организация по безопасности воздушной навигации значительно ухудшила прогноз падения авиационного трафика в 2020 году. Ранее ее эксперты предрекали его восстановление к концу нынешнего года до уровня 85% от показателей 2019 года (в оптимистическом варианте) или, как минимум до 75% (в пессимистическом). Теперь же становится совершенно очевидно, что наилучшим результатом может стать возобновление воздушного сообщения до половины прошлогоднего объема. Это – в том случае, если вторая волна коронавируса, все более явственно «накрывающая» планету, не вызовет настолько же жесткий локдаун, как это было весной.

Пока что авиационная отрасль по всей планете терпит самый настоящий крах. В качестве примера можно привести Великобританию, долгое время удерживавшую передовые позиции в области воздушных перевозок. Там тревогу бьют уже на уровне правительства и парламента. Есть от чего – ведущая авиакомпания страны British Airways вынуждена была сократить 12 тысяч сотрудников. 5 тысяч человек пришлось уволить Virgin Atlantic (а это – ровно половина ее штата). Считавшийся крупнейшим лоукостером Европы Easyjet, завершающий нынешний год впервые за собственную историю с колоссальным убытком в более миллиарда долларов, выставляет за дверь 4 с половиной тысячи сотрудников. Ирландский лоукостер Ryanair пока что ограничился увольнением 3 тысяч человек, но уже нынешней зимой в «неоплачиваемый отпуск» может отправиться весь его персонал.

Такая же примерно картина – практически по всему миру. Американские авиакомпании могут сократить более 30 тысяч своих работников после того, как прекратит свое действие программа реализации мер поддержки американской экономики в условиях пандемии (CARES). Пока что Министерство финансов США пытается поддерживать хотя бы наиболее крупные из них, выделяя внушительные займы (та же American Airlines в сентябре получила не менее 5 с половиной миллиардов), однако насколько еще у правительства хватит средств для таких «вливаний»? Идеи Boeing Co. о создании новых крылатых машин вполне могут так и остаться прекрасными мечтами – если для них не найдется ни покупателей, ни пилотов, ни пассажиров.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    23 октября 2020 14:17
    Сова на глобус
    Аэробус тоже вдруг стал прожектами пиарить.
    Вирус по сути помог Боингу, так как встали все, а не только он.
    А Боинг, в отличии от многих, строгает еще много чего, кроме авиалайнеров. Ужмуться, и все...
  2. -2
    23 октября 2020 14:26
    Сразу видно «специалиста», Неукропный в своём репертуаре.Всезнайка, что тут скажешь... Новый Боинг-777? Не, не слыхал. Паритет в перевозках с Эрбасом?А шо это такое?Военные заказы на многие миллиарды?А как это?
    1. +1
      24 октября 2020 08:57
      Цитата: Natan Bruk
      Сразу видно «специалиста», Неукропный в своём репертуаре.Всезнайка, что тут скажешь..

      Ну, кто бы говорил, всезнающий израильский эксперт wink
      1. -3
        24 октября 2020 18:49
        Для того чтобы определить дилетантство Неукропного не нужно быть большим экспертом.
  3. +1
    23 октября 2020 16:59
    Пожелаем Боингу разорения, банкротства и ликвидации. Да прибудет в США безработица и нищета. Как раз расчистят небо для наших разработок.
    1. -2
      24 октября 2020 01:18
      Молитесьусерднее,Пока Бог вас не слышит.
      1. +2
        24 октября 2020 08:58
        Да вы за Бога то не говорите. Вы с его сыном нехорошо поступили когда-то feel
        1. -3
          24 октября 2020 18:48
          Это были наши внутриеврейские разборки.
  4. +3
    23 октября 2020 21:14
    Автор, да ниспошлет вам Господь терпения при подготовке материала, если вы уж не следите за ситуацией постоянно.

    737MAX ...Нашлись-таки отчаянные парни, готовые снова подняться на нем в небо. Как того и следовало ожидать – в США....

    Вы таки не поверите: им и в европе разрешили летать, Азия подтягивается, наверное и за РоссАвиацией дело не станет.

    Boeing привыкли к отказам от заказов.

    - так это капитализм называется. Но прежде чем хлопать в ладоши - проверьте количество заказов на тот же 737МАХ. IGA прикупили 200 штук, Ryanair две с половиной сотни оплатил и догаваривается еще на 18 лярдов. Это за последнее время.

    British Airways уволил...

    - свинство ВА в том, что он уволил 12000 персонала на следующий день после получения многомиллиардной помощи...

    Ryanair уволил..

    - вы про Ryanair airline? Сомневаюсь что в нем вообще есть 3000 сотрудников. Может вы про Ryanair Group? Про какую из компаний вы вещаете?, их пять. И они не сократили никого из операционного персонала, готовятся однако. Аэрофлотовским манагерам стоит поучиться заниматься бизнесом: зарабатывать профит /Ryanair/ это одно; сидеть на шею у бюджета /Аэрофлот/ это совсем по другому называется.
    Автор - учите матчасть пожалуйста
    1. -6
      24 октября 2020 01:17
      Да ну,это же Неукропный,какая там матчасть,ему главное сказать что капиталистам скоро конец,а российские скрепы завоюют весь мир.
      1. +1
        24 октября 2020 12:47
        Наверное надоело это нытьё про перспективы выкинуть Boeing с рынка: если на своей территории получится западников подвинуть - будет большая удача. Но это не произойдёт ни завтра, ни через пять лет: работать надо, а не молоть что ни попадя.
        1. -1
          24 октября 2020 18:53
          Это если и будет,то очень и очень нескоро - на сегодняшний день абсолютное большинство гражданской авиатехники именно Боинг и Эрбас.Ну ещё немного Эмбрайер и малость Бомбардье.
  5. +1
    25 октября 2020 08:24
    Да у Боинга серъезный проблемы. Это шанс российскому авиастроению подняться.
    1. +1
      26 октября 2020 00:25
      Цитата: Кирилл Вальковский
      шанс российскому авиастроению подняться...

      ..хотя бы на своей территории. Было бы очень глупо потерять этот шанс, но пока что ”поколение манагеров” не готово к этому, что грустно
      1. +2
        29 октября 2020 01:00
        В своей статье Платошкин затронул, только станкостроение:

        Для того, чтобы в современном мире произвести что-нибудь стоящее - от стиральной машины до томатного сока - нужны станки. Именно на станках (металлорежущих) делают любое оборудование для любой отрасли. Только весла для галер можно вытесать топором. Даже каменным. Считается, что если любая страна завозит более 60% используемых ей станков, то она утратила полностью технологическую независимость. Так как у нас с этим дела? Царская Россия сама станков практически не делала. В ходе советской индустриализации 30-х годов был совершен колоссальный рывок в станкостроении. В 1930 году только 34% устанавливаемых станков были отечественными, а в 1937 году-91%. Именно на этих станках мы и выиграли великую войну. На этих станках, например, производился лучший танк Второй мировой Т-34. Последним словом в станкостроении считаются станки с числовым программным управлением (ЧПУ). То есть эти станки могут обходиться без рабочих, они функционируют по заранее заданной им компьютерной программе. Рабочие выполняют роль наладчиков. В 1958 году СССР продемонстрировал такие станки на Всемирной выставке в Брюсселе. А в 1972 году у нас появился первый участок со станками по "безлюдной технологии". Такие вот галоши! Безлюдные! В 1991 году в СССР работало 428 станкостроительный заводов, выпустивших 160 тысяч станков (в том числе 22 тысячи станков с ЧПУ, 2-е место в мире по станкам с ЧПУ после Японии - там 24 тысячи). Только инженеров- станкостроителей было в Союзе более 7 тысяч. Теперь остались одни галерные рабы. Сейчас Россия производит около 6 тысяч станков. Ещё 8 тысяч завозит. В основном дешёвые и не очень качественные станки из Китая. Дорогие и современные японские, немецкие и американские станки нам и не нужны - заводов то для них уже почти нет. В целом зависимость по импорту станков около 78%, а по инструментам для станков (режущие части например - фрезы и и.д.)- зависимость от иностранцев 90%. Так что зарубежные "партнёры" могут остановить всю нашу промышленность за год, просто перестав поставлять станки и инструменты к ним. Поэтому настоящих то санкций в наш адрес толком ещё и не было. Заметим, что в 2019 году в мире произвели 34.5 миллиона металлорежущих станков. Но только вот не Россия их произвела. А Китай (9 миллионов штук), США - 4 миллиона и Германия - 2.5 миллиона. А мы снабжаем их всех нефтью и газом, который оставили нам благодарные динозавры сотни миллионов лет тому назад.
        1. +1
          29 октября 2020 11:43
          Вы без сомнения правы. Вроде была озвучена программа производства станков. А другая проблема это кому работать на них, тоже надо решать